Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Произнесение имени Аллаха во время забоя
Большинство ученых по фикху придерживаются мнения, что забойщик должен произнести имя Аллаха во время забоя. Согласно мнению Абу Ханифы, имамов Ахмада и Малика и большинства ученых мазхабов, животное не будет дозволенным, если забойщик намеренно не произнес имя Аллаха над животным. Однако животное будет дозволенным, если имя Аллаха забыли произнести над ним (неумышленно), согласно мнению имамов Абу Ханифы и Малика. По их мнению, это относится как животным, забитым в нормальных условиях, так и животным, забитым на охоте.
Известное мнение имама Шафии состоит в том, что произносить имя Аллаха во время забоя животного не обязательно, это лишь сунна (желательное действие, нечто, что практиковал Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям)[2]. Так что животное будет дозволенным, если забойщик намеренно забыл произнести имя Аллаха. Однако вопрос прояснится, если обратиться к книге имама Шафии «Аль-Умм», где он не указывает прямо, что животное будет дозволенным, если над ним преднамеренно не произнесли имя Аллаха. Он лишь пишет, что животное будет дозволенным, если имя Аллаха над ним не произнесли по забывчивости. Вот его слова:
После этого имам Шафии пишет, что недопустимо употреблять мясо животного, над которым не произнесли имя Аллаха (намеренно), поскольку в таком случае (получается, что) забойщик не считает это важным. Его мнение выражено следующим образом: «Животное будет дозволенным, если мусульманин забыл произнести имя Аллаха во время забоя. Животное будет недозволенным, если он не произнес имя Аллаха (намеренно), поскольку (в таком случае) он считает это неважным» [4].
1. Рафи ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Ешьте тех животных, у которых была выпущена кровь, и над которыми было произнесено имя Аллаха» [13].
6. Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда вы отпустите вашу охотничью собаку и произнесете имя Аллаха, тогда (можете) есть то (животное), которое она поймает для вас и от которого она сама не ела» [18]. 7. Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) передает, что он спросил: «О, Посланник Аллаха, я выпустил мою собаку (на животное), (и когда я нашел его убитым), я увидел рядом с ним еще одну собаку, так что я не знаю, какая из этих собак убила его». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему: «Не ешь это животное, поскольку ты произнес имя Аллаха (отпуская свою собаку), однако, ты не произносил имя Аллаха, (когда другая собака бросилась на животное)» [19]. 8. Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Если у вас было несколько охотничьих собак, над которыми вы произнесли имя Аллаха, когда выпустили их (на животное), и они вместе с несколькими другими собаками убили животное (но не ели от него); для вас будет запретно это мясо» [20]. 9. Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) передает, что он спросил: «О, Посланник Аллаха, один из нас застрелил животное на охоте, но у него не было с собой ножа. Может ли он убить животное с помощью кремня (камня) или куска палки?» Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) ответил: «Выпустите кровь животного любым (режущим) инструментом (по своему желанию) и произнесите над ним имя Аллаха» [21]. Эти тексты Корана и хадисов показывают особую важность произнесения имени Аллаха при забое. По крайней мере, один из этих текстов показывает, что произнесение имени Аллаха есть одно из условий действительности забоя. Однако Аллах и Его Посланник (саллаЛлаху алейхи ва саллям) не упоминали об этом правиле лишь однажды. Наоборот, они многократно и в различных формах повторяют это условие, чтобы подчеркнуть важность произнесения имени Аллаха, подтверждая абсолютную необходимость (этого действия) для действительности забоя согласно Шариату. Существует лишь одна ситуация, когда человек освобождается от необходимости произнесения имени Аллаха – если он не сделал этого по забывчивости. Джассас сказал: «Аят «Не ешьте из того (мяса), над которым не было произнесено имя Аллаха» (6, 121) доказывает, что оставление произнесения имени Аллаха по забывчивости не влияет на действительность забоя. Повеление (содержащееся) в аяте обращено к человеку, который намеренно пропустил имя Аллаха и не относится к человеку, который сделал это по забывчивости. Такое (мнение) следует из того, что Аллах назвал оставление имени Аллаха намеренно «непокорностью», однако (данный запрет) не относится к человеку, который оставил произнесение имени Аллаха по забывчивости, поскольку на нем не будет обязанности произнесения имени Аллаха в состоянии забывчивости.
