Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль экскурсии в формировании экологической культуры в начальной школе

Поиск

Эффективность экскурсионных занятий обусловлена тем, что они позволяют учащимся увидеть собственными глазами те объекты и процессы окружающего мира, о которых было рассказано педагогом или прочитано в учебной литературе. Это улучшает восприятие информации и закрепляет знания в голове ребенка, делая их более устойчивыми и долговечными. Визуальное восприятие создает в сознании младшего школьника более крепкие и целостные образы объектов и процессов окружающего мира. Экскурсионные занятия помогают детям познакомиться с устройством окружающего мира. Ни наблюдают за его обитателями и учатся выявлять связи между природными объектами, процессами и явлениями.
Чтобы у учащихся формировались более полные и устойчивые представления о природе, экологии и особенностях развития своего родного края, необходимо устраивать регулярные экскурсии, проводить их в разные времена года и, при различных погодных условиях. Экскурсии способствуют формированию самостоятельности учащихся и раскрытию их творческих способностей. Они позволяют детям проявлять инициативу и наблюдательность в поиске ответов на вопросы о функционировании тех или иных процессов природы, развитии объектов животного и растительного мира. Кроме того, наблюдение увлекает ребенка младшего школьного возраста, что активизирует его познавательную заинтересованность в области экологии и усвоения основ экологической культуры. Экскурсии помогают расширению кругозора учащихся и помогают усвоить программный материал более объемно и детально. Функциональное значений экскурсий в развитии экологической культуры младшего дошкольника огромно. Экскурсия позволяет: Развить навыки наблюдения; Сформировать умения точного и детального восприятия объектов окружающего мира; Выделять существенные признаки в увиденном; Развить сообразительность суждений ребенка; Развить инициативность и любознательность; Развить работу воображения, необходимого для формирования личности младшего дошкольника; Развить чуткость восприятия природных объектов и процессов; Развить тонкость внимания к природным объектам и процесса. Условия эффективного проведения экскурсий в младших классах Независимо от тематики экскурсии и ее текущей задачи требуется соблюдать некоторые условия ее эффективного проведения. Можно выделить три основные группы принципиально значимых условий проведения экскурсионного занятия, ориентированного на результат: Эмоциональный компонент. Экскурсия формирует у детей определенное эмоциональное состояние, которое необходимо поддерживать педагогу на протяжении всего времени ее прохождения. Нельзя контролировать поведение детей. Им необходимо дать свободу действий, чтобы развить их самостоятельность в поиске ответов на вопросы, дать возможность поделиться друг с другом впечатлениями. Экскурсия должна носить неформальный характер т.е. педагогу нужно исключить авторитарный стиль общения, строгое соблюдение дисциплины. С детьми необходимо общаться на равных, вести добрые, задушевные беседы. Содержательный компонент. Экскурсия должна иметь конкретную цель и составленную в соответствии с ней программу проведения. Педагог планирует место проведения экскурсии, объекты или процессы для наблюдения, готовит вопросы для учащихся, составляет задания, которые необходимо выполнить на основании увиденного. Организационный компонент. Экскурсия должна быть тщательно и детально спланирована и заблаговременно подготовлена. Для этого определяется тема экскурсии, место и условия ее проведения, альтернативные варианты, на случай невозможности попасть именно в то места по каким-либо обстоятельствам, планирует маршрут прохождения экскурсии, последовательность действий и мероприятий в ее ходе. Любая экскурсия должна иметь четкий план. В ходе экскурсии, педагогу необходимо придерживаться ее темы и направлять детей на наблюдении именно за конкретными объектами или процессами. Дети младшего школьного возраста могут отвлекаться, задавать педагогу вопросы, совершенно не относящиеся к теме экскурсии. Педагогу нужно уметь уходить от них и возвращать детей к теме данной экскурсии. Все, что наблюдается, детям необходимо пояснять. При этом, длительных рассказов нужно избегать, потому что они будут неинтересны ребенку и, утомят его необходимостью долгой концентрации внимания. Педагогу необходимо привлекать каждого учащегося к активному наблюдению. Это поможет развить более обширные экологические представления у них. Количество новой информации, ее содержание и объем должны быть доступны для усвоения учащимися младших классов. Нельзя перенапрягать их, иначе освоение экологической культуры будет неэффективным. Дети должны сами стремится к познанию и воспринимать столько информации, сколько позволяют их интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности развития. Развитие экологической культуры в ходе проведения экскурсии достигается за счет ознакомления детей с правилами взаимодействия с природой, формирования у них осознанной необходимости ее охраны. Перед экскурсией, детям необходимо объяснить, что нельзя ломать ветки деревьев, срывать и топтать цветы, наносить вред коре деревьев, нельзя разрушать места обитания птиц, муравейники, ловить летающих насекомых и птиц, мусорить в лесу, жечь в нем костры и т.д. Если дети усвоят опасность вреда, который они могут нанести объектам природы, то постепенно у них разовьется бережное отношение к ним.
