Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

 

на тему Рецепция образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)

 

направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (Литературное и языковое образование)

 

 

 

                                                       

Выполнил: 

Папазян Валентина Борисовна

Руководитель:

Вигерина Людмила Ивановна,

 к.фил.н., доц.

 

 

 

Работа представлена в ГЭК «» _____________ года

 

Зав. кафедрой __________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2022 г.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Выпускная квалификационная работа. 1

Введение. 3

Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в. 7

1.1. Религиозно-философское представление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах мыслителей начала XX в. 7

1.2. Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» 13

1.3. Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 16

1.4. Николай Ставрогин как «отрицательный русский Фауст»: трактовка образа героя Вяч. И. Ивановым.. 19

1.5. Интерпретация образа Н.В. Ставрогина в работах Н.А. Бердяева. 22

1.6. Образ Н.В. Ставрогина в статьях С.А. Аскольдова. 26

Выводы по первой главе. 35

Глава 2. Исследование образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы» с позиций отечественного литературоведения. 37

2.1. Анализ главного героя романа в 20-ые г.г. XX века. 37

2.2. Интерпретация романа «Бесы» и его главного героя Н.В. Ставрогина с точки зрения советской идеологии (30-60-ые г.г. XX века) 43

2.3. 70-80-ые г.г. XX века как эпоха возобновления объективного научного восприятия образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы». 47

2.4. Образ Н.В. Ставрогина в отечественном литературоведении 90-ых г.г. XX – XXI в.в. 51

Выводы по второй главе. 61

Заключение. 63

Список литературы.. 66

 


 

 

Введение

Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», напечатанный впервые в 1871 году, долгое время был мало известен советскому читателю. Главной причиной запрета романа являлась его репутация карикатуры на революционно- освободительное движение, которая бросала тень на произведение вплоть до 70-80-х г.г. XX века. Художественная специфика произведения, его символизм, образ центрального персонажа – Николая Ставрогина - не были центром внимания у исследователей и критиков того времени.

Если просмотреть историю исследования романа с момента его издания, то можно представить ее в виде такой периодизации:

- 70-ые г.г. XIX века – создаются работы, являющиеся откликом на написание романа и рассматривающие его и центрального героя Н.В. Ставрогина исключительно с социально-политической стороны (статья Н.К. Михайловского «О «Бесах» Достоевского» (1873 г.), статья беллетриста В.К. Авсеенко «Общественная психология в романе «Бесы, роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873», критика П.Н. Ткачева «Больные люди» (1873 г.) и некоторые другие);

- эпоха рубежа XIX-XX веков – время наиболее интенсивного исследования романа и центрального персонажа с религиозной и философской позиций (Д.С. Мережковский «Л. Толстой и Достоевский», Н.А. Бердяев «Ставрогин», «Миросозерцание Достоевского», Вяч. И. Иванов «Основной миф в романе "Бесы"», С.Н. Булгаков «Русская трагедия» и другие);

- 20-ые г.г. XX века – период примечателен продолжением написания критических и философских статей исследователями и мыслителями, эмигрировавшими из России (А.Л. Бем «Эволюция образа Ставрогина», Ф.А. Степун «"Бесы" и большевистская революция», Б.П. Вышеславцев «Русская стихия у Достоевского», С.И. Гессен «Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина))», а также созданием литературоведческих работ, посвященных роману «Бесы» и образу Н.В. Ставрогина (А.С. Долинин «Исповедь Ставрогина», В.Л. Комарович «Неизданная глава романа "Бесы"», Л.П. Гроссман «Стилистика Ставрогина», «Спешнев и Ставрогин», Б.М. Энгельгардт «Идеологический роман Достоевского», М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»);

- советская эпоха 30-ых – конца 60-ых г.г. – эпоха замалчивания, предания романа «Бесы» забвению; творчество Ф.М. Достоевского рассматривается российским революционером А.В. Луначарским, писателем М. Горьким, критиком В.Б. Шкловским, литературоведом В.Я. Кирпотиным и другими исключительно с позиций советской идеологии;

- 70-80-ые г.г. XX века – начало серьезного изучения романа и его главного героя в связи с подготовкой «Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах» (Н.В. Касаткин «Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского», В.И. Левин «Достоевский, «Подпольный парадоксалист» и Лермонтов», Г.М. Фридлендер «Ф.М. Достоевский», К.В. Мочульский «Достоевский. Жизнь и творчество»);

