Святитель Димитрий Ростовский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святитель Димитрий Ростовский.



Святитель Димитрий Ростовский говорил нам о том, кто же были наши самодержавные Государи, наши Отцы Отечества. И вот как Димитрий Ростовский, обратите внимание, братья и сестры, как он отзывается о нашем Петре Алексеевиче: Итак «[мудрость Царева управляет Царством, благость же утверждает Престол Царский.]

По этим двум причинам и радовались сыны сионские о Царе своем, как об Ангеле Божием. Но кроме сего еще и потому подобает радоваться о Царе, что лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя [живущего на небесах]». Вот, братья и сестры, четкое определение, Кто есть Царь. Говорит Святитель Димитрий Ростовский: «это есть живой образ, то есть живая икона, Господа нашего Иисуса Христа, живущего на небесах».

И после этого, как мы можем что-либо иное говорить о Петре Алексеевиче? Если такие святые угодники Божии, как Святитель Димитрий Ростовский, говорят о Нем так.

«Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, т.е. Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей».

Вот, братья и сестры, золотые слова, которые произносит Святитель Димитрий Ростовский. Он объясняет, наконец, четко и популярно то, кто и кем является наш Государь. А речь сегодня идет о Петре Великом, о нашем Благочестивейшем Государе. Он является земным Христом, т.е. Он есть Христос Господень по благодати. И Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей».

Смотрите какие слова: Он «предводительствует на земле в Церкви воинствующей». Посмотрим, что это означает. Это означает то, что Царь-Богопомазанник есть Глава земной Церкви, Глава Народа Божьего и Глава Церкви воинствующей, т.е. нашей Церкви земной. [Ведь предводитель может быть только один. В словах Святителя Димитрия Ростовского во всей его речи и намека нет о патриархе, хотя в 1701 году правящим архиереем города Москвы был патриарх Андриан. А об обязанностях священства, а значит, и патриарха в том числе, Святитель Димитрий говорит чуть ниже.]

Святитель Дмитрий продолжает: «Тот вверху уготовляет венцы, Сей же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и Сей (т.е. наш Государь) не щадит души своей за Его, Христову, святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные в полках труды».

Как это четко и ясно откликается в нашей душе, когда мы вспоминаем о Петре Великом. «Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя Христа Господня на земле, как не истинный работник Его?»»

Братья и сестры, Святитель Димитрий говорит о том, что сердце православно верующего человека всегда исполняется радостью, когда он молится, обращается к нашим Самодержавным Государям и когда Он вспоминает о Них.

Вот, что дальше пишет Святитель Димитрий: «Как сан Царя христианского есть земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа». Он указует нам на прямую связь с Господом нашим Иисусом Христом всех наших Самодержавных Государей.

«Того власть на небесах почивает и носится на четырех животных, у которых лицо орла, лицо льва, лицо человека и лицо тельца, сего же власть, власть Христа Господня, на земле стоит и имеет, по подобию тех горних лиц, своих носителей, на которых и почивает».

Дальше Святитель Димитрий поясняет о чем идет речь, кто эти носители. «Благородные князья и бояре* являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя, зная и исповедуя, что Он честнее и высокороднее всех.

[*Обратим внимание, что Святитель начинает описание опор Самодержавной власти Христа Господнего не со священства, а с князей и бояр, которые «являют собой как бы лицо высокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя».]

Преосвященные архиереи и весь чин духовный* являют лицо человечье, украшенное ангельскими желаниями, ибо носит на себе ангельское звание; сии, возносясь к Богу высокими умами богомыслия, как крыльями, всегда молят Бога о Вашем царском здравии, долгоблагополучии и спасении».

[*Обратим внимание, что архиереи и весь чин духовный являются опорой самодержавной власти Христа Господнего – Царя, а не Царь-Богопомазанник является опорой духовной власти священства. Причем святитель никак не выделяет в духовном чине патриарха – правящего архиерея города Москвы или какого другого древнего города (Александрии, Иерусалима, Рима, Константинополя (Царьграда) или Антиохии).]

Вот видите, братья и сестры, само назначение духовного чина, как видит его Святитель Димитрий Ростовский. Именно он это видит в молитве о Царском здравии, и долгоблагополучии, и спасении. Вот какие слова Святителя Димитрия.

