Неотъемлемость Интеллектуального капитала предпринимателя в анализе процесса создания стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неотъемлемость Интеллектуального капитала предпринимателя в анализе процесса создания стоимости



 

Прибыль течет туда, где есть мозги.

Один из слоганов фирмы «Дженерал моторс»

 

Главный вид капитала, необходимый для анализа процесса производства стоимости, это именно Интеллектуальный капитал предпринимателя.

Без анализа Интеллектуального капитала предпринимателя невозможно анализировать процесс создания стоимости.

Промышленный капитал теряет ценность, если в него не вкладывать постоянно Интеллектуальный капитал предпринимателя. Например, оборудование, производящее сегодня востребованную – модную и эффективную – продукцию, при выходе завтра таковой из моды, либо ставшей неконкурентоспособной в результате действий конкурентов, резко дешевеет. Теряет свою ценность. И для увеличения ее стоимости ее необходимо переналаживать на выпуск продукции, отвечающей текущему спросу. Где и требуется Интеллектуальный капитал предпринимателя, состоящий из способности вовремя увидеть падение спроса на старый вид продукции, умения понять, какой вид продукции надо производить, умения спроектировать новые приспособления для оборудования, умения спроектировать новые технологические процессы и многого, многого другого.

Финансовый капитал, будучи вложенным без Интеллектуального капитала предпринимателя либо с отрицательным Интеллектуальным капиталом предпринимателя, обязательно уменьшится, если вообще не пропадет. Примеры банков, потерявших деньги вкладчиков, настолько многочисленны, что не требуют специального упоминания.

Приобретение земельного капитала, находящегося рядом с опасными объектами, такими, как атомная электростанция, химическое производство, военные склады, граница с недружественным государством, имеет существенный риск потери стоимости в случае аварии или военных действий. Использование земельного капитала лицом, не обладающим должным Интеллектуальным капиталом предпринимателя, может привести к потере стоимости либо в результате чрезмерного употребления гербицидов и пестицидов, либо в результате недолжного применения агрономических принципов.

Трудовой капитал, или Рабочая сила, без вложения в него Интеллектуального капитала предпринимателя в виде должного обучения и контроля может испортить оборудование (промышленный капитал), землю (земельный капитал) и растратить все деньги (финансовый капитал).

Использование недолжной рабочей силы вследствие низкого Интеллектуального капитала предпринимателя также ведет к убыткам. Не могут профессиональные фермеры эффективно делать микроэлектронику. А «доценты с кандидатами» не умеют эффективно убирать картофель, что неоднократно было доказано в «советские» времена.

 

В Интернете можно найти любопытные вирши так называемой «пирожковой поэзии»:

 

 

за что олег берется смело

все превращается в дерьмо

а если за дерьмо берется

то просто тратит меньше сил[28]

 

 

Суть этого «пирожка» в понимании сути действий некоего человека, обладающего очень низким (или отрицательным?) Интеллектуальным капиталом. И если такой плохой Интеллектуальный капитал предпринимателя приложить к любому, даже и привлекательному бизнесу, то бизнес разорится. Невежда мигом обнищает.

То есть весь вопрос создания, наличия и размера прибавочной стоимости – она же прибыль – заключается в величине и положительности Интеллектуального капитала предпринимателя. Если он вкладывает в бизнес очень большой положительный Интеллектуальный капитал предпринимателя, то получит огромную прибыль. Если вкладывает отрицательный Интеллектуальный капитал предпринимателя, то разорит любой бизнес, даже самый успешный.

Таким образом, не существует процессов создания стоимости, при анализе которых можно не использовать Интеллектуальный капитал предпринимателя.

 

 

Знание и его критерии

 

Обсуждая понятие «знание», необходимо обсуждать такие его критерии, как:

– скорость получения знаний;

– объем знаний;

– творчество, как операции над знаниями;

– опыт.

Рассуждая компьютерными терминами, можно сформулировать следующие требования к формированию знаний в мозге предпринимателя:

– Необходимо иметь высокую скорость ввода информации в мозг, в его память.

– Вход информации в память должен идти через анализирующий блок, «процессор».

– Необходимо иметь высокий объем базы знаний в мозгу.

– База знаний в мозгу должна иметь несколько, желательно как можно больше, разнопрофильных баз знаний.

– Обрабатывающий и анализирующий блок мозга («процессор») должен не только уметь синтезировать знания из разных баз знаний, но должен делать это автоматически, самостоятельно, быстро и часто.

– База знаний должна состоять не только и не столько из теоретических знаний, но прежде всего из личного и чужого опыта, поскольку только это позволит построить в мозгу наиболее адекватную картину окружающей реальности.

– База знаний должна также состоять из запрещенных к пропаганде знаний. Они особо ценны для моделирования окружающей реальности, но публично высказываться о них опасно.

 

 

 

Надо знать раньше остальных

 

Если хочешь сохранить за собою хоть какое-то превосходство, нужно менять военную тактику каждые десять лет.

