Целостность педагогической технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостность педагогической технологии



Целостность педагогической технологии означает, что все её части образуют целостную систему. Потеряв свойство целостности, она перестанет эффективно работать.

 

84.Структура управлением образованием в РК

Управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования.

Становление Казахстана как суверенного государства, проводимая в стране социально-экономическая реформа, расширение рыночных отношений обусловили необходимость перехода к новому управленческому механизму в сфере образования. Смысл нового механизма означает прежде всего ликвидацию монополии государственных органов и их чрезмерной административной власти, отказ от планово-директивного регулирования всех сторон деятельности образовательных учреждений.

Управление системой образования имеет государственно-общественный характер.

Государственную политику в области образования определяет Президент Республики Казахстан, а ее реализацию осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, государственные программы по вопросам образования; осуществляет в этой сфере руководство деятельностью министерств, иных государственных органов; разрабатывает и обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования мероприятий по образованию; определяет систему и условия социальной защиты граждан, обучающихся в учреждениях образования; устанавливает единую систему стандартов образования; обеспечивает контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан в области образования, осуществляет международное сотрудничество в сфере образования.

Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан является центральным исполнительным органом республики, обеспечивающим непосредственное управление в сфере образования.

Задачи и функции Министерства образования, культуры и здравоохранения определены в Положении об этом органе.

Главными и наиболее специализированными из них являются: формирование и реализация государственной политики в области образования; разработка нормативов госбюджетных ассигнований на образование; разработка и утверждение общеобязательных государственных образовательных стандартов, положений, учебных планов и программ, являющихся обязательными для всех государственных и примерными (типовыми) для негосударственных (частных) учреждений образования; разработка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и реализация целевых международных программ в области образования и вузовской науки; проведение лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Министерство образования, культуры и здравоохранения также устанавливает план и общий порядок приема в государственные учреждения образования; открывает аспирантуру и докторантуру и прекращает их деятельность в государственных учреждениях высшего и соответствующего дополнительного образования; вносит в Правительство предложения о создании, реорганизации, переименовании и ликвидации государственных учреждений образования; заключает международные договоры по вопросам образования, а также осуществляет ряд других функций.

Через местные исполнительные органы министерство координирует деятельность как территориальных органов управления образованием, так и образовательных учреждений.

Значительная часть учреждений образования различного типа подчинена министерствам и ведомствам других отраслей и сфер управления. Общее методическое руководство в отношении указанных учреждений образования сохраняется за Министерством образования, культуры и здравоохранения.

В целях повышения эффективности и функционирования сферы образования, проведения единой государственной образовательной политики с учетом ее преемственности и непрерывности, а также постепенного освобождения отраслевых министерств и ведомств от не свойственных им функций обучения и подготовки специалистов Правительством Республики Казахстан принято Постановление о передаче ряда учебных заведений с существующей материальной и учебно-производственной базой Министерству образования, культуры, здравоохранения.

Органами специальной компетенции, обеспечивающими управление образованием на территории области (города), являются Департаменты (управления) образования. Деятельность этих органов регулируется специальными положениями, а их функции производны от функций местных исполнительных органов. Кроме того, в их ведении находятся такие вопросы, как строительство объектов образования; регистрация негосударственных учреждений образования; оценка в пределах своей компетенции деятельности учреждений образования, независимо от формы собственности, по вопросам государственного стандарта образования, а также ряд других специфических функций.

Законодательство не разграничивает компетенцию местных органов государственного управления в области образования. Все они ответственны за осуществление конституционного права граждан на обязательное среднее образование на подведомственной им территории.

Выполняя свои функции через Департаменты (управления), отделы образования, местные исполнительные органы обеспечивают решение следующих вопросов: организация контроля за деятельностью образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; создание, реорганизация и ликвидация государственных учебно-воспитательных учреждений; выдача лицензий в пределах своей компетенции на право ведения образовательной деятельности учреждениями образования различных форм собственности.

К исключительной компетенции местных органов относятся полномочия, связанные с вопросами финансирования образования.