4. Личный пример родителей, учителей в формировании экологической культуры обучающихся начальной школы

Формирование экологической культуры, экологически целесообразного поведения младших школьников может быть эффективным тогда, когда происходит воздействие на ребенка как со стороны школы, так и со стороны родителей, которые участвуют во внеклассной работе. Еще П.Ф. Лесгафтом в свое время было доказано, что ребенка воспитывают в семье не отдельные замечания родителей, не какие-то специальные надуманные приемы воспитания, а общий склад жизни, образ действия родителей, пример отношения членов семьи к окружающей жизни. Именно они создают предпосылки для формирования нравственных привычек, и интересов, и потребностей, что является основой формирования личности ребенка [3, 58]. Однако, как свидетельствуют практические наблюдения и исследования, семья в большинстве случаев не может обеспечить педагогически обоснованную работу с ребенком, потому что часть родителей является экологически безграмотными, бескультурными и равнодушными к природе, что, несомненно, сказывается на детях. Данный факт привел к выводу о необходимости проведения целенаправленного руководства деятельностью семьи в экологическом воспитании школьников, которое бы соответствовало разработанной модели взаимодействия школы и семьи в формировании экологически целесообразного поведения младших школьников и осуществлялось по двум направлениям (Л.А. Воронина [16]): 1. Организация педагогического просвещения родителей. 28 2. Непосредственное руководство деятельностью семьи в указанном направлении. Такое руководство чрезвычайно важно, потому что программы семейного воспитания зачастую отсутствуют, и они проводится на основе личного опыта и традиций воспитания в каждой семье. В свое время В.А. Сухомлинский отмечал, что успешная воспитательная работа школы была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей [77]. В данном исследовании педагогическое просвещение родителей понимается как система целенаправленных мер по вооружению родителей знаниями и умениями для успешного выполнения воспитательных функций. Рис. 3. Меры по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры младших школьников 1) непосредственное, осуществляется в процессе бесед, лекций, семинаров и т.д.; 2) опосредованное, осуществляется детьми при выполнении задания учителя, например: «Расскажи своим родителям о том, что ты узнал на занятиях кружка» и т.д. • беседа • лекция • семинар Непосредственное • задания • игры • рассказ Опосредованное 29 Формы работы школы по педагогическому просвещению родителей могут быть разными: родительский университет, родительские собрания, семинары обмена опытом, индивидуальные беседы и др. Особое внимание учителя должны уделять родительским собраниям, индивидуальной работе, а также семинарам. Однако успех работы в данном направлении может обеспечиваться только в том случае, если будет учитываться уровень экологической культуры родителей и сформированность определенных поведенческих норм. Учитывая это, можно правильно спланировать формы педагогического просвещения, обеспечить индивидуальный подход. Отталкиваясь от указанного и используя различные методы (беседы с детьми, игровые ситуации, беседу с родителями и учителями, наблюдение за родителями), можно условно поделили родителей учеников на следующие группы: 1. Равнодушные, безответственные родители. 2. Сознательные родители, которые понимают необходимость экологического воспитания, однако не всегда выполняют его условия. 3. Активные родители, которые проявляют добросовестное отношение к экологическому воспитанию. Распределение родителей на группы позволяет уже в самом начале работы выявить родителей - потенциальных помощников учителя в организации природоохранной работы с детьми, а также взять за основу принцип оптимальной дифференциации в реализации содержания педагогического просвещения родителей, осуществить индивидуальный подход, то есть определить преобладающие виды работы с каждой из групп. При составлении содержания педагогического просвещения родителей по формированию экологически целесообразного поведения учитываются такие принципы, по мнению В.