- период с 90-ых г.г. XX века и по наше время – это активное и обширное изучение наследия Ф.М. Достоевского; роману «Бесы» и его герою Н.В. Ставрогину посвящены монографии Л.И. Сараскиной («Бесы: роман-предупреждение»), Ю.И. Сохрякова («Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века»), Е.М. Мелетинского («Заметки о творчестве Достоевского»), Т.А. Касаткиной («Без Бога»), литературоведческие статьи Т.Д. Комовой («Николай Ставрогин как тип двойника (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)»), Н.О. Булгаковой, О.В. Седельниковой («Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"»), С.В. Ковалевой («Антихрист: Ставрогин или П. Верховенский? (по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»)», Е.П. Гуровой («Юродивые в романах Ф.М. Достоевского»), С.В. Белова («Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия»), а также ряд диссертационных исследований (Л.П. Гогина «Альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского», А.А. Моисеев «Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"» и др.).

Рассмотрение истории исследования романа подтверждает актуальность избранной темы тем, что образ Ставрогина и роман «Бесы» в целом долгое время не рассматривались в отечественном литературоведении, и поэтому требуют глубоко анализа и систематизации прежних знаний.

Объектом выпускной квалификационной работы являются философские труды русских мыслителей начала XX века, а также литературоведческие работы исследователей с периода 20-ых г.г. XX века по наше время, посвященные анализу романа «Бесы», предметом исследования являетсяобраз Н.В. Ставрогина.

Цель данной работы – анализ восприятия образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли.

В соответствии с целью сформулированы следующие ее задачи:

1. наметить периодизацию изучения романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина;

2. выявить своеобразие каждого периода, в котором рассматривается образ Н.В. Ставрогина;

3. проанализировать религиозно-философские работы отечественных мыслителей начала XX века (на примере Иванова, Булгакова, Бердяева, Мережковского), посвященные роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и его центральному образу Н.В. Ставрогину;

4. проанализировать литературоведческие работы отечественных исследователей в период с 20-ых г.г. XX века по настоящее время, посвященные изучению образа Н.В. Ставрогина;

5. объяснить особенности восприятия и интерпретации образа Н.В. Ставрогина идеологией, культурно-исторической эпохой, состоянием литературоведения в тот или иной период изучения;

6. на основе анализа философских и научных трудов определить общие концепции и идеи, помогающие раскрыть целостный образ Н.В. Ставрогина.

Новизна данного исследования заключается в выявлении, систематизации и подробном анализе работ отечественных мыслителей и ученых, рассматривающих центрального героя романа «Бесы» Н.В. Ставрогина.

Теоретической базой дипломной работы послужили исследования выдающихся русских философов и литературоведов: Д.С. Мережковского, Вяч. И. Иванова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.А. Аскольдова, С.П. Гессена, Л.П. Гроссмана, Б.М. Энгельгардта, М.М. Бахтина, К.В. Мочульского, Г.М. Фридлендера, Е.М. Мелетинского, Д.И. Сараскиной, Т.А. Касаткиной, Ю.И. Сохрякова и др.).

При написании работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, историко-системный.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования как в школьной, так и в вузовской преподавательской деятельности, а также при написании учебных пособий.

Структура настоящего исследования состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка литературы.


 

Выводы по первой главе

Проанализировав религиозно-философские работы отечественных мыслителей начала XX века, посвященные роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и его центральному образу Н.В. Ставрогину, можно заключить, что

Николай Всеволодович Ставрогин, пожалуй, самая загадочная фигура во всем творчестве Ф.М. Достоевского, и интерпретации его образ весьма противоречивы.

В начале XX века русские философы рассматривали его образ с разных позиций. Так, С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев отводят герою центральное место в романе, а С.А. Аскольдов указывает на исключительность образа Ставрогина во всем романном творчестве Ф.М. Достоевского, утверждая, что герой является последним и самым ярким образом в ряду таких персонажей, как Раскольников, Версилов, Иван Карамазов. В то же время Д.С. Мережковский, Вяч. И. Иванов выдвигают идеи о второстепенности героя как в структуре романа, так и в творчестве писателя в целом. Вяч. Иванов в статье «Основной миф в романе "Бесы"» центральное место будет отводить Марье Лебядкиной, символизирующей «Мировую Душу», а Д. Мережковский укажет на второстепенность образа Ставрогина по отношению к Версилову, герою романа «Подросток».

