Зачем люди пускались в ледовитое море 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем люди пускались в ледовитое море



 

Есть у меня дома старинная книга, называется она «Записки о московитских делах». Написал ее дипломат, посол императора Максимилиана барон Сигизмунд Герберштейн. Барон дважды ездил из Вены в далекую Московию ко двору великого князя Василия III и, вернувшись, рассказал немало интересного о стране, совершенно незнакомой до той поры европейцам.

«Ледовитое море, — пишет Герберштейн, — простирается на далекое пространство за Двину вплоть до устьев Печоры и Оби. За ними, как говорят, находится страна Енгронеландт. Я слышал, что она отделена от сношений или торговли с людьми наших стран, как по причине высоких гор, которые твердеют, покрытые вечными снегами, так и по причине плавающего в море вечного льда (так что он затрудняет плавание и делает его опасным) и потому неизвестна…»

Таким образом, даже в XVI веке, то есть всего четыреста с небольшим лет назад, северные земли, лежащие за Полярным кругом, были неизвестны народам Западной Европы. Знали их русские — сначала новгородские промышленники, устремившиеся на север в поисках богатых рыбных и звериных промыслов, потом московские купцы. Но… знали, да помалкивали. А в Западной Европе очень даже интересовались: есть ли путь с запада на восток по северному морю? Дело в том, что свободные южные моря были к тому времени поделены между сильными морскими державами — Испанией и Португалией. Желаете отправиться в Индию или в Китай — просите разрешения у королей испанского или португальского. А хочется ли?.. Вот и прицеливались голландцы с англичанами на север. Одни пытались отыскать Северо-Восточный морской проход, пробираясь вдоль северных берегов Евразийского континента из Европы в Тихий океан. Другие шли на запад через Атлантику, пытаясь обогнуть с севера Северную Америку и тоже попасть в Тихий океан. И наконец, третьи подумывали о том, чтобы пробиться самым коротким путем — через полюс. Ведь многие думали, что полярное море свободно ото льда.

Понятно, что вопрос об освоении Арктики был куда как важен для России, важнее, чем для любой другой страны. К 1763 году план кратчайшего морского пути через Северный Ледовитый океан от берегов Европы в Тихий океан разработал Михаил Васильевич Ломоносов. Он был уверен, что вдали от берегов тяжелых льдов нет и что от Шпицбергена суда беспрепятственно пройдут до Камчатки через полюс. По его инициативе в Петербурге началась подготовка к секретной экспедиции. Официально называлась она «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Ее возглавил капитан бригадирского ранга Василий Яковлевич Чичагов. И надлежало ему на самом деле «уточнить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку».

Несмотря на хорошую подготовку, на смелость и опытность командиров, выполнить намеченную программу корабли Чичагова так и не смогли. Проникнуть на Северный полюс оказалось под силу лишь атомному ледоколу более чем двести лет спустя.

 

 

Поморский коч с карбасами на борту.

 

Ну а стоило ли освоение Северного морского пути тех усилий, жертв, которые были принесены человечеством? Зачем вообще людям Арктика?

 

БАРЕНЦЕВО МОРЕ. Расположено между северным берегом Европы и островами Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Площадь — 1424 тысячи квадратных километров, глубина — до 600 метров.

Наиболее крупная из впадающих рек — Печора. Крупные заливы: Варангер-фьорд, Чешская губа, Печорская губа, Хайпудырская губа. Названо по имени голландского мореплавателя Виллема Баренца — руководителя экспедиции в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий.

 

Прежде всего, это край почти нетронутых богатств. Помните, я рассказывал о борьбе капиталистических государств за нефть, за полезные ископаемые, запасы которых ощутимо истощаются в доступных районах планеты? Между тем, как выяснили геологи, в заполярной зоне есть все, без чего не может развиваться современное общество: уголь и нефть, газ, олово и никель, золото, алмазы, фосфаты… На одном Кольском полуострове геологи нашли руды, содержащие примерно 50 элементов, указанных в таблице Менделеева. Причем 36 из них уже разрабатываются. В Хибинах — залежи апатито-нефелиновых руд, в бассейне Печоры — уголь, нефть.

Ведутся геологоразведочные работы в Тимано-Печорском нефтегазоносном районе, на полуострове Ямал, на шельфе Баренцева моря.

