Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое значение реформ Петра I состоит в следующем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, итогом реформ и преобразований стало укрепление державной мощи России, укрепление её экономического потенциала и военного могущества. Пётр I завершил государственное строительство Российской империи, начатое династией Романовых. Благодаря его стараниям прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство с регулярной армией и флотом, с мощным и дееспособным государственным аппаратом, с четкой системой государственного управления. Во-вторых,законотворческая деятельность петровских времён укрепила основу абсолютной монархии в России, ничем не ограниченной власти императора. За период правления Петра I было принято более 3000 правовых актов, касавшихся изменений в государственном управлении, других важных сферах государства. Свои реформы Петр Великий закреплял законодательно для того, чтобы не было возврата к старому, чтобы россияне учились жить по закону, по-новому, по-европейски. Закон при этом монархе окончательно вытесняет бесчисленные обычаи и традиции, присущие княжеской Руси. Игнорирование, не исполнение закона стали рассматриваться как преступление. Кроме того, Петру I принадлежит авторствомногих регламентов, табелей, артикулов и других нормативных правовых актов, изданных в период реформ. Достаточно сказать, что Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался царскому редактированию двенадцать раз. В-третьих, перестройка Петра I изменила многие сферы российской жизни. Благодаря его реформам Россия стала в один ряд с развитыми европейскими странами.
Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы предпосылки реформ Петра I? 2. С чего начал Петр I своё царствование? 3. Почему первый Азовский поход потерпел неудачу? 4. Как Петру I удалось взять Азовскую крепость? 5. Почему Петр I начал Северную войну? 6. С чего царь начал реформу государственного управления и почему? 7. Для чего Петр I проводил военную, налоговую, церковную и другие 8. реформы? 9. Как Петр I боролся с коррупцией? 10. В чем состоит историческое значение преобразований Петра I? 11. Какие титулы были присвоены Петру I?
Глава 6. Российская империя в XVIII в.
Дворцовые перевороты. Россия после Петра Великого. После смерти Петра I Россия вступает в длительную полосу дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты были единственным способом разрешения противоречий, возникавших в политических элитах того времени. К концу правления Петра I напряженность отношений между самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием достигла критической величины. Это было вызвано, с одной стороны, уменьшением льгот для дворянства, а с другой - усилением самодержавной власти, императорской формой правления, отличавшейся при Петре Великом резким давлением на дворянское сословие. Это привело к подрыву социальной опоры самодержавия, открытому недовольству элиты, что свидетельствовало об отсутствии единства внутри правящего лагеря. Уже в канун смерти Петра I, 25-26 января 1725 г., среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (президент Юстиц-коллегии П. М. Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д. М. Голицын, президент Военной коллегии Н. И. Репнин, сенатор В. Л. Долгорукий, президент Штатс-контор-коллегии И. А. Мусин-Пушкин и канцлер Г. И. Головкин) выступила за возведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом. Другая группировка (светлейший князь А. Д. Меншиков, генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский, генерал И. И. Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канцелярии П. А. Толстой, вице-президент Синода Ф. Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, умелая агитация и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семеновский) полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 г. Екатерины Алексеевны. Императрица Екатерина I (1725-1727), дочь литовского крестьянина Марта Скавронская, в 1702 г. оказалась в числе пленников, взятых армией Петра в Мариенбурге. Брак с Петром I в 1712 г. вознес ее на вершину власти. Тем не менее ни по своему кругозору, ни по деловым качествам она не подходила для роли преемницы Петра. Императрица, неспособная к самостоятельной деятельности, по существу, передала свои полномочия избранным сановникам. Указом от 8 февраля 1726 г.