«Лицо же львово – это храброе воинство, которое со стремительностью течет на брань и за Государя своего полагает здоровье свое. Наконец, все общество, население, все народное множество, подчиненное христианскому Монарху, Вашему Царскому Пресветлому Величеству, – это лицо телячье, трудолюбно и тщательно носящее бремя повиновения*. На таковых лицах почивает и носится Ваша Монаршая власть, ибо все, склоняя раболепно главы своя пред Вашим Царским Пресветлым Величеством, воздают достойную честь и поклонение: «Емуже честь, честь».

[*Обратим внимание на то, что повиновение должно быть своему законному господину. Святитель Дмитрий говорит о повиновении Христу Господнему – Царю-Богопомазаннику, а не священнику, даже если он носит титул патриарха. Ибо господская власть Богопомазанника, а не господская власть архиерея, таинственно одарена подобием славы власти Христа Господа.]

Кроме сего, власть Христа Господня имеет и сподвижников своих знаменитых, на подобие сподвижников горней власти, о которых говорит Давид: Возношенiя Божiя в гортани их и мечи обоюду остры в руках их (Пс. 149,6)[9][11]. Сии, надеясь на Бога, что с Его помощью они сотворят отмщение во языках (т.е. в народах), сии покорят под Ваши монаршии ноги всякого врага и супостата.

Вот почему лице Христа Господня, Царя христианского, и власть Его со всеми Его сподвижниками, таинственно одаренные как бы подобием лица Христова и подобием славы власти Христовой, является радостотворным для сынов сионских и порождает у них радость о Царе своем».

Братья и сестры, под сынами сионскими разумеем нас, православных христиан. Святитель Дмитрий Ростовских называет нас «сынами сионскими». Ибо Сион – это Церковь наша Божия, Православная.

И дальше Святитель Димитрий пишет следующие слова: «Я недостойный, нося в уме своем сие лицо Царево при иноческих и иерейских молитвах в обители моей и созерцая душевными очами Ваш пресветлый монарший сенат, я говорил Ему в мыслях моих, как бы к приветствующему: Блажени очеса видящiи, яже вы видите, и сльшащiи, яже вы слышите! (Лк. 10,23).

Ныне же и сам я, призванный сюда милостивым указом Вашего Царского Пресветлого Величества, удостоившись видеть своими недостойными очами Ваше царское пресветлое лицо, чувствую себя счастливым, радуясь о Царе моем, к царской пресветлой власти которого раболепно припадая, всю свою радость и волнение, которые имею в сердце своем, я выражаю в Давидских вещаниях: Да даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет Твой исполнит; исполнит Господь вся прошенiя Твоя (Пс. 19,5-6)*. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе (Пс. 20,9).**

[*Да даст Тебе Господь по сердцу Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во имя Бога нашего возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения Твои (Пс. 19,5-6).

Вспомним, что в дореволюционных молитвословах псалмы 19 и 20 приводились как образцы молитв за Царя-Богопомазанника.]

Да возрадуемся и мы, богомольцы Вашего Царского Пресветлого Величества, о спасении Твоем, о храбрости непобораемой, о многолетнем и благополучном скипетродержавствии и царствоправлении.

Слава же Вашей пресветлой власти и (с Божьей помощью) силы да распространится во все концы земли и да прослывет она из рода в род до последних веков. О том я Бога молю и кланяюсь. Аминь».

Вот какая чудная речь Святителя Димитрия Ростовского о Петре Великом, обращенная к Государю. Как же, братья и сестры, после этих ярких примеров, свидетельств, которые высказывают святые, мы можем обвинять в чем-то или осуждать Христа Господнего, Царя нашего Самодержавного Петра Алексеевича? Ведь много было противников у Него, но всех Он победил силою Божьей. Обвиняют Его в разных грехах. Но вот часто [ставят Ему в вину то], что утвердил Он Синод.

https://3rm.info

 

 

Как Царь Петр I чудеса отменил.

История о том, как Петр приказал иконам не плакать, в советское время кочевала из одной атеистической брошюрки в другую. Николай Юдин в известной книге «Правда о петербургских «святынях»» писал: «В самый разгар петровских реформ недовольное ими духовенство пыталось поднять против «царя-антихриста» религиозный фанатизм масс. В одной из петербургских церквей вдруг «заплакала» Богородица. Бывший на Ладожском озере Царь немедленно прискакал в столицу. Он разоблачил нехитрую поповскую механику, предал организаторов «чуда» телесному наказанию и опубликовал приказ: «Приказываю, чтобы отныне Богородицы не плакали. Если же Богородицы еще заплачут маслом, зады попов заплачут кровью» (Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, ч. VIII. 1789).