Немало богатств хранится и в недрах зарубежной Арктики. В Канадском Заполярье и на Аляске — нефть, уголь. В Гренландии разведаны медные и цинковые руды, железо. А рыбные и звериные промыслы Севера издавна считались его традиционным богатством.

Но доступ ко всем этим сокровищам нелегок. Суровая природа ставит преграды не только человеку, но и технике.

Планомерное освоение Северного морского пути началось лишь после Великой Октябрьской революции.

 

Страницы полярной хроники

 

К началу 30-х годов нашего столетия у моряков-полярников накопился немалый опыт хождения по трудным северным маршрутам. Западный участок Северного морского пути вел к устьям Оби и Енисея, к районам, в которых развивались мощные промышленные предприятия. И здесь каждый год проводились летом так называемые карские морские операции. Не оставался нетронутым и восточный участок. Здесь выполнялись колымские и ленские рейсы. Их цель — прокладка морского пути из западных портов страны к побережью моря Лаптевых вокруг Таймырского полуострова. Вот где лежали неизведанные ледяные поля и морские просторы.

Попытки пройти в море Лаптевых на шхуне «Белуха» в 1930–1931 годах оказались неудачными. Лишь две научные экспедиции сумели пройти весь путь вдоль северных берегов: первая — экспедиция шведа Норденшельда — прошла на шхуне «Вега» с запада на восток, вторая — русская экспедиция с участием двух ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» — прошла с востока на запад. Однако обе экспедиции преодолели Северный морской путь за две навигации с зимовкой в полярных льдах. «Сквозное плавание за один сезон невозможно!» — говорили специалисты.

И вот в 1932 году, во время 2-го Международного полярного года, два советских ученых — В. Ю. Визе и О. Ю. Шмидт выступили с предложением пройти Северный морской путь за одну навигацию и таким образом доказать возможность осуществления северной судоходной линии.

 

МОРЕ БАФФИНА. Расположено между Гренландией и восточным берегом Канадского Арктического архипелага. Преимущественно покрыто льдом. Площадь около 530 тысяч квадратных километров, глубина — до 2414 метров. Названо в честь английского полярного исследователя Уильяма Баффина, штурмана ца корабле капитана Байлота.

БЕЛОЕ МОРЕ. Расположено у северных берегов Европы. Площадь — 90 тысяч квадратных километров, глубина в основном до 60 метров, на севере — до 350 метров. В Белое море впадают крупные реки: Северная Двина, Мезень, Онега. Крупные заливы: Мезенская губа, Двинская губа, Онежская губа, Кандалакшская губа. Главные порты: Архангельск, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень.

Белое море связано с Балтийским, Азовским, Черным и Каспийским морями.

 

Идея была поддержана, и выбор пал на ледокольный пароход «Александр Сибиряков», построенный еще в 1909 году в Англии. «Сибиряков» мало чем отличался от обычных транспортных судов, и в случае удачи его путем могли пройти и другие суда. Капитаном назначили В. И. Воронина — потомственного помора и большого знатока Арктики. О. Ю. Шмидт стал начальником, а В. Ю. Визе — научным руководителем экспедиции.

28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» медленно отвалил от Красной пристани Архангельска. Все суда на рейде и у причалов, украшенные флагами расцвечивания, провожали его длинными гудками. Люди шли на рекорд, люди шли на подвиг…

Рейс оказался нелегким. Когда большая часть пути осталась позади, у острова Колючин льды обломили лопасти гребного винта. Не зря бывалые моряки называли это место колючей дырой. До «Сибирякова» здесь затерло шхуну Норденшельда.

Однако команда «Сибирякова» была полна энтузиазма: «Пройти трассу во что бы то ни стало!» По предложению О. Ю. Шмидта в авральном порядке перегрузили уголь в нос судна, подняли корму над водой и… заменили лопасти. Правда, радость оказалась недолгой. В сотне миль от Берингова пролива у парохода гребной вал вместе с винтом вообще отломился. Это означало конец. Однако шмурманы, учтя скорость дрейфа на восток ледовой массы, пришли к выводу, что при благоприятных обстоятельствах пароход преодолеет оставшийся небольшой участок пути. Капитан приказал снять брезенты, закрывающие угольные люки, и превратить их в паруса.

1 октября 1932 года «Сибиряков» под черными от угольной пыли парусами вошел в Берингов пролив, а выбравшись на чистую воду, вызвал буксир и через несколько дней ошвартовался у свайного пирса Петропавловска-Камчатского. Шестьдесят пять суток понадобилось пароходу, чтобы пройти вдоль северного побережья Евразии.

