Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-методические принципы построения умк по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шевырёва Т. В. Ш38 Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2020. – 153 с.: ил. Методические рекомендации созданы к завершенной линии учебников «Биология» для 7–9 классов, представляющих завершенную предметную линию «Биология» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих содержание примерных адаптированных общеобразовательных программ в предметной области «Естествознание». В методических рекомендациях раскрываются принципы обучения детей с интеллектуальными нарушениями естествоведческим дисциплинам, рассматриваются положения коммуникативного подхода, освещаются вопросы организации занятий по формированию представлений о естествознании, практических работ, предлагаются варианты планирования и конспекты уроков. Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием. УДК 376-056.2 ББК 74.5 © Издательство «Просвещение», 2020 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2020 Все права защищены Содержание Введение …………………………………………………………........................ 4 Научно-методические принципы построения УМК по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ……………………... 8 Реализация экологической направленности образования посредством работы с УМК по биологии ………….…………………………………….. 23 Методические рекомендации по изучению курса «Биология» в 7–9 классах ………………………………………………………………… 29 Методические рекомендации по изучению курса «Растения. Бактерии. Грибы» в 7 классе ……………………………………………………………… – Методические рекомендации по изучению курса «Животные» в 8 классе ……………………………………………………………………..… 38 Методические рекомендации по изучению курса «Человек» в 9 классе …..………………………………………………………………….. 52 Использование электронной формы учебника ………………………..…. 64 Пример Рабочей программы по учебному предмету «Биология» для 7–9 классов …………………………….………..…..…… 65 Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам Содержание учебного курса «Биология» в 7–9 классах ……………...… 101 Тематическое планирование в 7–9 классах ………………………………… 113 7 класс (68 ч).………………............…………………………………… – 8 класс (68 ч) …………………………………………………………… 127 9 класс (68 ч) …………………………………………………………… 140
Введение В России в общем и специальном (коррекционном) образовании происходят значительные изменения, связанные с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, продуктивной адаптации в нем. В специальной педагогике ведутся поиски инновационных педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Новые тенденции развития специального образования – внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи умственно отсталым учащимся. В настоящее время деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяются требования, необходимые для реализации АООП в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Стандарт регулирует вопросы обучения следующих категорий лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): – легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); – умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. АООП разрабатывается на основе ФГОС с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и должна обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Представленные в настоящем пособии методические рекомендации раскрывают особенности организации деятельности по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по курсу «Биология» предметной области «Естествознание» (7–9 класс). Методические рекомендации, представленные в данном пособии, адресованы учителям, которые преподают биологию в 7–9 классах общеобразовательных организаций, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), с использованием УМК по курсу «Биология», а также студентам педагогических вузов, обучающимся по профилю «Олигофренопедагогика». Одна из задач обучения лиц с нарушениями интеллекта – создание условий для коррекции и развития психических функций личности каждого учащегося. На уроках биологии она решается в процессе знакомства учащихся с неживой и живой природой, исходя из единства образовательных, коррекционных, воспитательных задач обучения. Биология как учебный предмет изучается в рамках предметной области «Естествознание» в течение 3 лет (в 7–9 классах) вобщеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Бактерии. Грибы», «Животные» и «Человек». «Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс). Этот курс начинает изучение живой природы в системе естествоведческой (биологической) подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Раздел «Растения вокруг нас» знакомит учащихся с дикорастущими, культурными, различными формами растений, а также со значением растений для человека и их охраной. В следующем разделе «Общее знакомство с цветковыми растениями» представлены сведения о внешнем строении цветкового растения, его органах и их функциях. Здесь же представлены описания лабораторных работ. «Растения – целостный организм» предполагает в процессе актуализации и систематизации изученных знаний о строениях и функциях органов цветкового растения раскрытие взаимосвязи органов растения между собой и самого растения с окружающей средой. Следующий раздел «Многообразие растительного мира» содержит сведения о делении растений на группы и рассматривает