В связи с проводимой реформой в системе органов государственного управления наметилась тенденция расширения прав местных органов посредством передачи большинства полномочий из центра на региональный уровень.

Так, например, недостаточность государственного финансирования сферы образования предполагает поиск альтернативных источников. В этой связи на региональном уровне предстоит создать фонды по поддержке образования, которые будут целенаправленно изыскивать источники дополнительного негосударственного финансирования.

Поскольку управление системой образования имеет государственно-общественный характер, в управлении образованием участвуют общественные организации.

В их ведении находятся детские дошкольные учреждения, учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Общественные организации, принимая участие в управлении дошкольным воспитанием, а также образованием, выполняют в основном функции содействия совершенствованию учебного и воспитательного процесса.

Особая роль в управлении образованием принадлежит таким общественным организациям, как профсоюзы. Отраслевые профсоюзы добиваются соответствующего прожиточному минимуму размера стипендий и своевременной их выплаты, предусмотренных законом; установления системы оплаты труда, соответствующей положению работников образования; создания здоровых и безопасных условий труда и учебы; повышения квалификации и профессионального мастерства.

 

Управление вузом

Система управления вузом – это форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры учебного заведения, которая определена спецификой его внутренних подразделений, органов управления, их взаимодействием и взаимосвязью.

От того, насколько формализована и объективно обусловлена управленческая деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов высших учебных заведений, зависит результативность развития данной сферы работы вуза. Следовательно, перед высшими учебными заведениями неизбежно встает вопрос, как эффективно организовать деятельность законодательных, исполнительных и коллегиальных органов, какие действенные меры нужно предпринять, чтобы повысить эффективность системы управления вузом. Управление вузом ориентировано на достижение целей и задач учебного заведения. Вуз – это сложный объект управления со слабо формализованной системой разработки управляющих воздействий с одновременно высокой степенью регламентации их реализации. Данный аспект обусловлен спецификой управленческого процесса в высших учебных заведениях. Система управления в вузах характеризуются явно выраженными тенденциями децентрализации, распространения коллегиальности, расширения общественных форм управления, изменения структуры управленческой вертикали и появления автономных структур управления.

    Учреждения высшего образования являются сложными с точки зрения управленческого процесса структурами, обладающими особыми специфическими характеристиками: наличие высокого уровня кадрового потенциала; большая социальная значимость деятельности учреждения; длительный жизненный цикл, как единицы управленческой деятельности, так и внутриорганизационных процессов, так и основной деятельности учебного заведения; исторически сложившаяся высокая степень независимости и обособленности работы профессорско-педагогического состава в рамках выполнения ими основных преподавательских функций; высокая степень свободы преподавателя при выборе методов организации своей преподавательской деятельности, обучения и учебного процесса. Если система управления коммерческими и производственными организациями во многом определяется характером их основной деятельности, то для высших учебных заведений первостепенным является именно учебный процесс, что и предопределяет специфика их работы. Вместе с тем, ряд особенностей, свойственных для производственных и коммерческих организаций, вполне характерен и для вузов.

К общим особенностям систем управления относятся:

· учет динамики происходящих изменений внутри и вовне организации; принятие адекватных решений в соответствии с потребностями организации;

· использование любых благоприятных возможностей для повышения эффективности системы управления, управленческого процесса и деятельности органов управления.

В современных условиях, возрастают требования, которые предъявляются к системе управления организацией, в том числе повышение эффективности управленческой деятельности, результативности работы организации, улучшения труда сотрудников, повышение производительности труда, его результативности и целевой ориентации. Не являются исключением и вузы, однако для них требования видоизменяются в соответствии со спецификой их деятельности. Требования, предъявляемые к системе управления высшим учебным заведением, возрастают по мере повышения уровня образовательного процесса, что ведет к необходимости использования многоуровневых и коллегиальных моделей управления вузом. В результате, система управления вузом трансформируется в сложно структурированную социально-экономическую систему, ориентированную на общественные процессы и являющуюся социально значимой, что в свою очередь чрезвычайно важно в современных условиях повышения качества образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.008 с.)