Решение обеих этих проблем затянулось на долгие годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение обеих этих проблем затянулось на долгие годы.



Сложной оставалась задача подготовки для войск военных округов унтер-офицерских кадров. Ранее она решалась за счет выпускников школ («батальонов») кантонистов – детей солдат, числившихся со дня рождения за военным ведомством на основе крепостного права и с 7-летнего возраста направлявшихся в эти школы.

После упразднения кантонистов Военное министерство перешло к комплектованию войск унтер-офицерским составом из лиц, призванных на действительную службу и отслуживших в частях военных округов положенный им срок, то есть из сверхсрочников.

 Для улучшения их подготовки министерством в 1871 г. было издано специальное Положение о подготовке нижних чинов к унтер-офицерскому званию.

 Согласно ему, обучение производилось непосредственно в военных округах, в специальных полковых учебных командах с двухгодичным сроком обучения.

 Кроме грамоты, общеобразовательных предметов кандидаты в унтер-офицеры изучали воинские уставы, военно-уголовные законы.

После производства выпускных испытаний (с участием представителей полковых и бригадных штабов) они производились во взводные унтер-офицеры с соответствующим денежным содержанием и установленными льготами.

 В 1875 г. таким образом войска получили 4801 унтер-офицера, в 1876-м – 5901[254]. Предусматривалось и продление сроков службы старослужащих унтер – офицеров.

Определенные позитивные сдвиги происходили в организации обучения и подготовки личного состава. Сокращение сроков службы и появление новых видов вооружения поставили на повестку дня введение специального подготовительного обучения новобранцев.

 Оно организовывалось в соответствии с проектом Положения об обучении молодых солдат, принятым в декабре 1876 г. Первоначальная подготовка новобранцев осуществлялась непосредственно в ротах в течение четырех месяцев под руководством одного из ротных офицеров, которому помогали «учителя» из числа наиболее опытных нижних чинов (за каждым из них закреплялось не более шести молодых солдат).

В Положении подчеркивалось, что «успех обучения молодых солдат главнейше зависит от обращения с ними» и что «полного успеха можно достигнуть только терпеливым и толковым объяснением того, что он должен делать, а не взысканиями»[255].

Новобранцы изучали сведения, «знание коих обязательно для каждого рядового» (основные церковные молитвы, назначение солдата и присяги, требования воинской дисциплины и основных воинских уставов), с ними проводились занятия по строевой, огневой и физической подготовке, фехтованию (владению штыком).

Предусматривалось дозированное увеличение учебных нагрузок. Во время первоначального обучения молодые солдаты могли по нескольку раз привлекаться к нарядам на службу, но только вместе со своими учителями.

Таким образом, в повседневную жизнь военных округов вошла учебная программа, получившая много позже наименование «курс молодого бойца».

С учетом усложнения военного дела Военное министерство добивалось, чтобы в военных округах проявлялась забота об умственном развитии нижних чинов.

Несмотря на мнение генералитета николаевского времени, возражавшего против открытия солдатских школ, таковые со временем получили развитие.

В военных округах создавались полковые школы, учебные команды по обучению солдат грамоте.

 По данным «Ежегодника русской армии», можно видеть некоторые успехи в обучении солдат грамоте, достигнутые к середине 1870-х гг.[256]:

 

Таблица 6


К середине 1870-х гг. процент грамотных солдат в пехотных дивизиях округов поднялся до 36 %[257]. Во всех полках, бригадах и батальонах создавались ротные библиотеки.

После Русско-турецкой войны повышенное внимание стало уделяться созданию в военных округах специальных школ и учебных команд по родам оружия. Так, в октябре 1879 г. было введено Положение о школах и учебных командах артиллерийских войск.

 Каждой батарее, парку, крепостной артиллерийской роте и местной артиллерийской команде полагалось иметь школу, а всем артиллерийским бригадам и управлениям крепостной артиллерии – учебные команды.

В школы зачислялось до 10 % штатного числа рядовых[258].

 Срок обучения артиллерийскому делу в школах и учебных командах составлял один год.

Предметами обучения наряду с изучением русского языка и арифметики являлись различные разделы теории и практики артиллерийской стрельбы, для пешей и конной артиллерии также обязанности по конной части, а для крепостных команд – основы фортификации.