был образован новый высший орган — Верховный тайный совет. В него вошли А. Д. Меншиков (в руках которого сконцентрировалась реальная власть), Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, Д. М. Голицын, А. И. Остерман и П. А. Толстой. Несмотря на представительный состав и обширную компетенцию, Совет не являлся органом, ограничивающим самодержавие, но был бюрократическим учреждением, поставленным под контроль императрицы. Отказ от петровских реформ. Политика Верховного тайного совета характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, признанной чересчур дорогостоящей для государства. Были пересмотрены отдельные принципы организации госуправления, изменена система налогообложения, был проведен демонтаж учреждений петровского времени. Одни коллегии были упразднены, а другие объединены, ликвидировались магистраты. Вся судебная и административная власть в губерниях была передана губернаторам, а в провинциях и уездах — воеводам. Принижена была и роль петровского Сената. «Верховники» уменьшили размер подушной подати на 4 коп. и отозвали из провинций воинские команды, представлявшие собой при Петре параллельную местной администрации власть с широкими полицейскими функциями. Однако расчет на то, что губернские и уездные чиновники справятся со сбором податей и недоимок, оказался несостоятельным. Поэтому с 1728 г. возобновилась регулярная отправка в уезды воинских команд для взыскания с населения налоговых платежей. Пётр II. В мае 1727 г.Екатерина I скончалась. Согласно ее завещанию преемником на престоле становился одиннадцатилетний внук её императора — Петр II, а коллективным регентом до совершеннолетия юного государя назначался Верховный тайный совет. Эта политическая комбинация была продумана и блестяще осуществлена Меншиковым, который рассчитывал выдать свою дочь замуж за юного императора и таким образом окончательно утвердиться в качестве реального правителя при наследниках Петра Великого. Пётр II правил недолго, всего три года с 1727 по 1730 г. Он не проявлял прилежания и склонностей ни к каким иным занятиям, кроме охоты, поэтому казалось, что он должен стать игрушкой в руках регента или опекуна. Первое время после воцарения Петра II всё шло по воле Меншикова: ему удалось установить мелочную опеку над царем, добиться обручения с ним дочери Марии, а для себя - звания генералиссимуса. Однако уже летом 1727 г., когда из-за болезни Меншиков утратил прежнюю активность, произошел внезапный перелом: император почти демонстративно избегал общения с бывшим наставником и не скрывал перемены в фаворе — новыми любимцами стали отец и сын Долгорукие. В трудный момент у Меншикова не оказалось ни друзей, ни заступников, а заговор против него организовал его же собственный выдвиженец, вице-канцлер А. И. Остерман. В сентябре 1727 г. Меншиков был арестован и сослан с семьей в сибирский поселок Березов, рядом с Полярным кругом. Несметные богатства семьи Меншикова были конфискованы, притом часть их была израсходована на подготовку коронации Петра II. После пережитого генералиссимус через два года скончался. Падение генералиссимуса Меншикова привело к перегруппировке сил внутри Верховного тайного совета: в число его членов попали двое Долгоруких. Для упрочения своего влияния при дворе они решили повторить ход Меншикова - соединить браком Петра II с Екатериной Алексеевной Долгорукой. Свадьба была назначена на 19 января, но в ночь перед торжеством Петр II скончался, прожив неполные пятнадцать лет. «Кондиции» «верховников». На экстренном заседании Совета в день смерти Петра II инициативу взял в свои руки князь Д. М. Голицын. Он выдвинул кандидатуру племянницы Петра I - герцогиню Анну Ивановну. Замысел политической элиты состоял в том, чтобы новая претендентка на трон была в качестве царствующей, но не самодержавной государыни. Этот выбор был продиктован далеко идущими планами «верховников» - ограничить власть императрицы. После единодушного одобрения этого намерения к Анне в Митаву был отправлен В. Л. Долгорукий с текстом « Кондиций» - условий, на которых она должна была принять власть. « Кондиции» содержали следующие требования: без согласия Верховного тайного совета не объявлять войны и не заключать мира; не утверждать бюджета и не вводить новых податей; не производить в