Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дмитрий Сергеевич Мережковский – русский писатель, поэт, религиозный философ – будет одним из первых, кто коснется исследования творчества Ф.М. Достоевского и его героя Николая Ставрогина. В период с 1898 по 1902 г.г. Д.С. Мережковский пишет монографию «Л. Толстой и Достоевский», в которой сравнивает жизненный путь, творческое наследие и религиозное мировоззрение Достоевского и Толстого. По мнению Мережковского, Достоевский как художник всегда стремится исследовать самые опасные стремления человеческого сердца и духа. И особое место здесь занимают бездны сладострастия. В этом контексте Мережковский впервые коснется образа Николая Ставрогина. Размышляя о его злодеяниях, о растлении девочки философ укажет, что даже в последних низостях героя есть «… как бы не потухающий демонический отблеск того, что было красотою, есть величие зла» [12, с. 82]. Лишен величия разврат, в который опускается герой «Записок из подполья», но фигура Ставрогина противопоставлена в восприятии Мережковского «мелкому» и «будничному» сладострастию, что говорит о серьезном отношении философа к этому герою. Мережковский пишет, что всех героев Достоевского можно разделить на «две семьи», и, если в первой находятся, например, Алеша Карамазов, князь Мышкин, Зосима, то во второй – Раскольников, Рогожин, Версилов, Иван Карамазов и, конечно, Ставрогин. Мережковский тем самым как бы указывает на явное родство этих персонажей [12, с. 167]. Рождению таких образов, как Ставрогин, Кириллов, Иван Карамазов, по мнению Мережковского, способствовали типы, созданные в 30-34-ые г.г. XIX века А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. «… с Кавказского Пленника, Онегина, Алеко, Печорина, Демона, началось и возрождение русской литературы… от «москвичей в гарольдовом плаще», у которых «руки в крови», от Алеко и Печорина, который «для себя лишь хочет воли», - до нигилиста Кирилова, который считает себя обязанным «оказать своеволие», до Ставрогина, который находит «одинаковость наслаждения в обоих полюсах» …» [12, с. 259]. Также отдельно Мережковский рассматривает вопрос двойственности в творчестве Достоевского. Касаясь его, философ подчеркивает и двойственность Ставрогина той именно тягой к «обоим полюсам», к идеалу красоты и к разврату [12, с. 294]. Но стоит сказать, что двойственность героев Достоевского достигает предела именно в образе Ставрогина. В нем, по мнению Мережковского, можно наблюдать именно раздвоение. Фигура Николая Ставрогина мыслится Мережковским как спуск Достоевского «… в преисподнюю мистического раздвоения…», и путь этот представляется более глубинным, нежели чем каким он был показан, например, в романе «Идиот» [12, с. 373]. В Ставрогине, как пишет философ, чувствуется огромная сила не только созерцания, как у Раскольникова или князя Мышкина, но и воля, то есть способность к действию, которая хоть и никогда не будет им применена, но она все же есть. Мережковский, анализируя портрет Ставрогина, подчеркивает в нем «избыток животной жизни», чего нельзя наблюдать в образе Мышкина или Раскольникова [12, с. 373]. Также в наружности Ставрогина прослеживаются черты романтические: с одной стороны, его можно представить героем поэм Байрона и Лермонтова, с другой стороны – это «… герой нашего современного, классического романтизма, древний грек, каких, впрочем, никогда не бывало в действительности, созерцаемый сквозь волшебно преломляющую призму ницшеанства, условный герой условного Возрождения» [12, с. 374]. Ставрогин наделен «силой беспредельной», что в равной степени чувствуют Кириллов, Шатов, П. Верховенский. Но в то же время герой не может применить эту силу в действительности, и это также понимают и Кириллов, и Шатов, и Лиза Тушина [12, с. 378]. Примечательно, что раздвоение героя происходит и на религиозном уровне, два «мистических» начала – добро и зло – смешиваются в нем. В этом обличает Ставрогина Шатов: «… в то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце бога и родину, - в то же самое время… вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, Кириллова, ядом…» [7, с. 197]. То есть Ставрогин одновременно проповедует Христа и Богочеловека Шатову, а Антихриста и Человекобога – Кириллову. Именно здесь Мережковский подходит к главному вопросу о герое: почему Ставрогин, имея такую силу, такое влияние на других людей, «такой стремительный разбег» останавливается на пути к будущему? По мнению Мережковского, эти два начала в Ставрогине – Христа и Антихриста (христианства и язычества) сплетены в нем, но никогда не сольются. «Что-то облекает и разъединяет их, какая-то очень тонкая, слабая среда, середина, говоря языком научным» [12, с. 381]. В этой «середине» заключается трагизм главного героя романа. Ставрогин, принадлежащий к аристократически-мещанскому кругу, воспитанный западником и либералом – Степаном Трофимовичем – с одной стороны, и русской барыней, крепостной помещицей Варварой Петровной – с другой, обладает по определению Мережковского, «средне-высшей» силой. В бессознательной стороне героя, возможно, коренится сила самая высшая, и здесь Ставрогин является подлинным аристократом – благородным и месте с тем народным. Ведь недаром юродивая Марья Лебядкина воспринимает его «князем», «ясным соколом». Но как бы не была велика сила сознания у героя, она все же не беспредельна и уступает бессознательной стихии [12, с. 381]. Николай Ставрогин, по мнению Мережковского, промежуточный персонаж, который найдет свое продолжение в образе Версилова, героя романа «Подросток», написанного вслед за «Бесами». «Версилов - это Ставрогин, уже достигший зрелого, предстарческого возраста, совершенного жизненного опыта... Отношение к нему Достоевского спокойнее, ровнее... Он больше любит и потому лучше знает его» [12, с. 385]. Несмотря на то, что Версилов лишен романтического ореола и что помимо трагического в нем можно усмотреть черты даже комические, он, тем не менее, не лишен некой тайны, которая так притягивает людей и к Ставрогину. Как пишет Мережковский, тайна Версилова заключает в себе и тайну Ставрогина, и тайну самого Достоевского. Однако в Версилове «…она менее отталкивающая, более привлекательная, потому что более сознательно религиозная, чем в Ставрогине» [12, с. 385]. Если даже и Версилов не сможет преодолеть раздвоения, то он все равно будет ближе к победе, чем герой «Бесов» Николай Ставрогин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.007 с.) |