Закономерности и принципы научной деятельности высшей школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и принципы научной деятельности высшей школы



Определим следующие закономерности научной деятельности в логике закономерностей теории Н.Д. Хмель – теории целостного педагогического процесса.

1.Научная деятельность педагогического процесса ВШ зависит от потребностей общества и его требований (социально – экономического заказа общества), уровня развития науки и культуры, материально-технической базы (культуро сообразность), развития научного потенциала и научных школ университета.

2. Процессы обучения, воспитания, научной деятельности в высшей школе закономерно взаимосвязаны в целостный педагогический про-цесс вуза. Эта закономерность сформулирована опираясь на гумбольдтовский тезис «исследуя – обучаю, обучая – исследую». По В. Гумбольдту, «исследование означает самостоятельное разыскание и усвоение истины», «все представители университета должны быть исследователями – и учителя, и ученики находятся «здесь ради науки»», в этом заключается фундаментальный принцип университета «единства исследования и преподавания».

3. Содержание научных исследований закономерно зависит от его цели и задач, а также индивидуальных творческих и исследовательских(аналитических) возможностей обучаемых.

4.Активизация научной деятельности закономерно зависит от наличия у студентов познавательных мотивов, от используемых преподавателем методов стимулирования научного познания.

5.Формы организации научной деятельности зависят от задач, содержания, методов и условий проведения исследований.

6.Эффективность научно исследовательской деятельности и усвоение технологий научной деятельности зависит от условий, в которых она протекает.

Принципы научной деятельности сформулированы в соответствии с закономерностями научной деятельности, а также с учетом исторического развития университетской науки.

Принцип разработки и осуществления исследовательской политики вуза в условиях глобализации общества (макроуровнь). По А. Geuna, существует зависимость активности и результативности научных исследований от возраста и исследовательской политики вузов. В настоящее время в вузах разработана академическая политика. Принимаются стратегические планы развития университетов, подразделений и другие документы.

Принцип академической свободы и ответственности педагога-исследователя (макроуровень). С одной стороны, научная деятельность – творческая деятельность ученого, поэтому она не может быть ограничена религиозными, идеологическими и другими рамками, с другой стороны, исследователь должен понимать и принимать ответственность на себя за результаты своих исследований перед обществом, другой личностью, природой. Принцип единства исследования и преподавания, исследования и обучения (микроуровень). Преподаватель должен активно проводить научные исследования, совершенствуя свои знания, создавая новые знания в профессии, и совершенствуя инструменты, методы познания. Разработанное новое знание и сам процесс создания преподаватель привносит в аудиторию, обсуждает его с начинающими профессионалами, а также с коллегами учеными

Принцип единства обучения и исследования расширяется принципом интеграции науки и образования (макроуровень). Основными аспектами интеграции являются: экономический; структурный; инновационный; развития системы подготовки научно-педагогических и научных кадров.

Принцип культивирования научных школ и ее традиций (макроуровень) отражает необходимость развития научных школ, продолжения их традиций, стимулирования их работы, создания специальных благоприятных условий, предоставления научно-технической базы, а также рефлексии и пропаганды деятельности научных школ вузов и т.п.

 Принцип создания и развития научно-инновационной среды в высшей школе (макроуровень). Необходимо создать исследовательскую среду в университете, включающую не только научную инфраструктуру, но и активизацию работы неформальных научных семинаров, а также создании структуры инновационного менеджмента. Здесь важным становится формирование через среду инновационного потенциала выпускника и педагога. Ведущими принципами, с которыми соединяется данный принцип, являются принципы креативности, успешности, рефлексии научной деятельности.

Принцип личностной направленности процесса научной деятельности. В процессе научной деятельности личность мотивируется больше внутренними мотивами творческой деятельности, саморазвития и самосовершенствования, удовлетворения потребности и проживания личностного опыта. В то же время принцип отражает и развивает принцип субъективности познающего сознания; перетекает в принципы мотивации, креативности и рефлексии научной деятельности.

Принцип креативности научной деятельности (микроуровень) предполагает двусторонний характер научного творчества преподавателя и студента.

Принцип мотивирования научной деятельности высшей школы (микроуровень) способствует активизации научной деятельности студентов и преподавателей. Значимым становится стимулирование научной деятельности студентов путем интереса, творческой деятельности, соревнования групп, повышения оценки личности, профессионального имиджа и др. Таким образом, вырабатывается готовность студента к познавательной, научной деятельности.

В условиях глобализации актуализируется принцип интернационализации научных исследований, открытости и активизации международного научного сотрудничества и обменов (макроуровень), включая мобильность преподавателя-исследователя для повышения качества научной деятельности и образования.

Принцип динамизма и диверсификации научных исследований (макроуровень) подразумевает создание условий для активизации научных исследований, обмена научной информацией, проведения международных форумов, увеличения международных научных публикаций, в т.ч. на иностранном языке, разнообразия источников финансирования научных проектов, форм и методов проведения НИР и др.