17 декабря 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о создании Главного управления Северного морского пути, поставив задачу: «…проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

 

МОРЕ БОФОРТА. Расположено у берегов Северной Америки. Площадь — 481 тысяча квадратных километров, глубина — до 3749 метров. Впадает река Маккензи. Почти весь бассейн моря весь год покрыт льдом.

Названо в честь английского гидрографа и картографа контр-адмирала Фрэнсиса Бофорта, руководителя гидрографической службы Великобритании.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ. Расположено между северным берегом Азии, Новосибирскими островами и островом Врангеля. Площадь — 913 тысяч квадратных километров, глубина — средняя 45 метров, местами до 915 метров. Впадают реки: Индигирка, Алазея, Колыма. Большую часть года море покрыто льдом. Главные порты: Амбарчик, Певек.

 

Героическим рейсом оказался в 1933 году поход только что построенного в Дании для СССР парохода «Челюскин». Капитан Воронин, осмотрев судно, решил, что для плавания в арктических льдах оно не пригодно. Комиссия, в которую вошел академик А. Н. Крылов, подтвердила это заключение и даже указала слабые места корпуса, особенно уязвимые при столкновении со льдами. Но энтузиазм и авторитет О. Ю. Шмидта победили. 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда.

Об этом рейсе много написано. И вы, наверное, знаете, что пароход все-таки затерло льдами. И все произошло именно так, как предсказывали ученые: во время очередного сжатия, после трехмесячного дрейфа, корпус не выдержал именно в тех местах, которые вызывали у них сомнение. Люди высадились на лед и разбили ледовый лагерь. Страна не оставила полярников в беде. На помощь были направлены самолеты, к ним спешили ледокол «Красин» и другие суда. Все 113 человек, и в том числе двое маленьких детей, были спасены.

В 1935 году из Ленинграда на Дальний Восток прошли пароходы «Ванцетти» и «Искра», а пароходы «Сталинград» и «Анадырь» — в обратном направлении. В том же году пароход «Рабочий» в течение одной навигации выполнил транспортные рейсы из Архангельска на Колыму и обратно. Через год ледоколы провели по Северному морскому пути группу кораблей и промысловых судов. В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью на Советском Севере.

Ко времени начала регулярной проводки транспортных судов в Арктике наша страна располагала всего четырьмя достаточно мощными ледоколами: «Ермак» и «Красин» имели примерно по 10 тысяч лошадиных сил, а ледоколы «Ленин» и «Ф. Литке» — только по 7–7,5 тысячи лошадиных сил. С образованием управления Главсевморпути было принято решение о постройке новых отечественных ледоколов типа знаменитого «Красина». В 1938 году со стапелей сошел ледокол «И. Сталин», а затем еще три однотипных судна с паровыми энергетическими установками по 10 тысяч лошадиных сил.

Наступил 1941 год. Война. От Северного Ледовитого океана до берегов Черного моря протянулся фронт. Фашистские боевые корабли, базируясь в шхерах и фьордах Скандинавского полуострова, делают вылазки в наши северные моря, топят транспорты. Нужно во что бы то ни стало укрепить Северный флот.

14 октября 1942 года командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко на эскадренном миноносце «Гремящий» вышел в море, чтобы встретить корабли Тихоокеанского флота, вышедшие из Владивостока и прошедшие по Северному морскому пути к европейскому театру военных действий. Лидером отряда был эсминец «Баку», за ним в кильватерной колонне шли эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»… 15 июля вышли они из Владивостока и 762 ходовых часа прокладывали себе путь по чистой воде и во льдах в сопровождении ледоколов. За кормой осталось 7360 миль, впереди предстояли бои и… дорога в бессмертие.

Пришли с Дальнего Востока и пять подводных лодок. Они шли вокруг Азии, обогнули пылающую Европу и Скандинавию. 31 600 километров проделали они за этот поход-рекорд для подводных лодок той поры. И несмотря на такой невероятно трудный переход, корабли немедленно включились в боевые действия.

ГРЕНЛАНДСКОЕ МОРЕ. Расположено между островами Гренландия, Исландия, Ян-Майен, Медвежий и Шпицберген. Площадь — 1 миллион 13 тысяч квадратных километров, глубина — до 5527 метров. Главные порты: Лонгьир, Баренцбург, Акурейри. Названо по имени Гренландии — самого большого острова в мире.