Но стоит сказать, что, в независимости от той роли, которую герой занимает в творческом наследии Ф.М. Достоевского, все мыслители видят в нем фигуру трагическую. Трагизм Николая Ставрогина заключается, с одной стороны, в истощении духовных сил, в неспособности родиться к новой жизни; с другой стороны, соединяя в себе противоречивые стремления, герой оказывается неспособным сделать однозначный выбор и следовать ему.

Уже десятилетие спустя, в 1932 году, один из видных представителей русской философской мысли С.И. Гессен в статье «Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина)» увидит трагизм героя в неспособности любить и в невозможности преодолеть уединение, в которое за­гнала его собственная гордость. Именно поэтому всякий путь к Богу как к источнику бесконечной любви является для Ставрогина «отрезанным». «Ставрогин мучится "сознанием неисполненной любви", и его разум толкает его к тому, чтобы теоретически принять существование Бога, однако ж он не верит в Бога своим сердцем… т.е. у него нет действенной (пра­ктической) веры в Бога, которая только и есть подлинная вера» [37, с. 682].

Исследование образа Николая Ставрогина русскими философами ценно также тем, что они дают в своих работах не только религиозно-философскую интерпретацию героя, но и указывают на его художественное своеобразие. Так, Д.С. Мережковский, подобно Н.А. Бердяеву, подмечает родство Ставрогина с другими героями творчества Ф.М. Достоевского, указывает, что предшественниками образов Ставрогина, Кириллова, Ивана Карамазова в той или иной степени были персонажи А.С. Пушкина (Алеко, Онегин) и М.Ю. Лермонтова (Печорин), а также, рассматривая портретную характеристику героя, находит в Ставрогине черты романтического образа, роднящие его с мировыми литературными типами. Проблема двойственности героя, также интересующая Д.С. Мережковского, приобретет особое значение в работах А.С. Аскольдова, который выдвигает идею двойничества.

В той или иной степени, развитие указанных художественных характеристик образа найдет отражение и получит дальнейшее развитие в литературоведческих работах разных лет, анализу которых будет посвящен второй раздел работы.


 

 

Выводы по второй главе

Изучив историю восприятия героя в русской научной мысли, можно, с одной стороны, утверждать, что литературоведы 20-ых г.г. XX века поддерживали идеи русских религиозных философов, видевших в Ставрогине образ трагический (Б. Энгельгардт). В работах М. Бахтина образ рассматривался в сопоставлении с другими героями творчества Ф.М. Достоевского, что наблюдалось в работах Д. Мережковского, Н. Бердяева. С другой стороны, в указанном периоде исследователей начинают волновать вопросы, связанные с происхождением героя (Л. Гроссман, В. Полонский), со стилистическими возможностями его слога (Л. Гроссман «Стилистика Ставрогина»), которые ранее не были освещены.

После долгого молчания и интерпретации романа «Бесы» исключительно с позиций советской идеологии, в период 70-80-ых г.г. XX века, о Ставрогине вновь заговорят как о литературном типе (Н. Касаткин), начнут осуществляться серьезные попытки сопоставления его с литературными двойниками (В. Левин), также исследователи будут указывать на романтические черты в образе героя.

В период с 90-ых г.г. XX века исследователи начнут акцентировать внимание на теме «бесовства» в романе, рассматривать Ставрогина сквозь концепцию «скитальчества» (Л. Сараскина, Ю. Сохряков), выделять в нем черты житийного героя (Е. Мелетинский).

В последние 10-15 лет помимо переосмысления ранее написанных трудов, начинают выдвигаться идеи, интерпретирующие образ героя с принципиально новых позиций. Так, Ставрогин рассматривается в контексте «злодейского» дискурса, присутствующего в поэтике Достоевского (А. Струк), обращается внимание на связь героя с обликом вампира, проводится параллель с философией Ж. Батая (Я. Фоменко), исследуются межтекстовые связи романа «Бесы» с западноевропейской литературой, в ходе чего Ставрогин рассматривается уже как литературный прототип в литературе XX века (И. Бардыкова).

