Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параграф 3.2 «Цели и задачи профессионального образования в сфере музыкального искусства эстрады»



Третья глава «Становление профессионального образования в области музыкального искусства эстрады» посвящена проблемам отечественной профессиональной школы в области музыкального искусства эстрады. В параграфе 3.1 «Историческая панорама становления и развития профессионального музыкального образования в России»

Профессиональное музыкальное образование в России окончательно сформировалось в начале XX века. Далеко в XIX веке остались любительство, дилетантство как символы просвещенности и принадлежности к высшему сословию. Музицирование, имевшее место в предыдущие века, было принято музыкантами всех направлений в XX веке. Музыканты XX века в силу своего образования и профессионализма были обречены, как правило, на определенную специализацию: исполнители, педагоги, музыковеды – «нотные люди». Искусство обучения исполнительству было доведено до совершенства и требовало, помимо таланта, огромных усилий и работы. Музыканты-профессионалы тяготели к музицированию, как возможности свободной импровизации. Сложившиеся в XX веке направления и стили музыкального искусства к концу века окончательно сформировали свою аудиторию.

Если в 80-е годы музыковеды сетовали на пустые залы в филармонии, то уже в конце 90-х филармонические концерты и оперные спектакли идут с аншлагом. Искусство джаза, получившее окончательное признание в конце XX века, также сформировало свою аудиторию в джазовых филармониях и клубах, а сегодня не только дебютировало в Большом зале Московской государственной консерватории, Большом зале Филармонии им. Д.Шостаковича, но и претендует на постоянное место в филармонических залах. В 1994 г. приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию была утверждена специальность «Музыкальное искусство эстрады», которая является составной частью системы профессионального музыкального образования в России. В связи с тем, что основой новой специальности «Музыкальное искусство эстрады» явилась российская профессиональная музыкальная школа, представилось необходимым воссоздать историческую панораму традиций музыкального образования в России, которые имеют тысячелетнюю историю. Но только в период реформ Петра I в связи с возросшей ролью светской музыки, появляются первые светские образовательные учреждения, широкое распространение получает домашнее музыкальное образование.

В ХVIII веке открываются музыкальные учебные заведения, которые можно сегодня приравнять к среднему и высшему профессиональному образованию. Музыкальная жизнь ХIХ века необычайно богата. Это век, давший основные направления музыкального развития общества и музыкального воспитания. В середине века доминировали демократические и гуманистические тенденции. Лозунг эпохи – интересы народа. В это время получают развитие академическое литературоведение, историография (труды С.М.Соловьева, В.О.Ключевского), большой интерес проявляется к фольклору. Одной из ключевых эстетических проблем была проблема народности. Искусство должно служить народу – эстетическая идея народников. В этих условиях в обществе возрастает потребность в профессиональном музыкальном образовании и регулярной концертной жизни (музыкальном просветительстве). Здесь на первое место выступает фигура великого А.Г.Рубинштейна основателя Русского музыкального общества и первой русской консерватории. А.Г.Рубинштейн хотел видеть в открытой в 1862 году первой русской консерватории серьезный музыкальный университет. С момента учреждения консерватории (училище РМО) возникает профессиональное музыкальное образование. В противовес консерватории происходит учреждение «Бесплатной музыкальной школы» Г.Я.Ломакина и М.А.Балакирева (музыкальное просвещение) (1862). Представители «Могучей кучки» опасались академизма консерватории, однако недооценивали важность подготовки в широких масштабах русских музыкантов-профессионалов. Оба эти направления дают жизнь музыкальному просветительству и музыкальному образованию в России. Несмотря на различие, они непосредственно влияют друг на друга.

Вопросам музыкального воспитания и образования в ХIХ веке придается особое значение. Идеи, на основе которых были созданы современные системы музыкального образования и принятые сегодня во всем мире (К.Орфа и З.Кодаи), успешно применялись в российской музыкальной педагогике еще в XIX веке. Рекомендации по развитию музыкальных способностей С.И.Миропольского (1842–1907) актуальны и сегодня. Огромное значение музыкальному образованию и просветительству придавал и Л.Н.Толстой (1862), который практически создал собственную методику обучения детей, основанную на цифровом методе обучения, а также на методе ритмического воспитания французского педагога «Chevet». Были изучены методики конца XIX – начала XX века: Д.Н.Зарина, который рекомендует  «донотный период», А.П.Маслова, использующего метод иллюстративного рисования, применяемого в то время в американских школах. Эти педагогические поиски и начинания продолжились в 1918 – 1920-х гг., когда Е.Э.Линевой, А.Я.Брюсовой, Б.Л.Яворским, при содействии А.В.Луначарского, создавались программы для преподавания музыки в общеобразовательных школах.