Наполеон

 

Римляне в древности говорили «Abduct praedam, cui occurit prior», что дословно переводится как «Кто первым пришел, тот и уносит добычу»[29]. Русские аналоги этой мудрости звучат так: «Кто рано встает, тому Бог подает» и «Кто первым встал, того и тапки».

Если эти мудрости переложить на язык бизнеса, то они будут звучать следующим образом: «Кто овладевает знаниями раньше остальных, тот и зарабатывает больше остальных».

 

Поэтому надо не только иметь интеллект, уметь учиться, надо уметь добывать или самостоятельно создавать новые знания раньше остальных, чтобы оперировать ими на еще не сформировавшемся новом рынке, не имея острой конкурентной борьбы.

 

И это второе важное слагаемое успеха и важная составная часть Интеллектуального капитала предпринимателя.

В любой стране, и в России тоже, чтобы стать богатым, надо было раньше остальных изучить новые науки и новые знания.

 

Надо было:

1. в 1988 г. знать, как работают компьютеры;

2. в 1991-м – фондовый рынок;

3. в 1993-м – кредитный рынок;

4. в 1994-м – что такое девелопмент;

5. в 1995-м – рынок M&A;

6. в 2001-м – рынок земли.

 

Вспомним самое начало – 1988 г. Уже начали привозить из-за рубежа первые персональные компьютеры. На них был спрос со стороны всевозможных НИИ, и было предложение со стороны кооперативов, посредников и иностранных студентов. Но для оперирования на этом рынке необходимо было знать предметную область. Надо было разбираться в компьютерах, в их «начинке» и корректности их работы. Соответственно, большие деньги своим трудом мог заработать тот, кто уже тогда хорошо разбирался в только появившихся персональных компьютерах. Где можно было получить такое знание, если в вузах его не преподавали, прежде всего, по причине отсутствия таких знаний даже у профессоров? Тот, кто читал иностранные книги по этой тематике, собирал по крупицам эти знания и тут же внедрял их на практике – именно тот и зарабатывал приличные деньги без вложения финансового или производственного капитала. Но уже к 1992 г. таких предпринимателей стало достаточно много, и доходность в данной сфере бизнеса сразу же резко снизилась.

Потом в стране начал появляться фондовый рынок. В 1991 г. на РТСБ начали торговать акциями. Знаний о работе рынка ценных бумаг не было ни у кого. Не было вообще никаких законов об обращении фондовых ценностей. Только в 1992 г. появилась инструкция Минфина № 600 с определениями акции и облигации. При этом законодательных определений форварда, фьючерса, варранта не существовало. Университеты не давали знаний по этому поводу, а если и давали – то знания эти сильно расходились с действительностью. Один из самых уважаемых профессоров Финансовой академии в 1992 г. искренне хвалился перед студентами, что смог купить акции «Менатепа» без очереди, поскольку среди основателей были его студенты. Даже перед собой он не ставил вопрос обеспеченности данных вложений. Соответственно, в 1991–1993 гг. каждый, кто тем или иным способом понял суть ценных бумаг, принцип работы фондового рынка и правила обращения фондовых ценностей, смогли без серьезных капиталовложений, только вложив свой Интеллектуальный капитал предпринимателя, заработать весьма значительный капитал. К 1993–1994 гг. финансовых брокеров уже стало много, и «бешеные сверхдоходы» на фондовом рынке, соответственно, стали редкостью.

Начиная с 1992 г. быстрыми темпами начал развиваться кредитный рынок. В 1993 г. гиперинфляция позволила получать баснословные прибыли тем предпринимателям, которые к этому моменту знали, что означают слова «купить деньги» и «продать деньги». Это знание в той или иной форме можно было получить в Финансовой академии. Правда, только теоретическое. От практики многие преподаватели были далеки безнадежно. Даже преподаватели, работавшие в то время во Внешэкономбанке и читавшие курс «Валютные расчеты», были твердо уверены, что плата в 1000 (тысячу) долларов за валютный платеж является адекватной и рыночной. А уж «Инструкцию № 1» Центробанка России грамотно изучить можно было только на практике. К 1992 г. любой толковый предприниматель, знавший план счетов коммерческого банка и «Инструкцию № 1», мог зарабатывать очень большие деньги исключительно на вложении в бизнес своего Интеллектуального капитала. А если он имел еще и порядка 40 000 (сорок тысяч) долларов и понимал, что стоит их вложить в создание банка, а этого в тот момент было достаточно для создания банка[30], то прибыли становились просто гигантскими. В момент, когда межбанковская ставка по рублям доходила до 240 % годовых, толковый предприниматель своим Интеллектуальным капиталом зарабатывал очень много. К 1995 г. гиперинфляция прекратилась, зато юридические риски кредитования выросли значительно, и бизнес «продажи-покупки денег» перестал быть сверхприбыльным.

