Актуальность темы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность темы исследования



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития......................................................5
1.2. Общие и специфические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...............10
1.3. Методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.......................................................................14
1.4. Средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.................................16
Заключение.............................................................................................................20
Список литературы................................................................................................22
Приложения...........................................................................................................25

 

Введение

Актуальность темы исследования

В наше время возросла важность вопросов психологии. Тема нашей работы относится к одним из таких вопросов. В.А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему». [19] Развитие внимания в детском возрасте очень важно, так как внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания. То есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Внимание же у детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности, что усложняет их обучение и усвоение учебного материала.

Объектом данного исследования являются дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что внимание детей с задержкой психического развития носит специфический характер и имеет свои специфические особенности.

Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования

2. Провести диагностику и сравнительный анализ общих и специфических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

3. Изучить методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

4. Изучить средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Методы исследования: комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация).

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Заключение

Курсовая работа посвящена изучению особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследование было проведено на теоретическом уровне.

Первая глава посвящена теоретическому анализу общей характеристики внимания и закономерностей развития свойств внимания в младшем школьном возрасте. Изучались работы различных ученых: Лурия А.Р., Власова Т.А., Шевченко С.Г. и многих других. Были проанализированы различные понятия «внимания» и было установлено, что внимание – это концентрация и направленность нашего сознания на определенном объекте. Также были рассмотрены виды внимания. Оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. Были изучены свойства внимания. К ним относят: концентрацию, устойчивость, переключение, распределение и объем. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Если у ребенка небольшой объем внимания, то он не сможет одновременно сосредоточиться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Если же недостаточно развита концентрация и устойчивость внимания, то школьнику трудно будет его долго сохранять, не отвлекаясь. Плохо развитая переключаемость доставит трудности в переноса внимания с одного вида деятельности на другой. А если же недостаточно развито распределение внимания, то ребенок не сможет эффективно, без ошибок выполнять несколько дел одновременно.

Были охарактеризованы особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью, слабой концентрацией, малым объёмом, нестабильностью, трудностями переключения.

Нами были подобраны методики изучения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Использование методик позволят выявить насколько развито у ребенка то или иное свойство внимания и даст возможность своевременно провести коррекционно-развивающие занятия для развития этих свойств.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

2. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003. – 64 с.

3. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень СО РАМН. 2008. С. 96-100.

4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М.: Аграф, 1996. – 160 с.

5. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.

6. Власова Т.А. Дети с ЗПР. –М., 2012. -24 с.

7. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.:, Мозаика – Синтез, 2009. – 64 с.

8. Иванов Е.С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Матер. III Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов. М., 1968. - Т. 3. - Вып. 1. - С. 72-77.

9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М. – 1985. – 285 с.

10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М.: Педагогика, 1982. – 128 с.

11. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дисс. канд. пед. наук: Москва, 2007. – 23 с.

12. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Психология внимания.-М.: ИЗД. МГУ, 1970.

13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 576 с.

14. Обухова Е.Ю. Регуляция внимания у детей 5–7 лет, здоровых и с нарушениями развития: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2009.

15. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. –Т.4. –№11. – 1292-1294 С.

16. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 1997. -736 с.

18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: Медгиз, 1955. - Т.1.; М.: Медгиз, 1959. - Т.2.; М.: Медицина, 1965. - Т. 3.

19. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. - М.: Молодая гвардия, 1986.

20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н..-Новгород, 1994. -126 с.

21. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.

22. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Задержки психического развития: клинико-электроэнцефалографические особенности и оценка эффективности применения препарата гопантеновой кислоты // Педиатрия. - 2014 - № 03/14. - С. 38-42.

23. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.

24. Юркова И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей // Журн. неврол. и психиатр. – 1959. - № 7. – С. 863–867.

       Приложение 1

Методика «Таблицы Шульте»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Процедура проведения исследования: Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. таблицы № 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок».

Таблицу открывают и одновременно с началом задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

t (время)

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

С помощью этого теста можно вычислить ещё и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ).

ЭР = Т12 + Т3 + Т4 + Т5

               5

Где Т1 – время работы с первой таблицей,

  Т2 – время работы со второй таблицей,

  Т3 – с третьей таблицей,

  Т4 – с четвёртой,

  Т5 – с пятой.

Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учётом возраста испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46- 55 56- 65 66- 75 76 и больше
11 лет 35 и меньше 36- 45 46- 55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31- 35 36- 45 46- 55 56 и больше

ВР = Т1

    ЭР

Результат меньше 1, 0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1, 0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4

   ЭР

Показатель результата меньше 1, 0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

Анализ результатов: С равнивается время работы по каждой из таблиц. Норма – 30- 50 секунд на 1 таблицу. Средняя норма – 40- 42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

t (время)

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

0              1               2                3                 4              5 № таблицы

Таблица 1

14 9 2 21 13
22 7 16 5 10
4 25 11 18 3
20 6 23 8 19
15 24 1 17 12

Таблица 2

2 13 1 8 20
17 6 25 7 11
22 18 3 15 19
10 5 12 24 16
14 23 4 9 21

Таблица 3

21 11 1 19 24
2 20 18 5 10
4 13 25 16 7
17 6 14 9 12
22 3 8 15 23

Таблица 4

5 21 23 4 25
11 2 7 13 20
24 17 19 6 18
9 1 12 8 14
16 10 3 15 22

Таблица 5

3 17 21 8 4
10 6 15 25 13
24 20 1 9 22
19 12 7 14 16
2 18 23 11 5

Приложение 2

Методика Анфилова-Крепелина

В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифры, подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

Для проведения исследования необходимы: бланк методики (таблица Крепелина), карандаш, секундомер.

Основными требованиями к проведению являются: речевые сигналы опрашиваемым («Стоп! Переходите к следующей строчке»), дающиеся через каждые 20 секунд.

Бланк для ответа

«Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Производите сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке».

Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок».

Фамилия, имя _________________________________

Класс_____________________________

34344866244734896729874

25978432476534479738924

38593684267937474397297

95475248984847293689494

95452967376329659474793

29872948445448725922674

92363547893948924275784

74754486979234976483496

86376692948269447693762

98934845675434894779634

58574972693474298437583

34657843554296242927258

52393453282989428785435

34924785296447675698647

49634994865749324749838

84789439376524434873924

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития......................................................5
1.2. Общие и специфические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...............10
1.3. Методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.......................................................................14
1.4. Средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.................................16
Заключение.............................................................................................................20
Список литературы................................................................................................22
Приложения...........................................................................................................25

 

Введение

Актуальность темы исследования

В наше время возросла важность вопросов психологии. Тема нашей работы относится к одним из таких вопросов. В.А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему». [19] Развитие внимания в детском возрасте очень важно, так как внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания. То есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Внимание же у детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности, что усложняет их обучение и усвоение учебного материала.

Объектом данного исследования являются дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования заключается в предположении того, что внимание детей с задержкой психического развития носит специфический характер и имеет свои специфические особенности.

Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования

2. Провести диагностику и сравнительный анализ общих и специфических особенностей внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

3. Изучить методики диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

4. Изучить средства и методы коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Методы исследования: комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация).

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.052 с.)