представителей из групп: мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Он также включает описание осенних и весенних работ на учебно-опытном участке, а также основные мероприятия по уходу за комнатными растениями. Вся информация о строении и жизнедеятельности растений обобщается в разделе «Растения – живой организм». Знакомству с бактериями и грибами, их распространением, образу жизни, значению в природе и жизни человека посвящены следующие два раздела программы – «Грибы» и «Бактерии». «Животные» (8 класс). Программой данного курса предусмотрено не только знакомство учащихся с элементарным зоологическим материалом, но и со значительным объемом информации прикладного характера: профилактика заражения паразитическими червями, основные сведения об уходе и выращивании сельскохозяйственных животных, о содержании кошек и собак и т. д. В данном курсе выделяются 2 раздела: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные». В раздел «Беспозвоночные животные» включены темы: «Черви» и «Насекомые», а также материал, характеризующий общие признаки беспозвоночных животных. Этот раздел знакомит учащихся с дождевым червем и некоторыми червями-паразитами, а также с основными представителями насекомых: бабочка-капустница, яблонная плодожорка, майский жук, медоносная пчела, тутовый шелкопряд. Раздел «Позвоночные животные» предполагает знакомство с общими признаками позвоночных животных, а также с группами этих животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отдельно выделен материал о сельскохозяйственных млекопитающих, а также экскурсии и практические работы по курсу «Животные». «Человек» (9 класс). Курс завершает биологическое образование учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях, специализации врачей и т. п. Введение предусматривает знакомство обучающихся с науками, изучающими организм человека: анатомией, физиологией и гигиеной. В разделе «Общий обзор организма человека» на элементарном уровне раскрываются понятия: «клетка», «ткани», «органы» и «системы органов». Следующие разделы посвящены рассмотрению систем организма человека: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной, а также коже и органам чувств. Раздел «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» знакомит учащихся с охраной здоровья граждан в РФ, их социальным обеспечением, с основными факторами, сохраняющими здоровье. Содержание программы по курсу «Биология» включает базовые биологические представления и понятия и направлено на овладение ключевыми предметными компетенциями, коррекцию и развитие памяти, мышления, воображения, наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; определение взаимосвязей человека с живой и неживой природой; формирование здорового образа жизни. Содержание курса предусматривает реализацию воспитательного потенциала уроков биологии: биологическая информация представлена с позиции биоцентризма и гуманного отношения ко всему живому, а также содержит сведения о рациональном использовании природы – все это будет способствовать социализации учащихся и становлению их личности в целом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ План-конспект урока «Внешний вид и строение семени фасоли» Цель: Познакомить учащихся со строением семени фасоли. Задачи: – расширить представление учащихся о многообразии растений на основе изучения семени фасоли (двудольного растения); – продолжить развивать умение классифицировать растения по группам; – развивать умение в процессе беседы использовать биологическую лексику, описывать части растения, называя их отличительные признаки; – развивать умение анализировать и обобщать, формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости (между внешним видом семени (частями семени) и функцией); – развитие наблюдательности; – формирование аккуратности, умения завершать начатую работу, умения работать в коллективе. Оборудование: Макеты «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения»; натуральные объекты «Семена»; лупа; динамические таблицы с опорными демонстрационными карточками «Органы цветкового растения»; опорные схемы «Семя растения»; слайд-презентация «Развитие растений», «Прорастание семян»; натуральные объекты «Демонстрационный материал»; карточки-словарь; учебник; рабочая тетрадь.
Ход урока Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Беседа по пройденной теме. Изучение нового материала Рассказ учителя с использованием макета «Строение семени двудольного растения» по плану: – Строение семени растения (общие признаки): Семенная кожура -защита от высыхания и повреждений, зародыш -зачаток будущего растения, семядоли – это первые листья; – Строение семени двудольного растения. Растения с двумя семядолями в зародыше семени называются двудольными. Семенная кожура, рубчик, семядоли, зародышевая почечка, зародышевый стебелек, зародышевый корешок.
Этап закрепления 1.Фронтальная работа на магнитной доске с моделью. Выставление карточек с названиями частей семени растения. 2. Выполнение лабораторной работы «Строение семени фасоли». 3. Зарисовывание в тетради по трафарету изображения семени фасоли, подписывание названий частей. 4. Работа с таблицей.
5. Обобщающая беседа по материалу урока Итог урока Заключительное слово учителя. Оценка активности и знаний учащихся на уроке. Домашнее задание (с. 32–34).
