Я. Коменский и его педагогические взгляды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я. Коменский и его педагогические взгляды.



Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский(1592-1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку.

Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка к вечной жизни, но эта подготовка

благодаря жизни реальной, деятельности в ней, что отражают задачи воспитания:

- познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

- управление собой (нравственное воспитание);

- стремление к Богу (религиозное воспитание),

Основными качествами - «добродетелями», которые должны быть сформированы у каждого человека, считал:

- мудрость - основа добродетельной жизни, умение правильно судить о вещах и людях,

- мужество - самообладание, выносливость, готовность принести пользу, выполнение долга,

- умеренность - соблюдение меры в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании и др., не доходить до пресыщения и отвращения,

- справедливость - никого не оскорблять, воздавать каждому свое, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность,

- трудолюбие - постоянное пребывание в труде, выносливость,

- благодушие (благородное прямодушие) - черта гуманной личности, она приобретается со временем через общение с благородными людьми, исполнение поручений, и заслуживает большого уважения.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным - исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Природосообразность обучения, по Коменскому, определяется учетом возрастных особенностей детей. В «Великой дидактике» он писал: «Мы решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».

Принцип природосообразности составляет методологическую основу педагогической системы Я.А. Коменского. Под природой он понимал единство человека и окружающей действительности. Поскольку природа и человек познаваемы, значит, должны быть познаваемы законы воспитания и обучения. Обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. С явлениями природы - порами года или временем суток сравнивал периоды жизни человека: весна (утро) - детство, лето (день) - годы молодости, расцвета жизни, осень (вечер) - зрелые годы, зима (ночь) - старость.

Исходя из принципа природосообразности, в труде «Великая дидактика»(дидактика определена как «всеобщее искусство всех учить всему»). Коменский предложил возрастную периодизацию и установил соответствующую ей систему школьного образования:

- от рождения до 6 лет - детство - «материнская школа» - воспитание в семье под руководством матери: усиленное физическое развитие, первое впечатление об окружающей природе, первые шаги религиозного и нравственного воспитания, уважение к старшим, элементарные навыки по самообслуживанию;

- от 6 до 12 лет - отрочество - «школа родного языка» - изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами, овладение одним ремеслом. Для: менее способных учеников обучение на этом заканчивается;

- от 12 до 18 лет - юность - «латинская школа» или гимназия - «семь свободных искусств» с изменением их содержания в соответствии с практическими потребностями, естествознание, история, география, светская литература, 2 вида ремесел;

- от 18 до 24 лет - возмужалость - академия - высшая школа для самой способной молодежи с обучением на богословском, юридическом и медицинском факультетах. Образование должно завершаться путешествием.

В труде «Пампедия» (1648) Коменский расширил систему школ, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаст» сама жизнь.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать с простейших элементов, знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов.

Я.А. Коменский определил и обосновал дидактические принципы:

1. Принцип наглядности - «золотое правило дидактики», согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.

2. Принцип сознательности - «ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком» - непременное условие усвоения учащимися материала - наличие у них интереса и внимания к учению. Коменский предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают; пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся, создавать приятную обстановку обучения, учителю быть доброжелательным и ласковым.

3. Принцип систематичности - точный порядок во всем, учебный материал должен излагаться систематизировано, нужно идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому, сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

4. Принцип последовательности - изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего. Развивать следует сначала понимание вещей, затем память, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

5. Принцип доступности (посильности) - обучение должно соответствовать силам ребенка и его возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

6. Принцип прочности - усвоение учебного материала посредством упражнения и повторения. Учитель должен показать образец, исправлять отклонения от него, не спешить в обучении, поэтапно осваивать элементы, а затем целое, подводить итоги.

Отдельное внимание обратим на разработку Я.А. Коменским вопросов дошкольного воспитания.

«Материнская школа» Коменского является одним из первых трудов с подробной разработкой данных вопросов.

для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.009 с.)