Меня, откровенно говоря, в этой истории всегда настораживали слова Петра Алексеевича про «зады попов». И вот наконец я собрался в Публичную библиотеку – проверить. В восьмом томе «Деяний Петра Великого, мудрого преобразителя России» на указанных страницах ничего подобного не было, но спустя некоторое время я был вознагражден: история отыскалась в седьмом томе. И оказалась еще интереснее, чем я думал.

«Поповская механика».

«От Р.Х. 1720.

1 мая. Великий Государь ездил на работу Ладожского канала… В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать Божия недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе. Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя Сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли Его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал Он одному из священников снять икону с места и отнести за Собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.

Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» – сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман. По том мудрый Монарх толковал окружавшим Его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держатся, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить Своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере.

Но в самом деле Государь, разгневанный таким обманом и злобным толкованием подделанных слез, употреблял втайне всевозможное старание сыскать выдумщиков. Чрез несколько времени после многих тайных разысканий они были найдены, и по признании во всех обстоятельствах сего дела и своих намерениях наказаны так, что впредь никто уже не осмеливался предпринимать таких обманов».

Отрицал ли Петр I чудеса?

Обращает на себя внимание одна деталь. Прибыв в Троицкую церковь и заподозрив неладное, Петр I все же приказал нести икону к себе во дворец. Если Ему важно было прекратить слухи, почему же Он не разоблачил «чудо» прямо в церкви, на глазах у всех? Ведь это имело бы несравненно больший эффект. Ответ прост: Царь Петр, в отличие от советских атеистов, совсем не был убежден, что все чудотворные иконы – подделки. Засомневаться в данном случае Его, по-видимому, заставило именно «злобное толкование», будто Его труды по строительству Петербурга неугодны Богу. Царь не мог не знать, что слезы на иконе обыкновенно воспринимались как милость свыше.

Кстати, в память именно о таком случае был установлен один из древнейших русских праздников. Это случилось в 1169 году, когда суздальский князь задумал завоевание Новгорода. Утром перед началом штурма новгородский архиепископ Иоанн вынес на городскую стену икону Божией Матери из Спасской церкви. Одна из неприятельских стрел вонзилась в образ, и икона ликом обратилась к городу, источая слезы. Согласно преданию, архиепископ при этом воскликнул: «О, чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Чудо воодушевило новгородцев, и они отбили суздальские полки. А праздник иконе Знамения, установленный 27 ноября (10 декабря) вскоре приняли все русские княжества.

Как следует из тех же «Деяний», Петр праздники Русской Церкви очень даже чтил: «Никогда однако же не упустил случая, что не присутствовать при всенародном отправлении Божией службы, или крестного ходу, и не мог терпеть, чтоб народ по Воскресным дням работами нарушал святости дня сего, и в самой даже величайшей нужде едва позволял, но и то разве по окончании службы Божией, отправлять по Воскресным дням работы…»

Переезжая из Москвы в Петербург, Царь, в числе других святынь, привез в новую столицу образ «Знамение». Кстати говоря, именно этой чудотворной иконой позже Он благословил на Царство Свою дочь Елизавету! Так что утверждать, будто Петр не почитал чудотворных икон, в высшей степени опрометчиво.

Что же так задело Петра I в этой истории с плачущей иконой из Троицкой церкви? Чтобы понять это, нужно вспомнить, как дорога был Царю эта деревянная церковь на Петербургской стороне. С 1714 года именно она была главным храмом столицы. На ее колокольне по приказу Петра Великого были установлены часы с курантами, снятые с Сухаревой башни в Москве, а с запада к храму пристроено было специальное крыльцо, на котором во время службы стояли особы Царской фамилии и придворные. С этого же крыльца объявлялись и Царские повеления.

«Засадить как бешеного в цепи…».

