Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История научной деятельности в вузе
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Появление университетов относят к ХІІ в.: рядом с монастырскими, соборными, господскими школами возникали особые школы, в которых профессора и их ученики образовывали корпорации с особой юрисдикцией, с особыми органами самоуправления и пользующиеся привилегиями, полученными от местных и универсальных властей (папы и императора). Наука, преподаваемая в таком учебном заведении, имела общепризнанный авторитет; ученые степени, выдаваемые им, пользовались общеевропейским значением. Первые европейские университеты были органами средневековой науки, которая во всех странах преподавалась в одинаковой форме, на латинском языке, и были главными центрами развития профессий. Университеты переняли существенные черты средневековых цехов: присяжное товарищество, регламентация и монополизация труда и производства. Существовала еще одна черта, которой отмечен средневековый университет: это его церковный характер. «Кто бы ни был его основатель: городская ли коммуна, светский или духовный князь, или, наконец, всемирная власть папы или императора... экономическое благосостояние университета опиралось преимущественно на церковные пребенды»(доход с церковного имущества). Следует заметить, что первые университеты начали появляться еще в VIII в. Арабские университеты возникли значительно раньше, чем европейские, так как именно арабский Восток стал преемником достижений античной культуры. В период обширных завоеваний арабов в VII–VIII вв. одновременно с распространением арабского языка и ислама на территории Арабского халифата начала складываться научная традиция, основанная как на античном наследии, так и на научных достижениях покоренных народов. В 755 г. был основан университет в Кордове (Испания), в 735 г. – в столице Арабского Халифата Багдаде, в 972 г. – в Каире. Истории известно пребывание крупного ученого Аль-Фараби в период работы над своими очередными работами в 942 г. в Багдаде, Дамаске, в 948 г. – в Египте, Каире. Выступая в аудиториях университетов, он поражал слушателей мастерством концентрировать мысли на принципиальных вопросах, эрудицией, синтетизмом и систематичностью изложения, умением ставить ясные и высокие цели. Уроженец села близ Бухары аш-Шейх ар-Раис (род. в 980 г.) вспоминает об увлекательных занятиях с талибами (студентами) Ибн-Сины, Абу-Абдаллаха ан-Натали, ученых, известных не только на Востоке, но и далеко за его пределами. Как видим, преподавали мудрецы, достаточно глубоко разбирающиеся в поэзии, астрономии, оптике, механике.
В Коране содержится около 700 аятов, призывающих знать науки, стремиться усвоить как можно больше сведений о жизни, о мире, природе, звездах и т.д. Ученые, как правило, были выходцами из арабских университетов и называли свое знание натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. В этот период получили развитие знания в области математики, механики, оптики, астрономии, медицины, а также алхимии, получившей затем широкое распространение в Европе. Деятельность арабских ученых в этом направлении хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные) и не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени способствовала его будущему возникновению. Однако уже в XI–XII вв. в арабском мире начался упадок естественных наук, в том числе и физики, связанный с отсутствием финансирования со стороны правителей, крестовыми походами, нашествиями монголов и др. Христиане, отвоевывая у мусульман территории, овладевали и их знаниями. Работы античных мыслителей, некогда переведенные с греческого языка на арабский, переводились с арабского языка на латынь, на европейские языки, что создало, в конечном итоге, предпосылки для Возрождения западной цивилизации. С открытием университетов наряду с традиционными двумя властями – церковной и светской – появилась третья – власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось все ощутимее.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.004 с.) |