Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая экономическая политика.

Поиск

Причины введения нэпа. Положение, усугублённое 7 годами (1914-1921) почти непрерывной войны, было, что называется, хуже некуда. Национальный доход упал по сравнению с 1913 г. с 11 до 4 млрд. рублей. Промышленная продукция составляла 13%, а сельскохозяйственная - 66% довоенного уровня. Сбор зерна в 1921 г. составлял чуть больше половины урожая 1913 года. Значительно уменьшилось поголовье скота. В стране не хватало хлеба, мяса, молока, сахара, других продуктов питания.

Экономические связи между городом и деревней подрывало резкое сокращение посевных площадей технических культур: льна, хлопка, сахарной свеклы, так как вело к остановке и закрытию предприятий лёгкой и пищевой промышленности.. Из-за отсутствия топлива и сырья большинство предприятий прекратило работу. Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением при­нудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 - начале 1921 г. начались забастовки, в которых ра­бочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пай­ков.

Если в годы Гражданской войны крестьянство мирилось с продразверсткой, опасаясь возврата помещиков, то после ее окончания недовольство прово­димой политикой приняло угрожающие масштабы. Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооружен­ную борьбу против Советской власти. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань. Поволжье и Сибирь. Политический бандитизм, незаконные вооруженные формирования насчитывали в 1921 г. около 200 тысяч антисоветски настроенных людей.1 На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и внутренних войск. В боях с повстанцами использовались артиллерия, авиация, кавалерия.

Неспо­койно было и в армии. В марте 1921 г. восстала военно-морская крепость Кронштадт. Моряки и красноар­мейцы островной крепости потребовали освобожде­ния из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т. е. ликвидации продразверстки. Кронштадтцсв поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объя­вило восставших мятежниками и отказалось вести с ними перегово­ры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взя­ли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмиг­рировало в Финляндию.

 Массовые антиправительственные выступления в городе, деревне и армии продемонстрировали полный провал политики «военного коммунизма». Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и мат­росов — все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий социально-экономический кризис.

Сущность и цели нэпа. В. И. Ленин, проанализировав сложившуюся в стране ситуацию, в марте 1921 г. предложил новую экономическую политику (нэп). Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики, введении рыночных начал, использовании опыта свергнутых капиталистов при сохранении «командных высот» в ру­ках правительства. Нэп предусматривала также монополию внешней торговли, централизацию финансовой системы и проведение денежной реформы, укрепление государственного сектора в промышленноcти. Предложенные Лениным меры означали «отступле­ние» от принципов «военного коммунизма», возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований населения страны.

Таким образом, сущность нэпа заключалась в ограниченном восстановлении рыночной экономики под контролем партийно-государственного аппарата с сохранением «командных высот в экономике». В ее основе лежала ленинская концепция временного отступления социализма с развитием рыночных отношений и государственного капитализма. Главная политическая цель нэпа предотвратить социальный взрыв в обществе, укрепить союз рабочих и крестьян,укрепить Советскую власть во главе с большевиками.

Нэп и большевики. Введение нэпа не прошло бесследно для большевиков. Начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявши­ми позиции В. И. Ленина. Одни настаивали на демократизации системы темы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы(Л. Д. Троцкий).

После принятия новой экономической политики на X съезде РКП(б) многие радикальные большевикм заявили о  выходе из партии, считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализма и измену социали­стическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения В. И. Ленина, совершенно недопустимо. Поэтому на X съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждавшие «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещавшие создание фракций и групп. После съезда была проведена проверка идейной зрелости членов партии, так называемая «чистка», на четверть сократившая се численность. Все это позволило укрепить единство в правящей партии.

Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями высшего органа власти - IХ Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.).

