Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параграф 2.2. «Рок-музыка в контексте отечественной культуры».



Рок-музыка является следствием глубинных событий, происходивших в XX веке – социальных, и политических. Этот сравнительно молодое направление породило самые разнообразные, порой прямо противоположные молодежные движения. В начале 1960-х появление Beatles ознаменовало новую эру в музыкальной культуре. Лексика, новая гармония, инструментарий оказали влияние на весь ход дальнейшего развития рок-культуры.

В советском обществе джаз, поп- и, в дальнейшем, рок-музыка рассматривались как инородные явления, тождественные друг другу. Действительно, причины, которые вызывали тревогу, опасения, и, соответственно контроль со стороны государственных структур, были обоснованы. Рок-культура в целом оказывала огромное влияние политического характера, так как размывала не только устои советского общества, но и западную буржуазную мораль. Определенную роль сыграла интеллектуализация общества, особенно молодого поколения, и связанный с этим рост критичности и самостоятельности мышления и деятельности. Рок-культура, рок-музыка являются, в каком-то смысле, своеобразной составляющей научно-технической революции. Молодежная культура и музыка, авторская песня, их распространение и противостоящее официальной культуре контркультурное существование были бы невозможны без появления и быстрого, широкого внедрения в быт так называемой магнитофонной («катушечной») культуры. Увлечение рок-музыкой, охватившее в последней трети XX века страну, не в последнюю очередь было обеспечено массовым выпуском транзисторных приемников со средними и короткими волнами и первыми отечественными магнитофонами, бобинными, позже кассетными.

Возникнув на Западе в середине 50-х годов, молодежная культура и представляющая ее музыка, прежде всего и главным образом рок-культура и рок-музыка, постепенно институциализируются. Формы институциализации многообразны: дискотеки, фестивали, рок-клубы, газеты, журналы, радио- и телепередачи и проч. На Западе контркультурный потенциал рок-культуры исчерпывается по мере ее ассимиляции шоу-бизнесом и превращения в массовую культуру. Такого рода трансформацию претерпевают большинство стилей рок-музыки. К середине 80-х складывается рэп-индустрия, выпускающая «золотые» и «платиновые» альбомы, ангажирующая музыкальные каналы телевидения.

В СССР легализация, официальное признание рок-музыки растянулось на двадцать лет. Так, в середине 60-х появляются первые московские рок-группы: «Братья», «Сокол», «Славяне», «Скоморохи», «Челен-джерс», «Москвичи». В молодежных кафе «Эврика», «Ровесник», «Белые ночи», «Сюрприз» в 1966 году проходят первые концерты ленинградских рок-групп: «Авангард-66», «Аргонавты», «Дилетанты» и др. В 1966–1968 годах было организовано и прошло несколько фестивалей рок-музыки.

Официальные партийно-государственные структуры организуют альтернативу самодеятельному року в лице вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Музыкальная стилистика ВИА тяготеет к мелодике и ритмике советской массовой и эстрадной песни с ее бодрыми жизнеутверждающими ритмами, распевной мелодией широкого дыхания. Очевидно, что к 80-м годам потенциал позитивности ВИА в значительной мере исчерпал себя. Противостояние официальных структур и рок-движения закончилось примирением, первым шагом в этом направлении можно считать 1980 год. В следующем году в Ленинграде состоялось официальное открытие (7 марта 1981 года) первого рок-клуба на территории СССР, где играли независимый рок, который открыл дорогу таким группам, как «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Зоопарк».

В 1983 году рок вновь оказывается «вне закона». Рок-группы переходят на нелегальное положение и записывают новые подпольные альбомы. Окончательная легализация рок-музыки происходит к концу 1980-х гг., отменяется цензура, появляется возможность концертных выступлений и гастролей.

Рок-клубы, рок-лаборатории, рок-салоны появляются, кроме Москвы и Ленинграда, в Свердловске, Новосибирске, Уфе, Риге, Подольске, Одессе. Проведенный в 1980 году в Тбилиси первый всесоюзный рок-фестиваль «Тбилиси-80» дал энергичный импульс к утверждению рок-музыки в стране. В 1987 году рок-клубы проводят первый всесоюзный семинар. В процессе институциализации контркультурный потенциал молодежной культуры теряется, она становится частью истеблишмента, коммерциализируется и превращается в одну из разновидностей массовой культуры. Западные исследователи констатируют смерть контркультуры на рубеже 60 – 70-х годов, поражение ее основных очагов: «майской революции» во Франции, восстания уэзерменов 1968 года в Чикаго, распада коммун хиппи после 1967 года.

