Средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития



Дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических нарушений, в частности, требуют особых условий обучения. Дети, которые имеют задержку психического развития конституционального и соматогенного происхождения, могут обучаться в массовой школе при оказании им специальной помощи педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда [7].

Своевременная идентификация, изучение, а также коррекция нарушений когнитивной сферы, в частности, внимания у детей с ЗПР, является необходимым условием полноценного интеллектуального развития и успешного обучения в школе.

Психотехнические приемы, которые направленны на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, разнообразны и могут использоваться не только в процессе занятий с психологом, а также в ходе образовательной деятельности.

Одним из наиболее используемых приемов является словарный диктант с комментированием, проводимый педагогом на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура выглядит следующим образом:

1. педагог читает каждое слово только один раз;

2. дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

3. педагог внимательно следит за тем, чтобы дети не подглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке;

4. прежде чем приступить к работе, желательно показать на нескольких примерах, как необходимо выполнять задание;

5. педагог читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого педагог предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное письмо — достаточно сложное задание, в котором можно выделить 7 основных этапов:

1) первичное восприятие произносимого слова;

2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;

3)  прослушивание комментариев;

4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

6) написание слова в соответствии с его орфографией;

7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием (С. Н. Калинникова).

Этот метод имеет важное диагностическое значение. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяют психологу судить об организации внимания учащихся при групповом взаимодействии.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкая, 1974). Согласно этому подходу, внимание понимается как совершенное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно эти действия и оказываются несформированными у детей с задержкой психического развития.

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и основаны на материале текстов, которые содержат разные виды ошибок «по невнимательности»: замена или пропуск слов в предложении, замена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др. Исследования показали, что наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом необходимо учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого. Вот как описывает П. Я. Гальперин этот основной и наиболее трудоемкий этап работы: «Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем - разделить его на слоги и, читая каждый слог отдельно, проверить, соответствует ли он слову в целом. Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводилось к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый — правильно, второй — нет, здесь пропущено..., переставлено»). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составляли особого труда» (П. Я. Гальперин, 1974, с. 97-98).

Важным моментом в процессе формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает. Чтобы обобщить сформированное действие контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании особых условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику образовательной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т. е. сформированность внимания.

Рассмотрим один из методов, используемых авторами. Суть метода заключается в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Выполнение этого задания не требует от детей специальных знаний и умений, а обеспечивается характером ошибок: замена букв, замена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Работа выполняется следующим образом. Каждый ребенок получает напечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «Текст, который вы получили, имеет разные ошибки, включая смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

В анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

Важное значение имеет психологическая коррекция свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.

Заключение

Курсовая работа посвящена изучению особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследование было проведено на теоретическом уровне.

Первая глава посвящена теоретическому анализу общей характеристики внимания и закономерностей развития свойств внимания в младшем школьном возрасте. Изучались работы различных ученых: Лурия А.Р., Власова Т.А., Шевченко С.Г. и многих других. Были проанализированы различные понятия «внимания» и было установлено, что внимание – это концентрация и направленность нашего сознания на определенном объекте. Также были рассмотрены виды внимания. Оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. Были изучены свойства внимания. К ним относят: концентрацию, устойчивость, переключение, распределение и объем. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Если у ребенка небольшой объем внимания, то он не сможет одновременно сосредоточиться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Если же недостаточно развита концентрация и устойчивость внимания, то школьнику трудно будет его долго сохранять, не отвлекаясь. Плохо развитая переключаемость доставит трудности в переноса внимания с одного вида деятельности на другой. А если же недостаточно развито распределение внимания, то ребенок не сможет эффективно, без ошибок выполнять несколько дел одновременно.

Были охарактеризованы особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, слабой концентрацией, малым объёмом, нестабильностью, трудностями переключения.

Нами были подобраны методики изучения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Использование методик позволят выявить насколько развито у ребенка то или иное свойство внимания и даст возможность своевременно провести коррекционно-развивающие занятия для развития этих свойств.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

2. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003. – 64 с.

3. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень СО РАМН. 2008. С. 96-100.

4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М.: Аграф, 1996. – 160 с.

5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.

6. Власова Т.А. Дети с ЗПР. –М., 2012. -24 с.

7. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.:, Мозаика – Синтез, 2009. – 64 с.

8. Иванов Е.С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Матер. III Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов. М., 1968. - Т. 3. - Вып. 1. - С. 72-77.

9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М. – 1985. – 285 с.

10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М.: Педагогика, 1982. – 128 с.

11. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дисс. канд. пед. наук: Москва, 2007. – 23 с.

12. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Психология внимания.-М.: ИЗД. МГУ, 1970.

13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 576 с.

14. Обухова Е.Ю. Регуляция внимания у детей 5–7 лет, здоровых и с нарушениями развития: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2009.

15. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. –Т.4. –№11. – 1292-1294 С.

16. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 1997. -736 с.

18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: Медгиз, 1955. - Т.1.; М.: Медгиз, 1959. - Т.2.; М.: Медицина, 1965. - Т. 3.

19. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. - М.: Молодая гвардия, 1986.

20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н..-Новгород, 1994. -126 с.

21. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.

22. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Задержки психического развития: клинико-электроэнцефалографические особенности и оценка эффективности применения препарата гопантеновой кислоты // Педиатрия. - 2014 - № 03/14. - С. 38-42.

23. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.

24. Юркова И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей // Журн. неврол. и психиатр. – 1959. - № 7. – С. 863–867.

       Приложение 1

Методика «Таблицы Шульте»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Процедура проведения исследования: Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. таблицы № 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок».

Таблицу открывают и одновременно с началом задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

t (время)

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

С помощью этого теста можно вычислить ещё и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ).

ЭР = Т12 + Т3 + Т4 + Т5

               5

Где Т1 – время работы с первой таблицей,

  Т2 – время работы со второй таблицей,

  Т3 – с третьей таблицей,

  Т4 – с четвёртой,

  Т5 – с пятой.

Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учётом возраста испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46- 55 56- 65 66- 75 76 и больше
11 лет 35 и меньше 36- 45 46- 55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31- 35 36- 45 46- 55 56 и больше

ВР = Т1

    ЭР

Результат меньше 1, 0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1, 0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4

   ЭР

Показатель результата меньше 1, 0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

Анализ результатов: С равнивается время работы по каждой из таблиц. Норма – 30- 50 секунд на 1 таблицу. Средняя норма – 40- 42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

t (время)

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

Таблица 1

14 9 2 21 13
22 7 16 5 10
4 25 11 18 3
20 6 23 8 19
15 24 1 17 12

Таблица 2

2 13 1 8 20
17 6 25 7 11
22 18 3 15 19
10 5 12 24 16
14 23 4 9 21

Таблица 3

21 11 1 19 24
2 20 18 5 10
4 13 25 16 7
17 6 14 9 12
22 3 8 15 23

Таблица 4

5 21 23 4 25
11 2 7 13 20
24 17 19 6 18
9 1 12 8 14
16 10 3 15 22

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.037 с.)