Перестройка вооруженных сил и полиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка вооруженных сил и полиции.



 

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений, поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. обусловили необходимость перестройки вооруженных сил и полиции.

Инициатором и непосредственным исполнителем военных реформ был генерал Д.А. Милютин, 20 лет возглавлявший военное министерство - с 1861 по 1881г. Военное министерство было преобразовано в Главный штаб. Страна была разделена на 15 военных округов. Должность командующего войсками военного округа зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора, который по-прежнему руководил несколькими губерниями.

В январе 1874 г. был принят новый императорский указ о воинской повинности, который изменил систему комплектования частей и соединений. Вместо рекрутского (в основном крестьянского) набора вводилась более прогрессивная в то время всеобщая воинская повинность мужского населения. Лица, достигшие 21 года, призывались в вооруженные силы; в мирное время они причислялись к ополчению и учились военному делу на учебных сборах.

В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища, в них принимали молодых людей, способных к военному делу независимо от сословий. В армии появились новые уставы, уделявшие основное внимание боевой и физической подготовке солдат и офицеров.

Срок службы для солдат сократился до 6 лет. Еще 9 лет солдаты числились в запасе и могли быть мобилизованы в случае войны. Для матросов срок военной службы составлял 10 лет, из них 7 лет на действительной и три года в запасе. Были введены льготы для тех, кто имел образование:

· окончившие начальную школу служили 3 года;

· окончившие гимназию (среднее образование) – 1.5 года;

· выпускники вузов служили всего полгода;

· единственный сын в семье, независимо от образования, освобождался от воинской повинности.

Результатом военной реформы стало создание небольшой по численности армии мирного времени с подготовленным резервом на случай войны. Общая численность войск была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. человек с одновременным улучшением военного снабжения. В связи с военной реформой были приняты «Военно-уголовный кодекс» и «Военно-морской устав».

Однако не все недостатки, имевшие место в армии были устранены в ходе реформы. Несмотря на то, что армия постепенно превращалась в армию буржуазного типа, в ней сохранялись многие феодальные пережитки. К ним относятся исключительно дворянский (сословный) принцип комплектования офицерского корпуса, старая система взаимоотношений офицеров с подчиненными солдатами и матросами, включавшая телесные наказания, рукоприкладство и муштру.

 Военные реформы 1860–1870-х гг. не обеспечили создание прочных основ обороноспособности государства, и Россия потерпела поражение в русско-японской, а затем и в первой мировой войне. Причины этого те же, что и в предшествующий период: непрофессионализм, рекрутский, принудительный принцип комплектования армии, отсутствие должной целевой установки, защита чуждых народу интересов.

Пограничная служба. В ходе военной реформы была упорядочена пограничная служба. Созданы новые пограничные округа. Все пограничные округа стали замыкаться на военно-окружное управление. В некоторых местах для усиления пограничной охраны были образованы жандармские пограничные пункты.

Перестройка полицейских органов была направлена на создание мощной централизованной и одновременно разветвленной сети. Уже в 1862 г., почти сразу же после отмены крепостного права, были изданы Временные правила об устройстве полиции. Они предусматривали создание дополнительных полицейских сил в уездах на случай массовых беспорядков недовольных крестьян. В каждом уезде были образованы полицейские управления во главе с исправником из местных дворян. В состав управления вошли городничий со своей канцелярией и земский исправник с судом. Полицейскому управлению подчинялись становые приставы, отвечавшие за порядок на вверенных ему территориях. Несколько позже в помощь ему были назначены полицейские урядники.

В городах прежние управы благочиния перестраивались в зависимости от статуса и численности городского населения в органы, возглавляемые обер-полицмейстерами, полицмейстерами и специальные канцелярии градоначальников. Они руководили городовыми, участковыми и околоточными надзирателями, частными приставами. Им подчинялись и дополнительно созданные сыскные подразделения полиции.

Функции полиции были расширены. Она осуществляла надзор за ссыльными и политически неблагонадежными гражданами, охраняла общественный порядок, боролась с пожарами, вела контроль за соблюдением паспортного режима, наблюдала за трактирами и другими питейными заведениями и т.п.

Общее руководство силами и средствами полиции осуществлял департамент полиции министерства внутренних дел. В 1880 г. в его подчинение переходит политическая полиция, в задачу которой входило предупреждение антиправительственных выступлений и борьба с революционерами. Вскоре после слияния в составе МВД создается департамент государственной полиции. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата Российской империи.

После реорганизации несколько изменились задачи полиции. На нее теперь возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка», раскрытию государственных преступлений. Объединение общей и политической полиции позволяло координировать усилия огромного полицейского аппарата в борьбе с нараставшим революционным движением. В ряде уездов царским правительством в помощь полиции были образованы жандармские управления.

 

8.5. Реформы местного самоуправления и образования.

 

Земства. Важным шагом в совершенствовании системы управления на местах стало осуществление земской реформы. 1 января 1864 года монарх утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно предписывало создавать новые органы местного самоуправления в губерниях и уездах, а выборы в них проводить на основе имущественного ценза (ограничения), по куриям.

Первая курия - землевладельческая - формировалась из владельцев земли площадью от 200 до 800 десятин или дворян, имевших недвижимость стоимостью от 15 тыс. руб. и более.

Вторая курия - городская - объединяла владельцев городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб.

Третья курия – крестьянская – включала представителей сельских крестьянских обществ. Беднейшее крестьянство не избиралось.

Таким образом, вводились ограничения на избрание в земское собрание.