чины выше полковника; не жаловать никому вотчин; не назначать на придворные должности; не лишать представителей дворянства без суда жизни, чести и имущества. Условия политической элиты, по существу, вели к установлению олигархического правления — они также обязывали императрицу сохранить Верховный тайный совет в составе 8 человек и передать в его полное подчинение армию и гвардию. Получив согласие Анны Ивановны, 2 февраля на расширенном заседании совета с участием высших чинов государства «верховники» огласили проект государственного устройства, однако он вызвал недоверие и даже протест у присутствующих. Тогда «верховники» разрешили дворянству принять участие в обсуждении предстоящей формы правления и высказать свои соображения. Семь встречных проектов, разработанных дворянскими кругами, показали, с одной стороны, непротивление самому замыслу ограничения самодержавия, а с другой — неприязнь к Верховному тайному совету, стремящемуся утвердиться во власти. Одновременно бурную деятельность развили защитники абсолютистского строя, и в первую очередь Ф. Прокопович и А. И. Остерман, которые тайно пересылали Анне подробные отчеты и советы. Их активные действия позволили Анне без труда овладеть обстановкой. Опираясь на поддержку гвардии и крепнущие ряды своих сторонников, 25 февраля в Кремлевском дворце она публично разорвала текст кондиций и провозгласила себя самодержавной императрицей. Правление Анны Ивановны (1730-1740). Анна, малообразованная и недалекая, предпочитавшая государственным делам грубые забавы, вроде пальбы из окон дворца по птицам, и наслаждавшаяся потасовками шутов, передала бразды правления своему ближайшему окружению. Императрица и узкий круг ее приближенных контролировали все служебные перемещения в гвардии, оказывали гвардейцам всяческие знаки внимания. В дополнение к старым гвардейским полкам (и отчасти в противовес им) были сформированы новые: Измайловский и Конногвардейский. В 1731 г. для расследования политических преступлений была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел, приравненная к коллегии и выведенная из-под контроля Сената. При Анне Ивановне Канцелярия явилась орудием подавления недовольных её правлением. Характерно, что значительная часть дел, рассматривавшихся в ней, с применением так называемого расспроса с пристрастием и пыток в застенке, приходилась на представителей высших сословий. Кабинет министров . В 1731 г.«для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был образован Кабинет министровиз трех персон: канцлера Г. И. Головкина, вице-канцлера А. И. Остермана и действительного тайного советника князя А. М. Черкасского. После смерти Головкина его место последовательно занимали П. И. Ягужинский, А. П. Волынский и А. П. Бестужев-Рюмин. Подмяв Сенат, Синод, коллегии, Кабинет всякий раз оставлял за собой последнее слово в делах государственной важности. С середины 30-х гг. три подписи кабинет-министров были признаны равноценными подписи императрицы. Заметную роль в принятии управленческих решений играл в то время фаворит императрицы обер-камергер Э. Бирон — мелкий курляндский дворянин, получивший от императрицы впоследствии титул герцога Курляндского. Его политика при царском дворе вошла в историю как «бироновщина». Существенные послабления получили дворяне. В 1730 г. были отменены те пункты указа о единонаследии от 1714 г., которые устанавливали принцип наследования имения одним сыном и ограничивали тем самым право распоряжения земельной собственностью. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский корпус кадетов, по окончании которого дворянские отпрыски получали возможность выходить на службу в офицерских чинах. С 1736 г. сроки военной службы дворян были сокращены до 25 лет. Однако дела в государстве шли так, что вызывали осуждение даже у лиц, находившихся вблизи престола. Так, ценимый императрицей фельдмаршал Б. X. Миних, президент Военной коллегии был вынужден признать, что «Кабинет и вообще весь образ правления при Анне Ивановне были несовершенны и даже вредны для государства». На протяжении всего десятилетия хронически росли недоимки. Временщики, как иностранцы, так и русские, безнаказанно опустошали казну. Из-за постоянного дефицита бюджета правительство было вынуждено выплачивать гражданским чиновникам жалованье за некоторые годы сибирскими и китайскими