Глава 3. Инструмент, используемый для забоя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Инструмент, используемый для забоя



Ученые единодушны в том, что инструмент, используемый для забоя, должен быть острым и должен быть в состоянии резать за счет своей остроты, а не за счет своего веса (тяжести), чтобы забой был правильным. Необязательно, чтобы это был нож, забой будет действительным при использовании любого острого инструмента, независимо от того, будет ли это железо, камень или дерево.

Доказательством на это служит следующий хадис из сборников Бухари и Муслима:


Рафи ибн Хадидж (да будет доволен ими Аллах) сообщает, что он сказал:


«О, Посланник Аллаха, мы завтра выступим против врага, в то время как у нас нет мечей. Можем ли мы забивать (животных), используя палку? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Ешьте тех животных, у которых вытекла кровь, и над которыми было произнесено имя Аллаха (при условии, что используемый инструмент) это не зуб или коготь» [1].


Подобным образом, мы уже упоминали хадис от Ади ибн Хатима (да будет доволен ими Аллах), когда он спросил Посланника Аллаха о действительности забоя при использовании кремня или куска палки. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Дайте вытечь крови с помощью (любого) инструмента по вашему выбору».


Однако, ученые единогласны в том, что любой инструмент, который может резать и разрывать, может использоваться для забоя, и он должен быть острым.


Есть разногласие во мнениях относительно дозволенности использования зуба или когтя при забое. Ученые Аравийского полуострова считают такой забой недействительным, независимо от того, был ли зуб или коготь прикреплен к телу или нет. Их мнение основано на общем смысле хадиса, упомянутого выше, где Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) упомянул зуб и коготь. Абу Ханифа интерпретировал этот запрет как относящийся к такому зубу или когтю, который был прикреплен к телу, поскольку в таком случае получится, что животное будет задушено. Таким образом, Абу Ханифа считал, что забой будет действительным, если зуб или коготь отделены от тела животного, однако, по его мнению, такой способ, хоть и допустим, но считается макрух (нежелательным).

 

[1] Джамиуль Усуль, т. 4, с. 489

 

ГЛАВА 4. ЗАБОЙ ЖИВОТНЫХ БЕЗ ПЕРЕРЕЗАНИЯ ПРОТОКОВ (СОСУДОВ)

Ученые единогласны в том, что мясо животного, которое можно подчинить, будет запретным, если оно было убито без перерезания вен (протоков). Аллах говорит об этом:


«Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что было заколото ради (кого-то) кроме Аллаха, и то, что было задушено (или задохнулось), и убитое ударом, и погибшее от падения, и забоданное (до смерти), и то, что ел [убил] хищник, – если только вы не успеете зарезать его» [1].


Ибн Касир (рахимахуллах) пишет в комментариях к этому аяту, что к животным умершим от удушения, относятся все задушенные животные, произошло ли это намеренно или случайно. Животное могло случайно задушить себя до смерти, перемещаясь в путах, которыми его связали. Мясо такого животного будет запретным. Животное, «убитое ударом» - это животное, которое было убито тяжелым тупым предметом. Согласно Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), это относится к животному, которого били деревянной палкой, пока какой-то из ударов не привел к смерти. Катада говорит, что такой способ забоя (деревянными палками) был распространен во времена невежества (до Ислама).


Передается от Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «О, Посланник Аллаха, я охотился на зверей, используя ми’раз [2] и выстрелил им в животное». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если стрела, которую ты использовал, прокалывает и разрывает плоть животного, ты можешь есть его. Однако если животное было убито толстой средней частью стрелы, его есть нельзя» [3].


Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), таким образом, разграничил между теми животными, которые были убиты острыми краями стрелы и ее толстой частью; первые были дозволены к употреблению, а вторые относятся к тому виду животных, что были убиты «сильным ударом», что (согласно Корану, 5:3) делало их запретными. Все ученые по фикху единогласны в этом вопросе.

Животное, «которое погибло от падения» - это животное, которое упало с горы или иного высокого места и умерло от этого. Али ибн Аби Тальха передает со ссылкой на авторитет Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что животное, которое умерло от падения с высокого места, - это животное, которое падает с горы. Катада считает, что это животное, которое упало в яму. Ас-Судди считает, что сюда входят животные, которые упали с горы или упали в колодец.

Животное, «которое было убито ударом рога» - это животное, которое погибло от удара рога другого животного. Мясо этого животного нельзя употреблять, даже если рог другого животного пронзил его и вызвал кровотечение, и даже если эта рана была на горле.


«Животное, которое было убито диким зверем» - это животное, которое погибло от нападения льва, гепарда, волка или собаки. После этого хищник съел часть животного, и оно умерло от ран. Ученые согласны в том, что животное запретно, даже если из него вытекла кровь и даже если эта кровь вытекла из горла. Во время невежества люди ели коз, верблюдов, коров и других животных, которые были частично съедены дикими зверями. Поэтому Аллах запретил верующим употреблять их.

Последняя часть аята «за исключением тех, которых вы зарезали до того, как они умрут», относится к ситуации, когда животному был нанесен смертельный удар, и оно находится на грани смерти, однако оно еще живо, и его можно убить в соответствии с Шариатом. Из всех животных, упомянутых выше, последняя часть аята применяется только к животным, которые были задушены, убиты сильным ударом, погибли от падения с высоты или от удара рога, или которых съел хищник. Али ибн Аби Тальха передает со ссылкой на авторитет Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что смысл аята «кроме тех, которых вы (успели) убить до их смерти» заключается в том, что дозволено есть животных, которые тут упомянуты. Здесь говорится, что если животное еще живо, и его можно убить согласно шариату. Это мнение также передается от Саида ибн Джубайра, аль-Хасана аль-Басри и Ас-Судди.

Этот аят из Корана ясно указывает, что дозволенным будет лишь такое животное, которое было забито согласно шариату – такое животное, которое было задушено, или погибло от удара, будет запретным. Животное не будет дозволенным лишь от того, что из его тела вытечет кровь, даже если кровь течет из горла, и такой же запрет относится к животному, которое было убито хищником – у такого животного тоже часто из горла идет кровь. Тем не менее, Аллах ясно сказал, что оба эти вида животных будут запретными, то есть, просто крови, вытекшей из животного, недостаточно, чтобы забой был действительным. Необходимо, чтобы кровь вытекла в соответствии с тем способом забоя, который предписан Аллахом.

 

[1] Коран, 5:3

 

[2] Ми’раз – это стрела, у которой нет перьев или лезвия. Такая стрела поражала животное толстой средней частью, а не прямыми острыми краями. Края этой стрелы тонкие, а центральная часть толстая, подобно палочке, которой измельчают хлопок. Когда человек бросает эту стрелу, она летит прямо и поражает животное толстой средней частью, а не краями. Если его бросают с близкого расстояния, он попадает в животное своими краями и ранит его.

 

[3] Хадис был приведен в Сахих Ситта (шести сборниках достоверных хадисов) через разных сподвижников и разные цепочки передач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)