 Успешно завершившие курс направлялись из школ на вакантные должности бомбардиров, а из учебных команд – фейерверкеров (казаки – урядников).

В соответствии с требованиями времени происходили положительные изменения в боевой подготовке, но ее главный недостаток все еще состоял в несоответствии тактических принципов, положенных в основу строевых уставов, уровню развития стрелкового и артиллерийского вооружения.

 Среди руководящего состава многих военных округов существовала недооценка огня. К тому же в 1870-х гг. образцы поступавшего в военные округа оружия часто менялись.

Большое влияние на организацию обучения войск оказывали идеи                       М.И. Драгомирова (в 1863–1869 гг. профессор кафедры тактики Академии Генштаба, с 1869 г. – начальник штаба Киевского военного округа, в 1873–1877 гг. – начальник 14-й пехотной дивизии, активный участник Русско-турецкой войны, с 1878 по 1889 г. – начальник Академии Генштаба, с 1889 г. – командующий войсками Киевского ВО).

 В его учебнике тактики и других трудах, на которых воспитывалось не одно поколение офицеров, утверждался принцип «учить войска тому, что необходимо на войне», проводилась мысль о недопустимости шаблона в военном деле, утверждалось уважительное отношение к солдату.

 В 1871 г. Драгомиров составил инструкцию «Опыт руководства для подготовки частей к бою» и «Проект инструкции для полевых занятий войск», в ряде отношений опережавшие действовавшие тогда уставы и наставления, в частности, они предусматривали обучение войск активному маневрированию и смене способов ведения боевых действий в зависимости от обстановки.

 Серьезное значение М.И. Драгомиров придавал ведению огня в рассыпном строю. Вместе с тем слабым местом его тактических воззрений оставалось устаревшее представление об определяющей роли в бою сомкнутого строя и штыкового удара.

В поддержку новых тактических построений войск активно выступал член Главного комитета по устройству и образованию войск генерал-майор Л.Л. Зедделер (находился на театре военных действий во время Франко-прусской войны 1870–1871 гг. в качестве военного наблюдателя).

Он остро поставил вопрос об отмене построений сомкнутыми колоннами ввиду их уязвимости от огня и настаивал на том, что «стрелковая цепь перестала составлять лишь придаточную часть сомкнутого строя, а приобрела при современном вооружении полную самостоятельность»[259].

 Главный комитет по устройству и образованию войск согласился с Зедделером, высказав мнение, что при доработке уставов «главные изменения должны коснуться рассыпного строя, так как эта форма строя на будущее время представляется почти исключительно возможною для действий пехоты в бою»[260].

Предполагалось приступить к пересмотру уставов в 1877 г., однако в связи со спешными делами, вызванными подготовкой к Русско-турецкой войне, это не было сделано.

Лишь после ее окончания императорским указом от 5 июня 1879 г. были введены Временные правила для обучения роты и батальона рассыпному строю.

 Во вступительной части этого указа отмечалось: «Опыт последней войны доказал, что вооружение пехоты скорозарядным и дальнострельным оружием требует усвоения… приемов, несколько отличных от тех, которые доныне применялись в наших войсках»[261].

 Временные правила содержали конкретные практические рекомендации, указывавшие, каким образом создаются и действуют цепи – основа нового боевого порядка, как организуется огонь цепи в обороне и наступлении и т. д.

 В дальнейшем, после опробования указанных временных правил в войсках, предполагалось издать новый Устав строевой пехотной службы.

Но в течение 1870-х гг. войска продолжали жить по прежним уставам и наставлениям. Действовавшее «Наставление для обучения стрельбе в цель пехоты и драгун» предусматривало следующие виды стрельбы: одиночную, одиночную учащенную и залповую.

 Для характеристики взглядов некоторой части генералитета на значение стрельбы из новых, заряжающихся с казенной части нарезных ружей представляет интерес приказ генерал-лейтенанта Н.П. Криденера по 27-й пехотной дивизии Виленского округа. «Назначение солдата, – говорилось в приказе, – состоит в том, чтобы бить врага. Чтобы его бить, нужно до него дойти; бьет он его штыком и прикладом.