Таким образом, в исследованиях 90-х г.г. XX-XXI в.в., посвященных анализу образа Николая Ставрогина, можно отметить следующие тенденции:

- образ героя активно изучается в аспекте интертекстуальных связей;

- определяется «ядро» структуры образа Ставрогина в свете философской, аксиологической, религиозной, этической, политической позиций;

- герой рассматривается в контексте творчества Достоевского и в контексте русской и зарубежной литератур;

- изучение романа «Бесы» и образа Ставрогина осуществляется с помощью приемов мифопоэтики, герменевтики, структурного анализа.

 


Заключение

 

Образ Николая Ставрогина является важнейшим для понимания философии писателя, его видения судеб России и мира.

История рецепции образа Н.В. Ставрогина русскими религиозными философами и литературоведами, реконструированная работе, подтверждает неизменный интерес к роману «Бесы» и к его главному герою. История восприятия романа и его центрального персонажа может быть представлена следующим образом:

- эпоха конца XIX века – 20-ые г.г. XX века – время наиболее интенсивного исследования трагических черт героя (Н.А. Бердяев «Ставрогин», С.Н. Булгаков «Русская трагедия», Д.С. Мережковский «Л. Толстой и Достоевский» и др.), проблемы двойничества (С. А. Аскольдов «Психология характеров у Достоевского», М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»), темы «самозванства и маски» (Б.М. Энгельгардт «Идеологический роман Достоевского»), стилистических особенностей слога героя (Л.П. Гроссман «Стилистика Ставрогина»);

- 30-60-ые г.г. XX века – эпоха замалчивания, предания романа «Бесы» забвению, а также искажение восприятия романа и его главного героя вследствие господствующих идеологических установок;

- 70-80-ые г.г. XX века – возобновление серьезного научного подхода к роману и к образу Ставрогина в связи с подготовкой «Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах»; так, в этот период о Ставрогине заговорят как о литературном типе (Н.В. Касаткин «Тайна человека: своеобразие реализма Ф.М. Достоевского»), начнут осуществляться попытки сопоставлять героя с литературными двойниками (Печориным), также исследователи будут указывать на романтические и житийные черты в образе героя (Г.М. Фридлендер «Ф.М. Достоевский», Е.О. Мелетинский «О "Бесах");

- в период с 90-ых г.г. и по наше время исследователи акцентируют внимание на теме «бесовства» в романе, выделяя бесовские черты Ставрогина, рассматривают его образ сквозь концепцию «скитальчества» (Л.И. Сараскина «Бесы: роман-предупреждение», Ю.И. Сохряков «Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века», и др.); также в последние годы, помимо переосмысления ранее написанных трудов, начинают выдвигаться идеи, интерпретирующие образ героя с принципиально новых позиций: Ставрогин рассматривается в контексте «злодейского» дискурса, присутствующего в поэтике Достоевского (А. Струк), обращается внимание на связь героя с обликом вампира, проводится параллель с философией Ж. Батая (Я. Фоменко), исследуются межтекстовые связи романа «Бесы» с западноевропейской литературой, в ходе чего Ставрогин рассматривается уже как литературный прототип в литературе XX века (И. Бардыкова).

Образ Ставрогина – образ трагического героя. Герой был поставлен Достоевским на путь искупления грехов, но его «зараженность» духом неверия, бесовством, его раздвоенность не позволили ему возродиться. Оторванность интеллигентной российской молодежи «от почвы» – это дорога к гибели, на которую ступил главный герой романа. Эта тема пронизывает все творчество писателя, поэтому Ставрогин и входит в ряд таких героев, как Родион Раскольников, Иван Карамазов и проч.

Для образа Ставрогина характерно сочетание несочетаемого: житийные черты и черты беса, романтическая устремленность к идеалу (идеалу Мадонны) и такая же страстность и бесовское наслаждение «идеалом содомским».

Русский философ XX века И.А. Ильин напишет о Ставрогине так: «Это трагический, но и пророческий образ, – человек, которому даровано все, кроме самого важного, – прекрасный нарцисс с покойником в сердце; концентрация интеллекта и воли, но без любви и веры; исполин с парализованной душой, сверхчеловек без Бога. Как бы всемогущий духовный аппарат, но без духа, а потому – без идеи, без радости в жизни» [4, с. 39]. Пожалуй, это определение Ставрогина самое верное. Данный образ заслуживает большого внимания и глубокого анализа.


