Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.

Поиск

Занятие № 16

Тема: Падежные конструкции.

Цели: Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в имени­тельном падеже, согласовывая существительное с соседни­ми словами. Уточнить значение предлога У.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зе­леные шорты (полосатая рубашка, красное платье, синий сарафан и т.п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани», «У Кати» и т. п.

1. У логопеда на столе пять-шесть предметов, например: ку­бик, пирамидка, лента, банка, мяч, лошадка. Он просит на­звать все предметы, а затем закрывает их ширмой. Когда ширма поднята, на столе не оказывается двух предметов* Логопед спра­шивает: «Чего нет на столе?» Дети отвечают по одному и хо­ром: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».

(Желательно подобрать существительные с разными типами окончаний.)

Логопед обязательно проводит сравнительный анализ началь­ной формы (именительного падежа) существительного и образо­ванной (родительного падежа), задавая вопросы:

— Что стояло на столе? (Пирамидка, кубик)

— Чего не стало? (Пирамидки, кубика)

2.  Игра «Чей голос?»

Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у, бе-е, гав, мяу, иго-го и т.п. Затем спрашивает: ♦ Чей это голос?» Бели дети отвечают правильно, логопед показывает фи­гурку угаданного животного.

Здесь также проводится сравнение двух падежных форм: это кошка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.

3.  Динамическая пауза. Игра «Кого нет в ряду?»

Все дети встают в один ряд. Водящий ребёнок подходит к логопеду и закрывает глаза. В это время два-три ребенка выхо­дят за дверь по команде логопеда (команда отдается жестом). Открыв глаза, водящий должен отгадать, кого нет в ряду. При­мерные ответы: «Нет Кости, Вовы и Кати», «Нет Лены и Мари­ны» и т. п.

4.  Игра «Чей хвост, чья голова?»

На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части их тел. Например: из-за дома видна голова обезьяны, из-за куста — шея жирафа, из-за холма — горбы верблюда. Логопед объясняет: «К необита­емому острову подплыл корабль, звери испугались и попрята­лись. Что увидели путешественники? Зверей целиком?»

Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, горбы верблюда, хвост тигра и т.п.)».

5.  Игра «Закрытый стакан».

Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. д.)?

Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, компота, киселя, молока, воды и т.п.)».

6. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, крот, жук, воробей, гусеница, червяк и т.п.), и спрашивает: «Кого испугал­ся трусишка Коля?»

Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (воробья, гуся, утки, мышки, вороны и т. п.). Можно провести сравнение форм вини­тельного и родительного падежей в случаях, когда они различны. Например: «Коля увидел воронУ, испугался воронЫ (пчелУ — пчелЫ, мышкУ т— мышкИ и т. п.)».

Каждый ребенок составляет предложение по своей картинке. Логопед контролирует правильность составления фразы, исправ­ляет аграмматизмы.

7. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.008 с.)