 Итак, главное оружие солдата – штык и приклад. Пуля помогает ему только лучше, вернее дойти до врага с наименьшим уроном для себя и с наибольшим для него; но для того необходимо, чтобы выпущенная пуля попадала и чтобы патрон был сохранен…

Командное слово начальника определяет, когда производить частую стрельбу; она возможна только на самом близком расстоянии от неприятеля, после чего неминуемо должна последовать работа штыками…»[262].

 Стремление к экономии патронов и привычка к ожиданию «командного слова» дорого обошлась для русских солдат в войне с Турцией.

Общее наблюдение за стрелковым обучением войск округов осуществляло Управление инспектора стрелковых батальонов Военного министерства.

С 1871 г. оно стало проводить систематические проверки состояния огневой подготовки. Так, в 1876 г. она проверялась в 9 округах в 110 пехотных полках, из которых 17 получили отличную оценку, 55 – очень хорошую, 39 – хорошую, 3 – посредственную и 2 – слабую, и эти показатели несколько превышали данные проверок 1875 г.[263] При этом стрельба производилась по преимуществу с близких дистанций, не учитывалась скорость производства выстрелов, к проверочным стрельбам привлекалось около 20 % от списочного состава проверяемых полков. Наблюдалась крайняя пестрота результатов стрельб не только в отдельных дивизиях, но и в отдельных полках.

Подготовка кавалерийских частей во многих случаях сводилась к внешней стороне – отработке слаженности действий в сомкнутом строю и выработке выносливости лошадей; в ходе кавалерийских пробегов редко решались тактические задачи. В приказе по итогам кавалерийского пробега, проведенного в 1874 г. в Виленском военном округе, с удовлетворением отмечалось:

«Люди имели бодрый вид, лошади были свежи, отсталых и больных не было»[264].

Недостаточно внимания уделялось огневой подготовке кавалерии. Даже в гвардии и в тех кавалерийских полках, которые были вооружены огнестрельным оружием, уровень огневой подготовки был значительно ниже, чем в пехоте.

 Особенно сильно отставали в огневой подготовке казаки. Так, в 1874 г. при проверке в Финляндском военном округе у личного состава 23-й пехотной дивизии попадания в мишень колебались в пределах 35–56 %, а у казачьего полка составляли лишь 9 %[265].

На подготовке артиллеристов негативно сказывалось отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезных орудий и соответствующих артиллерийских приборов. Корректирование стрельбы производилось путем определения на глаз расстояний точек падения снарядов от цели.

 По традиции много внимания уделялось одновременному заряжанию орудий всей батареей. В обучении наводчиков преобладало стремление достичь идеальной точности наводки в хорошо видимую цель, что не соответствовало стрельбе в боевых условиях.

 Положение несколько изменилось после того, как в 1873 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в «вилку» (между перелетом и недолетом). В 1874 г. полковник В. Шкляревич разработал «Руководство к стрельбе из артиллерийских орудий».

Были введены правила практических стрельб, приближенных к боевым, но при этом обращалось внимание на необходимость экономии снарядов, что, по мнению командующих войсками многих военных округов, значительно снижало ценность таких стрельб. За время отсутствия корпусов в округах разладилась отработка взаимодействия артиллерии и пехоты.

Со второй половины 1860-х гг., как отмечалось выше, началось обучение войск военных округов саперному делу, подразумевавшее тогда по преимуществу устройство «земляных закрытий» (окопов и укрытий).

 В соответствии с «Наставлением для обучения полевых войск саперному делу», утвержденным в 1871 г., войскам предписывалось учиться земляным окопным работам во время летних лагерных сборов.

 Судя по инспекторским отчетам из округов 1870-х гг., этот вид подготовки прививался в войсках с трудом.

Лучше других обучение саперному делу было организовано в Варшавском и Петербургском округах. С 1875 г. командирам всем частей по согласованию с окружными штабами было предоставлено право откомандировывать офицеров для изучения саперного дела на несколько месяцев в саперные части.

 «При всем том обучению наиболее элементарному виду саперных работ – самоокапыванию – не уделялось должного внимания, и оно не стало неотъемлемой частью боевой подготовки войск»[266].

 В июне 1879 г., уже после Русско-турецкой войны, было введено в действие Временное наставление по самоокапыванию пехоты малою лопатою.