 Введение нэпа началось с сельского хозяйства путём замены продразвёрстки продовольственным налогом. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. так и назывался: «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом». От продналога освобождалась часть бедноты, середняки облагались умеренным налогом, а кулацкие хозяйства - в повышенном размере. Декрет ВЦИК устанавливал порядок расчёта и взимания продналога: он был тем больше, чем больше продовольствия было произведено (прогрессивная шкала налога). Продналог устанавливался до посевной кампании и не мог изменяться в течение всего года. По объему он был в 2 раза меньше, чем продразвёрстка. А через год он составлял всего 10% от общего уровня производства.

После выполнения государственных поставок, то есть уплаты натурального налога крестьянам разрешалась свободная продажа сельскохозяйственной продукции. Декрет СНК от 24 мая 1921 г. «Об обмене» законодательно разрешал свободный обмен сельскохозяйственной продукции и кустарной мелкой промышленности, стимулируя выпуск товаров и рыночные отношения. 

В мае 1922 г. ВЦИК принимает «Основной закон о трудовом землепользовании», который допускал сдачу земли в аренду, использование наемного труда в ограниченных размерах. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться частному сектору, то есть крестьянам-единоличникам, которые вскоре начали давать более 98% сельскохозяйственной продукции.

В промышленности преобразования начались с декрета СНК об отмене всеобщей национализации предприятий. В мае 1921 г. декреты СНК РСФСР разрешили частичную приватизацию мелких и средних предприятий. Они содержали также меры по развитию кустарной и мелкой промышленности. Кооперативы получали права юридических лиц, право на использование наемного труда, получение кредитов в банке. Крупному отечественному и иностранному капиталу разрешались концессия (договор с государством) на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств, а также право создания акционерных и совместных с государством предприятий.

Декрет СНК от 6 июля 1921 г. дозволял передачу национализированных предприятий их бывшим владельцам в аренду с правом извлечения частной прибыли. К сентябрю в аренду на законном основании было передано около 4 тыс. предприятий. В мае 1922 г. была приостановлена национализация частных предприятий. В начале нэпа государство постепенно начинает осуществлять меры по денационализации собственности, экспроприированной у частных лиц в период революции и гражданской войны. Так на правовой базе возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор.

Государственные предприятия, не сданные в концессию или в аренду, объединялись в тресты и синдикаты, переводились на самоокупаемость и хозрасчёт. Этому способствовало и Положение «О трестах», изданное 10 апреля 1923 г. Оно предоставляло государственным трестам право собственности на произведённую продукцию и свободное распоряжение 20% прибыли. Остальные 80% они обязаны были отдавать в государственную казну. К августу 1922 г. в стране насчитывалось свыше 400 промышленных трестов. Ряд наиболее важных для экономики России предприятий получали государственную поддержку в виде субсидий.

В финансовой сфере с разрешения власти появились частные и кооперативные банки, страховые общества. В октябре 1921 г. создается Государственный банк, в 1922 г. открываются Промбанк, Банк потребительской кооперации, муниципальные банки. Возрождалась банковская система государства. В 1922 г. по декрету СНК началась денежная реформа. Прекратился выпуск бумажных, ничем не обеспеченных денег, в оборот был введён советский золотой червонец – банковские банкноты достоинством 10 рублей с золотым обеспечением. Золотой червонец (как и во времена С.Ю.Витте золотой рубль) укрепил национальную валюту, покончил с инфляцией. Это позволило в 1924 году заменить натуральный продналог денежным эквивалентом.

Внедрение в экономику рыночных начал повлекло за собой существенное изменение в отношении к труду. Произошел постепенный возврат к рынку труда, отменялись все прежние ограничения для перехода с одного предприятия на другое. Трудовую повинность вытеснили принципы найма и увольнения работников. Для стимулирования труда рабочих и служащих была отменена уравниловка и товарная оплата, вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.

Факты свидетельствуют, что с введением в стране новой экономической политики значительно изменилось законодательство. Правовые реформы предназначались для законодательного регулирования новых процессов в социалистическом обществе, правовой защиты прав граждан в условиях частичного возврата к рыночным отношениям. Своевременно проведенные государственно-правовые реформы во многом способствовали успешному восстановлению разрушенной экономики, преодолению глубочайшего системного кризиса.