 

81.Технология научной деятельности

Каковы же технологии научной деятельности? На наш взгляд, можно определить: технологии проектной деятельности; технологию изучения научной литературы; технологию проведения педагогического эксперимента; технологию проведения анкетирования; технологию написания и оформления научных работ; технологию публичного научного выступления и др. В данном подразделе последовательно остановимся на четырех технологиях: изучения научного текста, проектной деятельности, написания и оформления научных работ, публичного научного выступления.

Технологии изучения научного текста

Определим, что технология чтения научного текста может быть интерпретирована как технология работы с источниками научно-технической информации. Поэтому для работы с источниками научно-технической информации необходимо знать классификацию источников, законы роста, рассеяния и старения научно-технической информации, а также необходимы умения структурировать материал. Источники научно-технической информации делят на первичные (статьи, диссертации, монографии), вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.п.), третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Технология изучения научного текста включает следующие этапы или шаги:

1. Мотивирование чтения – исследователь определяет для себя цель чтения научной литературы как знакомство с новыми публикациями по проблематике, знакомство с научным подходом автора и др. Иногда мотив может быть не осознан самим исследователем. Здесь работают умение самомотивации личности исследователя, познавательный интерес, любознательность.

2. Возможен поиск научной литературы. Умение проводить поиск литературы, знания источников научно-технической информации, ключевых журналов, видных авторов, занимающихся теми или иными проблемами и др. История, теория и технологии научной деятельности ВШ 

3. Беглый просмотр, чтение заголовков. Цель – быстрое определение необходимых и интересных материалов. Возможно использовать стикеры или маркеры для отметки материала. Поиск намного облегчается, если исследователь знает рубрики или структуру журнала, сборников. Умения беглого просмотра научной литературы, возможно, скорочтения.

4. Тщательный просмотр отмеченных фрагментов, частей журнала, монографии, сборника, отчета НИР. Цель – получение необходимой информации. Здесь необходимо уметь определять главное, подчеркивать и выделять ключевые слова маркером, делать выписки и конспектировать, после копирования вырезать необходимые заметки со ссылкой на автора и др. Умения критически анализировать материал, вести отбор, конспектировать и др. Метакогнитивные умения.

5. Возможен и пятый шаг: структурирование, визуальная обработка материала. Цель – творческая работа, регистрация своих мыслей по прочитанному материалу, углубление понимания, уяснения позиции автора и определение своей позиции. Умение структурирования и визуальной обработки материала, композиционного построения и др. Метакогнитивные умения.

6. Рефлексия. Умение анализировать, ставить вопросы, в том числе критические и отвечать на них. Ответы на вопросы: что нового я для себя узнал? Какими знаниями обогатился? Что могу использовать в своей практике? К чему необходимо еще вернуться? И др

Технология проектной деятельности

Поскольку нас интересует исследовательская деятельность, под технологией проектной деятельности мы будем подразумевать ведение научного исследования. Исследовательские проекты подчиняются логике научного исследования и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы и задач, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций. То есть разработка проекта начинается с разработки методологического аппарата исследования при проектировании научной темы. Методологический аппарат исследования включает методологические параметры исследования и методологические критерии.

Технология написания научных текстов

По определению Н.Н. Соловьевой, письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, который имеет своей целью передачу информации в письменной форме, соответствующей ситуации общения. Создание текстов научного стиля включает мотивационную часть – цель – фиксация научной информации; аналитико-синтетическая часть – формулирование собственной или воспринятой научной мысли и исполнительная часть – принятие решения, письменное высказывание (научный текст). Видами научного текста являются: план, тезисы, конспект как средства организации умственного труда и непосредственно создаваемые научные тексты: реферат, рецензия, статья, отчет, монография, диссертация и т.п

Научный текст имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Композиционно возможно три основных методических варианта изложения научного текста:

- воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

- воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

- теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Итак, определим шаги технологии написания научного текста – статьи.

1. Определение предварительной тематики (проблематики) для написания текста, ключевой идеи или блока ключевых идей. Умение прогнозировать структуру создаваемого текста, плана или тезисов. Другие аналитические и метакогнитивные, информационные умения. Ответ на вопрос: для чего пишется статья? Какие мысли Вы хотите донести до научного сообщества? К какому выводу необходимо подвести материал?

2. Работа над первым вариантом статьи: используется конструктивносинтетический метод написания статьи на основе плана. Размышление, обдумывание, направленность на решение проблемы. Владение данным методом, критическим, аналитическим и креативным мышлением.

3. Аналитический и критический анализ текста, использование критикоаналитического метода: идет уточнение, отделка частей и фраз, делаются дополнения, перестановка, убирается лишнее; определяется точность названия работы. История, теория и технологии научной деятельности ВШ 200

4. Завершение работы, авторское редактирование: работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, библиографии.

5. Рефлексия. Удовлетворены ли Вы написанной статьей? Какова логика изложения? Что нового для научного сообщества передано в статье? В чем практическая значимость статьи? Какие когнитивные умения и навыки были использованы?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.011 с.)