Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Одной из основных причин трудной обучаемости и трудной воспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР. В наше время количество детей с задержкой психического развития значительно возросло. Сейчас они составляют более 20 % детского населения. В мировой психологической и медицинской литературе таких детей называют «дети с минимальной дисфункцией мозга» (minimal brain dysfunction), а в педагогической — дети с трудностями в обучении (children with learning disabilities, educationally disabled) или медленно обучающиеся (slow learners) [15]. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. В классе такие дети подчиняются требованиям дисциплины, но боятся отвечать у доски, перед классом. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть укачанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития. В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений. Проблема задержки психического развития (ЗПР) актуальна не только для психологии, дефектологии и педагогики, но и для психиатрии, детской неврологии и педиатрии. Этот диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста; если же признаки недоразвития психических функций сохраняются в более старшем возрасте, то это свидетельствует об умственной отсталости. На сегодняшний день нет как четких диагностических рамок ЗПР, так и единого мнения о возрасте, до которого этот диагноз является действительным. Ошибки в диагностике задержки психического развития приводят к выбору неадекватной программы обучения и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может формироваться девиантное поведение [21, 22]. По мнению Н.Ю. Максимовой и Е.Л. Милютиной [13], задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В.М. Астапов [1], Н.П. Вайзман [4], отмечают, что задержка психического развития не является клинической формой заболевания. Это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). Сущность ЗПР заключается в следующем: созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи), эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1,5 – 2 года [23].
Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения. Каждый из этих видов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру. 1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер, Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития, во многом похожа на нормальную структуру эмоционального склада детей более раннего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенное настроения, спонтанность и яркость эмоций при их поверхностности и нестабильности, легкая внушаемость. Гармонический инфантилизм – это своего рода ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости проявляются в наиболее чистом виде и часто сочетаются с типом инфантильного телосложения. 2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот вид отклонения развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, главным образом сердца, хроническими инфекциями и аллергическими состояниями [9]. 3. ЗПР психогенного происхождения. Этот вид ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют адекватному формированию личности ребенка. ЗПР психогенного происхождения в основном наблюдается при патологическом развитии личности в зависимости от типа психической нестабильности [9, 18], главным образом из-за явлениягипоопеки – безнадзорности, в условиях которой у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, а также формы поведения, связанные с активным торможением состояния. Развитие и когнитивная деятельность, интеллектуальные интересы и установки не стимулируются. Поэтому особенности эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности и внушаемости у таких детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для овладения школьными предметами. Вариант патологического развития по типу «Семейный кумир» обусловлен, напротив, гиперопекой – неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не достаёт черт самостоятельности, инициативности и ответственности. Для такого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевым усилиям, характерны черты преувеличения, презрение к труду, установка на постоянную помощь и опеку. 4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот вид ЗПР занимает основное место в данной полиморфной патологии развития. Он встречается чаще других видов, часто имеет большую стойкость и выраженность нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в когнитивно-познавательной деятельности [10].
В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы, стертый гемисиндром, нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидные знаки, явления вегетативно-сосудистой дистонии [8]. Церебрально-органическая недостаточность, в первую очередь, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений когнитивно-познавательной деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом [18, 24]. При таком инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка бодрость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Игровую деятельность характеризует бедность фантазии и творчества, определенные однообразие и монотонность, преобладание компонента двигательной расторможенности. В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: 1. неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность; 2. тормозимый – с преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто пугливость. Апатико-адинамические нарушения включают снижение инициативы и мотивации в интеллектуальной деятельности, выраженную эмоциональную вялость и двигательную заторможенность [11, 16]. Ребенок мало заинтересован в содержании задания и самостоятельно не может оценить успешность своей деятельности. У детей с органическим инфантилизмом представлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: при преобладании повышенного фона настроения наблюдается неусидчивость и двигательная расторможенность. Ребенок не способен к волевым усилиям и самоорганизации в ходе занятий. Самооценка обычно высокая, отношение к учебе негативное («скучно», «трудно», «лучше играть»). Родители и учителя называют о таких детей расторможенные и недисциплинированные. При изучении интеллекта таких детей выявляется нижняя граница возрастной нормы. У детей с преобладанием тормозных и тревожных черт легко развивается школьная тревожность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.006 с.) |