Важную роль в установлении правопорядка в период новой экономической политики сыграли новые кодексы по отраслям права, разработанные на основе Конституции. В 1922-1923 гг. были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде. Началась подготовка проектов Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922г. и сразу же вступил в действие. Закон регламентировал порядок выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. Использование наемного труда допускалось лишь при «условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства» и при невозможности самому хозяйству выполнить эту работу.

Особое внимание Советская власть уделяла трудовым отношениям в частном секторе хозяйства. Наибольшие трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял декрет, в котором уточнялось понятие «квартирник» (по-современному – надомник). В декрете было сказано, что это - «лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом... из материала работодателя». Эти лица не были наемными рабочими в полном смысле этого слова и по статусу приближались, скорее, к кустарям-одиночкам. Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял декрет «О наказаниях за нарушение постановлений по охране труда», в мае 1924 г. декрет «О порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Судебная система. Согласно «Положение о судоустройстве в РСФСР»,утвержденному вноябре 1922 г. в Советской России создавалась новая судебная система, которая включала в себя: народный суд в уездах, губернский суд, Верховный Суд РСФСР, а также специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, суды над несовершеннолетними (ювенальная юстиция), трудовые сессии народных судов (по разрешению трудовых споров), земельные и арбитражные комиссии.

Судьи и народные заседатели избирались из рабочих, крестьян и военнослужащих под контролем исполкомов местных Советов. Число ревтрибуналов с окончанием гражданской войны сократилось, но оставшиеся продолжали судить, руководствуясь «революционным правосознанием».    

В связи с образованием СССР в 1923 году в общей судебной системе страны появляется новое важнейшее звено - Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти в СССР.

30 января 1926 г. был принят декрет ЦИК и СНК СССР «Основы авторского права», который защищал права деятелей науки, литературы и искусства. Но государство имело право на принудительный выкуп любого произведения: право государства было выше прав любого автора.

О несомненных успехах новой экономической политики свидетельствуют следующие цифры и факты. По основным видам промышленной продукции уже через 5 лет, к 1926 г. был достигнут уровень 1913 г., а валовой сбор зерна превысил довоенные показатели на 20,7%. 1

Условия жизни городского и сельского населения страны значительно улучшились. Экономический кризис миновал, забастовки рабочих и восстания крестьян ушли в прошлое. Началась отмена карточ­ной системы распределения. В России успешно развивались рыночные отношения.

 

 

Образование СССР и изменения в государственном управлении. Конституция СССР 1924 г.

 

Задачи восстановления и дальнейшего роста народного хозяйства РСФСР и других республик, где победила советская власть, требовали создания военного и экономического союза, объединения их усилий перед лицом возможной империалистической агрессии. В 1920-1922 г.г. двухсторонние соглашения и договоры о хозяйственном и дипломатическом союзе с РСФСР заключили Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали ЗСФСР - Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (название по аналогии с РСФСР).

Приоритетное положение РСФСР, получившее правовое закрепление в двусторонних договорах, вызывало недовольство в других республиках, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. Поэтому Политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовало комиссию по подготовке законопроекта о новой форме государственного объединения республик. И.В.Сталин, возглавлявший в то время народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации», который предполагал вхождение в состав России других республик на правах автономии (как Татарстан, Чувашия и др.), но этот план ущемлял права местной элиты, и поэтому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против сталинского плана. Была принята ленинская идея образования союзного государства как федерации равноправных республик.

В декабре 1922 г. во всех будущих союзных республиках состоялись съезды Советов, которые одобрили ленинские принципы образования Союза. Съезды избрали и направили в Москву делегации для подготовки документов о создании СССР.

30 декабря 1922 г.состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза Советских Социалистических Республик стали: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР.

Декларация о создании СССР провозглашала принципы равноправия республик добровольности вхождения в состав СССР, а также право республик на свободный и беспрепятственный выход из Союза.