Вместе с тем, на смену первой волны западного молодежного протеста приходит вторая – панк-культура, возникшая в Англии в середине 70-х годов XX века. Начав с тотального отрицания всех ценностей и норм, движение панков сумело создать альтернативную субкультуру, само существование которой, длящееся до настоящего времени, строится на принципах и ценностях, полностью противоположных господствующей массовой культуре и шоу-бизнесу. В СССР панк-культура проникает уже через год после ее появления в Англии – в 1977 году – через нелегально доставленные пластинки с записями первых панк-групп («Sex Pistols», «Clash», «Boys» и др.), музыкальные передачи «Голоса Америки» и «Би-Би-Си». С начала 90-х годов, в связи с политическими изменениями в стране, начинается новый этап развития отечественной, с 1991 года – российской, панк-культуры. Панк-движение осваивает новое направление противостояния, на сей раз уже коммерческому шоу-бизнесу. Изменяется не только музыка, изменяется стиль одежды, поведение. В 1991 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде) В.Гаккелем был основан первый в России независимый музыкальный клуб «Там-там».

Рассмотрев рок-музыку с социокультурных позиций, с точки зрения ее музыкальных особенностей, места в музыкальной культуре, можно сказать, что рок-музыка представляет собой нечто принципиально новое по сравнению не только с музыкальной классикой, но и с другими явлениями массовой и популярной музыки, а также джазом. Это относительно молодое течение находится в постоянном развитии.

Современная звукоусиливающая и звукотранслирующая аппаратура позволила расширить многократно аудиторию рок-концертов, вынести эти концерты на открытые пространства стадионов. Телевидение, транслируя концерты «звездных» рок-групп, присоединяет к стотысячной толпе слушателей на стадионах, рассредоточенных по всему миру миллионы зрителей-слушателей. С появлением рока закончилась эпоха акустического звучания, акустической музыки. Рок внедрил в музыкальную практику трансформированный звук с увеличенной электроусилителями громкостью и измененный по тембру – через микрофон, затем, со временем – с помощью преобразователей звука и – в 90-е годы – с помощью процессоров и синтезаторов. Такой трансформированный и препарированный, искусственный звук, обладающий – в «агрессивных» направлениях рока (хард-, хэви, хард-энд-хэви) – беспрецедентной силой, мощностью звучания (около ста децибел, что близко к шоковому, предельно допустимому порогу восприятия) и монотонной, учащенной ритмической пульсацией, создал особый звуковой мир, звуковое пространство рока, ставшее «визитной карточкой» культуры последней трети ХХ века. Мелодико-интонационные, ритмические и тембровые особенности рок-музыки реализуются через инструменты рок-групп и своеобразную манеру вокализации. Инструментарий рок-музыки, конечно, сильно варьируется в зависимости от эпохи, направления и «индивидуального» стиля той или иной группы в данный момент времени.

Характерной особенностью рок-музыки является художественный синтетизм. Слова и вокальная мелодия, звучание инструментального сопровождения, расцвеченные эффектами электронных синтезаторов, дополняются костюмом, ритмо-пластическими, танцевальными элементами, драматургией света и цвета. Рок-концерт представляет собой театрализованное представление. Некоторые рок-группы развивают художественный синтетизм рока в направлении новых музыкально-театральных жанров: рок-оперы и мюзикла. Эпоха так называемой «рок-оперы» в Советском Союзе – была практически эпохой признания рока как составляющей отечественной музыкальной культуры, своеобразным мостом для легализации рок-культуры в 1980-х годах.

История рок-музыки в нашей стране напоминает историю советского джаза. Хотя основной репертуар первых групп состоял из заимствованных песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз», у «Сокола» и «Скоморохов» появляются песни собственного сочинения на русском языке.

Некоторые из отечественных рок-групп эволюционируют вместе со временем и свободно используют в своей музыке разные стили и направления. Так, «Аквариум» экспериментирует «как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией, фолк-барокко, хард-, арт- и джаз-роком, панком, реггей, «новой волной» и т.д.), так и с составом (вследствие чего «Аквариум» мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Иные в известной мере сохраняют верность сложившемуся в начале карьеры имиджу и лишь корректируют присущую группе манеру, как «Машина времени», например, построившая свой музыкальный стиль на сочетании бардовской песни и блюза, кантри и рок-н-ролла. Другие группы работают в одной стилевой манере: рок-фолк-группа «Кукуруза», российская кантри-фолк-рок-группа «Яблоко». К «русскому року» относят «ДДТ» (1982 – ), «Облачный край» (1982 – ), «Чайф» (1984 – ), «Веселые картинки» (1985 – ), «Калинов мост» (1986 – ). Эти группы сформировались в первой половине 80-х годов, когда рок-культура в России обрела достаточную зрелость: стали более совершенными инструменты, звукозаписывающая аппаратура, улучшилось исполнительское мастерство.