Военные действия в Арктике показали, что для Северного Ледовитого океана нужны более мощные, более маневренные ледоколы с большим радиусом автономного плавания. Паровые энергетические установки отживали свой век. В годы после победы вопроса о том, какая энергетическая установка целесообразнее, больше не существовало. Новые ледоколы проектировались по образцу заслуженного «Красина», но с дизель-электрической установкой.

 

 

Схема атомохода «Арктика».

 

После войны в Финляндии по заказу СССР были построены три ледокола типа «Капитан Белоусов» с дизель-электрическими установками мощностью по 10,5 тысячи лошадиных сил. К сожалению, для арктических льдов они оказались малоподходящими. И потому уже в 60-х годах наш флот пополнился пятью ледоколами типа «Москва» с дизель-электрическими установками. В Ленинграде началось проектирование, а затем и строительство первого в мире гражданского судна с атомной энергетической, установкой. Это знаменитый ледокол «Ленин» — флагман ледокольного флота Советского Союза, настоящий полярный вездеход. Мощность его была определена проектом в 44 тысячи лошадиных сил. Но для прохода во льдах Арктики одной мощности мало. Конструкторы немало потрудились над тем, чтобы выбрать для огромного корабля наиболее выгодные оптимальные обводы. В специальном первом в мире ледовом Опытовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института были проведены большие исследовательские работы и испытания. Трудно даже описать тот объем работ, который пришлось произвести, прежде чем передать техническое задание заводу. Но вот — свершилось! На ленинградский Адмиралтейский завод стали поступать материалы со всех концов страны: из Днепропетровска — трубы, из Харькова — генераторы, из Одессы — холодильные установки, из Николаева — якоря.

Украина, Сибирь, Урал — более 500 предприятий страны участвовали в создании атомного ледокола. К его созданию было приковано внимание судостроителей всего мира. В США на стапелях строился транспортный атомоход «Саванна», в ФРГ — «Отто Ган», в Японии — «Мутцу»…

Декабрь в Ленинграде самый «неуютный» месяц. Темно. Почти всегда пасмурно. Вроде бы зима, а снег нередко перемежается с дождем. Но ненастье не испортило настроения судостроителям. На 5 декабря 1957 года был назначен спуск на воду громадного корпуса весом в 11 тысяч тонн. У стапеля собрались тысячи людей — рабочие, инженеры. А как все волновались! Среди строителей — главный конструктор ледокола В. И. Неганов, руководитель группы наблюдения за проектированием и строительством атомного судна А. Н. Стефанович и главный строитель В. И. Червяков — опытные инженеры, люди большого организаторского таланта.

Звучат традиционные команды, включаются газовые резаки, и под звуки оркестра могучий корпус плавно сходит в воду. Буксиры отводят его к достроечному пирсу. Все! Второй этап создания корабля закончен. Но пройдут еще два года, прежде чем все достроечные работы и ходовые испытания завершатся.

3 декабря 1959 года на мачте атомного ледокола «Ленин» поднимается Государственный флаг Советского Союза.

За первым атомным богатырем последовали еще два — уже следующего поколения — «Арктика» и «Сибирь». А 3 ноября 1983 года с ленинградских верфей сошел третий атомный ледокол второго поколения — «Россия».

Сегодня на стапелях ленинградских судостроительных заводов закладываются новые мирные корабли завтрашнего дня.

 

Норвежское море

 

Норвежское море — окраинное для Северной Атлантики. Южная граница его идет от берегов Норвегии по 61-й параллели на запад, потом поворачивает на северо-запад и от Фарерских островов устремляется к мысу Герпир в Исландии, условно отделяясь от Атлантического океана. Столь же условна и западная граница, простирающаяся от мыса Герпир на северо-восток через остров Ян-Майен до Шпицбергена. А от Шпицбергена до острова Медвежий и к мысу Нордкап проходит восточная граница, которая дальше тянется по берегу Норвегии.

В начале века норвежские ученые составили карту течений в Северной Атлантике. Удивительная получилась картина: тут и стремительный поток Норвежского течения, идущий с юго-запада и несущий теплые воды, и медленное Восточно-Гренландское течение, выносящее холодную воду из Арктического бассейна. В результате воды Норвежского моря хорошо перемешиваются и, следовательно, насыщаются кислородом. А где кислород, там и жизнь.