Договор определялсистему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими органами власти и управления; сохранение административных границ союзных республик их самостоятельность в принятии решений, не относящихся к компетенции союзных органов власти и управления.

На I Всесоюзном съезде было принято решение о подготовке Конституции СССР и унификации законодательства.

Конституция СССР была утверждена II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 г.Она на законодательном уровне закрепила образование СССР; провозгласила формой государственного устройства СССР федерацию республик с правом свободного выхода из союза; предоставила право союзным республикам самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

К функциям союзных органов были отнесены:

= заключение международных договоров, определение внешней политики;

= осуществление внешней торговли;

= руководство транспортом и почтово-телеграфной связью;

= разработка основных направлений развития народного хозяйства СССР

= подготовка и утверждение государственного бюджета, установление

единой денежной системы: печатный станок по-прежнему оставался в

Москве - столице СССР.

На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик. Органы власти и управления союзных республик передавали часть своих полномочий союзным органам, созданным на основании Конституции СССР 1924 г.

Высшим законодательным органом власти стал по Конституции Всесоюзный съезд Советов; в перерывах между съездами работал двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Обе палаты обладали равными правами и формировались на съезде. В Совете Союза каждая союзная республика имела своих представителей пропорционально численности населения. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики. Каждая автономная область Российской Федерации направляла в этот орган по одному представителю. Палаты обладали достаточно реальной государственной властью: декреты, постановления и распоряжения ЦИК приобретали силу закона только после получения одобрения обеих палат.1 Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму.

Исполнительная власть, по Конституции, принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были созданы Госплан СССР, Госбанк СССР и общесоюзные наркоматы. При Совнаркоме СССР учреждалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом.

СНК СССР получил право разрабатывать гражданское, уголовное и трудовое законодательство, принципы и правовые основы судопроизводства, развития образования и здравоохранения. СНК состоял из народных комиссариатов. Согласно Конституции 1924 г. наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. Общесоюзные наркоматы (внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, иностранных дел, по военным и морским делам) имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. К центральному органу государственного управления следует отнести и Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель правительства (СНК СССР). На СТО возлагалась координация деятельности промышленных и оборонных наркоматов, а также контроль за осуществлением их хозяйственных и финансовых планов.

Образование Советского Союза сыграло положительную роль в правовом, социальном и экономическом развитии всех союзных республик. Перераспределение средств из союзного бюджета позволило развить отсталые национальные окраины, подготовить для них кадры, снабдить техникой и оборудованием. Объединение экономического и военного потенциала, людских, природных и финансовых ресурсов усилили мощь Советского Союза. Это позволило в короткие сроки восстановить народное хозяйство, решить другие важные проблемы.

С образованием СССР произошла реорганизация правоохранительных органов. Надзор за законностью был возложен на Прокуратуру СССР, борьба с контрреволюционными элементами – на объединенное ГПУ, органы НКВД и милицию.Усиление органов правоохранительных органов соответствовало партийным установкам о том, что по мере продвижения к социализму классовая борьба внутри страны обостряется. Поэтому Советское государство укрепляло репрессивные органы для борьбы с классовыми врагами и оппозицией.

Следует отметить, что с целью руководства правоохранительными и другими органами государства правящая партия проводила последовательную кадровую политику. На всех ключевых постах она расставила верных ей людей.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит коренное отличие Советского государства от царской

                    России?

2. Какие первые правовые акты были приняты в первые дни

                    Октябрьской революции?

3. Какова роль В.И.Ленина в становлении Советского государства,

                     создании новой системы государственного управления?

4. Каково значение первой советской Конституции 1918 г.?

5. В чем состоит сущность государственной политики «военного

                     коммунизма»?

6. С какой целью она проводилась и какими правовыми актами

                      подкреплялась?

7. Можно ли Советское государство назвать правовым государством?

8. Как гражданская война повлияла на характер советского

                     государственного управления?

9.            В чем состоит сущность новой экономической политики?

