Глава третья. Атлантический океан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава третья. Атлантический океан



 

 

По величине это второй среди всех океанов Земли. У него вытянутая S-образная форма, и он простирается в меридиальном направлении с севера на юг, от Северного Ледовитого океана до Южного, Антарктического.

На западе его естественной границей является побережье Америки, на востоке — Европы и Африки.

К Северной Атлантике относятся все моря, включаемые в бассейн Атлантического океана. Их у него больше, чем у всех остальных океанов Земли. Поищите-ка на своих картах: Балтийское море;

 

Северное море; море Лабрадор;

Саргассово море;

Карибское море;

Средиземное море, с его окраинными морями — Адриатическим, Ионическим, Лигурийским, Терренским и Эгейским;

Черное море;

Азовское море;

Мраморное море.

 

Общая площадь Атлантического океана 91 655 000 квадратных километров (по географическому атласу 1982 года), а наибольшая глубина — 8742 метра. Это впадина-желоб на дне океана, неподалеку от острова Гаити. Называется она «желоб Пуэрто-Рико».

В Атлантический океан впадает очень много рек. Чуть ли не в четыре раза больше, чем в Тихий и Индийский океаны. Поэтому воды Атлантики постоянно текут в другие океаны, пополняя их и поддерживая общий уровень.

А вот островов в Атлантическом океане не так уж много. Их общая площадь меньше, чем в других океанах. И это несмотря на то что здесь расположены такие основные группы островов материкового происхождения, как Великобритания, Ирландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские острова, Канарские, острова Зеленого Мыса, Фолклендские (Мальвинские) и другие. Также здесь встречаются небольшие вулканические острова типа Азорских, Святой Елены. Есть и коралловые острова, например Бермудские и Багамские…

Я, конечно, перечислил далеко не все. Но вы сами можете дополнить этот список и приписать отысканные вами острова к тем, что упомянуты в книжке.

Атлантический океан, пожалуй, первым привлек к себе внимание исследователей и потому долгое время считался самым изученным. Сегодня ему вряд ли уступят и другие водные бассейны Земли, за исключением, может быть, Северного Ледовитого и Южного океанов. Но именно с Атлантики началась подлинная наука о Мировом океане…

 

Как рождаются моря

 

Не все моря на Земле образовались одновременно с океанами. Есть среди них моря постарше, есть — помоложе. Балтийское море — одно из самых молодых. Посмотрите на карту. Оно вдается далеко на восток, проникая в материк тремя большими заливами — Ботническим, Финским и Рижским. На западе оно связано с Северным морем узкими и мелководными проливами: Эресунн, Большой и Малый Бельт, Каттегат, Скагеррак. Площадь его 419 тысяч квадратных километров, а наибольшая глубина — 470 метров. Но все равно, несмотря на солидность последней цифры, Балтийское море считается одним из самых мелких. Средняя глубина его, не считая двух котловин, меньше 50 метров. А уж отмелей и дюн хоть отбавляй! У входа в Ботнический залив лежит Аландский архипелаг, состоящий более чем из 6,5 тысячи гранитных островков, покрытых лесом и лугами. Это место иногда называют Аландским морем.

Геологическая история Балтийского моря началась скорее всего не раньше чем за десять — двенадцать тысяч лет до нашей эры, во время последнего материкового оледенения Европы. Тогда землю Восточной Европы, например, толстый слой льда покрывал до самого Валдая. Представляете: языки гигантского ледника доходили до границы между нынешними Ленинградом и Москвой! При этом толщина ледяной лепешки достигала 3 тысяч метров. А по площади она лишь немного уступала современной Антарктиде. Из Мирового океана вымерзло тогда столько воды, что ее уровень сильно понизился.

 

 

Морской дракон. Со старинного рисунка.

 

Но шло время, и климат становился постепенно мягче. Стал громадный ледник таять. Медленно-медленно отступил он сначала в район Финского залива, а потом — к подножию Скандинавского нагорья. Вот тогда-то на месте нынешней Балтики в низине и образовалось большое ледниковое озеро.

