Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития



Одной из основных причин трудной обучаемости и трудной воспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В наше время количество детей с задержкой психического развития значительно возросло. Сейчас они составляют более 20 % детского населения. В мировой психологической и медицинской литературе таких детей называют «дети с минимальной дисфункцией мозга» (minimal brain dysfunction), а в педагогической — дети с трудностями в обучении (children with learning disabilities, educationally disabled) или медленно обучающиеся (slow learners) [15].

У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. В классе такие дети подчиняются требованиям дисциплины, но боятся отвечать у доски, перед классом.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть укачанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.

Проблема задержки психического развития (ЗПР) актуальна не только для психологии, дефектологии и педагогики, но и для психиатрии, детской неврологии и педиатрии. Этот диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста; если же признаки недоразвития психических функций сохраняются в более старшем возрасте, то это свидетельствует об умственной отсталости. На сегодняшний день нет как четких диагностических рамок ЗПР, так и единого мнения о возрасте, до которого этот диагноз является действительным. Ошибки в диагностике задержки психического развития приводят к выбору неадекватной программы обучения и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может формироваться девиантное поведение [21, 22].

По мнению Н.Ю. Максимовой и Е.Л. Милютиной [13], задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

В.М. Астапов [1], Н.П. Вайзман [4], отмечают, что задержка психического развития не является клинической формой заболевания. Это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). Сущность ЗПР заключается в следующем: созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи), эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1,5 – 2 года [23].

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Каждый из этих видов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру.

1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер, Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития, во многом похожа на нормальную структуру эмоционального склада детей более раннего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенное настроения, спонтанность и яркость эмоций при их поверхностности и нестабильности, легкая внушаемость.

Гармонический инфантилизм – это своего рода ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости проявляются в наиболее чистом виде и часто сочетаются с типом инфантильного телосложения.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот вид отклонения развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, главным образом сердца, хроническими инфекциями и аллергическими состояниями [9].

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот вид ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют адекватному формированию личности ребенка.

ЗПР психогенного происхождения в основном наблюдается при патологическом развитии личности в зависимости от типа психической нестабильности [9, 18], главным образом из-за явлениягипоопеки – безнадзорности, в условиях которой у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, а также формы поведения, связанные с активным торможением состояния. Развитие и когнитивная деятельность, интеллектуальные интересы и установки не стимулируются. Поэтому особенности эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности и внушаемости у таких детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для овладения школьными предметами.

Вариант патологического развития по типу «Семейный кумир» обусловлен, напротив, гиперопекой – неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не достаёт черт самостоятельности, инициативности и ответственности. Для такого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевым усилиям, характерны черты преувеличения, презрение к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот вид ЗПР занимает основное место в данной полиморфной патологии развития. Он встречается чаще других видов, часто имеет большую стойкость и выраженность нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в когнитивно-познавательной деятельности [10].

В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы, стертый гемисиндром, нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидные знаки, явления вегетативно-сосудистой дистонии [8].

Церебрально-органическая недостаточность, в первую очередь, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений когнитивно-познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом [18, 24]. При таком инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка бодрость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Игровую деятельность характеризует бедность фантазии и творчества, определенные однообразие и монотонность, преобладание компонента двигательной расторможенности.

В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма:

1. неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность;

2. тормозимый – с преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто пугливость.

Апатико-адинамические нарушения включают снижение инициативы и мотивации в интеллектуальной деятельности, выраженную эмоциональную вялость и двигательную заторможенность [11, 16]. Ребенок мало заинтересован в содержании задания и самостоятельно  не может оценить успешность своей деятельности. У детей с органическим инфантилизмом представлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: при преобладании повышенного фона настроения наблюдается неусидчивость и двигательная расторможенность. Ребенок не способен к волевым усилиям и самоорганизации в ходе занятий. Самооценка обычно высокая, отношение к учебе негативное («скучно», «трудно», «лучше играть»). Родители и учителя называют о таких детей расторможенные и недисциплинированные. При изучении интеллекта таких детей выявляется нижняя граница возрастной нормы. У детей с преобладанием тормозных и тревожных черт легко развивается школьная тревожность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.006 с.)