10.     Какова роль государства в проведении новой экономической политики?

Глава 11

Строительство социализма

В годы первых пятилеток

План построения социализма.

 «Политическое завещание» Ленина. В. И. Ленин написал ряд ра­бот, названных советскими историками «политическим завещанием». В них он сформулировал основные направления дея­тельности партии: индустриализация (техническое перевооружение промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повы­шение культурного и образовательного уровня населения). При этом В. И. Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. В «Письме к съезду» он дал весьма нелицепри­ятные характеристики шести членам По­литбюро (Л. Д. Троцкому, Л. Б. Каменеву, Г. Е. Зиновьеву, Н. И. Бу­харину, Г. Л. Пятакову, И. В. Сталину). Ленин также предосте­регал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амби­ции и соперничество Л. Д. Троцкого и И. В. Сталина.

Сталин во главе партии. Еще весной 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Несмотря на предостережения вождя, Генсеком был избран Сталин, который сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Он реформировал структуру партийных комитетов разных уровней, их права и обязанности, изменил порядок назначения на руководящие партийные и государственные посты, что привело к усилению всей административно-государственной сис­темы, образованию партийной номенклатуры.

Номенклатурный принцип подбора кадров в органы государственной власти и управления был впервые введен постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) от 12 ноября 1923 г. Приложением к нему были два списка номенклатурных должностей. По списку № 1, утвержденному Политбюро и Оргбюро, числилось 3500 человек, которые рекомендовались в центральные органы власти и управления. В список партийной номенклатуры № 2, который готовился Учетно-распределительным отделом и утверждался одним из секретарей ЦК, входило 1500 человек. Они выдвигались на управленческие должности рангом поменьше.

В ноябре 1925 г. Оргбюро ЦК принимает специальное постановление «О порядке подбора и назначении работников», к которому также прилагались пересмотренные списки номенклатурных должностей. Теперь таких списков становится три. Список № 3 формировался непосредственно центральными органами государственного управления для расстановки партийных кадров внутри ведомств и учреждений. Однако и в этом случае требовалась виза ЦК.

В результате такой кадровой политики в советском правительстве в очень короткий срок не стало не только представителей других партий, но и беспартийных народных комиссаров. Все это стало возможным благодаря сталинской модели однопартийной системы.

Так целенаправленно складывался новый правящий слой советского общества, получивший название номенклатуры. К высшей партийной номенклатуре относились члены Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК. За весь период существования этих высших партийных органов насчитывалось всего 229 человек, определявших судьбу нашей страны в предвоенный период. Высшая номенклатура составляла политическую элиту, которая непосредственно участвовала в принятии политических решений, создавала культ личности Сталина в партии и народе.

План построения социализма. Учитывая, что ленинский план строительства социализма не был детально разработан, в нем отсутствовали способы и методы осуществления индустриализации, коллективизации и культурной революции, этот пробел восполнили Сталин и его окружение.

По мнению Иосифа Джугашвили, имевшего слабое представление о макроэкономике из-за отсутствия какого-либо экономического образования, индустриализациядолжна была преодолеть многоукладность в народном хозяйстве, покончить с нэпом и рыночной экономикой и сформировать многочисленный рабочий класс – социальную опору новой власти.  

Необходимость коллективизациисын грузинского сапожника обосновывал утверждениями о том, что крестьянин-единоличник не сможет обеспечить растущие потребности в продуктах питания для населения, поставить в нужных количествах сырье для легкой промышленности. К тому же с идеологической точки зрения Сталина как профессионального революционера индивидуальное крестьянское хозяйство с его «мелкобуржуазным характером производства» противоречило принципам социалистической революции. Разумеется тот факт, что единоличное крестьянство в дореволюционный период не только снабжала всем необходимым российские города, но и кормила пол-Европы, партийная верхушка непрофессионалов либо не знала, либо просто игнорировала, преследуя совсем иные цели.