Разоблачив единичный случай фальсификации чуда, Петр I не стал отрицателем чудес вообще, и поклонению чудотворным иконам и мощам Он не препятствовал. Интересно, что все авторы-атеисты, так уверенно зачислявшие Государя в вольнодумцы, тех же «Деяний», по-видимому, не читали. Иначе бы они споткнулись, например, на такой абзац о Царе: «Он с самых юных лет исполнен был страха Божия, и по свидетельству летописи о зачатии и рождении Его, толико прилежал к Слову Божию, что все Евангелие и Апостол наизусть прочитывал: Великое Имя Божие никогда не произносил инако, как с величайшим благоговением; и первое Его веселие был Дом Господень, в коем не слушатель токмо был Божественной службы, но умножал внимание и благоговение предстоящих Монаршим своим голосом, стоя на ряду с певцами, и читая всегда сам Апостол…»

И указ о «задах попов» Петр I не издавал. Это чистый вымысел авторов-атеистов – ничего подобного в «Деяниях» нет. Напротив, в этой книге есть такие любопытные сведения о Царе: «Несносны были Ему безбожники и хулители Веры; Он о таковых говаривал, что они наносят стыд благоустроенному Государству, и никак не должны быть терпимы; поелику подрывают они основание законов, на которых утверждается клятва, или присяга и обязательства. Однажды было Ему донесено, что взят под стражу один произносивший в собрании богохульные слова: то повелел Он тотчас засадить его как бешеного в цепи…»

Как видим, атеистов Петр Великий тоже не слишком-то жаловал. Так что, случись автору книги о петербургских святынях и его товарищам быть современниками Петра, еще вопрос, чем бы это все для них кончилось. Не исключено, что именно их зады бы и «плакали».

Источник: http://zargradet.ru/?page_id=609

 


[1] В богослужебных книгах местоимения, относящиеся к Царю-Богопомазаннику, пишутся с заглавной буквы, по этой причине и составителем Р.С. все местоимения, относящиеся к Богопомазаннику, и церковный чин Его (Царь) написаны с заглавной буквы. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов также писал указанные слова с заглавной буквы (смотри раздел 7).

[2] Так величается Император Петр Алексеевич в требных молитвословиях и в богослужебных текстах (смотри 2.5.).

[3] А.Г. Брикнер. История Екатерины Второй. АСТ. 2004. [ниже – Брикнер. Екатерина Вторая.] Стр. 4,6, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[4] Брикнер. Екатерина Вторая. Стр. 8, (подчеркнуто составителем Р.С.).

[5] Брикнер. Екатерина Вторая. Стр. 9.

[6] Составитель Р.С. использовал несколько фрагментов из книги “Петр I: Плоть и кровь” (пер. с фр.). Калининград. Янтарный сказ. 2005, составленной по изданию: К. Валишевский. Петр Великий: Воспитание Личностью – М. 1911. Везде в этих фрагментах выделено и подчеркнуто составителем Р.С.

Валишевский, Казимир (1849-1935), польский буржуазный историк и публицист, автор работ по русской истории – «Иван Грозный» (1904), «Петр Великий» (1897) и другие. (Энциклопедический Словарь. БСЭ. 1953.)

[7] Напомним, что это пишет не православный человек, а потому он может описывать только внешнее, но не может указать побудительное внутреннее, да еще у Богопомазанника. (Замечание составителя Р.С.).

[8] Это признают даже шведские историки.

[9] А вот М.Г. Давыдов сообщает нам другое: «Царь без всякого смущения мог признать собственную оплошность даже в серьезном деле». Подробнее смотри 12.7.

[10] Прозападный историк, естественно, сравнивает Императора Петра Великого с Наполеоном. Мы же должны сравнивать Наполеона с нашим удивительным Царем-преобразователем, тем более что Франция одна из многих стран, а Россия – это Царство народа, избранного Себе Богом; и Наполеон – это один из диктаторов, которого называли и мператором, а И мператор Петр Великий – это Помазанник Божий, это земная икона Царя царей! (Замечание составителя Р.С.)

[11] Составитель Р.С. использовал статью К.В.П., опубликованную в альманахе “ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ” (№ 5(8), 1995 г., стр. 12-13). Разбиение на разделы и все выделения сделаны составителем данного сборника об Императоре Петре Великом.

[12] Данную речь святитель Дмитрий Ростовский сказал, когда он, будучи архимандритом, пришел по повелению Петра Первого в Москву с Украины. (Поучения святителя Дмитрия Ростовского. СПб. Изд. Сойкина. Б/г. Стр. 991-993). Все сноски, выделения и подчеркивания составителя Р.С.

Конкретная речь была сказана святителем Дмитрием Ростовским Петру Великому и о Нем и показывает его личное отношение к этому мудрейшему и христолюбивому Царю земли Российской. Но ценность слов этой речи святителя кроме того и в том, что святой отец в этом кратком слове изложил в сжатом виде учение Церкви о Царском служении Богу и народу Его Помазанника Божьего.

