Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие и специфические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Психология внимания — одно из важных звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов — внимание помогает нам познать мир и самого себя. Когнитивный психический процесс «внимание» — определяется в психологии как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. [17] В психологии выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Произвольное внимание — сознательная концентрация на определенной информации, требующая волевых усилий. Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, потому что произвольное внимание возникло из непроизвольного. Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и интерес, в результате целенаправленность сохраняется долго, напряжение снимается, хотя непроизвольное внимание может длиться часами. Внимание человека обладает следующими свойствами: Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает, что выбирается «объект» в качестве некоторой определённости, формы, из общего фона; Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно, одномоментно; Переключение — преднамеренный сознательный и целенаправленный перенос внимания с одного объекта на другой; Распределение — способность удерживать несколько объектов в центре внимания одновременно, выполнять несколько видов деятельности; Устойчивость — длительность концентрации внимания на объекте. Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием качественной и продуктивной деятельности личности. [12] Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее значимых особенностей когнитивной сферы детей с ЗПР. Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.
Внимание у таких детей неустойчивое, наблюдается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Трудно сконцентрировать внимание таких детей, удержать их в деятельности на занятии. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом может переключаться с одного задания на другое. Причины нарушения внимания у детей с ЗПР: · наличие астенических явлений; · недостаточная сформированность механизма произвольности у детей; · отсутствие мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где нужно проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса). Ряд исследований показал, что для аномальных детей разных категорий является специфичным нарушение подсистем внимания, обеспечивающих различные функции [3, 14]. Ряд ученых описывали специфические особенности развития внимания у детей с ЗПР, которые характеризуются неустойчивостью, нестабильностью, повышенной отвлекаемостью, слабой концентрацией, заметным снижением работоспособности, сниженным объемом, трудностями переключения, ограниченным распределения, снижением когнитивной деятельности. [20] В.В. Лебединский говорит, что внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: либо оно быстро ослабевает, либо настолько отвлекаемо, что никакая концентрация невозможна. Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается. [6] В специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР: · неустойчивость (колебания) внимания, которая приводит к снижению продуктивности внимания, вызывает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы: · снижение объема внимания; · сниженная избирательность внимания; · ‹прилипание внимания». При задержке психического развития все психические функции развиваются неравномерно. При выраженном нарушении внимания или памяти может быть сохранно логическое мышление. Особенности внимания у детей с ЗПР проявляются в том, что дети не могут концентрироваться на основных признаках предметов, воспринимают действительность избирательно. Из-за этого, представления о мире – ограниченное, фрагментарное.
Направить произвольное внимание ребенка с ЗПР на какую-либо деятельность проблематично. Оно нестабильно, уровень работоспособности быстро меняется. Такие стойкие нарушения внимания мешают ребенку осуществлять образовательную деятельность, полностью познавать окружающий мир, тормозят развитие других психических функций. [2] В исследованиях по проблеме нарушения когнитивных процессов у детей при ЗПР, можно обнаружить отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания имеют сниженную умственную работоспособность. У детей младшего школьного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито намного лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.005 с.) |