Формирование целостного словесно-звукового художественного образа, раскрывающегося в процессе его непосредственного исполнения, является отличительной чертой русский рока, соединяющего поэзию, музыку и сценическое искусство. Самые известные и популярные на протяжении десятилетий отечественные рок-группы «Машина времени», «Аквариум», «ДДТ», «Зоопарк», «Кино», «Алиса» отличают тексты, написанными лидерами этих групп – А.Макаревичем, Б.Гребенщиковым, Ю.Шевчуком, В.Цоем, К.Кинчевым. В одном из ведущих направлений отечественного рока – «бард-роке». остается спорным вопрос о главенстве мелодии или поэтического текста. Хотя сами рок-музыканты считают, что они пишут песни, тем не менее, по-видимому, правы те, кто считает слова ведущим элементом бард-рока, имеющим статус поэтического текста. Наряду с бард-роком в русском роке выделяют – как художественно значимое и ценное – такое направление как арт-рок или «собственно музыкальный» (по определению А.Цукера) рок. Своеобразием этого направления является стремление представляющих его музыкантов к широкому использованию достижений музыкальной классики и академического авангарда, к интеграции основных стилевых тенденций современной музыки. В нашей стране арт-рок представлен относительно небольшим числом ансамблей. Одним из первых коллективов такого рода считается «Арсенал» А.Козлова, в творческой практике которого сочетались роковая стилистика и джазовая импровизационность, виртуозный инструментализм и композиционная свобода, сложная ритмическая и полиметрическая организация, рок-н-рольная остинатность. Некоторые ансамбли (например, «Квадро» В.Горского) плодотворно работают в стиле фьюжн. В стиле фьюжн работает группа «Парадигма» С.Татаринцева, «Горизонт» С. Корнилова стремится к синтезу рокового стилевого комплекса с музыкой барокко, неоклассикой ХХ века, русским мелосом.

Рок-культура приносит новые формы социального функционирования, осваивает новые зоны реального и виртуального социокультурного пространства. Изменилось – по сравнению с первой половиной ХХ века – соотношение звукозаписи и концертного исполнения. В течение последнего десятилетия прошлого века в нашей стране формируется система музыкального поп-рок-бизнеса с частными студиями звукозаписи, продюсерскими центрами, музыкальными радиостанциями (Радио-Рокс, Рокси, Европа+, Радио «хит», Эльдорадио, Максимум, Love радио, Русское радио, радио «Балтика», Мелодия, Русский шансон и др.) и музыкальными каналами телевидения (MTV, МузТВ). В русскоязычном Интернете с каждым годом появляется все больше информации о рок-культуре в целом, о зарубежной и отечественной рок-музыке. Свои сайты имеют ведущие рок-клубы страны, как столичные (Москва, Санкт-Петербург, Киев), так и провинциальные (Николаев, Самара и др.). Большую популярность приобретают музыкальные Интернет-клубы, особый интерес представляет наличие в Интернете зарубежных сайтов на русском языке.

Рок-фестивали проводятся регулярно в Москве и в Санкт-Петербурге, в крупных городах и провинциальных райцентрах; на огромных стадионах, в концертных залах, на открытом воздухе, на городских площадях и аэродромах. На эти фестивали съезжаются поклонники рока со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья. Так, первый, второй и третий рок-фестивали «Нашествие» (2001–2003 годы) проходили в Раменском (Московская область) «Нашествие-2004», «2005» и «2006» проводились уже в Тверской области; фестиваль «Крылья» – на аэродроме в Тушино. В Хабаровске ежегодно в течение двадцати лет проходит Дальневосточный фестиваль рока и альтернативной музыки; большую популярность имеет московский фестиваль «Максидром»; кировский (вятский) фестиваль «Подъем»; в северо-западном регионе регулярно проводится рок-фестиваль «Онежские зорьки» (с 1999 года), в котором участвуют, прежде всего группы региона. В республике Чечня в Гудермесе состоялся долгожданный рок-фестиваль «Феникс. Возрождение жизни» (2005) с участием столичных звезд. Современные рок-фестивали в России совсем не похожи на легендарный первый рок-фестиваль «Вудсток» (1967); рок-культура сегодня уже мало напоминает рок-культуру 70 – 80-х годов. Она стала разноплановой, многоликой. Сегодня социальная функция рок-культуры постепенно уходит на второй план. Использование предрасположенности молодых людей к активному образу жизни, эксплуатацию их энергии, навязывание громкой музыки, в том числе и рока, в виде массовых мероприятий, на огромных площадках, считаем абсолютно необоснованным и неприемлемым, пагубным явлением для художественной культуры России и российского общества в целом. Мы видим будущее рока в развитии его музыкальной составляющей. Истинные почитатели ценят в рок-музыке, прежде всего, профессионализм, виртуозность исполнения, сложность музыкальных конструкций, оригинальность музыкального языка.

Таким образом, рок-музыка является следствием глубинных событий, происходивших в XX веке, и социальных, и политических. Этот сравнительно молодой вид породил самые разнообразные, порой прямо противоположные стили и течения. Сегодня можно говорить о русском роке как о состоявшемся феномене в отечественной музыкальной культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.24 (0.009 с.)