товарами нелучшего качества. В то же время колоссальные суммы тратились на содержание двора, где бесконечно устраивались пышные празднества. Недовольство охватывало все слои общества. Отражением этого явления стало дело Артемия Петровича Волынского. Заговор. В составленном заговорщиками «Генеральном проекте о поправлении внутренних государственных дел» предлагалось очистить государственный аппарат от иноземцев и дать широкую дорогу представителям российского дворянства, восстановить руководящую роль Сената среди правительственных учреждений, усовершенствовать правовую систему в стране путем кодификации законов, в целях распространения просвещения основать университет и академии для духовенства. Во многом предложения Волынского и его товарищей предвосхищали собой реальную политику просвещенного абсолютизма и были прогрессивны для своего времени. Не исключено, что для осуществления своих замыслов Волынский предусматривал возможность возведения на престол дочери Петра I царевны Елизаветы. Однако все эти намерения были пресечены Бироном и Остерманом, не желавшими более мириться с ретивым кабинет-министром. В 1740 г. Волынский был арестован и казнен. Жестоким наказаниям подверглись и другие члены крамольного кружка. Конец бироновщины. В октябре 1740 г. Анна Ивановна умерла. Согласно завещанию, императором был провозглашен внучатый племянник Анны, двухмесячный младенец Иван Антонович, а регентом — Э. И. Бирон. Родители младенца были отстранены от власти. Высота, на которую вознесся Бирон, предопределила и его падение. Властолюбивый курляндский герцог не устраивал уже не только русских, но и немцев. 8 ноября 1740 г.,опираясь на отряд из 80 гвардейцев, фельдмаршал Б. X. Миних сверг Бирона. Правительницей временно стала немка Анна Леопольдовна Брауншвейгская, мать провозглашенного дитя-императора. Сам фельдмаршал Миних вскоре был отправлен в отставку. Ведущая роль в правительстве перешла к вице-канцлеру Остерману. Авторитет правительственной власти, ставшей игрушкой в руках политических авантюристов, по большей части иностранцев, падал все ниже. В этих условиях почти ностальгическими становились воспоминания о великом царе-преобразователе. Елизавета Петровна (1741-1761). Надежды на возрождение славных традиций Петра I все больше связывались с именем его дочери Елизаветы Петровны. В ночь на 25 ноября 1741 г.гренадерская рота Преображенского полка во главе с царевной вступила во дворец. Представители Брауншвейгской фамилии были арестованы. На престол вступила Елизавета. Дворцовый переворот 1741 г. носил антизападный характер, Елизавету поддержали главным образом низшие гвардейские чины. Елизавета Петровна, смолоду страстно любившая наряды, танцы, маскарады, а в зрелые годы — тяжелобольная и немощная, была не способна к систематическим занятиям и контролю за государственными делами. Тем не менее, ей не были чужды здравое понимание государственных интересов и практическая сметка, проявлявшаяся в умении отыскивать и приближать способных и знающих людей. Новой власти сразу же пришлось столкнуться с тяжелыми проблемами: расстроеные финансы, неразбериха в сфере законодательства и управления, массовые побеги крестьян. Правительство пыталось разрядить обстановку - указом от 1741 г. прощались все недоимки за 17 лет, размер подушной подати был временно снижен на 10 коп. В последующие годы правительство пыталось, также не поднимая ставки подушной подати, увеличить государственные доходы за счет повышения цен на соль и вино. Такой способ переориентации бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное, практиковавшийся во многих европейских странах, способствовал развитию товарно-денежных отношений. В этих же целях правительством были предприняты и некоторые другие меры: уничтожение в 1754 г. внутренних таможен, восстановление магистратов. В 1754-1762 гг. над составлением нового кодекса права работала специальная Уложенная комиссия. Важной стороной ее деятельности являлся пересмотр части законодательного материала под углом зрения интересов купечества, поощрения торгового и промышленного предпринимательства в стране. У истоков большинства полезных начинаний елизаветинского царствования стоял видный государственный деятель П. И. Шувалов. Он стремился направить внимание правительственных кругов на нужды и потребности купечества. Однако