 В нем всем пехотным и артиллерийским командирам, как в обороне, так и в наступлении, вменялось в прямую обязанность устройство земляных укрытий «без участия офицеров Генерального штаба, инженерных и саперных»[267].

Высочайше утвержденное наставление до самых мелких деталей разъясняло, как следует пользоваться малою лопатой и каким образом должны устраиваться окопы.

Каждой роте полагалось иметь 80 малых лопат и 20 малых топоров, равномерно распределяемых по четырем взводам.

В 1870-х гг. получила развитие такая важная форма подготовки войск, как летние сборы с тактическими занятиями и маневрами.

 В войсках военных округов Европейской России к началу 1870-х гг. насчитывалось 27 пунктов, где могли проходить сборы 28 пехотных и 8 кавалерийских дивизий, 34 артиллерийские и 8 саперных бригад, то есть почти [268]/4 полевых войск3.

 Особенно выделялись Красносельские лагеря в Петербургском военном округе, где проводились маневры продолжительностью от 8 до 12 дней; на них присылались офицеры штабов других округов. В 1876 г. в период лагерных сборов в Варшавском военном округе были произведены большие кавалерийские маневры, в которых приняла участие вся кавалерия округа; в ходе маневров был осуществлен пробег от г. Петракова за Вислу (с «порчей» железной дороги Варшава – Брест-Литовск).

 Подобные маневры проведены в 1879 г. и в Виленском округе. Но крупные маневры проводились крайне редко ввиду сложностей, связанных с их организацией, а также с передвижением войск, нарушавшим обычную жизнь местного населения, а также из соображений экономии средств. Обычно на лагерные сборы по заранее составленным расписаниям выводились бригады, полки, батальоны, батареи, проводившие полевые занятия и учения в том или ином составе. В лагерных сборах участвовали также крепостная пехота и казачьи части, а с 1879 г. и запасные части.

О количестве подразделений, проходивших лагерные сборы, можно судить по следующей таблице[269]:

Таблица 7


Штабам военных округов вменялось в обязанность контролировать, чтобы через лагерные сборы проходило как можно больше частей, но ввиду выполнения различных служебных задач, участия в хозяйственных работах, недостаточной емкости и оборудованности лагерей число частей, участвовавших в сборах, редко превышало 60–70 %. В 1880 г. сборы войск проводились в 53 пунктах Европейской России и в 3 пунктах на Кавказе, в том числе в Петербургском военном округе – в 4 пунктах (Красное Село, Усть-Ижора, при Новгороде и Ревеле), в Московском – в 7 (при Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Смоленске, Тамбове, Владимире и Костроме), в Казанском – в 2 (при Казани и Саратове) и т. д.[270] В Кавказском военном округе сборы организовывались при Тифлисе, под Ахалцыхом и Карсом.

Во всеподданнейшем отчете о действиях Военного министерства за 1880 г. Главный штаб отмечал: «К концу лагерных сборов в округах: Виленском, Киевском и Московском произведен

 

 был опыт походных движений с боевыми целями, что дало возможность, вместе с приучением войск к трудам и лишениям военного времени, достигнуть, кроме некоторых денежных сбережений, более полезного употребления времени, прежде тратившегося на перевозку и передвижение войск к местам их зимних расквартирований»[271]. Возвращение домой через «походные движения», создававшие дорожные заторы для местного транспорта, в дальнейшем не получило широкого распространения.

Не оставался без внимания и такой важный вопрос, как продолжение образования в войсках офицеров. В частности, в этих целях в 1871 г. были введены совместные полевые поездки строевых офицеров и офицеров Генерального штаба, в ходе которых первые под руководством вторых изучали особенности театра военных действий, проводили рекогносцировки, решали различные тактические задачи.

 Такие поездки обычно организовывались Главным штабом и окружными штабами. Так, в 1874 г. в совместных полевых поездках участвовали 34 офицера Генштаба и 44 строевых офицера из Одесского и Кавказского округов, а в 1880 г. – 59 офицеров Генштаба и 118 строевых офицеров из Виленского, Варшавского, Киевского и Одесского округов[272]. В частности, в Виленском военном округе в 1880 г. была организована полевая поездка в долины рек Бобра и Немана 17 офицеров Генштаба и 32 строевых офицеров от частей войск всех родов оружия, а в Одесском – поездка по средней части Бессарабии 12 офицеров Генштаба и 16 строевых.