[13] В книге «Поучения…» слова: царь, христос Господень, помазанник Божий, государь, церковь, напечатаны с маленькой буквы. Но в дореволюционных богослужебных текстах все величания новозаветного Богопомазанника и местоимения, относящиеся к Нему, печатались заглавными буквами, а потому составитель Р.С. посчитал необходимым эти слова писать с большой буквы. Церковь же, как сообщество людей, устремленных в Царство Небесное, ныне принято писать с большой буквы.

[14] Все эти слова напечатаны с заглавной буквы в книге «Поучения…».

[15] Сыны Сiона возрадуются о Царе своем, да восхвалят имя Его в лице (Пс. 149,2-3). То есть сыны земной Церкви возрадуются о своем Богопомазаннике и восхвалят даже имя Его.

[16] Господин мой царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое. И Господь Бог твой будет с тобою (2Цар. 14,17).

[17] Господин мой царь мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле (2Цар. 14,20).

[18] Старец Илларион. Житие: подвиги и чудеса. Издание Братства Божией Матери “Неопалимая Купина”. 1994. [ниже - Старец Илларион Грузин.] Стр. 160 или Государственный катехизис. Составитель К.В.П. М.: Альманах “Жизнь вечная”. 1998. [ниже - Государственный катехизис.] Стр. 28), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[19] Обратим внимание, что святитель начинает описание опор самодержавной власти Христа Господнего не со священства, а с князей и бояр, которые «являют собой как бы лицовысокопарящих и высокородных орлов, которые честь и славу Царя своего возносят выше себя».

[20] Обратим внимание, что архиереи и весь чин духовныйявляются опорой самодержавной власти Христа Господнего – Царя, а не Царь-Богопомазанник является опорой духовной власти священства. Причем святитель никак не выделяет в духовном чине патриарха - правящего архиерея города Москвы или какого другого древнего города (Александрии, Иерусалима, Рима, Константинополя (Царьграда) или Антиохии).

[21] Обратим внимание на то, что повиновение должно быть своему законному господину. Святитель Дмитрий говорит о повиновении Христу Господнему – Царю-Богопомазаннику, а не священнику, даже если он носит титул патриарха. Ибо господская власть Богопомазанника, а не господская власть архиерея, таинственно одарена подобием славы власти Христа Господа.

[22] Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их (Пс. 149,6).

[23] Да даст Тебе Господь по сердцу Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во имя Бога нашего возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения Твои (Пс. 19,5-6).

[24] Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя (Пс. 20,9).

[25] Обратим внимание на то, что в дореволюционных молитвословах псалмы 19 и 20 приводились как образцы молитв за Царя-Богопомазанника.

[26] Это сын святого благоверного Великого Князя Дмитрия Донского, который «в 1393 году воспретил упоминание имени Константинопольского Императора в богослужениях и заявил: “Мы имеем Церковь, а царя не имеем”. Памятуя об изгнании из Москвы при Дмитрии Донском, Киприан старался избегать раздора с монархом, даже когда его распоряжения ущемляли интересы Церкви». (Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI вв. Наука. Новосибирск. 1991. Стр. 92.) Константинопольский патриарх Антоний Четвертый (1388-1395) Великому Князю Василию I в своем послании объяснил, что единый Вселенский Богопомазанник, каким в то время являлся Константинопольский Император, «помазуется великим миром и поставляется Царем и Самодержцем всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей [царей] или прочих властителей. Нет ничего хорошего, если ты говоришь: мы имеем Церковь, а не Царя. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя (В. Сокольский. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия. Киев. 1902. [ниже – Сокольский. Участие духовенство в развитии самодержавия.] Стр. 110), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[27] Это объявление Великим Князем о своих господских правах и указание места священства в жизни государства абсолютно правильно, ибо священство обязано, кроме совершения священнодействий, преподавать мирянам учение Церкви, а значит учить их любви, но не господствовать над ними.

[28] С.М. Соловьев. Труды по истории России. Астрель. М. 2003. [ниже – С.Соловьев. Публичные чтения о Петре Великом (1872).] Стр. 119), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[29] С.Соловьев. Публичные чтения о Петре Великом (1872), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[30] В. Григорян. Царские судьбы. Астрель. М. 2003. [ниже – Царские судьбы.] Стр. 43-44.

[31] Царские судьбы. Стр. 44.