Начиная с 1994 г. началось быстрое развитие еще одного нового бизнеса – девелопмента. Умные и любопытные предприниматели узнали, что вкладывать деньги в новое строительство или реконструкцию уже существующих зданий с целью их последующей продажи – весьма прибыльное дело. Развивающийся российский рынок нуждался в новой и качественной недвижимости, и ее стоимость быстро росла. Поэтому и доходы в этой сфере также быстро росли. Но для того чтобы оперировать на нем, нужны были знания организации девелоперского процесса: как правильно купить недвижимость с безукоризненным «титулом», как юридически верно оформить проектную и исходно-разрешительную документацию, как правильно найти подрядчика, где взять «длинный» кредит по разумной ставке, как организовать тщательный технадзор за подрядчиком и, наконец, как безопасно поменять дорогое построенное здание на большое количество денег. Для такого бизнеса требовался огромный Интеллектуальный капитал сразу в нескольких сферах: юриспруденция, финансы, архитектура, строительство. И только тот, у кого этот многосторонний Интеллектуальный капитал был, смог зарабатывать по-настоящему большие деньги, добиться суперуспеха. Доходность на этом рынке упала до среднерыночной только к 2003–2005 г.

С 1995 г. в российской экономике начал активно развиваться рынок скупки контрольных пакетов акций предприятий. Коллективы рабочих, бесплатно получивших от государства акции заводов и фабрик, по причинам, которые будут детально рассмотрены позднее, оказались неэффективными собственниками. У них не было достаточных знаний об управлении предприятиями, знаний о поставщиках сырья и о покупателях продукции. Акции не приносили им никаких значимых дивидендов, поскольку имевшийся в тот момент на этих заводах топ-менеджмент настолько неграмотно вел бизнес, что даже зарплату рабочие получали несвоевременно. Соответственно, они с удовольствием за бесценок готовы были продавать свои акции любому желающему. Обычно цена покупки акций у одного рабочего колебалась от 500 до 3000 долларов. Достаточно большой завод в Москве можно было купить за 300 000–400 000 долларов. Был случай, когда один из крупнейших хлебозаводов Москвы был выкуплен по цене «трехкомнатной квартиры». Соответственно, предприниматели, обладавшие достаточным Интеллектуальным капиталом в сферах корпоративного права, фондового права и кредитного рынка, очень недорого покупали не только заводы, а целые отрасли экономики. Практически вся металлургия, машиностроение и химическая промышленность достались новым хозяевам очень недорого только по той причине, что именно они обладали этим набором знаний и навыков, а другие предприниматели – нет. Именно тогда появился анекдот «Настоящий олигарх не продает Родину – он ее скупает». К 2002–2005 г. все доходные отрасли экономики были скуплены, сверхдоходность на рынке скупки заводов и фабрик прекратилась.

С 2001 г., с принятием Земельного кодекса РФ, в России начинает формироваться рынок земли. И опять мало кто в тот период верил, что земля в России окончательно может превратиться в объект купли-продажи. Еще были сильны прежние представления о земле как общенародном достоянии. Однако те, кто быстрее всех осознал, что в условиях развивающегося российского рынка земля рано или поздно, но будет включена в орбиту товарно-денежных отношений, очень много выиграли. Те, кто в этот период начал скупать акции колхозов и земельные паи, заработали огромные деньги. Так же, как и при скупке заводов, сельхозпредприятие, владевшее тысячами гектаров земли, вполне можно было приобрести очень недорого. Но для этого требовались знания не только юриспруденции, корпоративного права и финансов, земельного права и сельскохозяйственного производства. Требовалось стратегическое мышление – понимание в голове, что земля станет полноправным объектом рыночных отношений. А такой Интеллектуальный капитал имели в своей голове далеко не все предприниматели. До 2005–2007 г. «недоверчивые инвесторы», не успевшие вложиться в эту отрасль, оправдывая себя, шутили: «Есть три метода потерять деньги. Самый быстрый – казино, самый приятный – женщины, самый надежный – сельское хозяйство». С 2007 г. всем стала ясна реальная стоимость земли и шутки прекратились. Но и «бесхозяйная» дорогая земля кончилась тоже. «Русский народ задним умом крепок».

Приведенные примеры показывают, что добивается суперуспеха, зарабатывает миллиарды тот, кто раньше остальных овладевает новыми знаниями, которыми можно эффективно оперировать на еще несформировавшемся новом рынке, когда нет серьезных конкурентов. Как только этот Интеллектуальный капитал становится достоянием широкого круга предпринимателей – появляются серьезные конкуренты, преимущество исчезает. В этом случае необходимо уходить с рынка и «переключаться» на что-то новое.

 

Это правило можно сформулировать так:

«Надо иметь знание тогда, когда этого никто не знает. С распространением знаний они обесцениваются».

«Кто узнал на год позже лидера, заработает в 10 раз меньше лидера, кто на 5 лет позже – ничего не заработает».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.023 с.)