Окружные штабы также организовывали со строевыми офицерами специальные полевые занятия во время лагерных сборов, но, как и в случае полевых поездок, к ним привлекалось относительно небольшое число офицеров. Так, в 1880 г. такими занятиями в 8 округах Европейской России и на Кавказе был охвачен лишь 741 офицер[273].

С 1875 г. в войсках всех военных округов были введены обязательные систематические занятия с младшими офицерами. Их организация и проведение стали обязанностью непосредственных начальников; помощь им оказывали служившие при местных штабах офицеры Генерального штаба. Обязательные систематические занятия с офицерами заключались:

 «1) в решении письменных и изустных задач на планах, причем эти задачи соединяются по возможности с соответственными делу беседами и с военною игрою,

 2) в решении тактических вопросов в поле, а также в составлении описаний полевых занятий войск, в особенности малых маневров, производимых теми частями, в которых офицеры состоят»[274].

 К сожалению, подобные занятия распространялись лишь на офицеров рот и эскадронов, и потому они носили узко прикладной характер.

Значительное место в повседневной жизни войск военных округов занимала караульная служба. С развитием структуры войск и штабов, тыла и коммуникаций округов росло и число объектов, требующих охраны.

 Одновременно росли запросы гражданских ведомств по привлечению солдат к охране различного рода зданий, складов, тюрем и т. д.

 Но это вело к отрыву личного состава, занятого в караулах, от занятий, к снижению качества подготовки частей и подразделений. Поэтому в течение 1870-х гг.

Главным штабом и штабами округов предпринимались меры по снижению караульного наряда путем более рационального распределения караульных постов, сокращения числа постов на второстепенных объектах, перехода к охране части объектов только в ночные часы, замены караульной службы патрульной, сокращения наряда вестовых и ординарцев, передачи задач охранения гражданских объектов в ведение соответствующих министерств и ведомств.

Распределение личного состава, ежедневно выделяемого в караулы, по округам в 1874 и 1880 гг. выглядело следующим образом (в чел.)[275]

Таблица 8


Если учитывать, что на начало 1871 г. общий наряд на караульную службу составлял 27 106 человек[276], то можно сделать вывод, что Военному министерству и окружным штабам в течение 1870-х гг. в целом удалось сдержать рост его численности. В 1880 г. по сравнению с 1871 г. караульный наряд уменьшился в Финляндском, Варшавском, Одесском, Харьковском, Оренбургском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском округах, в остальных же он несколько возрос. К последним, в частности, относились беспокойные Кавказский и Туркестанский округа, где численность караульного наряда увеличилась соответственно с 2371 человека до 3629 и с 937 до 1708[277].

Личный состав военных округов привлекался к некоторым государственным работам. В частности, с согласия Военного министерства в работах по укреплению и развитию сухопутных и приморских крепостей участвовали расположенные в них гарнизоны; некоторые части привлекались к строительству железных дорог, за что им выплачивались определенные суммы денег.

 В различных строительных, дорожных и хозяйственных работах наиболее активно участвовали части отдаленных военных округов – Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Оренбургского, Туркестанского, Кавказского.

 В интересах гражданских ведомств использовалась часть рабочих бригад из состава окружных военно-исправительных рот.

Гражданские власти прибегали к использованию личного состава частей военных округов и в других случаях: для ликвидации особо крупных вооруженных банд, для поддержания порядка в местах массового скопления людей (во время государственных и церковных праздников, в случае антиправительственных выступлений и др). для помощи при стихийных бедствиях.

При этом официально установленного порядка взаимодействия гражданских и военных властей не было, что создавало различные трудности и вызывало недовольство командиров и личного состава.

 В 1877 г. Военному министерству удалось добиться издания императорского указа «О правилах, определяющих порядок призыва войск для содействия гражданским властям».

В нем перечислялись конкретные случаи осуществления такого призыва, определялся круг гражданских чинов, имеющих на это право, устанавливался порядок действия командиров и личного состава в различных ситуациях.