Все теплее становилось на Земле. Дальше отступали льды. Выше и выше поднимался уровень Мирового океана. А наше ледниковое озеро испарялось. Оно теряло и теряло воду и, наверное, высохло бы совсем, если бы не прорвались через открывшиеся на западе проливы воды Атлантики. Случилось это примерно за восемь тысяч лет до нашей эры. С геологической точки зрения совсем недавно. Стало озеро морем!

А вода в нем и по сей день только чуть-чуть солоноватая. Кто в этом повинен — древние льды, а может быть, и современные реки? Ведь в Балтику впадают такие могучие речные потоки, как Нева, Нарва, Западная Двина, Неман, Висла, Одра…

Наша планета не мертвое небесное тело. Она живет и развивается по своим геологическим законам. Движется, морщится земная кора. В одном месте вспучивается складками — получаются горы. В другом — опускается, рвется, проваливается-образуются низины, разломы, сбросы.

Кто бывал на берегах Балтийского моря, тот видел, что сложены они во многих местах из прочного и крепкого гранита. Что может быть надежнее? Между тем суша здесь не раз поднималась и опускалась. Соленые океанские волны то прорывались в пресное ледниковое озеро, смешивались со «сладкой» водой, соединяли его с океаном, то снова на пути океанской воды барьером вставала перемычка полуострова Ютландия, и Балтийское море снова превращалось в озеро.

Такие наступления моря на сушу ученые называют трансгрессиями. А отступления моря и подъемы суши — регрессиями.

Сегодня, например, северные берега Ботнического и Финского заливов потихоньку поднимаются. Немного — на 2, на 3, не более чем на 9 миллиметров в год. Человеку, может быть, за целую жизнь не заметить. Но континенты живут долго…

Южный берег Швеции, берега Дании вместе с городом Копенгагеном, портом Травемюнде в ФРГ и портом Свиноуйсьце в Польше постепенно опускаются и погружаются в воду…

 

АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Апеннинским и Балканским полуостровами. Площадь его-144 тысячи квадратных километров, а глубина доходит до 1230 метров. Крупный залив — Венецианский. Главные порты: Венеция, Триест, Риека, Сплит, Анкона, Бари, Бриндизи.

Названо по имени древнего города Адрия в Верхней Италии.

 

Все моря имеют свою историю. В нее входят страницы того, как распоряжалась сама природа этой частью Мирового океана, когда и какие геологические события участвовали в его формировании. Но есть и другая история у морей — та, которую создают люди.

 

Как люди поправляют природу

 

Давно обжиты берега Балтийского моря. Народы, поселившиеся здесь, построили города, порты с глубокими рейдами. А вот выход из Балтики в Северное море и дальше в Атлантический океан был очень неудобен. Приходилось кораблям долго лавировать в извилистых проходах, обходя полуостров Ютландия. А в широких проливах Каттегат и Скагеррак суда часто встречались с ветром и сильным волнением…

Долго мирились люди с таким положением, пока не лопнуло у них терпение.

Предложили инженеры, воспользовавшись речками и озерами, скопившимися в низменном основании полуострова, прокопать канал и соединить Балтику с Северным морем напрямую, без обхода.

Не обошлось, конечно, и здесь без споров. Сколько людей — столько мнений.

Сначала против сооружения канала резко выступал фельдмаршал Мольтке — начальник германского генерального штаба. Он считал, что войны неизбежны и что ассигнованные на это мероприятие деньги разумнее истратить на усиление военного флота Германии. Но когда ему доказали стратегическую важность нового водного пути, Мольтке не только перестал противиться строительству, но и превратился в его горячего сторонника.

Открыли канал для прохода судов 20 июня 1895 года. Назывался он сначала Немецко-Балтийским Морским каналом Императора Вильгельма. В те годы Северное море носило название Немецкого моря, а строительство канала начиналось во времена прусского короля Вильгельма I.

Сейчас его называют просто Кильским каналом. Он начинается у основания полуострова Ютландия, в Кильской бухте, чуть севернее германского города Киля. Это город больших революционных традиций рабочего класса Германии и одновременно важный порт и военно-морская база.

