Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и практика обучения русскому языку↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ В 5-6 КЛАССАХ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профили подготовки: Русский язык и Литература Форма обучения: очная
Оренбург, 2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения сочинению-описанию в 5-6 классах 3 1.1 Сочинение как вид работы по развитию речи. 3 1.2 Сочинение-описание в системе письменных высказываний по русскому языку 3 ГЛАВА 2. Методика обучения сочинению-описанию в 5-6 классах. 3 2.1 Урок подготовки обучающихся сочинению-описанию предмета. 3 2.2 Подготовка к сочинению-описанию помещения (интерьера) на основе картины и текста. 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 3
ВВЕДЕНИЕ
Обучение учащихся созданию собственного высказывания остается актуальной методической задачей, которая решается на протяжении всех лет обучения русскому языку в школе. Сочинение — творческий процесс создания текстовой реальности на основе знаний личности о мире; это продуктивный, созидательный способ выражения своих мыслей и чувств, средство самореализации и индивидуального развития. Сочинение как продукт творческой деятельности учащихся позволяет в полной мере оценить уровень образования пишущего, понять систему его эстетических, нравственно-духовных ценностей. Такая форма работы согласуется со стратегическими целями изучения русского языка и литературы в школе в условиях реализации ФГОС «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Одним из трудных видов письменных и устных видов творческих работ для школьников является сочинение, написанное в типе речи описание. В 5 – 7 классах учащиеся учатся описывать разные явления: предметы, природу, внешность человека, его трудовые действия, характеристику человека, а также описание интерьера, животного. Речевым стимулом для создания сочинения-описания могут быть и искусствоведческие объекты ― художественный текст, картина, музыка, архитектурное сооружение, скульптура, в последнее время и фотография. Актуальность данного исследования обусловлена и необходимостью научить учащихся 5 ― 9 классов создавать устные высказывания описательного характера по фотографии (итоговое собеседование по русскому языку ― задание 3.). Поэтому на наш взгляд, сочинение-описание остается одним из востребованных в плане разработки и подготовки уроков обучающего сочинения-описания. Объект исследования ― процесс обучения русскому языку в средней школе. Предмет исследования ― методика обучения сочинению-описанию в 5-6 классах. Цель курсовой работы заключается в разработке методики обучения сочинению-описанию в 5-6 классах. Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования: · рассмотреть сочинение как вид работы по развитию речи; · определить место сочинения-описания в системе письменных высказываний по русскому языку; · разработать урок подготовки обучающихся к сочинению-описанию предмета; · разработать урок подготовки к сочинению-описанию помещения (интерьера). Методы исследования: изучение научной литературы, подбор дидактических материалов, разработка уроков русского языка. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
I. Работа по теме урока. ― Ребята, посмотрите вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. ― Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п. ― Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс? Чем привлёк ваше внимание этот предмет? ― Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (Описание) ― На какой вопрос отвечают описательные тексты? (Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания) ― Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет? ― Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов? ― А где можно встретить образное описание отдельного предмета? ― Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест... II. Анализ текста. ― Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: какие признаки описываемого предмета отмечает автор. «В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы. Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх корпуса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовались узоры ручной резьбы по дереву точь-в-точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные. Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифр и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их громкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембром звука и каким-то затяжным скрежетом. Таких часов в наше время встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: "Какие красивые часы!"» ― Какие признаки часов описывает автор? (В процессе обсуждения этого вопроса ученики в тетрадях выполняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...). ― Найдите слова, при помощи которых автор говорит о размере, величине, фактуре часов. ― Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. I. Работа по теме урока. ― Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами... Что вы видите? ― Для того, чтобы рассказать