В частности, было определено, что при народных волнениях генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники должны обращаться за помощью к командующему войсками военного округа, а при его отсутствии на месте и в случаях, не терпящих отлагательства, – к губернскому воинскому начальнику и лишь в крайних случаях, связанных с гибелью людей, – к ближайшему начальнику воинской части.

В 1870-х гг. случаи привлечения войск округов для прекращения антиправительственных выступлений были немногочисленны, но в дальнейшем, по мере развития в стране революционного движения, эта проблема будет существенно осложнять жизнь войск, отрицательно влияя на их подготовку.

Характеризуя жизнедеятельность военных округов в рассматриваемый период, следует кратко остановиться на вопросах их интендантского обеспечения – вещевого и провиантского.

 Упразднение в период военно-окружной реформы комиссариатских и провиантских органов (существовавших к тому же раздельно), создание военно-окружных советов и окружных интендантских управлений позволило решать вопросы вещевого и продовольственного довольствия войск более эффективно.

 В частности, военно-окружные советы получили возможность на местах определять действительные запросы округов в необходимых им материальных средствах и право руководить заготовками вещей, провианта, фуража на местах, обращаясь в необходимых случаях к содействию и посредничеству Главного интендантского управления.

Кроме вещевого довольствия на срок текущего года («срочного довольствия»), войска округов обеспечивались обмундированием для новобранцев, материалами для военных госпиталей, запасами для обозов и др.

 В организации военно-окружными советами заготовок вещей и материалов стал преобладать подрядный способ с торгов, превосходивший по своим результатам (в том числе с точки зрения качества товаров и цен на них) коммерческий способ, зависящий от связей и личных качеств чиновников.

 Поскольку торги на подряды поставщикам не могли производиться в любой местности, а лишь там, где эти предметы изготовлялись или где находились главные пункты их сбыта, то многие вещи подряжались в пунктах фабричной и заводской промышленности, откуда они затем отправлялись в окружные вещевые склады.

Например, сапожный материал из Казани направлялся не только в Казанский военный округ, но и в Оренбургский, Омский, Иркутский и Ташкентский склады.

«На стороне», при содействии Главного интендантского управления, Кавказский военный округ приобретал тулупы и полушубки, Оренбургский – холсты и теплые вещи, Западно-Сибирский – теплые перчатки и т. д.

О размерах (стоимости) подряжаемых вещей можно судить по следующим данным. В 1874 г. для Петербургского склада было подряжено вещей на сумму 1 млн рублей, а в 1880 г. – на 0,657 млн. В те же два года для Московского и Тамбовского складов Московского военного округа приобретено подрядным способом вещей на сумму соответственно 2,409 и 4,219 млн рублей, для Казанского и Симбирского складов Казанского округа – 2,632 и 0,918 млн[278].

 Заметные колебания в объеме приобретаемых вещей зависели от имеющихся в округах запасов, плановой замены того или иного вида обмундирования более качественным, использования кроме подрядного и других способов заготовок.

 Главное интендантское управление во всех случаях строго следило за тем, чтобы закупочные цены в округах не превосходили «секретных», контрольных, установленных Военным министерством, исключение делалось только для отдаленных округов.

Все более активно подряды с торгов применялись военно-окружными советами и для обеспечения войск провиантом и фуражом.

Часть фуража заготавливалась самими войсками. Торги были как полностью свободными для поставщиков, которые сами предлагали цены и торговались между собой, снижая их, так и ограниченно свободными, когда округа представляли на торг заранее подготовленные расценочные ведомости с желаемыми ценами.

 С учетом разнообразия производимых в различных регионах страны, особенно в Европейской России, сельскохозяйственных продуктов военно-окружные советы и окружные интендантские управления военных округов реже, чем при вещевом обеспечении, пользовались источниками вне своих округов (в меньшей мере это относилось к заготовке рыбных и мясных консервов).

В Восточно-Сибирском, Туркестанском и Кавказском военных округах ввиду ограниченного развития в этих регионах сельского хозяйства заготовительные цены на провиант оказывались существенно выше, чем в округах Европейской России.

 Так, в конце 1870-х гг. мука обходилась для Московского, Харьковского, Одесского, Виленского, Казанского округов по 7–8 рублей за четверть, а для Восточно-Сибирского округа – по 16, Кавказского – 12, Туркестанского – II[279].