фигура Шувалова, крупного землевладельца, заводчика, откупщика и прожигателя жизни, вызывала порой неприязненное отношение даже во дворце, что, несомненно, осложняло положение Шувалова-реформатора. Главным центром по подготовке основных законопроектов, так же как и всех сколько-нибудь существенных мероприятий 1741-1761 гг., являлся Сенат, восстановленный Елизаветой в том значении, которое он имел при Петре I. Конференция при Елизавете Петровне. Вместе с тем Елизавета Петровна не отказалась от практики императорских советов. С 1741 г. периодически созывалось так называемое собрание министров и генералитета из 11 человек. В 1756 г. был создан новый высший орган — Конференция при высочайшем дворе. Во главу угла ее работы были поставлены разработка и реализация мер противодействия Пруссии, с которой Россия столкнулась в Семилетней войне. Деятельность Конференции в годы войны охватывала самые разнообразные сферы: руководство армией, финансы, кадровые вопросы, а также дела, превышавшие компетенцию Сената. Влияние Конференции обусловливалось и тем, что в нее вошли ключевые фигуры государственного управления: руководители внешнеполитического ведомства М. И. Воронцов и А. П. Бестужев-Рюмин, генерал-прокурор Сената Н. Ю. Трубецкой, генерал-фельцейхмейстер (начальник артиллерии) П. И. Шувалов и руководитель Тайной канцелярии А. И. Шувалов. Внутриполитический курс под покровительством фаворитов Елизаветы А. Г. Разумовского и И. И. Шувалова характеризовался значительным расширением дворянских льгот, особенно в 50-е гг. XVIII в. В это время были учреждены дворянские заемные банки, предоставлявшие землевладельцам дешевый кредит для хозяйственных и прочих нужд. Дворянство получило монопольное право на производство вина. Кроме того, генеральное межевание земель, проводимое центральной властью, обернулось значительным приростом дворянского землевладения. В общей сложности площадь дворянского землевладения в России увеличилась на 50 млн десятин. Наконец, в 1760 г. был издан указ, разрешавший помещикам ссылать крепостных в Сибирь за «дерзостные» поступки с последующим зачтением сосланного как сданного государству рекрута. Первый в России университет. Но одновременно с продворянскими и прокрепостническими тенденциями в политике верховной власти проявлялись черты, свойственные просвещенному абсолютизму. Наиболее ярким актом такого рода явилось основание в 1755 г. в Москве по проекту М. В. Ломоносова первого в России университета. Его куратором был назначен фаворит Елизаветы Петровны, просвещенный вельможа и меценат И. И. Шувалов. Правление Петра III (25 декабря 1761 - 28 июня 1762 гг.). 25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна умерла. Ее преемником стал племянник Петр Федорович, сын старшей сестры Анны Петровны и голштинского герцога Карла Фридриха, вступивший на российский престол под именем Петра III. Петр Федорович, объявленный еще в конце 1741 г. наследником российского престола и воспитанный при дворе своей тетки, тем не менее был плохо подготовлен к новой роли. Поверхностное образование и слабое представление о России в сочетании с природной импульсивностью, особенной склонностью к военной муштре подрывали позиции царя и мешали претворению его благих помыслов. Короткое царствование Петра III было отмечено активизацией всех форм правительственной деятельности. Менее чем за полгода был издан целый ряд указов, отразивших назревшие потребности в изменении системы власти и расширении ее попечительских функций. Среди них были: уничтожение Тайной канцелярии и прекращение преследования раскольников, упразднение торговых монополий, стеснявших развитие предпринимательства, провозглашение свободы внешней торговли, передача монастырских и церковных имений в ведение специальной Коллегии экономии. Манифестом от 18 февраля 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной государственной службы. Это событие вызвало массовое ликование дворян. Тем не менее этой меры оказалось недостаточно, чтобы обеспечить устойчивость власти. Позиции Петра III подрывало его жесткое обращение с высшей имперской бюрократией, связанное со стремлением восстановить расшатанную дисциплину в центральных органах государственного управления, а также попытки навести порядок в гвардии, которую он сравнивал с войском турецких янычар. Импульсивное