 

 

Список литературы

Книги

1. Баршт, К.А. Повесть безвременных лет (о романе Ф.М. Достоевского «Бесы») / К.А. Баршт. – СПБ: Окно, 1994. – 135 с.

2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Ausburg, 2002. – 167 с.

3. Волынский, А. Достоевский / под ред. В.А. Котельникова, Л.Н. Мурзенкова. – СПБ, Академический проект, 2007. – 463 с.

4. Гогина, Л.П. Альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского / Л.П. Гогина; под науч. ред. Ю.И. Сохрякова. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 202 с.

5. Гроссман, Л.П. Поэтика Достоевского / Л.П. Гроссман. – М.: Государственная академия художественных наук, 1925. – 188 с.

6. Гроссман, Л.П. Спор о Бакунине и Достоевском: статьи Л.П. Гроссмана и Вяч. Полонского. – Ленинград, Государственное издательство, 1926. – 215 с.

7. Достоевский, Ф.М. Бесы // Полное собрание сочинений в тридцати томах: Том 10. – Ленинград, Наука, 1974. – 522 с.

8. Касаткин, Н.В. Тайна человека. Своеобразие реализма Ф.М. Достоевского. / Н.В. Касаткин, В.Н. Касаткина. - М.: МПУ, 1994. – 171 с.

9. Кирпотин, В.Я. Мир Достоевского. Этюды и исследования / В.Я. Кирпотин. – М.: Советский писатель, 1980. – 376 с.

10.  Лейкина-Свирская, В.Н. Петрашевцы / В.Н. Лейкина-Свирская. – М.: Просвещение, 1965. – 162 с.

11.  Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 2001. – 190 с.

12.  Мережковский, Д.С. Л. Толстой и Достоевский. – М.: Наука, 2000. – 585 с.

13.  Моисеев, А.А. Феномен «скитальчества» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» и способы его художественного воплощения: автореферат диссертации / А.А. Моисеев. – Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. – 23 с.

14.  Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 г.г. //Литературное наследство. Т. 83. – М.: Наука, 1971. – 728 с.

15.  Пумпянский, Л.В. Достоевский и античность / Л.В. Пумпянский. – Петроград, Замыслы, 1922. – 48 с.

16.  Растягаев, А.В. Трансформация жанра жития в русской литературе конца XVIII–XIX веков / А.В. Растягаев. – Самара: СамГПУ, 2004. – 91 с.

17.  Сараскина, Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение / Л.И. Сараскина. – М.: Советский писатель, 1990. – 483 с.

18.  Тарасов, Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (Христианская мысль и современное сознание) / Б.Н. Тарасов. – М.: Academia, 1999. – 288 с.

19.  Чернышов, И.С. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: текстология и стратегии издания в России: автореферат диссертации / И.С. Чернышов. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. – 25 с.

20.  Шестов, Л.И. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) / Л.И. Шестов. – М.: Хранитель, 2007. – 220 с.

21.  Шкловский, В.Б. За и против. Заметки о Достоевском / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1957. – 257 с.

Статьи

22.  Александрович, Ю. Матрешкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 574-583

23.  Аскольдов, С.А. Психология характеров у Достоевского // Ф.М. Достоевский: 1881-1981 (сборник статей). – Лондон, 1981. – С. 60-84

24.  Аскольдов, С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф.М. Достоевский: 1881-1981 (сборник статей). – Лондон, 1981. – С. 31-60

25.  Бардыкова, И.В. Проблема преступления в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «1984» Дж. Оруэлла / И.В. Бардыкова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (2). – С. 40-48

26.  Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: некоторые аспекты восприятия / С.В. Белов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. - № 4 (17). – С. 130-136

27.  Бем, А.А. Сумерки героя // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 662-668

28.  Бем, А.А. Эволюция образа Ставрогина // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 638-662

29.  Бердяев, Н.А. Духи русской революции // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 513-518

30.  Бердяев, Н.А. Ставрогин //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 518-525.

31.  Бессонов, Б.Н. Творчество Ф.М. Достоевского в оценках русских и зарубежных писателей, деятелей культуры и философов / Б.Н. Бессонов // Вестник Омского университета. – 2005. - № 2. – С. 5-14

32.  Бобров, С.П. «Я, Николай Ставрогин…» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 583-587

33.  Буданова, Н.Ф. Бесы // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. – СПБ.: Пушкинский дом, 2008. – с. 19-29.

