Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 Методика обучения сочинению-описанию в 5-6 классах

Поиск

 

2.1 Урок подготовки обучающихся сочинению-описанию предмета

 

I. Работа по теме урока.

― Ребята, посмотрите вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете.

― Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

― Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс? Чем привлёк ваше внимание этот предмет?

― Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (Описание)

― ​ На какой вопрос отвечают описательные тексты? (Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания)

― Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

―​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

― А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

II. Анализ текста.

― Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях. Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопрос: какие признаки описываемого предмета отмечает автор.

«В большом деревянном доме, в одной из небольших комнат, на стене висели часы. Часы эти были не простые. Они были старинные и сколько им было лет, никто не знал. Корпус часов был сделан из тёмного дерева, покрытого лаком. Форма напоминала прямоугольник. По бокам умелой рукой мастера были вырезаны стойки похожие на колонны и узоры в виде замысловатых завитков и листьев. Верхнюю часть корпуса обрамляло стеклянное окошко, за которым и жили наши часы. И, наконец, самый верх корпуса венчал треугольник, очень похожий на крышу дома, под которой также красовались узоры ручной резьбы по дереву точь-в-точь таких же какие были на самом корпусе. Одним словом, часы эти были очень красивые и необыкновенные.

Наши часы были не просто часы, они были с боем и били только тогда, когда большая стрелка своим кончиком указывала на цифру шесть и когда она прибегала к цифре двенадцать, а маленькая стрелка указывала на любую другую из цифр и только один раз, когда большая стрелка становилась против цифры шесть. Это означало, что прошло ровно половина часа с той минуты, когда часы пробили время, которое указывала маленькая стрелочка. От их громкого боя, вздрагивали все кто их слышал, но потом привыкли и не обращали на него никакого внимания, а часы продолжали бить своим громким боем: "Бом, бом, боом..." У них был, надо сказать, особый бой со своим тембром звука и каким-то затяжным скрежетом.

Таких часов в наше время встретить можно нечасто, а потому все, кто приходил к хозяину дома в гости любовались ими и говорили: "Какие красивые часы!"»

― Какие признаки часов описывает автор? (В процессе обсуждения этого вопроса ученики в тетрадях выполняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...).

― Найдите слова, при помощи которых автор говорит о размере, величине, фактуре часов.

― Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.008 с.)