В 1880 г. заготовление основных видов провианта и фуража в военных округах было произведено в следующих размерах[280]:

Таблица 9


На снабжение войск Оренбургского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Кавказского и Туркестанского округов установленными для них винными порциями их интендантским управлениям отпускались деньги, причем по усмотрению командования разрешалась замена винных порций чаем, который особенно охотно потреблялся во время лагерных сборов. В 1876 г. в Оренбургском округе замена спирта чаем и сахаром была произведена приказом по военному ведомству.

 Поскольку вопрос о введении повсеместного чайного довольствия не был решен, создание чайных в частях производилось по инициативе начальников на сэкономленные войсковые суммы.

Для войск округов содержались и пополнялись следующие провиантские запасы: оборотные, хозяйственные и чрезвычайные.

Первые две категории предназначались для удовлетворения войск продовольствием в случае задержек с его поставками, а также при увеличении числа войск. Чрезвычайные запасы (до годовой пропорции) содержались в приграничных Варшавском, Виленском и Киевском округах.

Улучшению организации и ведения хозяйства непосредственно в частях и подразделениях способствовало принятие положений о полковом и ротном хозяйствах, принятых соответственно в 1871 и 1878 гг. Для помощи командиру полка в решении хозяйственных вопросов была введена должность заведующего хозяйством в полку; в роте аналогичным помощником командира стал каптенармус. Таким образом, в округах налаживалась система низового тылового хозяйства.

Обеспечение войск продовольствием и различными материалами, значительно улучшившееся в сравнении с 1860-ми гг., все же не было полноценным, о чем свидетельствовала, в частности, сохранявшаяся практика так называемых вольных работ.

 Последние заключались в направлении солдат из рот и батальонов на различного рода работы (особенно летом – на сельскохозяйственные) с целью «приработка» деньгами или продуктами.

 Продукты и часть денег распределялись между всеми солдатами данной роты, другая часть денег зачислялась в хозяйственные суммы подразделений.

В округах были вынуждены сохранять эту практику ввиду ее пользы для лучшего содержания личного состава, хотя, как отмечал командующий войсками Виленского округа, «эта польза вольных работ не окупается тем вредным влиянием, которое они имеют на правильное ведение строевого образования войск»[281].

В рамках военно-окружной системы улучшалась организация военно-медицинского обеспечения войск.

 Наличие окружных военно-медицинских управлений позволяло, кроме совершенствования медицинского обслуживания в окружных госпиталях, уделять больше внимания развитию деятельности полевых медицинских учреждений – полковых, батальонных, эскадронных и батарейных лазаретов, а также приемных покоев (для неотложной помощи), осуществлять постоянный контроль за медицинским и санитарно-гигиеническим состоянием войск на местах и оперативно принимать необходимые меры военно-медицинской помощи.

В 1870 г. всего в округах насчитывалось 82 госпиталя (включая «полугоспитали» – с числом мест менее 100) с общим числом мест в них 27 614[282]. Наибольшее число госпитальных заведений имели «прифронтовые» Кавказский и Туркестанский военные округа (соответственно 23 и 14), за ними следовали Виленский и Одесский (по 8), Варшавский (7), Петербургский (6) и Киевский (5) округа; на долю остальных 7 округов приходилось 11 госпиталей.

 В 1879 г. число госпиталей сократилось до 78[283], в основном за счет Кавказского округа, где военно-политическая обстановка стабилизировалась, а также выравнивания количества госпиталей по округам.

Но общее число мест в госпитальных учреждениях даже несколько возросло – до 27 701. В 1871 г. имелось 592 лазарета (полевых и местных) и приемных покоев с числом мест 25 382, а в 1879 г. – 787 лазаретов и приемных покоев на 28 238 мест.

Избегая из соображений экономии финансов существенного расширения емкости военно-врачебных заведений, Военное министерство было вынуждено мириться с довольно распространенной в военных округах практикой помещения больных солдат в гражданские больницы.

Например, к концу 1874 г. в гражданских лечебных учреждениях находилось 7,5 тыс. военнослужащих[284], что составляло около 18 % от всех болевших на это время воинских чинов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.095 с.)