Методические рекомендации по изучению курса «Животные» в 8 классе
В процессе обучения умственно отсталых школьников изолированный словесный материал усваивается ими либо в узкоконкретном значении, либо совсем отрывается от наглядного опыта. В этом случае возникает возможность появления вербализма и неадекватного использования знаний в практической деятельности. Обучение биологии должно повышать уровень обобщений и организующей роли речи у учащихся, развивать их мыслительные процессы и тем самым стимулировать их умственное развитие. Поэтому главное место на уроках отводится тем средствам обучения, которые позволяют поднимать наглядное содержание учебного материала на уровень, при котором становится возможным переход к отвлечению и обобщению, характерному для словесно-логического мышления. Согласно теории поэтапного усвоения умственных действий Схематическая и графическая наглядность играет роль специального учебного средства, которое обеспечивает логическое упорядочивание учебного материала, оптимизирует его восприятие, запоминание и воспроизведение его школьниками. Подобное структурирование облегчает связывание отдельных частей учебной информации в единое целое, а также является опорой учебной деятельности умственно отсталых учащихся. Работа со схематической и графической наглядностью позволяет учителю организовать деятельность учащихся, направленную на анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование учебного материала. Эти действия с учебным материалом создают прочную основу для интериоризации знаний учащихся, то есть переводу их из внешнего во внутренний план психики. Мыслительные операции учащихся с учебным материалом способствуют формированию и коррекции у учащихся навыков аналитико-синтетической деятельности. Как известно, осмысленное запоминание значительно продуктивнее механического, то есть без понимания заученной учебной информации. Как отмечает В. М. Пакулова, осмысленное запоминание отмечается при членении материала на части с выделением главного, существенного в каждой из них и во всем заучиваемом материале. Для этого необходима предварительная подготовка новой информации для воспроизведения и запоминания. Так, при использовании на уроке схематической и графической наглядности, необходимо учитывать память наглядно-образного и словесно-логического типов, ассоциативное запоминание достигается применением специально созданных для этих целей изображений и цветовой символики. В схемах и графической наглядности символика цвета указывает на их принадлежность к определенному структурно-логическому блоку. Используемые на уроках пиктограммы и идеограммы сохраняют некоторое сходство с реальными предметами или являются общепринятыми и заимствованными из повседневной жизни или искусственных языков, например, топографического, физико-математического, астрологического и т. п. Доказано важное познавательное значение символической наглядности. Согласно данным исследователей, средства символической наглядности помогают развивать у учащихся такие необходимые качества, как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, все это намного повышает интерес к изучаемым предметам. Символические средства наглядности – подвижные схемы и таблицы различных типов, простейшие диаграммы и зарисовки, стрелки-указатели и контуры, элементы цвета и формы для обозначения существенных признаков изучения объектов или явлений и др. К выполнению графических работ надо приучать учащихся постепенно, начиная с простейших схем, таблиц, графиков, а затем усложнять их как по форме, так и по содержанию. Схематическая наглядность дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию сообщаемого материала. Причем можно строить графические схемы как в процессе формирования новых знаний, «наращивая» отдельные ее элементы, параллельно с изложением учебной информации, так и с целью закрепления и обобщения. Для создания такой схемы очень важно определить основную черту изучаемого материала и объединить вокруг этой главной особенности другие характерные признаки, затем вычленить сходные и различные признаки рассматриваемых предметов или явлений. Такая наглядность должна быть «понятна» учащимися, то есть соотнесена ими со словом, обозначающим это понятие, а через него и с реальными предметами (Д. Н. Богоявлинский, Н. А. Менчинская). Соответственно, символические средства обучения должны применяться в тесной взаимосвязи со словесными методами, а также с другими видами иллюстративно-образной и натуральной наглядности. Направления работы со схемами на уроках биологии: · Составление рассказа учеником с опорой на схему Например, Дыхательная система млекопитающих
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ включают носовая полость носоглотка гортань трахея бронхи
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЛЕГКИЕ происходит переход кислорода из вдыхаемого воздуха в кровь переход углекислого газа из крови в выдыхаемый воздух
· Составление обобщающего рассказа по таблице (Расскажи по таблице.) Группы птиц
Значение птиц
· Составление рассказа с учителем в процессе фронтальной работы
Группы млекопитающих
Грызуны Парнокопытные Хищники Ластоногие
Зайцеобразные Непарнокопытные Китообразные Приматы · Соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением образующихся связей (Дополни схему.) Например, тема «Рыбы». Учащиеся рассказывают о размножении и развитии рыб, а затем устанавливают последовательность этапов развития рыбы и составляют схему.
Схема «Развитие рыбы» Икринка Зародыш
Малек Личинка
Взрослая рыба · Дополнение текстовой схемы или схематического рисунка с использованием статьи учебника, иллюстраций или собственных наблюдений Например, дополни схему, пользуясь текстом учебника. Ученикам предлагается прочитать статью и записать названия представителей разных групп позвоночных животных.