В. Козлова [82], как связь воспитания с жизнью, концентричность воспитания, опора на положительное, систематичность и последовательность педагогического просвещения, научность, опора на положительный опыт семейного воспитания. В процессе 30 планирования тематики бесед с родителями для классных собраний следует руководствоваться рекомендациями по организации воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденным Министерством Образования РФ [2]. Работа с родителями планируется таким образом, чтобы не ущемлять другие виды педагогического просвещения. Выделены следующие задачи педагогического просвещения родителей: 1. Повышение экологической грамотности родителей, формирование у них интереса к проблеме охраны окружающей среды. 2. Демонстрация необходимости взаимодействия школы и семьи в формировании экологически целесообразного поведения обучающихся начальной школы. 3. Формирование у родителей представлений о формах и видах работы с детьми в формировании экологически целесообразного поведения. По мнению И.В. Цветковой [84], избранные темы беседы имеют цель не только расширение педагогических и естественно-научных знаний родителей, но и привлечение их к природоохранной внеклассной работе. Особенностью педагогической пропаганды является то, что в роли лекторов могут выступать родители, в результате чего значительно повышается интерес к беседам других родителей. Большую роль в пропаганде педагогических знаний играют семинары по обмену опытом организации экологического воспитания в семье. Они проводятся один раз в год и представляют собой подведение итогов взаимодействия школы и семьи. На семинарах родители делятся своими наблюдениями за изменениями в поведении детей, рассказывают о воспитании в семье, высказывают замечания по поводу организации внеклассной природоохранной работы, оценивают ее, заполняют соответствующие анкеты. Семинары проходят под руководством учителя и родителей. Непосредственное просвещение родителей осуществляется в виде руководства их самообразованием. С этой целью на семинарах родителям предлагается список литературы из следующих разделов: 31 1. Взаимодействие школы и семьи - залог эффективного воспитания. 2. Современные экологические проблемы. 3. Охрана окружающей среды и воспитания. Список включает не только научную литературу по вопросам охраны природы, но и статьи на педагогическую тематику, а также посвященные проблемам формирования экологически целесообразного поведения. Изучение предложенной литературы, несомненно, положительно сказывается на повышении педагогической и экологической грамотности родителей. Однако, как показывает опыт работы специалистов, повлиять на родителей и добиться значительных результатов гораздо труднее, чем при работе с детьми, так как к этому возрасту личность взрослых людей сформировалась полностью сформировалось их мировоззрение, привычки, моральные принципы. В целом, организованная работа по педагогическому просвещению родителей, направленная на формирование экологической культуры младших школьников, позволяет сделать следующие выводы: - во-первых, педагогически экологическое просвещение способствует расширению экологических знаний детей, их интересов, деятельности в природе; - во-вторых, просвещение оказывает методическую помощь родителям по вопросам экологического воспитания детей в семье; - в-третьих, повышает экологическую культуру родителей; - в-четвертых, в значительной степени формируется мнение родителей по вопросам формирования экологически целесообразного поведения; - в-пятых, способствует активизации участия родителей в природоохранной работе школы; - в-шестых, способствует установлению тесного контакта школы с семьей. Однако, наряду с педагогической пропагандой должно осуществляться 32 и специальное руководство деятельностью семьи по экологическому воспитанию детей. В.А. Сухомлинский писал: «... ничто не может заменить семью. Воспитание, лишенное постоянного, повседневного духовного общения детей с родителями - ненормальное, уродливое воспитание ...» [77, 109]. Умело направить влияние родителей - задача учителя. Работа в данном направлении начинается по предложению родителям возможностей различных видов деятельности с детьми, направленных на формирование экологической культуры. Рекомендуемые виды работ можно разделить на 3 направления, что предлагает Т.Н. Гордеева [21]: - по формированию экологических знаний (беседы по экологической тематике, чтение книг о природе, составление правил экологически целесообразного поведения, фенологические наблюдения); - по формированию экологических умений (заготовка корма и подкормки птиц, уход за домашними животными и комнатными растениями, участие в озелененные улиц и дворов); - воспитание соответствующих чувств (изучение пейзажной живописи, изготовление поделок из природного материала, фотографирование объектов природы). Все виды работы должны осуществляться в тесном единстве и взаимосвязи, способствовать развитию устойчивых интересов к мотивам экологически целесообразного поведения. Согласно указанным видам работы родителям, как указывает Л.