Был подробно изучен опыт первой русской консерватории, процесс становления института (системы) музыкальных школ. В первые годы существования консерватории (музыкального училища РМО) А.Г.Рубинштейном были определены предметы: пение, игра на фортепиано и всех инструментах оркестра, теория композиции и инструментовка, история музыки, эстетика и декламация. Были разработаны программы экзаменов специально для каждой специализации – для исполнителей, отдельно для композиторов и капельмейстеров. Открытие первой русской консерватории в 1862 году через 50 лет приводит к созданию (за эти годы консерватория выпустила свыше 2000 специалистов) института профессионального музыкального образования, состоящего, в основном, из трех звеньев: музыкальная школа, музыкальное училище, вуз (исключение – десятилетка при консерватории – двухступенчатая система). Важную роль в становлении музыкальной педагогической науки сыграло то обстоятельство, что Санкт-Петербургскую консерваторию долгие годы возглавляли светила российской музыкальной культуры – А.Рубинштейн, К.Давыдов, А.Глазунов. Спустя десять лет уже воспитанники первой консерватории, начинают вести педагогическую деятельность. Образ консерваторской схемы просматривается во всех начинаниях выпускников.

Анализируя методы музыкальной педагогики XX века, как в области музыкального просвещения, так и в области музыкального образования, мы приходим к выводу, что все существующие в XX – XXI вв. методы имели место и были разработаны еще в 60-е годы XIX столетия. Подтверждение этому мы найдем при рассмотрении программ первой русской консерватории и появившихся затем программ и разработок для открывшихся музыкальных школ. Россия – единственная страна в мире, в которой существует институт музыкальных школ и разделение на общее и профессиональное музыкальное образование. Истоки этих образовательных процессов мы видим в двух направлениях музыкальном просвещении и профессиональном музыкальном образовании. Можно с уверенностью сказать, что историческое наследие XIX века лежит в основе российской музыкальной педагогики, которая по праву сегодня называется классическим музыкальным образованием.

Сегодня, когда можно говорить о полном признании эстрадно-джазовой стилистики мастерами классической музыки как серьезного направления в музыкальном искусстве, возникает потребность не в единичных профессионалах, а в создании специальной системы подготовки специалистов в этой области музыки. Иными словами, появилась необходимость в создании отечественной профессиональной школы в стилистике эстрадно-джазовой музыки. Это новое направление в музыкальном образовании было создано на основе российской классической (академической) системы музыкального образования.

Становление профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады» в XX веке проходит тот же исторический путь, как и в середине XIX века. Профессиональное музыкальное образование в области джаза, рок- и поп-музыки не вписывалось в строгую классическую систему. Все, что связано с эстетикой эстрадной музыки, то, что мы называем теперь дополнительным образованием, в 60-е годы XX века было отдано в клубы и общеобразовательные школы. Это было обусловлено неприятием этой стилистики как профессионалами-музыкантами, так и официальными кругами. Знаменательно, что специальный раздел в концепции образовательной политики Министерства культуры РСФСР посвящен искусству эстрады. Нами были изучены документы, нормативно-правовые акты Министерства культуры РСФСР. В Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1321 «О мерах по дальнейшему развитию концертно-эстрадной работы в РСФСР» содержится ряд распоряжений по организации, начиная с 1960 г., на базе учебных заведений Министерства подготовки артистов и режиссеров для эстрады в количестве не менее 75 человек в год. В свою очередь в Постановлении Совета Министров РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению концертного обслуживания населения РСФСР» от 25 января 1973 г. № 36 были даны распоряжения об организации в Ленинграде в 1974 году училища эстрадного искусства; о необходимости предусмотреть в проектах народно-хозяйственных планов на 1974 и последующие годы увеличения приема студентов в высшие учебные заведения искусств и подготовку части студентов для работы в концертных организациях; ежегодно направлять для работы в концертных организациях не менее 500 выпускников; при Ленконцерте и Свердловской филармонии организовать в 1974 году творческие мастерские эстрадного искусства, совместно с Ленгорисполкомом и Свердловским облисполкомом. Министерство культуры РСФСР публикует «Приложение к приказу министерства культуры РСФСР от 8 января 1990 г. № 7» об аттестации эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. Вследствие этих распоряжений становится возможным открытие эстрадных отделений в музыкальных училищах. Сегодня в России существует свыше 40 эстрадных отделений в музыкальных училищах и колледжах.