[32] С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т13-14. М. Мысль. 1991. [Ниже – С. Соловьев. История России.] Стр. 175-176, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[33] Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб. 1994. Стр. 11, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[34] Только знание этого факта заставляет всех истинных православных христиан и искренних патриотов земли Российской не участвовать в хуле на Императора Петра Великого, не быть за одно с врагами народа Божьего и Государства этого народа, не вторить еретикам, зараженным папизмом и цареборчеством.

[35] Е.В. Пчелов. РОМАНОВЫ. История Династии. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. [ниже – Е. Пчелов. Романовы.] Стр. 34.

[36] Анри Труайя. Петр Великий. ЭКСМО. 2004. Стр. 6-7.

[37] Анри Труайя. Петр Великий. ЭКСМО. 2004. Стр. 8, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[38] Симон – услышание (евр.).

[39] Добавим от себя: ”И не сами по себе звезды“.

[40] Об отношении Царя Петра Первого к лицемерам смотри 5.4.2.

[41] Вершок – русская мера длины. 1 вершок = 4,450 см. (Замечание составителя Р.С.).

[42] И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 16-17, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[43] Царские судьбы. Стр. 47.

[44] Российские Государи: 1598-1917. Автор-составитель М.Г. Давыдов. Смоленск. Русич. 2004. [ниже - Российские Государи.] Стр. 129, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[45] И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 17.

[46] Несмотря на нелюбовь к Нарышкиным, Федор Алексеевич любил своего младшего брата и понимал, что наследником его царской власти может быть только царевич Петр. Сам же Царь «Феодор день ото дня становится слабее». (С. Соловьев. История России. Стр. 252.)

[47] Царь Алексей Михайлович образцом для себя считал правление святого благоверного христолюбивого Царя Иоанна IV Грозного. В церквях по царскому повелениюпостоянно служили молебны в память об этом Самодержце. (Российские Государи. Стр. 111).

[48] И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 18.

[49] История России. Серия “Я познаю мир”. АСТ. 2000. (Текст подготовлен по изданию: П. Полевой. Иллюстрированные рассказы из Отечественной истории. СПб. 1892.) [ниже – История России. ЯПМ.] Стр. 196, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[50] И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 19.

[51] Е. Пчелов. Романовы. Стр. 134.

[52] Давыдов. Русские Государи. Стр. 130-132, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[53] Стрельцы – первое постоянное русское войско (пехота), вооруженное огнестрельным оружием. Создано Царем Иоанном IV Грозным (1550). Стрельцы набирались из широких слоев населения, селились слободами, занимались также ремеслами и торговлей. В середине 17 века насчитывалось более 50 тыс. стрельцов. В 1698 году после неоднократных мятежей стрелецкое войско было расформировано Императором Петром Великим, создавшим русскую регулярную армию. (Энциклопедический словарь. М. 1955). (Замечание составителя Р.С.).

[54] Из 20 стрелецких полков (по тысячи человек каждый), созданных еще святым Царем Иоанном Грозным, 19 полков (кроме Сухарева полка) и Бутырский солдатский полк принимали активное участие в этом бунте. (Замечание составителя Р.С).

[55] С. Соловьев. История России. Стр. 260, (подчеркнуто составителем Р.С).

[56] С. Соловьев. История России. Стр. 263, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С).

[57] Подробнее об этом смотри ниже, например, в 5.1.

[58] Старец Николай умер 11/24 августа 2002 года, в день памяти святого старца Сампсона (Сиверса).

[59] Российские Государи. Стр. 134, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С).

[60] С. Соловьев. История России. Стр. 260, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[61] Артамон (Артемон) – парус (греч.).

[62] Живот – жизнь.

[63] С. Соловьев. История России. Стр. 264-165, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[64] Практически вся семья царицы была истреблена стрельцами.

[65] 23мая/5июня Церковь празднует Собор Ростово-Ярославских святых, среди которых и благоверный великомученик Дмитрий Угличский.

[66] И.М. Иванов. Петр Великій. СПб. 1898. Стр. 20, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[67] С. Соловьев. Труды по истории России. Астрель. М. 2003. Стр. 180, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.)

[68] История России. ЯПМ. Стр. 197-198, (подчеркнуто составителем Р.С.).

[69] История России. ЯПМ. Стр. 198, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[70] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 180-181, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.)

[71] Парадиз (устар.) – то же, что: рай. (Замечание составителя Р.С).