Сегодня суда, желающие пройти каналом, останавливаются у гавани Хольтенау и ждут разрешающего сигнала для входа в аванпорт. При этом боцманы отдают приказ поднять и завалить шлюпки внутрь судна, а на носу и корме приготовить швартовые тросы и выбросить на борта кранцы. Администрация канала следит за тем, чтобы все правила и все пункты инструкции выполнялись абсолютно точно.

По зеленому сигналу светофора суда входят в аванпорт и, дождавшись своей очереди, приступают к шлюзованию.

Вот уже скоро век, как морской канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, исправно несет службу, пропуская в обе стороны суда под различными флагами. Длина канала 98,7 километра, или 53,3 мили, и по количеству пропускаемых судов он занимает первое место в мире.

Когда идешь каналом, любоваться особенно нечем. Местность вокруг довольно однообразная, в основном низменная. За скалами вдоль берегов, среди редких рощ и лесов, похожих больше на ухоженные парки, видны населенные пункты и отдельные строения. Время от времени высоко над головой проплывают пролеты неразводных мостов. А в районе города Рендсбурга под каналом сооружен тоннель. По нему идут и автотранспорт, и пешеходы.

На выходе из канала в гавань Брюнсбюттель нужно снова проходить через шлюзы и дальше по створу светящихся знаков Йегорсберга до траверза маяка Фридрихсорт. Здесь уже судно встречают волны не Балтийского, а Северного моря.

 

Сокровища северного моря

 

Северное море — окраинное. Это мелководный шельфовый район между британскими островами на западе, Бельгией, Нидерландами и ФРГ — на юге и юго-востоке и с Данией и Норвегией на востоке. На севере оно переходит в Норвежское море — прямой путь к Северному Ледовитому океану.

В переводе с английского слово «шельф» значит «полка». Но оно годится и для определения выступа или отмели. Океанологи называют шельфом равнинную, сравнительно мелководную часть подводной окраины материка. Обычно шельф имеет небольшой уклон от берега до той границы, где он переходит в материковый склон. Дальше же его крутизна резко возрастает.

Условно граница шельфа определяется глубиной 200 метров, но в Мировом океане есть немало мест, где шельф лежит и глубже этой отметки. Северное море неглубокое. Раньше в нем в мирное время в основном ловили рыбу, а в военное — сходились в битвах корабли разных стран. Сегодня воды его строго поделены между прибрежными государствами. И каждое правительство строго следит за своим участком. В чем же причина такого внимания к этому малопримечательному району?

В 1965 году, когда весь капиталистический мир был охвачен начинавшимся энергетическим кризисом и перспективы на будущее казались европейским странам весьма сумрачными, у берегов Великобритании на Лемен-Лэнк в Северном море геологи открыли большое месторождение горючего газа. Это явилось настоящей сенсацией. Предприниматели, как во времена «золотой лихорадки», кинулись на разведку морского дна. И если в том же году пробурено всего 13 скважин, то пять лет спустя их количество удесятерилось. Во всех прибрежных государствах сколачивались компании, создавались фирмы. Мощные монополии протягивали когти к морским запасам топлива.

 

АЗОВСКОЕ МОРЕ. Расположено на юге европейской части СССР и соединено Керченским проливом с Черным морем. Это одно из самых маленьких морей мира — его площадь всего 39 тысяч квадратных километров — и самое мелкое: глубина не превышает 13 метров.

В Азовское море впадают такие крупные реки, как Дон и Кубань.

Крупные заливы этого моря: Таганрогский, Сиваш. Главные порты: Жданов, Таганрог.

Древние греки называли это море по имени народа меотов, жившего на его берегах, Майотис Лиман — Меотийским озером, римляне — Палю с Меотис — Меотийским болотом. Сами меоты называли свое море Темеринда, что означало «мать моря». Они считали, что Азовское море — мать большого Черного моря, лежащего на юге.

В русских летописях его называли Сурожским морем — по имени крымского города Сурож (ныне Судак).

Арабы именовали его Бахр-эль-Азов — Синее море. Не исключено, что отсюда и пошло его современное название.

