Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая основа диссертации



Проведенное исследование носит комплексный междисциплинарный характер, в ходе его реализации использовались методы, обеспечивающие отражение многоаспектной проблемы музыкального искусства эстрады в художественной культуре России в период со второй половины XIX века – начала XXI века. Системный подход позволил исследовать музыкальное искусство эстрады как целостное явление, динамично развивающееся в художественной культуре России. Данное исследование сочетает исторический, музыкально-аналитический и культурологический подходы, представляя первое в отечественной литературе исследование эволюции музыкального искусства эстрады в России и тесно связанного с нею становления профессионального образования в этой области. Исторический подход дал возможность последовательно проследить истоки возникновения, развитие и становление этого направления. Широко применялся анализ научных публикаций и документов,  метод сравнительного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяются тем, что впервые осуществлено комплексное культурологическое исследование становления и развития музыкального искусства эстрады на основе философско-эстетических, историко-социологических, искусствоведческих, педагогических аспектов многогранного явления художественной культуры России XX века.

– определены различия между понятиями «эстрада» и «музыкальное искусство эстрады», структура, основные виды и жанры музыкального искусства эстрады;

– исследованы джаз и рок-музыка как основные течения музыкального искусства эстрады;

– обоснованы три этапа исторического развития музыкального искусства эстрады в XX веке на основе изменения идеологических позиций и ценностных ориентаций, эволюции жанров: 1920-е – 1950‑е гг. – первый этап; 1950-е – 1980-е гг. – второй; с 1980-го г. и по настоящее время – третий этап;

– проанализировано влияние джазовой стилистики, ритмо-пластического имиджа и театрализованных форм на художественную культуру России; на широкое распространение клубного и фестивального джазового движения, джазового радио- и телеэфира;

– рассмотрено возникновение рок-культуры как нового явления, оказавшего массовое воздействие на вкусы и предпочтения различных слоев общества; возникновение новых стилей и форм исполнения рок-музыки в музыкальном искусстве эстрады;

– осуществлена историческая реконструкция становления профессионального музыкального образования в России, что позволило обосновать концепцию системы профессионального музыкального образования в области музыкального искусства эстрады, базирующуюся на традициях русской музыкальной школы;

– разработана концепция высшего профессионального образования в области музыкального искусства эстрады на основе органичного сочетания гуманитарной и специальной подготовки, широкого культурологического образования, междисциплинарного взаимодействия специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных управленческих и культурологических дисциплин;

– введен в научный оборот хронологический анализ авторефератов по проблемам эстрадного искусства (1984 – 2006 гг.) и систематизированный историографический материал по музыкальному искусству эстрады (1923 по 2006 г.), дающий представление о степени научного изучения в исследованный период.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное искусство эстрады рассматривается как культурологический феномен, в котором соединены массовая культура и музыкальное искусство. Понятия массовой музыкальной культуры, популярной музыки, элитарного музыкального искусства в этом направлении взаимосвязаны. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать джаз и рок как проявления массовой культуры, именно поэтому они становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии, политологии и других общественных наук. По мере становления джаза как явления мирового музыкального искусства появляются исследования в области искусствоведения.

2. Разделение понятий «эстрада» и «музыкальное искусство эстрады». В России большое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада. Широкое понятие «эстрады», включает не только различные формы музыкальной эстрады, но и художественное слово, конферанс, акробатику, цирковые элементы, самодеятельные формы творчества. Середина XIX – начало XX века определяется как период предэстрадных форм. Исторический путь эстрадного искусства представляет собой постепенную и все более высокую профессионализацию. Вследствие чего в 90‑е годы XX столетия, возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус.

3. Музыкальное искусство эстрады последней четверти XX в. является составной частью художественной культуры России. Профессиональное музыкальное искусство эстрады рассматривается как особое явление художественной культуры России. Исследование исторического развития основных течений музыкального искусства эстрады: джаза и рок-музыки.

4. Три этапа исторического развития эстрадного искусства в XX веке на основе изменения идеологических позиций и ценностных ориентаций. На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось.

1920-е – 1950‑е гг. – первый этап. В эти годы эстрадное искусство, и, прежде всего джаз, подвергается острой идеологической критике, особенно со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов – РАПМ. Однако деятели культуры и исследователи продолжают анализировать и изучать новые течения в музыкальной культуре.

1950-е – 1980-е гг. – второй этап, обусловленный возможностью изучения эстрадного искусства, джаза и рок-музыки как явлений в художественной культуре России. Формируются профессиональный и научный подход к рассмотрению, изучению и анализу эстрадного искусства.

1980-е гг. по настоящее время – третий этап, характеризующийся становлением профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, широким научным интересом.