о том, что вы увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание? (Описание ― это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет) ― С какими видами описаний вы уже знакомы? (Описание картины, предмета, человека) ― О каком описании идёт речь, когда мы говорим о внутреннем убранстве комнаты? (Описание интерьера) ― Что такое интерьер? (Интерьер (от фр. "внутренний") ― это внутреннее наполнение помещения, которое отвечает за его красоту и обеспечивает человеку комфортные условия жизни). Интерьер бывает двух видов: общественный (театр, концертный зал) и жилой) ― Прослушайте отрывок из воспоминаний современников и подумайте кому может принадлежать описываемая комната: «В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне ― подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую [он] использовал для укрепления руки. На полу ― большой ковер, почти во всю комнату». ― Догадались, кому принадлежит кабинет? (А.С. Пушкину) ― Как обстановка кабинета характеризует А.С. Пушкина? ― Чего достигает автор воспоминания, подчеркивая соотношение могучей фигуры поэта и его кабинета? (Кабинет несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина) ― От чего зависит характер интерьера? (От эпохи, назначения, увлечения хозяина, сословия) II. Работа с репродукцией. ― Рассмотрите картину М.К. Финогеновой «Светлый день», проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов. ― Какое настроение вызывает у вас картина? ― Какие краски использует художник? ― Что изображено на картине? ― Что находится в центре комнаты? Что рядом? ― Есть ли в комнате окна? Сколько их? Какие они? ― Есть ли на окнах занавески? Какого они цвета? ― Какого цвета полы? ― Что можно сказать о хозяйке этой комнаты? ― Попробуйте составить устное описание интерьера по плану: 1. Передний план картины: а) стол (форма, размер, предметы, расположенные на столе); б) кресла, диван; в) пол. 2. Задний план картины: а) шторы (цвет, материал); б) окна (количество, вид из окон). 3. Потолок. 4. Краски картины. ― Почему же картина названа «Светлый день»? Текст №3. Комната брата. Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике. ― Что хотел подчеркнуть автор в описании? ― Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы? ― Какие выводы мы можем сделать, проанализировав 3 текста описания интерьера? (Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение. Тогда всем, кто прочтет описание, станет понятен вкус, привычки, что-то новое о человеке, который описывал комнату). Моя комната. Я очень люблю свой дом и особенно свою комнату. Она просторная светлая и очень уютная. От большого окна с нежно-голубыми тюлевыми занавесками свет падает на мой письменный стол, на котором находятся стаканчик с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей. Стол большой, массивный, с множеством различных ящиков и отделов, в которых находится все необходимое мне: учебники, пособия, канцелярские принадлежности, фотоальбом, который я пересматриваю, когда мне грустно. За письменным столом делаю уроки. Я стараюсь, чтобы он всегда выглядел опрятно. Возле стола ― стул. В левом углу комнаты стоит книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены книги. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные произведения: фантастика, детективы, классическая и приключенческая литература. Среди этих книг очень много моих любимых, которые я перечитывала уже много раз. Справа, возле стены, стоит платяной шкаф. Напротив ―диван-кровать, застеленный голубовато-белым покрывалом с вышитыми на нем темно-синими цветами. На стенах разнообразные плакаты, календари. На полу лежит мягкий серый палас, на котором я люблю сидеть, поджав под себя ноги. Теперь вы представляете, как выглядит моя любимая комната. Приходите ко мне в гости и увидите, как у меня чисто и уютно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посвящена обучению написания сочинения-описания в 5-6 классах. Для достижения цели были поставлены четыре задачи: рассмотреть сочинение как вид работы по развитию речи; определить место сочинения-описания в системе письменных высказываний по русскому языку; разработать урок подготовки обучающихся к сочинению-описанию предмета; разработать урок подготовки к сочинению-описанию помещения (интерьера). Для решения первых задач мы рассмотрели вопросы: сочинение как вид работы по развитию речи; сочинение-описание в системе письменных высказываний по русскому языку. Анализ литературы установил, что в 5-6 классах школьники учатся описывать отдельные предметы, животных, помещение (интерьер), природу. Во второй главе были решены задачи: разработать уроки подготовки к сочинению-описанию предмета и к сочинению-описанию помещения (интерьера). Мы разработали уроки «Описание предмета, находящегося в классной комнате» и «Комната, в которой я живу». В этих уроках был использован текст и его анализ, описание известных объектов учащимся - комната, предметы. Перспективой курсовой работы может стать разработка обучающих уроков по описанию действий, процессов, внешности