В музыкальных училищах появляются эстрадные отделения, а в учебных планах и программах появляются дисциплины: эстрадное сольфеджио, эстрадная гармония, история эстрадной музыки. Хотя эти курсы и не были достаточно разработаны, термин «эстрадное» должен был определить коренное отличие от классики. Затем появился термин «эстрадно-джазовое», и только на рубеже веков стали появляться разработки, в которых указанные дисциплины наполняются адекватным содержанием и терминологией в стилистике эстрадно-джазовой музыки.

Отечественную профессиональную школу в области эстрадно-джазовой музыки создавали мастера с мировым именем. Композитор, народный артист России, профессор В.М.Лебедев открывает в Санкт-Петербурге (Ленинграде) кафедру музыкального искусства эстрады в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Нам известны те усилия, которые были приложены ректором Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств П.А.Подболотовым, ректором Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженным деятелем искусств России, профессором М.Н.Саямовым, народным артистом России, композитором Ю.В.Саульским и профессором Е.В.Овчинниковым для становления профессионального образования в этом направлении. Сегодня кафедру музыкального искусства эстрады в Российской Академии музыки им. Гнесиных возглавляет замечательный пианист и музыкант, автор музыкальных пособий по джазовой импровизации, народный артист России, профессор И.М.Бриль. Традиционно Ростовская государственная консерватория и Российская академия музыки им. Гнесиных отдают предпочтение джазовой стилистике. В Петербурге народный артист России, композитор, профессор В.М.Лебедев поощряет творческий поиск студентов и преподавателей, допуская различные стили эстрадной и джазовой музыки.

В становлении высшего профессионального образования особо остро стоит кадровая проблема. Если в студиях и джазовых клубах в этой стилистике работали одаренные люди, не всегда имеющие профессиональное образование, то в вузе необходимы музыканты, с одной стороны, получившие академическое образование, а с другой, тяготеющие именно к данной стилистике, владеющие даром импровизации, талантливые аранжировщики, преподаватели. К концу 80-х годов можно констатировать становление высшего и среднего профессионального образования в области эстрадного искусства. Работа в направлении создания системы непрерывного образования в области музыкального искусства эстрады велась и продолжает проводиться достаточно целенаправленно и систематически. Наиболее уязвимым звеном, в стилистике эстрадно-джазовой музыки, в трехступенчатом профессиональном образовании (школа – училище – вуз) оказались музыкальные школы. По нашему глубокому убеждению, только создание фундаментальной концепции эстрадного отделения и специальных программ для открытия эстрадных отделений в детских музыкальных школах и в детских школах искусств, даст возможность создать стройную систему профессионального образования в этой стилистике. Был изучен опыт музыкальных школ, имеющих уже определенные традиции и серьезные успехи (более 20 лет) в обучении детей стилистике эстрадной музыки («Школа джаза МИФИ» Ю.Козырева, «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. С.В.Рахманинова» (директор Е.Н.Охроменко), «Детская джазовая школа им. Кима Назаретова» (директор А.Б.Рустамянц). Была рассмотрена деятельность музыкальных училищ. Среди них следует особо выделить Государственный музыкальный колледж эстрадного джазового искусства (Москва), в деятельности которого активное участие принимал народный артист России, композитор Ю.Саульский; с первых дней колледж возглавляет И.В.Казунина, заслуженный работник культуры РФ, доцент, кандидат педагогических наук. Уже более 30 лет существуют эстрадно-джазовые отделения в Архангельском музыкальном училище и Уфимском училище искусств (республика Башкорстан). Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 № 180 была утверждена «Специальность „Музыкальное искусство эстрады и джаза“. В 1997 г. был создан Государственный стандарт (первого поколения) высшего профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Однако работа над созданием стандарта на этом не закончилась. Современные условия жизни формируют новый подход в подготовке специалиста-музыканта.

Основной целью вновь складывающегося образовательного института являлась: подготовка профессиональных кадров для насыщения всех звеньев учебных учреждений от начального до высшего, владеющих спецификой жанра «Музыкальное искусство эстрады». Возникла необходимость подготовки профессионалов, специализирующихся в области менеджмента, продюсирования шоу-бизнеса, современных направлений музыкального искусства эстрады: мюзикла, шоу-программ.

Проблемам расширения рамок и наполнении самого понятия «Музыкальное искусство эстрады», была посвящена Первая Российская конференция по профессиональному образованию в области музыкального искусства эстрады. Инициаторами проведения этой конференции явились Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российская академия музыки им.Гнесиных и Министерство культуры РФ. Была обсуждена профессиональная образовательная программа, включающая возможность специализироваться в смежных и актуальных областях знания, обозначенных сферой применения специалистов в области специальности «искусство эстрады» и современного шоу-бизнеса в сегодняшнем мире, что дало возможность создать государственный стандарт второго поколения и решить многие важнейшие проблемы в области профессионального образования.