34.  Булгаков, С.Н. Русская трагедия //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 489-508

35.  Булгакова, Н.О. Портрет Ставрогина: к вопросу об особенностях идиостиля Ф.М. Достоевского в романе «Бесы» / О.Н. Булгакова, О.В. Седельникова // Вестник науки Сибири. – 2015. - № 15. – С. 236-241

36.  Вышеславцев, Б.П. Русская стихия у Достоевского // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 587-606

37.  Гессен, С.П. Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина) //Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – с. 668-683.

38.  Гроссман, Л.П. Спешнев и Ставрогин // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 614-619

39.  Гроссман, Л.П. Стилистика Ставрогина // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 606-614

40.  Гурова, Е.П. Юродивые в романах Ф.М. Достоевского / Е.П. Гурова // Вестник пермского университета. - 2014. - № 3 (27). – С. 136-145

41.  Дмитриев, В.М. Сопротивление памяти в «исповеди» Ставрогина / В.М. Дмитриев // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – 2021. - № 1 (13). – С. 82-105

42.  Долинин, А.С. «Исповедь Ставрогина» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 534-560

43.  Захарова, О.В. Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике / О.В. Захарова // Проблемы исторической поэтики. – 2012. – № 1. – С. 143-162

44.  Иванов, В.И. Основной миф в романе «Бесы» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 508-513

45.  Казаков, А.А. Проблема безумия в романах Ф.М. Достоевского 1865-1880-х г.г. / А.А. Казаков, Д.А. Медведева // Вестник Московского университета. – 2011. - № 351. – С. 33-38

46.  Казакова, Н.Ю. Диктатура духа: роман Ф.М. Достоевского «Бесы» в критике серебряного века / Н.Ю. Казакова // Россия и современный мир. – 2020. - № 2 (107). – С. 276-284

47.  Касаткина, Т.А. Без Бога… Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 2 / Т.А. Касаткина // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. – 2007. - № 14. - С. 3-24

48.  Касаткина, Т.А. Свидригайлов-ироник / Т.А. Касаткина //Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 47-51

49.  Ковалева, С.В. Антихрист: Н. Ставрогин или П. Верховенский? / С.В. Ковалева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 1. - С. 26-30

50.  Колпаков, А.А. «Шизофренический дискурс» Николая Ставрогина / А.А. Колпаков // Культура и текст. – 1997. - № 3. – С.68-69

51.  Комарович, В.Л. Неизданная глава романа «Бесы» // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 567-574

52.  Комова, Т.Д. Николай Ставрогин как тип двойника (роман Ф.М. Достоевского «Бесы») / Т.Д. Комова // Вестник Московского университета. – 2008. - № 1. – С. 146-149

53.  Конышев, Е.М. Байроническая личность в изображении Тургенева и Достоевского / Е.М. Конышев // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – № 2 (52). - С.192-199

54.  Кошемчук Т.А. Раскольников, Ставрогин, Верховенский, Иван Карамазов – Старец Зосима: атеистическая идея в свете христианского сознания / Т.А. Кошемчук //Русская литература в православном контексте. – 2014. – № 1. - С. 203-215

55.  Лавлинский, С.П. Нетрадиционная ситуация исповеди в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» (на материале анализа главы «У Тихона») / С.П. Лавлинский // Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 63-65

56.  Левин, В.И. Достоевский, «подпольный парадоксалист» и Лермонтов / В.И. Левин // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1972. – № 2 (31). - С. 142-156

57.  Луцевич, Л.Ф. «Если б это действительно было покаяние»: исповедь Николая Ставрогина / Л.Ф. Луцевич // Вестник Башкирского университета. – 2014. – № 4 (19). - С. 1339-1344

58.  Мартынов А.Н. Образ Ставрогина в творчестве Сергея Булгакова и Николая Бердяева / А.Н. Мартынов // Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сборник статей). – 2005. – № 1. - С. 15-26

59.  Мельников, Е.С. Непонятный Достоевский: субъективизм в творчестве великого писателя / Е.С. Мельников // Вестник омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2 (11). - С. 72-76

60.  Мережковский, Д.С. Пророк русской революции // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 461-489

61.  Михайловский, Н.К. Жестокий талант // Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX- начала XX века / под ред. Б. Аверина. – Ленинград, Художественная литература, 1989. – С. 153-235

62.  Монолакев, Х. Ставрогин и Печорин / Х. Монолакев // Филологический класс. – 2014. – № 1 (35). - С. 140-143

63.  Назиров, Р.Г. Мотив предрешенной дуэли у Бальзака, Лермонтова и Достоевского / Р.Г. Назиров // Российский гуманитарный журнал. – 2014. – № 5 (3). - С. 312-320.