Аль-Аузаи передает от Ата ибн Аби Рабаха, который передает от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который передает, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах прощает моей умме (сделанное) по ошибке или по забывчивости, и Он прощает то, что было сделано под принуждением» [22] Такой человек (который забыл произнести имя Аллаха) совершил забой, как было приказано, поскольку человек, который находится в забывчивости, не обязан произносить имя Аллаха. В данной ситуации действительность забоя не будет нарушаться вследствие оставления произнесения имени Аллаха, и такому человеку нельзя дозволять забивать еще одно животное в таком же состоянии. Правило (относительно забоя в данной ситуации) не будет подобно правилу о ситуации, когда человек забыл произнести такбир при вступлении в намаз или совершить вуду перед намазом, поскольку в последних ситуациях человек может заново прочитать намаз (исправив свою забывчивость). Однако уже невозможно будет забить другое животное, если он забыл произнести имя Аллаха по забывчивости, поскольку дозволенность действия уже пропадет (уйдет, если человек захочет забить еще одно животное в таком же состоянии)»[23]. Это мнение поддерживается хадисами от ад-Даракутни и аль-Байхакы: Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Того, что человек мусульманин, достаточно (без произнесения имени Аллаха). Если он забудет произнести имя Аллаха при забое животного, ему следует произнести имя Аллаха и есть (животное)» [24] Абд ибн Хумайд цитирует следующее сообщение в своей книге со ссылкой на авторитет Рашида ибн Сада[25], что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал: «Животное, забитое мусульманином, будет дозволено, независимо от того, произнес он над ним имя Аллаха или нет, если только он не сделал этого (оставил произнесение имени Аллаха) намеренно. Такое же правило применяется и для животных, убитых на охоте» [26] Это сообщение поддерживается сообщением от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), которое приводит имам Бухари: «Нет вреда в оставлении произнесения имени Аллаха по забывчивости» [27]. Доводы, которые приводят последователи имама Шафии, что произнесение имени Аллаха во время забоя не является обязательным, не настолько строги, как доводы в пользу того, что это (произнесение) обязательно. Например, некоторые последователи имама Шафии утверждают, что Всевышний не сделал это обязательным в аяте, где сказано «Кроме того, что забили вы (мусульмане)», так что это действие необязательно. Ответ на это утверждение очень простой: слово «забой» (забиха) имеет определенный смысл в Шариате, и доводы, которые мы привели выше, подтверждают, что забой не будет действительным без произнесения имени Аллаха. Таким образом, произнесение имени Аллаха подразумевается в самом значении слова «забиха» так же, как и перерезание сосудов животного. Аллах описывает «забой» как общее понятие, куда включаются все требования, необходимые для действительности забоя, которые перечислены в других аятах и хадисах. Так что требование произнесения имени Аллаха попадает в условия, оговоренные в аяте «Кроме того, что забито вами». Таким же образом, последователи имама Шафии пытаются доказать свое мнение, используя хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах): Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что группа людей сказала Посланнику Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям): «Некоторые люди принесли нам мясо, и мы не знаем, было ли произнесено над ним (во время забоя) имя Аллаха или нет». Посланник Аллаха на это ответил: «Вам следует произнести имя Аллаха над этим мясом, и вы можете есть его». Аиша (да будет доволен ей Аллах) далее упоминает, что эти люди (которые принесли мясо) лишь недавно приняли Ислам[28]. Однако хадис не подтверждает мнения, что дозволено употреблять в пищу животное, про которое мы знаем с уверенностью, что над ним не произнесли имени Аллаха при забое. Хадис лишь подчеркивает мысль, что нам следует считать, что мусульманин все сделал правильно (т.е., следует иметь хорошее мнение о мусульманине). Это означает, что если мусульманин преподнесет (нам) мясо и угостит нас им, нам следует считать, что животное было забито в соответствии с Шариатом. Поскольку нам следует иметь хорошее мнение о каждом мусульманине, нам не обязательно производить расследование – каким образом было забито животное, если только у нас нет точных сведений, что животное было забито не по Шариату. Мы можем также вывести из хадиса, что люди, о которых был задан вопрос, были мусульманами, но лишь недавно приняли Ислам, как об этом говорит Аиша (да будет доволен ей Аллах). Пророк (саллаЛлаху алейхи ва саллям) повелел нам судить о действиях этих людей на основании их внешнего состояния, то есть, (нам следует) предположить, что они произнесли имя Аллаха во время забоя. Хадис не подтверждает мнение, что дозволено употреблять мясо животных, про которых мы можем с уверенностью утверждать, что забойщик намеренно не произнес имя Аллаха. Хадис ясно показывает, что вопрос относится к ситуации, когда мы не можем определенно сказать, произнес ли мусульманин имя Аллаха при забое животного или нет. С подобной ситуацией сталкиваются многие мусульмане, когда покупают мясо в исламских магазинах, поскольку мы не присутствовали при самом забое животного и не знаем, произносилось ли над ним имя Аллаха. Хадис дает нам решение относительно такой ситуации. Но как его можно применить в случае, когда забойщик намеренно оставил произнесение имени Аллаха?