Проблемы высшего профессионального музыкального образования постоянно находятся в центре внимания российской музыкальной элиты. В октябре 2005 года состоялась научная конференция в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова «Европейское высшее музыкальное образование: Россия, страны СНГ, Европы». Эта конференция была посвящена судьбе музыкального профессионального образования в России в свете принятия Болонской декларации. В итоговом документе были отражены поставленные проблемы и мнения всех участников конференции, в частности, признать для творческих вузов России возможность введения интегрированного непрерывного пятилетнего высшего музыкального образования, завершающегося присвоением степени магистра.

В настоящей работе отражены результаты исследования, которое проводилось поэтапно в течение десяти лет на базе факультета Музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации – декан, народный артист России, композитор, профессор В.М.Лебедев. Факультет стал творческой лабораторией по разработке концепции профессионального образования и программного обеспечения по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Символично название, которое было возможно только в университетских стенах. Традиции петербургской музыкальной школы нашли свое отражение в учебных планах и программах, созданных на факультете. Музыкальное искусство эстрады как целостное явление нашло свое выражение в самой структуре созданного факультета. Обучение проводится по следующим специализациям: инструменты эстрадного оркестра, эстрадно-джазовое пение; современные направления музыкального искусства эстрады – мюзикл, шоу-программы (специальность Музыкальное искусство эстрады 70108), музыкальный менеджмент (специальность Менеджмент организации 80507). Специализации факультета органично представляют все направления музыкального искусства эстрады в образовательном процессе. Главное состоит в том, что студенты получают возможность обучаться в этих взаимосвязанных, дополняющих друг друга областях новой специальности. Основой их образования является широко разработанный гуманитарно-культурологический цикл дисциплин. Помимо обязательных предметов, которые входят в государственный образовательный стандарт, этот цикл расширен и дополнен новыми специально разработанными курсами: «Города и музеи мира», «История Санкт-Петербурга»; курс «История искусств» увеличен до пяти семестров, лекции проводятся в ведущих музеях Санкт-Петербурга и мастерских художников. Этот цикл предметов оканчивается итоговым экзаменом в 9 семестре. Помимо этого студенты всех специализаций с первого по пятый курсы (9 семестров) изучают историю зарубежной музыки, историю русской музыки, историю музыки XX века; с первого курса по пятый они также изучают курсы по истории мюзикла, истории музыки театра и кино, «выдающиеся исполнители в джазе», которые разработаны и преподаются только на нашем факультете. В цикле общепрофессиональных дисциплин также представлены курсы, которые разработаны и преподаются только на данном факультете: ритмическое сольфеджио, эстрадное сольфеджио, виртуальные синтезаторы, вокальная импровизация, вокальное сольфеджио, методика музыкального развития детей на основе эстрадной музыки. Студенты всех специализаций имеют возможность получать занятия по сценическому движению, степ-танцу и предмету мастерство актера, которые являются обязательными для студентов отделений эстрадно-джазового пения, современных направлений музыкального искусства эстрады – мюзикл, шоу-программы, музыкального менеджмента. Студенты специализации современные направления музыкального искусства эстрады – мюзикл, шоу-программы помимо специальных индивидуальных занятий по вокалу, общетеоретическим дисциплинам обучаются основам классического танца, народно-характерного танца, модерн, степ и джаз-танцу. Студенты специализации музыкальный менеджмент практически осуществляют продвижение готового продукта – подготовленных концертов и шоу-программ студентов факультета. Таким образом происходит взаимопроникновение и осуществляется взаимосвязь всех направлений нового понятия специальности музыкального искусства эстрады. Все специализации на факультете Музыкального искусства эстрады и учебные планы направлены на решение основной задачи поставленной в Концепции образовательной политики Министерства культуры России: подготовке специалистов, способных противостоять напору низкопробной поп-культуры, созданию российской художественной культуры.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России было рассмотрено в теоретическом и историческом аспектах, и собственно музыкальном – влияние эстрадно-джазовой стилистики на музыкальную культуру России, а становление отечественного профессионального образования в этой области знания – с позиций насущных потребностей современности. Ведь именно сегодня джаз, рок, поп-музыка и современная академическая музыка способствуют формированию нового искусства в рамках планетарного мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.136.63 (0.01 с.)