 

Следом за первым месторождением открыли и другие. Некоторые скважины оказались весьма продуктивными. Они давали до миллиона кубометров газа в сутки. Сразу же встал вопрос о разделе морского дна. Когда в 1958 году прибрежные страны принимали Конвенцию о шельфе, все представители с относительным безразличием быстро пришли к общему мнению, что его границы определяются по соглашению. Если же соглашения достигнуть не удается, то границы шельфа проводятся в соответствии с государственными границами. В общем, вопрос этот особенно никого тогда не волновал. Совсем иная картина стала после того, как в море открыли газовые месторождения. ФРГ тут же потребовала большую долю, чем та, которой довольствовалась раньше. Но в спорных зонах морского дна голландские фирмы уже вели поиски. Понятно, что Нидерланды заявили протест. Их поддержала Дания. Состоялся международный суд. Пришлось Дании и Нидерландам отдать ФРГ 500 квадратных километров морского дна с уже начатыми скважинами…

 

Однако скоро и у берегов Нидерландов было открыто крупнейшее в Европе газовое месторождение — Гронингем. Геологи поспешили объявить акваторию Северного моря чисто газоносной провинцией, в которой не стоит даже искать нефть. И в том же году в норвежском секторе нашли первое месторождение с промышленными запасами нефти. Затихнувшая было лихорадка, подстегнутая энергетическим кризисом, превратилась в нефтяной бум. У берегов и в открытом море один за другим стали вырастать стальные и бетонные острова с буровыми вышками. Потянулись по дну моря, перекрещиваясь в разных направлениях, трубопроводы. Один за другим поплыли по свинцовым волнам Северного моря танкеры, груженные нефтью. Еще совсем недавно «бедная» полезными ископаемыми Норвегия вдруг стала богатой нефтяной страной. Добывая в море больше нефти, чем ей нужно для собственного хозяйства, Норвегия экспортирует горючее в соседние страны.

Много ли нефти в Северном море? На этот вопрос, пожалуй, точно не ответит никто. Во-первых, оценка нефтяных запасов — дело сложное и приблизительное. Во-вторых, это самый большой экономический секрет фирм, разрабатывающих месторождения. И все-таки: в 1973 году специалисты считали, что под дном Северного моря хранится примерно до 3 миллиардов тонн нефти. А к 1975 году эта цифра поднялась более чем до 7 миллиардов тонн.

Откроем современную лоцию: «Условия плавания в Северном море сложные. В восточной части имеются районы, опасные от мин, а также бывшие опасные от мин, районы, запретные для плавания, для якорных стоянок, для лова рыбы…»

Сейчас ко всем этим «запретам» добавились архипелаги стальных островов да время от времени из тумана, частого гостя в этих широтах, выскакивают на большой скорости стремительные военные корабли. Выкрашенные в серый цвет, они от этого еще больше кажутся какими-то зловещими призраками. Пройдет такой «призрак» мимо, разбрасывая пенные буруны в разные стороны, а за ним — другой, третий… Сколько их здесь, в Северном море, уму непостижимо! Военные корабли ходят, не соблюдая правил. Каждый год НАТО проводит здесь большие маневры, учится, как высаживать на чужие берега морские десанты, как с моря ставить блокаду…

Не везет этому Северному морю. А ведь именно на этой акватории народы Северной Европы проходили первую школу мореплавания. Сколько над этими волнами прошумело битв, сколько по разным причинам лежит на дне кораблей разных эпох и разных народов…

 

«Зона ответственности»

 

Через Ла-Манш, или Английский канал, как его иногда называют, Северное море соединяется с Атлантическим океаном. Судов, снующих по проливу, — как автомашин на Невском проспекте. А ведь пролив неширок. На всем протяжении, на всех 520 километрах, ширина его меняется от 180 километров со стороны Атлантического океана до 32 километров со стороны Па-де-Кале (Дуврского пролива). При этом средняя глубина фарватера около 30 метров. И очень часты туманы.

Берега Великобритании скалистые. С востока тянется по ним цепь невысоких меловых гор. Лесов почти не видно. Их вырубили еще при королеве Елизавете I в XVI веке.

Утесистые берега окаймлены узкой полосой рифов и скал. Есть кое-где и осыхающие песчаные отмели. Но опасностей для мореходства вблизи берегов мало.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.037 с.)