[72] С. Соловьев. История России. Стр. 438, (выделено составителем Р.С.).

[73] С. Соловьев. История России. Стр. 439- 442, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[74] С. Соловьев. История России. Стр. 444, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[75] На первой пытке он получил 15 ударов. (Замечание составителя Р.С).

[76] С. Соловьев. История России. Стр. 452, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[77] Постриг – христианский обряд принятия монашества. (Замечание составителя Р.С).

[78] С. Соловьев. История России. Стр. 453, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[79] Пенька - прядильное волокно из стеблей конопли или льна. (Замечание составителя Р.С).

[80] Поташ – карбонат калия, вещество в виде белого зернистого порошка. (Замечание составителя Р.С).

[81] Сажень – 2,134 м. (Замечание составителя Р.С.).

[82] 14/27 июня - день памяти пророка Елисея (IX в. До Р.Х.). (Замечание составителя Р.С).

[83] История России. ЯПМ. Стр. 202-207, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[84] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 188, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[85] Архангел Михаил покровитель как всех Царей-Богопомазанников, так и народа Божьего. Со времен Царя Иоанна Грозного архангел Михаил покровительствует русскому богоносному народу и Царям этого народа. (Замечание составителя Р.С.).

[86] 9/22 марта день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся; день празднования Албазинской иконы Божией Матери, именуемой “Слово плоть бысть” (1666). Небольшое пояснение о Севастийских мучениках смотри в заметках составителя Р.С. “ Верные Мои, еще немного и пройдет Мое негодование ”. (Замечание составителя Р.С.).

[87] Курляндия – область в западной части Латвии. В 1795 году Курляндия при Императрицы Екатерины Великой была присоединена к Российской Империи и стала Курляндской губернией. (Замечание составителя Р.С.).

[88] История России. ЯПМ. Стр. 207-209, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[89] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 189, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[90] Ялик – небольшая шлюпка с одной или двумя парами весел. (Замечание составителя Р.С.).

[91] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 196, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[92] О имяборческой ереси смотри в материалах о святителе Макарии (Невском), митрополите московском в 1912-1926 годах. Достаточно подробно об этой ереси изложено в статье К.В.П. “Верный Богу и Его Царю” в альманахе «ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ» №28, 1997 г. Стр. 2-6.

[93] Об активном участии священства в свержении монархии смотри материалы М.А. Бабкина. Он в журналах Российской академии наук "Вопросы истории" (№6 2003, №№2-5 2004, №2 2005) и Отечественная История (№3 2005) опубликовал интереснейшие документы, «посвященные истории Русской православной Церкви (РПЦ) за период с начала марта по середину июля 1917 года. По ним можно составить представление об отношении духовенства к свержению монархии в России, установлению власти Временного правительства и его деятельности».

[94] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 195, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[95] История России. ЯПМ. Стр. 210-213, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[96] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 207, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[97] Составитель Р.С. использовал несколько фрагментов глав фундаментального труда А.Г. Брикнер “История Петра Великого”. (А.Г. Брикнер. История Петра Великого. АСТ-Астрель. 2004). Везде в этих главах выделено и подчеркнуто составителем Р.С.

Брикнер Александр Густавович (1834-96), российский историк. Труды по истории 18 века. (БРЭ Большой Энциклопедический Словарь. М. АСТ-Астрель. 2003.)

[98] В книге Брикнера «История Петра Великого» это 2-я глава 3-ьей части, которая называется “Стрелецкий бунт 1698 года”.

[99] Мы видим не желание стрельцов выполнять свои обязанности защищать Отечество на литовской границе. Мы видим и то, что бунтовщики предполагали, чем может для них закончиться их движение в Москву.

[100] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 199, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[101] С. Соловьев. Труды по истории России. Стр. 199-200, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[102] Соловьев, ХIV, 257.

[103] Гордон, III, 216.

[104] Михаил Ломоносов. Записки по русской истории. М. ЭКСМО. 2003. Стр. 223-224, (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

[105] Об этих событиях, о зверствах стрельцов, о роли Софьи и Милославских смотри у С.М. Соловьева Т13. (Замечание составителя Р.С.).

[106] О задачах Христа Господнего смотри речь к Петру Великому святителя Дмитрия Ростовского в разделе 3.

[107] убоятся они страха, где нет страха (Пс.13,5).

[108] Стрельцы «прогнали от себя полковников и капитанов, выбрали начальников и пошли к Москве, чтобы пере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.112 с.)