Дискуссии в партии. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и других представителей «старой гвардии», их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппо­зиционные выступления в Политбюро, в ряде местных крупных пар­тийных комитетов, в печати.

Участвуя в  дискуссиях,Н. И. Бухарин, редактор газеты «Правда», председатель Совнаркома А. И. Рыков, лидер профсоюзов М. П. Томский, секретарь Москов­ской парторганизации Н. А. Угланов и их единомышленники выступали за сравнительно умеренные темпы индустриализа­ции на основе сбалансированного подъема тяжелой и легкой промышленности. Они предлагали погасить недостаток продуктов питания импортом, корректировкой цен и т.д. Одновременно бухаринцы предлагали постепенное развертывание крупных коллективных зерновых хо­зяйств.

И. В. Сталин, поддержанный председа­телем ВСНХ СССР В. В. Куйбышевым, наркомом обороны К. Е. Ворошиловым, председателем ЦКК Г. К. Орджоникид­зе, считал кризис в сельском хозяйстве неизбежным следствием нэпа, а чрезвычайные меры по изъятию продовольствия у крестьян правильной политикой. Эта группа предлагала ускоренную индустриализации. При отсутствии внешних ис­точников финансирования они планировали осуществить индустриализацию путем перекачки средств из легкой и пищевой промышленности, дававших стабильную прибыль, и за счет всё того же сельского хозяйства. В апреле 1929 г. состоялся   объединенный пленум ЦК и ЦКК, который поддержал сталинскую группу и его программу модернизации промышленности. За «антипартийные взгляды» Бухарин, Рыков и Томский были по указанию Сталина выведены из состава Политбюро.

Если бы у членов ЦК и РКК партии здравый смысл был выше конъюнктурных соображений, они не исключили бы умных и смелых партийных работников, позволивших себе не согласиться с ошибочным мнением Иосифа Джугашвили. При таком подходе к дискуссии по важнейшим вопросам государственной политики в правящей партии возобладал бы коллективный подход к выработке правильного решения, а не доминировало мнение генсека, уже тогда считавшего себя всегда правым и непогрешимым. Возможно при коллегиальной стратегии и тактике во внутренней и внешней политике страна избежала бы тех вопиющих ошибок, тех «корявых воплощений», которые нанесли непоправимый ущерб идеям социализма.

Пути и средства построения социализма. На съездах правящей партии был взят курс на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, которые должны были, по ленинскому замыслу, превратить страну в мощную индустриально-аграрную державу.

И.В.Сталиным были навязаны следующие пути и средства построения социализма.

1. Свертывание нэпа, рыночных отношений,  замена гражданско-правовых методов регулирования народного хозяйства административно-командными.

2. Основная ставка в финансировании индустриализации была сделана на внутренние источники. В частности, на это было направлено Постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В практику широко внедрялась система принудительных займов, от погашения которых социалистическое государство зачастую отказывалось.

3. Возрастание роли партии в деятельности высших и центральных органов государственной власти и управления, усиление централизации и бюрократизации государственного аппарата.    

4. Форсированное развитие тяжелой промышленности за счет советской деревни, возрастающего налогообложения всех трудящихся.  

5.Создание     колхозного строя и вторичное закрепощение бесправных крестьян.

7. Массовые репрессии граждан, недовольных проводимой политикой. Создание в стране широкой системы лагерей ОГПУ-НКВД. Использование «дешёвого» труда заключенных и спецпереселенцев. Превращение репрессивных органов ОГПУ-НКВД в послушное орудие Сталина.

 

Индустриализация страны.

Причины индустриализации. К середине 20-х гг. советская экономика в целом вышла на уровень 1913 г. Но ни техническое вооружение промыш­ленного и аграрного секторов, ни темпы развития не отвечали задачам индустриального преобразования страны, которые сформулировали сталинисты.

Советский Союз продолжал ввозить машины в обмен на экспорт сырья и сельскохозяйственной продукции. Слабой оставалась энерго­вооруженность производства. Отставание от передовых государств мира наблюдалось в выпуске чугуна, стали, добыче уг­ля, нефти. Ощущалась нехватка электроэнергии.