Схема «Развитие рыбы»
· Включение учителем схемы в условие проблемной задачи. Например, схема алгоритма решения задачи Реши задачу. Верблюд за 10 минут выпивает 130 литров воды. Сколько воды он выпивает за 1 минуту? За 1 секунду? 130 литров – 10 минут ? литров – 1 минута ?? литра 1 секунда
1 минута = 60 секунд 1 секунда = минуты Решение: 1. 130: 10 = ___ литра воды выпивает верблюд за 1 минуту. 2. _: = литра выпивает за 1 секунду. Ответ:_____________
· Служит источником знаний Например, схема скелета человека и млекопитающего (кролика). Почему у человека тазовые кости шире и массивнее, чем у млекопитающих животных?
На уроках необходимо использовать разнообразные варианты сочетаний иллюстративно-образной наглядности с другими методами обучения, из которых наиболее распространенными являются следующие: 1) вступительная беседа совместно с изобразительной наглядностью – объяснения учителя с опорой на демонстрационный материала – работа по составлению таблицы (схемы) – пояснение учителя в сочетании с работой с иллюстративный наглядностью; 2) воспроизводящая беседа с опорой на иллюстрации – рассказ учителя с использованием изобразительных символов – пояснение учителя совместно с зарисовкой на доске – вычерчивание в тетради таблиц (схем); 3) рассказ учителя в сочетании с разъяснительной беседой – объяснение учителя совместно с применением символической наглядности – выполнение учебного задания с опорой на статью учебника; 4) воспроизводящая беседа в сочетании с использованием символической наглядности – постановка проблемы – поиск ее решения с помощью демонстрационного материала – пояснения учителя с опорой на схематический рисунок (схему) – работа в тетради; 5) вступительная беседа в сочетании с изобразительной наглядностью –объяснение учителя с опорой на схемы (схематические рисунки); работа с учебником в различных вариантах; 6) воспроизводящая беседа – рассказ учителя в сочетании с объяснением и использованием демонстрационного материала – работа по составлению таблиц (схем) – просмотр фильма – упражнение со схемами (таблицами); 7) упражнение по составлению подвижной схемы (таблицы) пояснение учителя с опорой на схему – работа с учебником. Для проверки знаний учащихся возможно применять подвижные схемы и таблицы. Составление схемы – это не только регистрация и иллюстрация устных ответов учащихся, но и создание наглядного источника знаний. При сообщении новых знаний они использовались как средство, позволяющее облегчить процесс усвоения излагаемых учителем сведений, а также в тех случаях, когда возникала необходимость создать у школьников общие ориентации в изучении естествоведческого материала. Например, для обобщения и систематизации знаний о той или иной группе животных проводится обобщающая беседа с параллельным составлением схемы (пример – схема «Млекопитающие»). Опираясь на схему, умственно отсталые восьмиклассники могут сравнивать основные признаки различных млекопитающих животных. Изучение и выделение главных, существенных особенностей позволит сформировать у школьников то или иное биологическое понятие. Работа учеников с подвижными схемами и таблицами должна опираться на имеющиеся у них знания и способствовать формированию у школьников различных умственных операций и практических умений. Готовые схемы и таблицы могут применятся при повторении и закреплении материала с целью его систематизации. При сообщении новых знаний графическая наглядность используется как средство, позволяющее облегчить процесс усвоения учащимися излагаемых учителем сведений, а также в тех случаях, когда необходимо создать у школьников общие ориентации в изучении естествоведческого материала. Класс. Тема урока: Верблюд Цель: познакомить учащихся с верблюдом как представителем копытных млекопитающих. Задачи: – продолжить работу по развитию понятия «млекопитающие животные» в процессе изучения верблюда и повторения знаний по теме «Овца»; изучить особенности внешнего строения, образа жизни верблюда, его значения в хозяйственной деятельности человека; – корригировать мыслительные операции (в процессе анализа информации, выполнения операций сравнения, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи; – экологическое воспитание умственно отсталых учащихся в ходе знакомства с приспособленностью верблюда к жизни в пустыне. Средства обучения: – учебник; – демонстрационные таблицы («Верблюд», «Овца», «Караван верблюдов в пустыне»), компьютерная презентация, текстовой план, словарные таблички, индивидуальные карточки. Ход урока 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания Беседа: – Каких животных называют копытными? – К какой группе животных относится овца? Почему? – Назовите особенности внешнего строения овцы. – Чем питаются овцы? – Как называются детеныши овцы? – Чем они питаются? – Каких животных называют млекопитающими? – Почему овца относится к млекопитающим?