Ю. Иванова [23] предлагаются для решения следующие задачи: - по наблюдению за объектами природы; - по организации деятельности детей в природе; - по наблюдению за отношением ребенка к природе; - по руководству чтением ребенка; - по расширению интересов и знаний детей о природе и т.п. 33 Процесс формирования экологической культуры рассматривается как важное направление в работе учебных заведений, который осуществляется путем использования различных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность детей. В частности, к основным формам организации совместной работы семьи и школы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, относятся [2]: - экологические экскурсии и наблюдения; - игры с экологическим содержанием; - уроки доброты и мышления среди природы, экологические беседы с проведением промежуточных срезов; - экологические кружки и др. Одной из форм формирования у младших школьников экологической культуры является дидактическая игра. Как отмечала С.Н. Николаева «Усвоение знаний о природе с помощью игры, вызывает переживания, которые не могут не повлиять на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира, а экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает только интеллектуальную сферу» [56]. Таким дидактические игры могут быть использованы в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, а также могут быть предложены для самостоятельного изучения дома в семье, в качестве домашнего задания. Еще одной формой организации образовательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения в природе является экскурсия. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учеников. На экскурсиях обучающиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Экологическая культура является 34 показателем сознательного, ответственного отношения личности к окружающей природе. В работе с родителями можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, телефонные разговоры), так и нетрадиционные формы сотрудничества (родительский всеобуч, бюро педагогических услуг, круглый стол, деловая игра, анкетирование) [1]. Способом анкетирования изучается образовательный уровень родителей, психологический климат семьи. Родителям предлагается чаще гулять со своими детьми, вместе слушать пение птиц, любоваться закатом, наблюдать за изменениями в природе и фиксировать свои наблюдения в специальном календаре. Радость общения с природой надолго останется в памяти ребенка, пробудит добрые чувства к ней. Важно убедить родителей, что именно они своим отношением к матушке-природе, своим поведением осуществляют сильное влияние на личность ребенка. Большое значение придается организации совместных наблюдений объектов природы родителями и детьми. Под наблюдением понимается целенаправленный процесс планомерного и систематического восприятия [23]. Наблюдения, проведенные родителями совместно с детьми, значительно расширяют соответствующие знания детей. Большое значение придается организации родителями практической природоохранной деятельности детей. Родителям даются рекомендации, как помочь детям изготовить скворечник, предупредить разрушение поверхностными водами берега реки, проводить подкормку птиц и уход за растениями. Дети с удовольствием участвуют в этой деятельности, потому что видят внимание и понимание со стороны своих близких. Кроме указанных задач, родители получают рекомендации по наблюдению за своими детьми. Например, родителям предлагается понаблюдать, увлекается ли их ребенок на прогулках красотой природы, в чем заключаются его чувства. Родители, как никакие другие воспитатели, имеют огромные возможности наблюдать ребенка наедине с собой, наедине с природой, 35 видеть проявления его отношений, которые происходят под влиянием собственных побуждений. Именно поэтому родители получают задания по наблюдению за поведением детей в природе. Особого внимания заслуживает контроль со стороны семьи за чтением детей, в процессе которого родители делали выводы о том, какие книги любит читать их ребенок. Р.И. Пазова [59] указывает, что будущее нашей планеты и нашей жизни - это молодое поколение, а значит, наши перспективы зависят от формирования у молодого поколения экологической культуры, личности способной сосуществовать в гармонии с природой, беречь и воспроизводить ее сокровища. Ведь существование человечества зависит от природной среды. Каждый из нас - это часть природы. Именно поэтому, перспектива экологического воспитания в образовательном процессе значительно возрастает. «Полагаем, - писал В.