Вследствие всех этих веских доводов, некоторые ученые, которые следуют шафиитскому мазхабу, отдали предпочтение мнению большинства ученых, что намеренный отказ от произнесения имени Аллаха делает животное запретным. Хафиз ибн Хаджар пишет: «Имам Газали отдал предпочтение этому строгому мнению (об обязательности произнесения имени Аллаха), поскольку Коран и хадисы требуют, чтобы имя Аллаха произносилось при всех обстоятельствах. Эти хадисы (которые поддерживают мнение о необязательности произнесения имени Аллаха) нужно понимать в общем или в ограниченном смысле, как относящиеся лишь к случаю забывчивости. Так что, лучшим будет толковать эти хадисы применимо к ситуации забывчивости, поскольку все (остальные) доводы противоречат этим хадисам. Человек, который забыл произнести имя Аллаха, извиняется, в то время как человек, который отказался произнести имя Аллаха умышленно, не имеет оправдания» [31]. После приведения данной точки зрения Хафиз ибн Хаджар не высказал ничего против нее. Он приводит мнение имама Газали в главе о животных, забитых бедуинами. Это также показывает, что он придерживался мнения большинства в этом вопросе, поскольку он привел мнение имама Газали в конце дискуссии (на эту тему), а также, что он считал слабыми все хадисы[32], где говорится о дозволенности умышленно отказываться от произнесения имени Аллаха.
[1] Ханафитское мнение – см. Бадаи ас-Санаи (т. 5, с. 46), маликитское – см. Аз-Захира (т. 4, с. 134) и Ас-Сави аля-Ад-Дардир. Мнение ханбалитов – см. Аль-Мугни (т. 11, с 4)
[2] Кулюби ва умайра (т. 4, с. 245).
[3] Аль-Умм (т.2, с. 277).
[4] Аль-Умм (т. 2, с. 131).
[5] Тафсир Мазхари (т. 1, с. 318).
[6] См. «Раудату ат-Талибин» (т. 3, с. 205), «Рахмату аль-Умма» (с. 118).
[7] Коран, 6:121.
[8] Коран, 5,4.
[9] Коран, 22, 34.
[10] Коран, 22, 36.
[11] Коран (6, 138)
[12] Коран (6, 119)
[13] Сахих Бухари, 5498.
[14] Сахих Бухари, 382, 5499.
[15] Сахих Бухари, 5500
[16] Сахих Бухари 5503.
[17] Сахих Бухари, 5496.
[18] Сахих Бухари, 5487.
[19] Сахих Бухари, 5486.
[20] Сахих Бухари, 5484.
[21] Абу Дауд (2824), Насаи (4401).
[22] Примечание переводчика: Ибн Маджа передает этот хадис теми же словами (2043), и Навави называет этот хадис хасан в своем сборнике «40 хадисов» (39).
[23] Джассас «Ахкам аль-Куран» (3:7-8).
[24] «Насб ар-Райя» (т. 2, с. 26). Хафиз ибн Хаджар приводит данный хадис в своей книге «Ат-Талхис» и затем пишет: «Ибн Ас-Сахн считал данный хадис сахих (достоверным). Некоторые ученые по хадису находили в нем слабость из-за наличия в его иснаде Макаля ибн Абдуллаха и Мухаммада ибн Язида ибн Синана. Однако, имам Муслим включал сообщения от Макаля ибн Абдуллаха в Сахих Муслим. Мухаммада ибн Язида ибн Синана считали приемлемым (рассказчиком) Ибн Хиббан, Ан-Нуфайли и Масляма (см. Иляус-Сунан, т. 1, с. 68 для более подробных сведений о цепи передатчиков хадиса).
[25] Это хадис мурсаль, что означает, что конечный рассказчик хадиса (который связывает его с Пророком, саллаллаху алейхи ва саллям) опущен в нем.
[26] Дурр аль-Мансур, т. 3, с. 42.
[27] Имам Бухари приводит это сообщение, опустив цепь передатчиков. Ад-Даракутни, Саид ибн Мансур и другие приводят полную цепь передатчиков этого хадиса, доходящую до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако Хафиз ибн Хаджар считал, что иснад хадиса сахих (Фатхуль Бари, т. 9, с. 624).
[28] Сахих Бухари, 5507.
[29] Марасиль Аби Дауд (с. 41).
[30] Передатчик этого хадиса, Ас-Сальт ас-Садуси, является маджхуль (неизвестным) передатчиком согласно Ибн Хазму и Ибн аль-Каттану. Этот передатчик неизвестен из других хадисов, кроме этого хадиса, и лишь Саур ибн Язид передает от него («Насб ар-Райя»). Так что этот хадис имеет слабость в своем иснаде.
[31] «Фатхуль Бари, т. 9, с. 624.
[32] «Фатхуль Бари, т. 9, с. 634.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.072 с.) |