законотворчество и стремление лично вникать во все дела, далеко не всегда соответствовавшие практическим возможностям и способностям самого императора, существенно осложняли его положение. Данные недостатки могли бы быть уравновешены коллегиальным высшим органом государственного управления. Однако такой орган — Императорский совет из 9 человек был создан только в конце правления Петра III, в мае 1762 г.,и был уже не в состоянии радикально изменить ситуацию. К тому времени за спиной императора сложилась враждебная политическая группировка, которая и свергла его с престола 28 июня 1762 г. Заговор возглавили супруга Петра IIIвеликая княгиня Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса Ангальт-Цербстская, ее фаворит Г. Г. Орлов с братьями, фельдмаршал К. Г. Разумовский, Н. И. Панин, воспитатель малолетнего великого князя Павла, и около 40 гвардейских офицеров. 6 июля низложенный монарх был убит приспешниками своей супруги в Ропшинском замке. На российском троне появилась очередная императрица. В период с 1725 по 1762 г. на Российском престоле сменилось 6 императоров и императриц. Интенсивность государственных преобразований в этот период замедляется. Политическая нестабильность, обусловленная частой сменой власти и составом политической элиты, не позволяла сконцентрироваться на решении проблем, стоявших перед Россией. Государственное управление, экономика и финансы находились не в лучшем состоянии. Важнейшие государственные проблемы не решались годами. Роскошь императорского двора резко контрастировала с нищенским состоянием подавляющего большинства россиян. Характерный пример: на развитие образования в стране не выделялось и половины того, что официально расходовалось на содержание императорской конюшни. Однако государственный механизм, запущенный первым императором Петром Великим, продолжал исправно работать. Он позволил руководить империей женщинам. Пять женщин, в том числе иностранного происхождения, правили Россией в ХVIII веке в течение 70 лет. Если бы не ярчайшая фигура Петра I, XVIII век можно было бы по праву назвать женским веком. Заняв царский трон с помощью гвардейцев и фаворитов, женщины-правительницы России создали особенный институт высшей власти и управления – фаворитизм. Он заключался в возможности фаворита, то есть любимца высокопоставленного лица, в данном случае императрицы, решающим образом влиять на принятие государственных решений, проведение или свертывании государственных реформ. Это наложило определенный отпечаток на политическую систему государства. Современники отмечали бессистемное принятие решений, зачастую противоречивших друг другу, бездарность и леность чиновничьей бюрократии. Об этом подробно написано в работе князя М.М.Щербатова, которая называется «О повреждении нравов в России». Любимец Анны Ивановны, конюх Бирон милостью императрицы становится графом, обер-камергером, а затем принимает непосредственное участие в управлении государством. Другая императрица, Елизавета Петровна осыпала почестями своего фаворита А.Г.Разумовского. Бывший придворный певчий стал владеть огромными поместьями со 100 тысячами крепостных душ. Не обладая военными и дипломатическими талантами, он с радостью принял графский титул и чин генерал-фельдмаршала, пожалованные императрицей. При этом Алексей Григорьевич государственными делами почти не занимался. Шесть дворцовых переворотов, осуществленных в 1725-1762 гг., служили наглядным свидетельством возросших возможностей придворно-бюрократической оппозиции и гвардии - ее ударной силы. Угроза дворцовых переворотов ставила верховную власть перед необходимостью наиболее полного учета сословных требований дворянства, а также заставляла искать пути решения государственных проблем, которые не были бы отвергнуты его самыми активными группировками.
