Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность темы исследованияСтр 1 из 4Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3
Введение Актуальность темы исследования В наше время возросла важность вопросов психологии. Тема нашей работы относится к одним из таких вопросов. В.А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему». [19] Развитие внимания в детском возрасте очень важно, так как внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания. То есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Внимание же у детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности, что усложняет их обучение и усвоение учебного материала. Объектом данного исследования являются дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования – особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель исследования: изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования заключается в предположении того, что внимание детей с задержкой психического развития носит специфический характер и имеет свои специфические особенности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования 2. Провести диагностику и сравнительный анализ общих и специфических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 3. Изучить методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 4. Изучить средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Методы исследования: комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация).
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Заключение Курсовая работа посвящена изучению особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследование было проведено на теоретическом уровне. Первая глава посвящена теоретическому анализу общей характеристики внимания и закономерностей развития свойств внимания в младшем школьном возрасте. Изучались работы различных ученых: Лурия А.Р., Власова Т.А., Шевченко С.Г. и многих других. Были проанализированы различные понятия «внимания» и было установлено, что внимание – это концентрация и направленность нашего сознания на определенном объекте. Также были рассмотрены виды внимания. Оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. Были изучены свойства внимания. К ним относят: концентрацию, устойчивость, переключение, распределение и объем. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Если у ребенка небольшой объем внимания, то он не сможет одновременно сосредоточиться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Если же недостаточно развита концентрация и устойчивость внимания, то школьнику трудно будет его долго сохранять, не отвлекаясь. Плохо развитая переключаемость доставит трудности в переноса внимания с одного вида деятельности на другой. А если же недостаточно развито распределение внимания, то ребенок не сможет эффективно, без ошибок выполнять несколько дел одновременно.
Были охарактеризованы особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, слабой концентрацией, малым объёмом, нестабильностью, трудностями переключения. Нами были подобраны методики изучения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Использование методик позволят выявить насколько развито у ребенка то или иное свойство внимания и даст возможность своевременно провести коррекционно-развивающие занятия для развития этих свойств. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Список литературы 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с. 2. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003. – 64 с. 3. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень СО РАМН. 2008. С. 96-100. 4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М.: Аграф, 1996. – 160 с. 5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с. 6. Власова Т.А. Дети с ЗПР. –М., 2012. -24 с. 7. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.:, Мозаика – Синтез, 2009. – 64 с. 8. Иванов Е.С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Матер. III Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов. М., 1968. - Т. 3. - Вып. 1. - С. 72-77. 9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М. – 1985. – 285 с. 10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М.: Педагогика, 1982. – 128 с. 11. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дисс. канд. пед. наук: Москва, 2007. – 23 с. 12. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Психология внимания.-М.: ИЗД. МГУ, 1970. 13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 576 с. 14. Обухова Е.Ю. Регуляция внимания у детей 5–7 лет, здоровых и с нарушениями развития: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2009. 15. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. –Т.4. –№11. – 1292-1294 С. 16. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 1997. -736 с. 18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: Медгиз, 1955. - Т.1.; М.: Медгиз, 1959. - Т.2.; М.: Медицина, 1965. - Т. 3. 19. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. - М.: Молодая гвардия, 1986. 20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н..-Новгород, 1994. -126 с. 21. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262. 22. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Задержки психического развития: клинико-электроэнцефалографические особенности и оценка эффективности применения препарата гопантеновой кислоты // Педиатрия. - 2014 - № 03/14. - С. 38-42. 23. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с. 24. Юркова И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей // Журн. неврол. и психиатр. – 1959. - № 7. – С. 863–867. Приложение 1 Методика «Таблицы Шульте» Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов. Процедура проведения исследования: Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. таблицы № 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Инструкция: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. t (время) 0 1 2 3 4 5 № таблицы
С помощью этого теста можно вычислить ещё и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ). ЭР = Т1+Т2 + Т3 + Т4 + Т5 5 Где Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – с третьей таблицей, Т4 – с четвёртой, Т5 – с пятой. Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учётом возраста испытуемого.
ВР = Т1 ЭР Результат меньше 1, 0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1, 0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 ЭР Показатель результата меньше 1, 0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы. Анализ результатов: С равнивается время работы по каждой из таблиц. Норма – 30- 50 секунд на 1 таблицу. Средняя норма – 40- 42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время. t (время) 0 1 2 3 4 5 № таблицы 0 1 2 3 4 5 № таблицы Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Приложение 2 Методика Анфилова-Крепелина В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости. Для проведения исследования необходимы: бланк методики (таблица Крепелина), карандаш, секундомер. Основными требованиями к проведению являются: речевые сигналы опрашиваемым («Стоп! Переходите к следующей строчке»), дающиеся через каждые 20 секунд. Бланк для ответа «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Производите сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок». Фамилия, имя _________________________________ Класс_____________________________ 34344866244734896729874 25978432476534479738924 38593684267937474397297 95475248984847293689494 95452967376329659474793 29872948445448725922674 92363547893948924275784 74754486979234976483496 86376692948269447693762 98934845675434894779634 58574972693474298437583 34657843554296242927258 52393453282989428785435 34924785296447675698647 49634994865749324749838 84789439376524434873924 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3
Введение Актуальность темы исследования В наше время возросла важность вопросов психологии. Тема нашей работы относится к одним из таких вопросов. В.А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему». [19] Развитие внимания в детском возрасте очень важно, так как внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания. То есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Внимание же у детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности, что усложняет их обучение и усвоение учебного материала. Объектом данного исследования являются дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования – особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель исследования: изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования заключается в предположении того, что внимание детей с задержкой психического развития носит специфический характер и имеет свои специфические особенности. Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования 2. Провести диагностику и сравнительный анализ общих и специфических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 3. Изучить методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 4. Изучить средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Методы исследования: комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.052 с.) |