Тема: Составление 3-словных предложений.
Занятие № 12
Тема: Составление 3-словных предложений.
Понятия «действие», «предложение», «слово» (для сильной группы).
Цели: Учить детей составлять 3-словное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед объявляет детям: «Сядет тот, кто подберет к действию нужное слово. Моют что? (стирают что? купают кого? убирают что? шьют что? кормят кого? чистят что? и т.п.)».
1. Показав детям картинку с изображением девочки, которая ест кашу, логопед просит их составить по этому сюжету предложение. Затем выкладывает на наборном полотне схему получившегося предложения, где каждое слово обозначается прямоугольником синего цвета, и спрашивает ребят:
— Что еще может девочка делать?
Дети подбирают действия: играть, спать, умываться, убирать и т. д.
— Что еще девочка может есть?
Дети подбирают слова: котлету, макароны, арбуз, мороженое и т. п.
Логопед заменяет в схеме последний прямоугольник на символ другого цвета, например, красного, и объясняет, что если дети первые два слова оставят без изменений, а последнее заменят, то у них получится много разных предложений. Например: «Девочка ест котлету», «Девочка ест арбуз», «Девочка ест мороженое» и пр. Дети сами придумывают аналогичные предложения по заданной схеме.
2. Логопед выставляет новую картинку, на которой, например, мама моет пол. По аналогии с предыдущим заданием составляются примерно такие предложения: «Мама моет малыша», «Мама моет посуду», «Мама моет окно» и т. п.
(В качестве зрительной опоры дети пользуются той же схемой.)
3. Динамическая пауза. Логопед просит детей изобразить, как мама подметает пол, стирает белье, гладит одежду, как папа забивает гвоздь и т. п.
4. Игра «Что перепутал Незнайка?»
Логопед зачитывает предложения, которые составил Незнайка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и др.
5. Логопед раздает детям картинки, по которым малыши составляют 3-словные предложения, например: «Девочка поливает цветок», «Мальчик рисует дом», «Девочка лепит слона». Затем логопед просит назвать в каждом предложении действие. Дети называют действия (каждый в своем предложении.)
Далее логопед просит изменить последнее слово в предложении и составить три-четыре новых с опорой на схему. Получаются примерно такие предложения: «Девочка лепит вазу», «Девочка лепит корзинку», «Девочка лепит грушу». (Логопед должен опросить всех детей.)
6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.
|