6.2. Преобразования Екатерины Великой. Правление Екатерины II. Екатерина II (1762 – 1796), ставшая императрицей в результате очередного дворцового переворота, мечтала занять российский трон. «Или умру, или буду царствовать», - говорила она своему окружению, находясь при дворе Елизаветы Петровны. Современники наделяют Екатерину II, немку по происхождению, такими качествами, как ум, наблюдательность и настойчивость. Она много читала, особенно труды французских мыслителей и литераторов, знала историю, философию, юриспруденцию. Екатерине II досталось не лучшее состояние государственных дел. Императрица Елизавета и Петр III, предшественники Екатерины II, оставили ей одни долги. Правда, от Елизаветы осталось еще 15000 модных платьев. Тюрьмы были переполнены. Правосудие продавалось тому, кто дороже платил. Законов было бесчисленное множество, но суды совсем не заботились об их охранении… Всюду народ жаловался на лихоимство, взятки, а воеводы и их канцелярии кормились взятками, потому что не получали жалованья. Распоряжения Сената исполнялись только по третьему указу… Доверия к правительству не было никакого, но все привыкли думать, что никакого другого распоряжения от него и исходить не могло, кроме вредного к общему благу. Значит, государство утратило свой смысл в народном мнении и даже превратилось в какой-то заговор против народа, от которого, по замечанию Екатерины, скрывали ошибки судей и других чиновников. Такую безрадостную картину государственного состояния в год восшествия на престол Екатерины II приводит известный русский историк В.О. Ключевский в своих исследованиях.1 Нужно было как-то исправлять положение в государственном и местном управлении, судебной системе, в работе Сената, правительства, других органов власти. К тому же, чтобы сгладить отрицательное мнение сограждан от захвата престола своего мужа, новой императрице хотелось добиться популярности в народе. Если прежнее правительство восстановило против себя население России бесцельным произволом, поборами и взятками, то Екатерина II стремилась упрочить законность в государственном управлении. Государственное управление. С восшествием на престол Екатерины II развитие Российского государства стало более прогрессивным. В управление страной она привнесла элементы просвещения, выступала за открытие школ, университетов, чтобы дворяне могли получать там образование. Поэтому не случайно период правления Екатерины II называют периодом «просвещенного абсолютизма». В политическом плане «просвещённый» абсолютизм представлял собой поиск новых форм взаимоотношений государства с господствующими слоями обществами, с дворянством, с зарождающимся капитализмом, как в ряде стран Европы. Одним из примеров либеральных настроений Екатерины II является учреждение в 1765 г. Вольного экономического общества, предназначенного для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. Екатерина II, стремясь улучшить государственное управление, предложила регламентировать процедуру выражения верховной власти. Она хотела сделать так, чтобы устные царские распоряжения не ломали установленную систему государственного управления. Например, распоряжения Сенату предполагалось передавать только через сенаторов, и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения императрицы, облеченные в письменную форму. Очевидно, это предлагалось с благой целью: исключить путаницу в руководстве монархом высшими и центральными органами власти. Указом Екатерины II от 15декабря 1763 г. была проведена реформа Сената. Она не могла мириться с возросшей ролью Сената в государственном управлении, который, по ее мнению, имел претензии на верховную власть в империи. Поэтому цель реформирования Сената заключалась в принижении его роли в государстве, низведении его значения к обычному бюрократическому ведомству, каких в то время было великое множество. В ходе осуществленной реорганизации Сенат уже не мог представлять собственные законопроекты на утверждение монарха: законосовещательные функции (подготовка и обсуждение проектов законодательных актов) были изъяты из его компетенции. Однако Сенат обладал значительными административными функциями, даже когда по высочайшему указу был разделен на 6 департаментов. Каждый из департаментов наделялся определенной самостоятельностью и конкретными полномочиями. Так, первый департамент Сената занимался управлением госимуществом и финансами, осуществлением финансового контроля, надзором за деятельностью сенатской Тайной экспедиции (полиции) и Канцелярии по конфискации, обнародованием законов и указов императрицы. У других департаментов были также свои, вполне конкретные административные функции: надзор за деятельностью судов, кадровая работа, контроль за деятельностью коллегий, других центральных органов и т.