5. Влияние джазовой стилистики, ритмо-пластического имиджа и театрализованных форм на художественную культуру России. Постижение основных составляющих джаза, влияние этих компонентов, сказывающихся на формировании целого пласта музыки в российской культуре. Приобретение джазом нового социокультурного статуса как вида искусства, что выразилось в широком распространении клубного и фестивального джазового движения, джазового радио- и телеэфира, в сети Интернет.

6. Рок-музыка – это явление, порожденное XX веком, отличающимся необычайным ускорением во всех сферах жизни, что нашло отклик в новых ритмах, резких звучаниях, ином образе мысли. Рок-культура, рок-музыка являются составляющей научно-технической революции. Явлению рок-музыки невозможно было состояться без новейших достижений в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые расширили границы возможного в создании новой звуковой картины мира. Рок-музыка, как и джаз, в лучших своих образцах, обогащает классическую, академическую музыку полистилистикой, своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщая новыми гармоническими звучаниями, тембрами.

7. Концепция системы профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, базирующаяся на традициях русской профессиональной музыкальной школы, в основе которой – трехуровневая система: школа – училище – вуз; широком высшем культурологическом образовании, и междисциплинарном взаимодействии, специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных гуманитарно-управленческих и культурологических дисциплин.

9. Авторские методические разработки для научно-исследовательской лаборатории факультета музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств как художественно-творческой базы непрерывного образования и центра межкультурных контактов российских и зарубежных учебных заведений.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Внедрение в научный оборот нового понятия «музыкальное искусство эстрады» дает возможность дифференцированного подхода к изучению и более глубокому пониманию данного культурного феномена, а также для формирования научно-понятийного культурологического аппарата.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть полезны для дальнейшего изучения различных аспектов, связанных с историей музыкального искусства эстрады, вопросами истории и теории этого направления музыки, создании учебно-методической базы; для совершенствования системы подготовки специалистов в области музыкального искусства эстрады, в частности при разработке учебных планов и новых лекционных курсов по истории эстрадного искусства, джаза, рок-музыки, рок-культуры, а также при подготовке преподавательских кадров в сфере музыкального образования в области эстрадно-джазовой стилистики.

Авторские методические разработки для научно-исследовательской лаборатории факультета музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации могут стать основой для совершенствования учебных процессов в образовательной деятельности всей трехуровневой системы: школа – училище – вуз.

Проведенный хронологический анализ авторефератов по проблемам эстрадного искусства (1984 – 2006 гг.) и систематизированный историографический материал по музыкальному искусству эстрады (1923 по 2006 г.), дает возможность соискателям и аспирантам проводить дальнейшие детальные исследования синтетического направления музыкального искусства эстрады.

Апробация исследования и практическое использование результатов осуществлялись по следующим направлениям:

Опубликование результатов исследования в печати. В общей сложности опубликовано 20 работ (общий объем: 43,1 п.л), в том числе две монографии «Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования» (СПб., 2006, 17,5 п.л.), «Музыкальное искусство эстрады в отечественной науке» (СПб., 2006, 6,5 п.л.) и 4 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК.

Выступления на конференциях, семинарах, совещаниях теоретико-методологического и научно-практического характера: «Европейское высшее музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы» (СПб.: Санкт-Петербург. гос. консерватория, 2005); Болонский семинар «Что представляет собой бакалавриат?» (СПб.: СПбГУ, 2004); «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (СПб.: СПбГУКИ, 2004); международная научная конференция «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (СПб.: СПбГУКИ, 2003); «Россия в контексте мировой культуры» (СПб.: СПбГУКИ, 2003); Первая Всероссийская конференция по профессиональному образованию в области музыкального искусства эстрады (СПб.: СПбГУКИ, 2002); «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в области культуры и искусств» (СПб.: СПбГУКИ, 2000); «Образование и культура: традиции и новаторство (СПб., СПбГАК, 1998); «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры (СПб.: СПбГАК, 1997); «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры (СПб.: СПбГАК, 1996); «Universal and particular elements of early childhood music education: Proceedings of The 7th International of the Early Childhood Commission», (King Alfred’s College of Higher Education, Winchester, 1996);

Автор принимала участие в разработке государственного стандарта второго поколения по специальности «Музыкальное искусство эстрады» по виду эстрадно-джазовое пение. Авторская оригинальная методика музыкального развития детей «Звуковая мозаика» (на основе эстрадно-джазовой стилистики) применялась в работе и концертной деятельности детской студии «Звуковая мозаика». Педагогическая деятельность: чтение лекций (кафедра музыкального искусства эстрады СПбГУКИ); разработка научных, учебно-методических и практических пособий, выпускаемых кафедрой музыкального искусства эстрады, учебных планов для осуществления образовательного процесса факультета музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации, научное руководство диссертационными исследованиями, проводимыми кафедрой «Музыкального искусства эстрады».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.175 (0.008 с.)