Вообще говоря, в морской воде содержатся все газы атмосферы и больше всего в ней азота. Но азот инертен, в биологических процессах не участвует и потому нас не интересует. Другое дело — кислород. Его содержание в разных районах и в разных слоях Мирового океана далеко не одинаково. Например, чем теплее вода, тем она беднее живительным газом. А ведь в теплой воде рыбам кислорода требуется больше, чем в холодной. Не забывайте этого, если заведете дома аквариум.

Изредка в Мировом океане попадаются районы, в которых вода почти не содержит кислорода. Это там, где нет ее циркуляции. Вы, конечно, понимаете, что подобные воды мертвы, в них не встретишь никаких живых организмов. Такие очаги встречаются в некоторых норвежских фьордах с мелководными порогами на входах. Есть они и у берегов Каролины, Калифорнии и Венесуэлы. Наше Черное море на глубине более 200 метров тоже почти полностью лишено кислорода, поэтому рыбы живут только в поверхностном слое.

Вообще, район между Скандинавским полуостровом и Исландией — самый продуктивный в отношении рыбного промысла во всей Атлантике. За ним идут воды у берегов Ньюфаундленда. Вместе эти районы дают примерно одну четверть всего мирового улова. К сожалению, из-за перелова и нарушения равновесия в воспроизводстве поголовья рыб в этой старейшей рыбопромысловой зоне уловы сельди и трески за последние годы резко упали. То же самое произошло и на севере Тихого океана, где снизилась добыча лососевых.

Люди веками черпали из океана пищевые продукты, даже не задумываясь о том, что беспредельному океану может что-то повредить. За последнее десятилетие Мировой океан доставлял человечеству каждый год от 55 до 65 миллионов тонн продукции, в основном рыбы. Если подсчитать, то окажется, что рыба дает столько же ценного животного белка, сколько все сухопутное животноводство. Однако за последние годы в целом ряде районов Мирового океана количество рыбы начало катастрофически уменьшаться из-за перелова. Государства стали вводить ограничения на количество выловленной рыбы, организовывать охрану молоди и нерестящихся рыб. Дело это не простое, поскольку в условиях «свободного моря» рыболовные флоты различных держав конкурируют друг с другом. И те районы океана, у которых нет своего хозяина, эксплуатируются до полного истребления всего поголовья промысловых рыб.

В Норвежском море несколько лет тому назад разыгрался знаменательный конфликт между капиталистическими государствами.

В истории он остался под названием «тресковой войны».

 

«Тресковая война»

 

Районы вокруг Исландии испокон веков были рыболовными угодьями, богатыми сельдью, треской, пикшей, белорыбицей, там же вылавливали рыбаки различных стран и немало ракообразных. Какие только флаги не развевались на мачтах судов, ведущих промысел в этих районах! Исландский альтинг (парламент), рассчитывая на поддержку США, расширил границы территориальных вод и закрыл для международного промысла богатые рыбой районы моря.

Эта акция сильно ударила по Великобритании. Ведь население британских островов в ту пору росло бурно, и продовольствия не хватало. В ответ на объявленные меры англичане прекратили обслуживание исландских судов в целом ряде своих портов. Исландцы не сдались, и Великобритании пришлось признать их права. Английское правительство заключило концессию на промысел рыбы в большей части их зоны сроком на три года.

В 1975 году Исландия объявила об установлении 200-мильной экономической зоны у своих берегов. А в этих водах английские рыбаки вообще добывали 85 процентов всего улова и ФРГ — четверть всей потребляемой в стране свежей рыбы… Англичане попробовали проигнорировать решение исландцев. Тогда те стали арестовывать английские траулеры прямо на промысле. В ответ правительство Великобритании послало вместе с рыбаками военные корабли, а свои порты закрыло для исландских рыбаков. Республика Исландия в феврале 1976 года разорвала дипломатические отношения с королевской Великобританией.

А британские военно-морские силы, спешно покинув базы, взяли курс на норд…

Нужно было срочно начинать переговоры, чтобы не открылись военные действия. В конце концов такие переговоры начались и военный флот Великобритании, которым эта страна пользуется для разрешения своих конфликтов во всех регионах Мирового океана, был отведен от берегов Исландии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.046 с.)