д. Таким образом, у Сената остались в основном полномочия высшего судебного органа и функции контроля за деятельностью администрации. Стремясь еще более ограничить самостоятельность Сената в принятии государственных решений, Екатерина II расширила функции генерал-прокурора Сената. Теперь он стал блюстителем законов и обладал единоличным правом вносить повестку дня заседаний Сената. Пользуясь особым доверием императрицы, генерал-прокурор Сената фактически являлся главой государственного аппарата, высшим государственным чиновником. С 1764 г. в течение почти 30 лет на посту генерал-прокурора находился умный и всесторонне образованный человек князь А.А.Вяземский. Вопреки провозглашенным идеям «просвещенного абсолютизма», установкам на разделение властей, обеспечение взаимных обязанностей власти и народа, императрица на деле стремилась управлять страной самодержавно и не допускала попыток ограничить власть монарха конституцией или даже совещательным императорским советом, который предложил ввести граф Никита Иванович Панин, которому Екатерина обязана восшествию на престол. Под руководством Екатерины II Сенат и другие центральные ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления. В 1768 – 1778 гг. при императрице функционировал Совет при высочайшем дворе. На него возлагались задачи по координированию военных действий против Турции, обеспечению вооруженных сил всем необходимым для войны. После завершения русско-турецкой войны этот Совет продолжал свою работу, но уже в новом качестве. В рамках Совета при высочайшем дворе проходили консультации просвещенной императрицы со своими ближайшими советниками по вопросам внутренней политике, в том числе по подавлению вооруженного восстания под руководством Емельяна Пугачева. Наряду с Советом при высочайшем дворе и Сенатом существовала еще и личная канцелярия при монархе. Через нее императрица сносилась с высшими и центральными государственными учреждениями, отдавала им свои распоряжения и указания, контролировала ход их выполнения. Личная канцелярия существовала и при Петре I, на которого Екатерина II хотела быть похожей. При Екатерине II это учреждение было преобразовано в канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей. Эта канцелярия статс-секретарей оказывала огромное, а иногда просто решающее влияние на формирование государственной политики. Особенность государственного управления Екатерины II подметил знаменитый историк Н.М.Карамзин. Он писал в одном из своих трудов, что императрица предпочитала опираться не на какие-то совершенные государственные учреждения, а на способных, честолюбивых, лично преданных ей помощников. Им она предоставляла большой простор для действий, с ними она чаще всего советовалась. Дальнейшая централизация и бюрократизация государственного управления наглядно проявилась в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и русский генерал-губернатор граф П.А.Румянцев. «Наказ» Екатерины II. С целью установления «тишины и спокойствия» в государстве Екатерина II решила созвать в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи. По мнению императрицы, Соборное уложение 1649 г. устарело и не отвечало новым требованиям. По распоряжению императрицы в разработке нового законодательства должно было участвовать более полутысячи депутатов от дворянства, государственных организаций, крестьян и казачества. Депутаты с мест привезли в Москву около 1600 наказов. Екатерина II подготовила собственный «Наказ» Комиссии, в котором она высказывалась за распространение просвещения, искоренение беззакония, жестокости и деспотизма, умножение народного благосостояния. В нем императрица касалась проблем государственного и местного управления, взаимоотношений верховной власти и ее подданных, прав и обязанностей граждан. Это была своего рода развернутая программа реформ, состоявшая из 22 глав и 655 статей. В основе «Наказа» лежали мысли и высказывания французских просветителей Ш.-Л.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, М.Ф.Вольтера и др. Поэтому не случайно в содержании «Наказа» Комиссии по подготовке нового Уложения законов отмечалось, что: = российские граждане лишены основных благ гражданского общежития: = законы, изданные в России, «не согласны с разумом и правдой»; = господствующий класс (феодалы-крепостники) вреден государству; = царское правительство не исполняло
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.019 с.) |