В первых земствах в 1865 году в результате выборов с применением имущественного ценза среди депутатов органов местного самоуправления дворяне составляли 46,7%, т.е. почти половину; купцы –10,2%; духовенство - 6,1%; зажиточные крестьяне - 34,3%; представители других сословий – 2,7%.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по царскому положению являлся предводитель местного дворянства. Классовый подход в формировании местных органов власти был виден невооруженным глазом.

Земские собрания депутатов избирали исполнительные органы местного самоуправления – управы, в состав которых входили председатель и несколько членов управы. Собрание земских депутатов проходило, как правило, один раз в год. В их полномочия входило: выдвижение кандидатов на должность мировых судей; утверждение местных налогов; распределение государственных налогов по субъектам налогообложения (кому и сколько платить в казну); распределение расходов на земские нужды, в том числе на здравоохранение, образование, противопожарное состояние и т.д.

Царское правительство выделяло скудные средства на земское самоуправление, поэтому земские бюджеты были нищенские. Кроме того, стремясь избежать возникновения оппозиции на основе земских собраний, разного рода “вольнодумства”, правительство не допускало контактов между земствами разных губерний. В центре не был создан единый орган, который координировал бы работу органов самоуправления в масштабе Российской империи. Не были созданы земства в самом низшем звене управления – волости.

Но вместе с тем создание земств было огромным шагом вперёд по пути демократизации страны. К местному самоуправлению были привлечены широкие слои населения, представители почти всех имевшихся сословий и социальных групп.

Городское самоуправление. К перестройке местного самоуправления тесно примыкает и создание городского самоуправления. Оно было введено в России спустя 6 с половиной лет после введения земства в сельской местности. 16 июля 1870 г. было утверждено “Городовое положение”, которое устанавливало порядок избрания органов местного самоуправления в городах Российской империи, их права и обязанности.

В городах создавались: городская дума - распорядительный орган и городская управа как исполнительный орган местного городского самоуправления. Возглавлял городскую управу городской голова. Он назначался из кандидатов, представленных думой или губернатором, а также министром внутренних дел. В Москве и Петербурге городской голова назначался лично императором.

Кандидаты в городскую думу избирались по возрастному цензу (не моложе 25 лет) и имущественному цензу. Имущественный ценз устанавливался таким образом, что в результате количество избирателей в крупных городах не превышало 5-6% от всего городского населения.

В первую курию избирателей входили самые зажиточные люди города, на долю которых приходилась третья часть всех городских налогов в государственную казну.

Во вторую курию избирателей, более многочисленную, чем первую, входили граждане, уплачивавшие другую треть налогов в казну.

В третью курию - все остальные.

Каждая курия избирала свою треть депутатов городской думы. В итоге применения имущественного ценза в ней оказывалось подавляющее большинство - 66% состоятельных депутатов.

В компетенцию городского управления входили:

1. Городское благоустройство.

2. Попечение школ, больниц, содержание тюрем, местной полиции и местных военных частей.

3. Развитие торговли.

4. Городское налогообложение (местные налоги с трактиров, торговли, аукционов и т.д.)

5. Противопожарные мероприятия.

6. Назначение выборных должностных лиц.

7. Управление городским имуществом.

8. Кредиты – займы.

9. Выдвижение мировых судей.

Работа городской думы находилась под контролем царских чиновников. Бюджет городских учреждений ведал сам губернатор. Через него выделялись средства из центра. Губернатор и министр внутренних дел могли приостановить или отменить решение городской думы, решение городского головы.

Таким образом, органы местного самоуправления, введенные царизмом в 60 – 70-е годы XIX века, внесли весомый вклад в развитие демократии в России. Они сыграли заметную роль в жизнеобеспечении городского и сельского населения, развитии образования и здравоохранения на местах.

Реформы в сфере образования и просвещения. Рефор­мы народного образования, ставшего действительно на­родным, были неотъемлемой частью государственно-по­литических преобразований 1860-х гг. Особенностью это­го периода являлось широкое привлечение демократиче­ской общественности к реформированию всей системы просвещения в стране. Доставшаяся в наследство от предшествующего монарха узкосословная структура об­разования в России требовала кардинальных изменений. Низкий уровень грамотности основной массы населения, недостаток квалифицированных специалистов в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, тормозивший развитие страны, заставляли царское правительство реформировать систему образования.

Реформы в системе образования и просвещения сводились к следующему.

1. Высшие учебные заведения вновь получили права автономии, ликвидированные при Николае I. Восстанавливалась выборность ректоров и деканов, всего профессорско-преподавательского состава. Совет университета, других высших учебный заведений получили ранее утраченные права по руководству научно-педагогической деятельностью. Министр просвещения и другие лица администрации не могли вмешиваться в научно-педагогическую деятельность вузов, отменять решения ученых советов высших учебных заведений.

В вузы стали принимать всех юношей независимо от сословий, достигших 18 лет и успешно сдавших экзамены. Но вводилась довольно высокая плата за обучение, ставшая главным барьером для бедных и нищих слоев общества.

2. В среднем звене образования создавались два типа учебных заведений: гимназии и реальные училища. Гимназии уделяли основное внимание исключительно гуманитарным дисциплинам, а реальные училища – естественным наукам.

3. В начальном звене образования открывались как государственные начальные школы, так и частные учебные заведения.

Система образования была достаточно стройной, условия обучения были значительно упрощены: в них могли поступить все желающие независимо от происхождения и сословной принадлежности.

Таким образом, отмена крепостного права, судебная реформа, реформы в армии, системе образования преобразили Россию, способствовали развитию капиталистических отношений, выдвинули её в ряды передовых стран Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.013 с.)