Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие музыкального искусства эстрады



 

На правах рукописи

 

 

Рыбакова Елеонора Львовна

Развитие музыкального искусства эстрады

в художественной культуре России

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

 

 

Санкт-Петербург


Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный консультант

С.Н.Иконникова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Официальные оппоненты

Е.П.Борзова, доктор философских наук, профессор

Н.В.Голик, доктор философских наук, профессор

И.А.Богданов, доктор искусствоведения, профессор

 

Ведущая организация

Санкт-Петербургская государственная консерватория им.Н.А.Римского-Корсакова

 Защита состоится 19 июня 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.210.019.01 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

 

Автореферат разослан «____»_____________2007 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор культурологии, профессор                                             В.Д.Лелеко                                                                                        


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникла опасность шумового загрязнения; большое количество музыки сомнительного качества, ревностно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки; угроза профанации музыкальных ценностей. По определению народного артиста России, композитора, профессора В.М.Лебедева, с музыкой которого выросло не одно поколение россиян, сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение приобретает космические масштабы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места музыкального искусства эстрады в художественной культуре России – как целостном мире искусств.

В отечественной науке сложилась традиция рассматривать джаз и рок как проявления массовой культуры. Драматизм и противоречивость этих явлений в системе глобальных процессов, объединенных общим языком культуры, рассматриваются как часть популярной, массовой культуры. Во второй половине XX века джаз профессионализируется. К концу XX века не только джаз, но и рок в лучших его образцах обретают черты классичности, входя в золотой фонд мировой культуры. В настоящее время социологические, социально-психологические, политологические, музыковедческие исследования создают предпосылки для углубленного культурологического анализа музыкального искусства эстрады. Несмотря на существующую в настоящее время программу высшего профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, а также среднего (музыкальные училища, колледжи), возникла острая необходимость в создании концепции профессионального образования, основанного на традициях русской академической музыкальной школы. Сегодня в условиях интеграции России в европейское образовательное пространство особенно актуально сохранение преемственности и непрерывности образовательного процесса, всего исторического наследия в российской музыкальной педагогике.

До сих пор в современной науке не обосновано разделение понятий «эстрадное искусство», «музыкальное искусство эстрады», остается открытым вопрос научной терминологии, понятий «эстрадное», «вид», «род», «жанр», «направление», «течение», «стиль». Основная идея состоит в размежевании, обосновании и разделении понятий «искусство эстрады» и «музыкальное искусство эстрады». К настоящему времени существует широкий разброс мнений, отдельных статей, публикаций и диссертационных исследований, посвященных отдельным проблемам и аспектам эстрады, джаза, рока, но нет обобщающего междисциплинарного исследования. В этом контексте актуально новое видение истории отечественной эстрады, советского джаза и отечественного рока, основанного на современном восприятии ушедшей эпохи. Именно культурологическое исследование дает возможность ответить на многие вопросы, поставленные временем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.100 (0.006 с.)