3. Изучение нового материала 1) Определение темы урока. Отгадайте загадку. Живет он долго без воды, А еще дольше – без еды. В еде вообще не прихотлив, Ему не нужно сладких слив. Колючка – лучшее из блюд. Зовут животное – … (верблюд).
2) Запись учащимися в тетради темы урока «Верблюд». 3) Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся демонстрацией наглядного материала (компьютерная презентация «Верблюд»). В процессе рассказа основные термины фиксируются учителем на доске. План рассказа учителя: 1) особенности внешнего строения верблюда; 2) питание, образ жизни верблюда, размножение; 3) значение верблюда в жизни человека.
Обобщение материала. Обобщающая беседа учителя с элементами опроса: – О каком копытном мы говорили? – Назовите основные особенности внешнего строения верблюда. – Как верблюд приспособился к условиям пустыни? – Какая у него шея? – Что находится на спине? – Какие ноги у верблюда? – Чем питается верблюд?
4. Закрепление знаний – Зачем верблюду горб? – Сравните одногорбого и двугорбого верблюдов, используя демонстрационную таблицу. Работа с индивидуальными карточками и учебником. Задание: вставьте пропущенные слова, пользуясь текстом учебника. Верблюды хорошо приспособились к жизни в суровых условиях _______. У верблюда ____________ шея. От холодов тело верблюда защищает ____________ шерсть. На спине у верблюда возвышается одиночный или двойной ________. Жировые запасы горбов расходуются при недостатке в пустыне __________ или ___________. У верблюдов длинные и сильные __________________. Пальцы ног защищены широкой мозолистой ________________. На каждой _____________ у верблюда находится по 4 пальца с небольшими копытами. Прочитайте текст, который у вас получился.
5. Подведение итогов урока Формулирование основных выводов (верблюд – копытное млекопитающее). Оценка знаний и активности учащихся на уроке. 6. Домашнее задание Повторить материал по учебнику с. 207–209. Выполнить задание в рабочей тетради.
Методические рекомендации по изучению Курса «Человек» в 9 классе
План-конспект урока биологии в 9 классе Тема урока: Органы кровообращения. Сердце и его работа. Цель: продолжить формирование знаний о системе кровообращения (сердечно-сосудистой системе), ее строении и функциях. Задачи: – формирование новых анатомических и физиологических понятий – «сердце», «кровяное давление», «пульс»; повторение, закрепление новых знаний; – коррекция мыслительных операции (в процессе анализа информации, выполнения операций сравнения, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи, активизация познавательной деятельности; – формирование умения проводить самонаблюдение и анализ своего самочувствия, стремления вести здоровый образ жизни; – прививать учащимся навыки самоконтроля. Средства обучения: демонстрационные таблицы («Кровеносная система»); объемная модель сердца человека; карточки для работы у доски; раздаточный материал – карточки с изображением кровеносной системы; часы или секундомер. Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока с использованием заданий рабочей тетради, устный опрос с использованием наглядного материала или работа с индивидуальными карточками-заданиями. Изучение нового материала Рассказ учителя, раскрывающий понятие «кровеносное давление». (Ученики записывают определение понятия в тетради.) Беседа с использованием модели-аппликации «Большой и малый круги кровообращения» о давлении в различных участках кровеносной системы. Проведение лабораторной работы «Подсчет пульса в разных условиях» (работа в парах). Заполнение таблицы по результатам подсчета.
Показания пульса
Обобщение материала: – В чем причина различных показаний пульса при проведении лабораторных исследований? Чем это можно доказать? – Кровяное давление – это давление крови на стенки сосудов. Работа сердца создает разность давлений в артериях и венах. За счет разности давлений кровь движется по сосудам. Пульс – это ритмичные колебания стенок сосудов. По кровяному давлению и пульсу можно судить о здоровье человека.
Закрепление знаний Работа с учебником (с. 77–81). Ответы на вопросы к статье учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 45).
6. Домашнее задание Повторить материал параграфа 23 учебника. Выполнить в рабочей тетради задания 61–63 на с. 37–38 учебника. Подведение итогов урока Формулирование выводов. Оценка знаний и активности учащихся на уроке.
ПРИМЕР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 7–9 КЛАССОВ В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочие программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП. Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в 5 и 6 классах получат элементарную естественнонаучную подготовку. Преемст
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.182 (0.012 с.) |