64.  Переверзев, В.Ф. Достоевский и революция // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 525-532

65.  Пономарева, Г.Б. Житийные черты Ивана Карамазова / Г.Б. Пономарева // Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 87-89

66.  Пономарева, Г.Б. Пробы Ставрогина / Г.Б. Пономарева //Достоевский и современность: тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». – 1989. – С. 84-87

67.  Постникова, Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского Постникова // Филология и человек. – 2012. – № 3. - С.19-32

68.  Прийма, И.Ф. Бахтин и Луначарский о публицистике Достоевского / И.Ф. Прийма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 7 (61). – С. 29-32

69.  Розанов, В.В. Легенда о Великом инквизиторе // Собрание сочинений под общей редакцией А.Н. Николюкина. – М.: Республика, 1996. – С. 11-114

70.  Розанов, В.В. О происхождении некоторых типов Достоевского. – М.: Республика, 1996. – С. 573-594

71.  Степун, Ф.А. «Бесы» и большевистская революция // Антология русской критики. – М.: Наследие, 1996. – С. 683-695

72.  Струк, А.А. Проблема статического портрета в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского / А.А. Струк // Новый филологический вестник. – 2017. – № 2 (41). - С. 78-89

73.  Тамарченко, Н.Д. Русский бунт у Пушкина и Достоевского («Капитанская дочка» и «Бесы») / Н.Д. Тамарченко // Новый филологический вестник. – 2009. – № 4 (11). – С. 18-24

74.  Тарасенко, Т.Ю. Творческая история романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: «пропущенная» глава «У Тихона» / Т.Ю. Тарасенко // Уральский филологический вестник. – 2012. – № 6. - С. 42-49

75.  Фоменко, Я.В. Образ Николая Ставрогина в свете современной дракулианы / Я.В. Фоменко // Записки философского факультета Орловского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 83-88

76.  Чернов, Л.С. К характеру потустороннего в «Бесах» Ф.М. Достоевского / Л.С. Чернов // Церковь. Богословие. История: материалы IV Международной научно-богословской конференции. – Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. – с. 275-283

77.  Шараков, С.Л. Христианский символизм в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» / С.Л. Шараков // Проблемы исторической поэтики. – 2013. – № 11. - С. 202-218

78.  Щенников, Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь» Ставрогина: анализ деструкции личности / Г.К. Щенников // Известия Уральского университета. –2001. – № 17. - С. 154-162

79.  Энгельгардт, Б.М. Идеологический роман Достоевского / Б.М. Энгельгардт // Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы: сб. II / под ред. А.С. Долинина. – М.: Мысль, 1924. – С. 71-109

Электронные ресурсы

80.  Авсеенко, В.К. Общественная психология в романе «Бесы», роман Федора Достоевского. В трех частях. С.-Петербург, 1873 [Электронный ресурс] // Критика 70-х гг. XIX века / под ред. С. Ф. Дмитренко. - М.: Олимп, 2002. – Режим доступа: http://az.lib.ru/a/awseenko_w_g/text_0060.shtml, свободный. (Дата обращения: 5.04.2022 г.)

81.  Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского [Электронный ресурс] // М.: Астрель, 2006. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/berdjaew_n_a/text_1921_dostoevsky.shtml, свободный. (Дата обращения: 7.04.2022 г.)

82.  Иванов, В.И. Достоевский и роман-трагедия [Электронный ресурс] / В. И. Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. – Режим доступа: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol4/01text/02papers/4_172.htm, свободный. (Дата обращения: 3.04.2022 г.)

83.  Луначарский, А.В. «Бесы» [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Статьи и речи по вопросам международной политики. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-mezhdunarodnoj-politike/besy/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.)

84.  Луначарский, А.В. «Братья Карамазовы» на сцене театра старой голубятни [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Собрание сочинений. Т. 6. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-6/-brata-karamazovy-na-scene-teatra-staroj-golubatni/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.)