Слабость экономического потенциала сказывалась на оснащении армии новыми видами оружия. Агрессивность капиталистического ок­ружения по отношению к Советскому Союзу представлялось руководству большевиков весьма опасной. Оснастить армию и флот  современной боевой техникой и оружием можно было только на основе развитой промышленности. Следовательно одной из важнейших причин осуществления индустриализации была необходимость поддержания боеготовности Советских Вооруженных Сил на достаточном уровне в целях сохранения суверенитета и территориальной целостности страны.

Курс на индустриализацию. В 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был взят курс на индустриализацию страны. В качестве приоритетных направлений индустриализации были названы энергетика, ме­таллургия, машиностроение, химическая промышленность. В декабре 1927 г. XV съезд принял резолюцию «О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяй­ства». Были разработаны два его варианта -  минимальный и максимальный. После их обсуждения остановились на максимальном плане, который предлагал ввести в строй 1200 новых предприятий, втрое уве­личить выпуск промышленной продукции. Рост производительности труда должен был составить 110%. V съезд Советов СССР в мае 1929 г. утвердил план, приняв соответствующий закон.

Однако в ходе его реализации И.В. Сталин настоял на ускорении темпов индустриализации. Началось «подхлесты­вание страны». Контрольные цифры роста производства промышленной продукции на второй год пятилетки вырос­ли. Если по первоначальному плану они составляли 22%, то после изменений — уже 32%. Ввести в строй намечалось 2000 заводов и фабрик. Такими темпами предполагалось обеспечить «скачок» в индустриальном развитии и вывести СССР в число пе­редовых стран мира.

И такой скачок благодаря невероятным усилиям советского народа произошел всего за пять лет (с 1928 по 1933 г.). В стране развертывалось социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана. С 1935 г. основной формой социалистического сорев­нования становится стахановское движение. Инициатор движения, А. Г. Стаханов в ночь на 31 августа 1935 г. с по­мощью двух подсобных рабочих вырубил свыше 100 тонн угля, превысив норму в 14 раз. Его почин подхватили известные стахановцы — А. X. Бусыгин, П. Ф. Кривонос, М. Н. Мазай, Н. С. Сме­тании и другие.

В декабре 1935 г. пленум ЦК ВКП(б) постановил пре­вратить стахановское движение в движение миллионов. В 1936 г. в отдельных отраслях промышленности стаха­новцы составляли от 20 до 27% всех рабочих. Стали про­водиться стахановские смены, дни, пятидневки, декады, месяцы, в которых участвовали целые предприятия. На основе стахановского движения в 1936 г. производительность труда в тяжелой промышленности выросла на 25,5% по сравнению с предыдущим годом.

Для борьбы с прогульщиками и нару­шителями трудовой дисциплины вводились жесткие законы: за опоздание на работу можно было оказаться в тюрьме. Систематическое невыполнение плана расценивалось как саботаж.

Итоги индустриализации. Были построены 1500 предприятий, круп­нейшими из которых стали Днепрогэс, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, Магнитогор­ский и Кузнецкий металлургические комбинаты, автомобильные гиганты в Москве и Нижнем Новгороде. Особое внимание каждой из этих строек уделял Г. К. Орджоникидзе, возглавлявший ВСНХ СССР, а с 1932 г. — Наркомтяжпром. Он смог сосредоточить на основных промышленных объектах значительные материальные и людские ресурсы, оперативно решал внезапно возникавшие проблемы.

Большие успехи были достигнуты и в годы второй пяти­летки (1933-1937). Продолжилось строительство заводов и фабрик (4,5 тыс. предприятий). Советский Союз обеспечивал себя необходимыми машинами, прекратив их ввоз из-за гра­ницы. Наша страна превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Разница в этих терминах состоит в том, что по объему выпускаемой продукции на первое место в экономике выдвинулась про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.024 с.)