человека, местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов. Сочинение как вид творческой работы захватывает в педагогической практике специальное место. Сочинение ― одно из сильнейших средств, содействующих становлению мысли ученика, росту его общественного отношения к жизни. Школьное сочинение выступает итогом плодотворной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с иной ― средством достижения финальной цели ― образования коммуникативно-речевых знаний учащихся. Оно дозволяет единовременно решать задачи обучения, становления и развития школьников. Именно в процессе создания сочинения ученик получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сформировать мировосприятие и очертить круг интересующих его проблем. Этот вид работы позволяет обнаружить как уровень знаний и представлений школьника о фактическом мире, так и его способность к абстрактному мышлению, то есть осмыслению имеющихся у него знаний. Кроме того, систематическая, последовательная, правильно организованная подготовка к сочинению влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя учеников, совершенствует орфографические навыки, воспитывает языковое чутье. Таким образом, обучение сочинению-описанию по-прежнему остается одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка. Работа над данным видом сочинений должна проводиться длительно и целенаправленно, параллельно с изучением теоретических сведений об описании как функционально-смысловом типе речи и работой над грамматическим оформлением сочинений учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях / Л. С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1986. – 160 с. 2. Алексеева, Т. В. Как научиться писать сочинение на "отлично": в помощь школьникам и абитуриентам / Т. В. Алексеева. - СПб: "Паритет", 2000. – 190 с. 3. Арефьева, С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов / С. А. Арефьева. - М.: Прометей, 1998. – 215 с. 4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с. 5. Баринова, Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с. 6. Бойко, М. И. Сочинения по литературе в средней школе / М. И. Бойко. 2-е изд., перераб. и дополн. - Киев: Изд-во Радянська школа, 1973. – 191 с. 7. Бойкова, Н. Г. Устная речь: Учеб. пособие / Н. Г. Бойкова. - Л.: ЛГУ, 1988. – 87 с. 8. Валгина, Н. С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. – 280 с. 9. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: пособие для учителей / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 1982. – 208 с. 10. Гринина-Земскова, А. М. Обучение сочинениям: 5-8 класс / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград: Учитель, 1998. – 120 с. 11. Гринина-Земскова, А. М. Сочинениям надо учить: вопросы теории и практики / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. – 126 с. 12. Добромыслов, В. А. К вопросу о языке рабочего подростка / В. А. Добромыслов. М.: Учпедгиз, 1932. – 98 с. 13. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1977. – 48 с. 14. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Калганова. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 191 с. 15. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Кн. для учителя / В. И. Капинос. - М.: Просвещение, 1991. – 342 с. 16. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. - 1997. - № 12. – С. 51–57. 17. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. – 239 с. 18. Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1972. – 367с. 19. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1975. – 180 с. 20. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцев. - М.: Академический проект, 2006. – 590 с. 21. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2002. – 248 с. 22. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи 5-9 кл. / Н. А. Пленкин. - М.: Просвещение, 1996. – 111 с. 23. Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» / Л. Ф. Попова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50 – 53. 24. Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. сред. шк., абитуриентов и их родителей / Н. Ю. Русова. - Нижний Новгород: Издательство "ДЕКОМ", 1997. – 192 с. 25. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского. 37-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 317 с. 26. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского.33-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 254 с. 28. Солганик, Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля / Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 1997. –253 с. 29. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / А. В. Текучев. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. – 414 с. 30. Узорова, О. В. Практическое пособие по развитию речи / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - Киров: ГИППВ, 1999. – 272 с. 31. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. Уроки развития речи, подготовка к изложению и сочинению 1-5 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 274 с. Министерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.017 с.) |