85.  Луначарский, А.В. Достоевский, как художник и мыслитель (Стенограмма речи, произнесенной А.В. Луначарским на торжестве в честь столетия со дня рождения Ф.М. Достоевского) [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Статьи. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/articles/dostoevskij-kak-hudoznik-i-myslitel/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.)

86.  Луначарский, А.В. О «многоголосости» Достоевского [Электронный ресурс] // Наследие А.В. Луначарского. Философия, политика, искусство, просвещение. Книги. Т. 1. – Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-1/o-mnogogolosnosti-dostoevskogo/, свободный. (Дата обращения: 9.05.2022 г.)

87.  Михайловский, Н.К. О «Бесах» Достоевского [Электронный ресурс] / Н.К. Михайловский. Литературная критика и воспоминания. - М.: Искусство, 1995. – Режим доступа: http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0240.shtml, свободный. (Дата обращения: 05.04.2022 г.)

88.  Мочульский, К.В. Достоевский. Жизнь и творчество [Электронный ресурс]. – Париж: YMCA-PRESS, 1980 г. – Режим доступа: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/index.htm, свободный. (Дата обращения: 21.04.2022 г.)

89.  Ткачев, П.Н. Больные люди [Электронный ресурс] // Критика 70-ых годов XIX века / под ред. С.Ф. Дмитренко. – М.: Олимп, 2002. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tkachew_p_n/text_0050.shtml, свободный. (Дата обращения: 5.04.2022 г.)

90.  Фридлендер, Г.М. Ф.М. Достоевский [Электронный ресурс]. – М.: Наука, 1982. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl3/rl3-6952.htm?cmd=2, свободный. (Дата обращения: 19.04.2022 г.)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

 

на тему Рецепция образа Н.В. Ставрогина в русской философской и научной мысли (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)

 

направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (Литературное и языковое образование)

 

 

 

                                                       

Выполнил: 

Папазян Валентина Борисовна

Руководитель:

Вигерина Людмила Ивановна,

 к.фил.н., доц.

 

 

 

Работа представлена в ГЭК «» _____________ года

 

Зав. кафедрой __________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2022 г.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Выпускная квалификационная работа. 1

Введение. 3

Глава 1. Религиозно-философское осмысление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах русских мыслителей начала XX в. 7

1.1. Религиозно-философское представление романа «Бесы» и образа Н.В. Ставрогина в работах мыслителей начала XX в. 7

1.2. Восприятие образа Н.В. Ставрогина в работе Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» 13

1.3. Восприятие Н.В. Ставрогина религиозным философом С.Н. Булгаковым (анализ статьи «Русская трагедия») 16

1.4. Николай Ставрогин как «отрицательный русский Фауст»: трактовка образа героя Вяч. И. Ивановым.. 19

1.5. Интерпретация образа Н.В. Ставрогина в работах Н.А. Бердяева. 22

1.6. Образ Н.В. Ставрогина в статьях С.А. Аскольдова. 26

Выводы по первой главе. 35

Глава 2. Исследование образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы» с позиций отечественного литературоведения. 37

2.1. Анализ главного героя романа в 20-ые г.г. XX века. 37

2.2. Интерпретация романа «Бесы» и его главного героя Н.В. Ставрогина с точки зрения советской идеологии (30-60-ые г.г. XX века) 43

2.3. 70-80-ые г.г. XX века как эпоха возобновления объективного научного восприятия образа Н.В. Ставрогина и романа «Бесы». 47

2.4. Образ Н.В. Ставрогина в отечественном литературоведении 90-ых г.г. XX – XXI в.в. 51

Выводы по второй главе. 61

Заключение. 63

Список литературы.. 66

 


 

 

Введение

Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», напечатанный впервые в 1871 году, долгое время был мало известен советскому читателю. Главной причиной запрета романа являлась его репутация карикатуры на революционно- освободительное движение, которая бросала тень на произведение вплоть до 70-80-х г.г. XX века. Художественная специфика произведения, его символизм, образ центрального персонажа – Николая Ставрогина - не были центром внимания у исследователей и критиков того времени.

Если просмотреть историю исследования романа с момента его издания, то можно представить ее в виде такой периодизации:

- 70-ые г.г. XIX века – создаются работы, являющиеся откликом на написание романа и рассматривающие его и центрального героя Н.В. Ставрогина исключительно с социаль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.235 с.)