А. Сухомлинский, - что школа будущего должна полно использовать для гармоничного развития человека все, что дает природа и сможет сделать человек для того, чтобы природа служила ему. Уже поэтому мы должны беречь и пополнять природные богатства, которые имеем» [77]. Экологическую культуру можно рассматривать как вектор гармоничного, устойчивого развития, которое гарантирует соответствие социальной деятельности в естественной среде. Однако не все родители могут правильно подготовить детей к восприятию окружающего мира. Главным фактором здесь является недостаточность собственного экологического образования. На помощь родителям с такой целью педагогами разрабатываются специальные программы, которые в доступной игровой форме способствуют правильному направлению внимания детей к той или иной теме. Эти программы являются основой следующего экологического воспитания. От правильности и качества их усвоения зависит дальнейшая экологическая культура личности. Таким образом, взаимодействие родителей в семье и педагогов в образовательной организации позволяют формировать грамотные основы экологического 36 подхода к восприятию окружающей природной среды, способствуют формированию экологической культуры младших школьников. Таким образом, результаты руководства со стороны школы в формировании экологической культуры младших школьников, состоящего из сочетания общего и дифференцированного педагогического просвещения родителей и выполнения непосредственных рекомендаций по организации природоохранной работы в семье, проявляются в том, что соответствующая деятельность семьи и школы не противоречат друг другу, а ведутся в одном направлении, преследуя одну цель, что в конечном итоге обуславливает успешное формирование у обучающихся отдельных компонентов экологической культуры. В данной работе рассматриваются только некоторые направления формирования экологической культуры младших школьников при взаимодействии школы и семьи, которые не исчерпывают всех аспектов проблемы. Требует дальнейшей разработки методика организации природоохранной работы в начальной школе с участием родителей. Выводы по первой главе Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти к ряду выводов. Экологическая культура представляет собой часть духовной культуры, которая представляет собой интегративное качество личности, и воплощает духовно-нравственные ценности и определяет экологически-нравственные поступки, направленные на сохранение жизни во всех ее проявлениях и на создание красоты природной среды. Таким образом, «экологическая культура» - это сложное образование, предполагающее формирование экологических знаний, экологического мышления и соответствующего поведения. 37 Сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную - формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую - возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности. Надлежащий уровень экологической культуры подрастающего поколения является одним из путей гармонизации отношений общества и природы. Формирование экологической культуры личности и обучающихся в целом - это процесс сложный и длительный, эффективная организация которого требует дальнейших научных исследований. Считаем, что перспективными в этом направлении является разработка новых методик, которые способствуют развитию экологических знаний, мышления и деятельности, направленной на создание и охрану красоты природного мира. Результаты руководства со стороны школы в формировании экологической культуры младших школьников, состоящего из сочетания общего и дифференцированного педагогического просвещения родителей и выполнения непосредственных рекомендаций по организации природоохранной работы в семье, проявляются в том, что соответствующая деятельность семьи и школы не противоречат друг другу, а ведутся в одном направлении, преследуя одну цель, что в конечном итоге обуславливает успешное формирование у обучающихся отдельных компонентов экологической культуры. В данной работе рассматриваются только некоторые направления формирования экологической культуры младших школьников при взаимодействии школы и семьи, которые не исчерпывают всех аспектов проблемы. Требует дальнейшей разработки методика организации природоохранной работы в начальной школе с участием родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.014 с.)