Общие и специфические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие и специфические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития



Психология внимания — одно из важных звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов — внимание помогает нам познать мир и самого себя.

Когнитивный психический процесс «внимание» — определяется в психологии как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. [17]

В психологии выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание — сознательная концентрация на определенной информации, требующая волевых усилий.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, потому что произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и интерес, в результате целенаправленность сохраняется долго, напряжение снимается, хотя непроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание человека обладает следующими свойствами:

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает, что выбирается «объект» в качестве некоторой определённости, формы, из общего фона;

Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно, одномоментно;

Переключение — преднамеренный сознательный и целенаправленный перенос внимания с одного объекта на другой;

Распределение — способность удерживать несколько объектов в центре внимания одновременно, выполнять несколько видов деятельности;

Устойчивость — длительность концентрации внимания на объекте.

Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием качественной и продуктивной деятельности личности. [12]

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее значимых особенностей когнитивной сферы детей с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.

Внимание у таких детей неустойчивое, наблюдается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Трудно сконцентрировать внимание таких детей, удержать их в деятельности на занятии. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом может переключаться с одного задания на другое.

Причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

· наличие астенических явлений;

· недостаточная сформированность механизма произвольности у детей;

· отсутствие мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где нужно проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса).

Ряд исследований показал, что для аномальных детей разных категорий является специфичным нарушение подсистем внимания, обеспечивающих различные функции [3, 14].

Ряд ученых описывали специфические особенности развития внимания у детей с ЗПР, которые характеризуются неустойчивостью, нестабильностью, повышенной отвлекаемостью, слабой концентрацией, заметным снижением работоспособности, сниженным объемом, трудностями переключения, ограниченным распределения, снижением когнитивной деятельности. [20]

В.В. Лебединский говорит, что внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: либо оно быстро ослабевает, либо настолько отвлекаемо, что никакая концентрация невозможна.

Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается. [6]

В специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

· неустойчивость (колебания) внимания, которая приводит к снижению продуктивности внимания, вызывает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы:

· снижение объема внимания;

· сниженная избирательность внимания;

· ‹прилипание внимания».

При задержке психического развития все психические функции развиваются неравномерно. При выраженном нарушении внимания или памяти может быть сохранно логическое мышление. Особенности внимания у детей с ЗПР проявляются в том, что дети не могут концентрироваться на основных признаках предметов, воспринимают действительность избирательно. Из-за этого, представления о мире – ограниченное, фрагментарное.

Направить произвольное внимание ребенка с ЗПР на какую-либо деятельность проблематично. Оно нестабильно, уровень работоспособности быстро меняется. Такие стойкие нарушения внимания мешают ребенку осуществлять образовательную деятельность, полностью познавать окружающий мир, тормозят развитие других психических функций. [2]

В исследованиях по проблеме нарушения когнитивных процессов у детей при ЗПР, можно обнаружить отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания имеют сниженную умственную работоспособность. У детей младшего школьного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито намного лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.005 с.)