Великие вожди способствуют своим ведомым их талантами, Богом данными, точно выполнять волю его 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие вожди способствуют своим ведомым их талантами, Богом данными, точно выполнять волю его



Мы живем в условиях цивилизации и смотрим все на народы, живущие в этих же условиях еще больше, чем мы, а сущность цивилизации, как мы знаем, состоит в разделении занятий, господствующем как во всякой другой, так и в правительственной сфере. Каждый знает, делает свое одно какое-нибудь дело. При таком порядке естественно и легко главе государства поручить какое-нибудь новое дело известному лицу или собранию лиц. Ибо это новое дело по характеру своему непременно относится к известному отдельному ведомству, управляющие которым приготовлены к делу своим воспитанием и опытностью. И, как бы дело ни было ново, связь его с известным разрядом дел ясна, и по этой связи человеку, приготовленному и опытному, легко понять его, овладеть им, приложить его.

Но не таково было положение России XVII и начале XVIII века: разделение занятий в правительственной сфере по известным ведомствам быть не могло по самой простой причине, что нечего было делить. Явилось сознание необходимости для государства, для народа выйти на новую дорогу для продолжения исторической жизни, сознание нудящих потребностей, которым необходимо было удовлетворить как можно быстрее; но где средства для этого удовлетворения, где знания, умение приняться за дело?

Средство есть по видимому очень легкое: призвать искусного иностранца и поручить ему дело. Средство по видимому [ на первый взгляд ] очень легкое, но в сущности чрезвычайно тяжелое, могущее обойтись для народа очень дорого, не в отношении только материальном, не в отношении только денег; деньги – дело нажитое, но при неразумном, страдательном употреблении означенной меры можно потерять такое нравственное добро, которое после не наживешь, [и получить такое духовное повреждение, которое не скоро залечишь!

Нынешняя ситуация в России отлично это нам иллюстрирует. Враги Бога, Помазанника и народа Его делают все возможное, чтобы закрепить мощнейшее духовное повреждение богоносного русского народа. Это мощнейшие духовное повреждение связано с нарушением народом обета Богу, данного в 1613 году, верно служить Царям из Царствующего Дома Романовых из рода в род. Кроме того, христоборцы, пользуясь своей властью в России и стремясь уничтожить богоносный русский народ, кроме духовного растления несут России хищническое разграбление и уничтожение природных богатств и народного достояния ее.

Итак, во времена преобразований Царя Петра Первого русский народ] …должен был иметь дело с учителями из чужих живых и сильных народностей, которые не останавливались, но шли быстро в своем развитии, почему юный [русский] народ [Божий], долженствовавший заимствовать у них плоды цивилизации, осужден был гнаться за ними без отдыха, с страшным напряжением сил. Ему не давалось передышки, досуга передумать о всем том, что он должен был заимствовать, переварить всю эту обильную духовную пищу, которую он воспринимал. …

Народы слабые при встрече с цивилизациею, с этим тьмочисленным разнообразием новых явлений и отношений, какие она им представляет, не могут выдержать ее натиска и падают, вымирают. Народ русский обнаружил необыкновенную силу, выдержавши натиск цивилизации; но можно ли сказать, чтоб это было для него легко, чтоб он подвергался при этом страшным опасностям, тяжелым ударам? В первой половине своей истории русский народ долго вел борьбу с Азией, с ее хищными ордами, выдерживая их страшный натиски и заслоняя от них Западную Европу; долго боролся он с ними из-за куска черного хлеба. Вышедши победителем из этой борьбы, он смело ринулся на другую сторону, на запад, и вызвал чародейские силы его цивилизации, чтоб и с ним померяться. Вызов был принят, и страшен был натиск этих чародейских [ богоборческих! ] сил; это уже не был материальный натиск татарских полчищ, это был натиск потяжелее, ибо это был натиск духовных сил [а эти духовные силы были очень сильно повреждены духом сатаны, духом маммоны[378]], натиск нравственный, умственный.

Благодаря успехам нашей науки мы оставили далеко за собою ребяческие мнения, по которым одному человеку приписывалось то, что являлось по общим, непреложным законам народной жизни, мнения, по которым в вину одному человеку ставились неблагоприятные обстоятельства, бывшие необходимым следствием известных исконных условий развития какого-нибудь народа. Но мы должны признать и значение вождей народных, великих людей: от их искусства зависит уменьшить затруднения, ослабить вредные влияния опасных сторон известного положения.

[От их искусства слышать и выполнять волю Бога зависит возможность] провести народный корабль во время бури без больших потерь [провести своих людей по опасному и сложному маршруту в горах с минимальными жертвами. Как это сделал в свое время А.В. Суворов для спасения русской армии, проведя своих чудо-богатырей через Альпы. Обязанность великих вождей и заключается в том, чтобы, трезво оценивая духовные и физические возможности своих ведомых, провести их через все опасности и сложности намеченного Богом для них пути с наименьшими издержками и с наибольшим для них укрепляющим эффектом: и в физическом, и в душевном, и в духовном аспекте. Другими словами, великие вожди способствуют своим ведомым их талантами, Богом данными, наиболее точно выполнять волю Его и тем стяжать наибольшую благодать Духа Святаго. Именно в этом и проявляется искусство и величие великих вождей].

Исполнил ли эту задачу и как исполнил ее, как провел во время бури переворота русский корабль «тот шкипер славный», которого мы уже встретили в работе пребывающим, строящим корабли? Вот вопрос, посильное решение которого есть наша задача. [Этими словами заканчивается ”Четвертое чтение“ из двенадцати. Всем, кого заинтересовали рассуждения известного православного историка XIX века о Императоре Петре Великом, основанные на документах и исторических исследованиях, советуем самим прочитать оставшиеся главы. Мы же остановимся на очень важной особенности деятельности Императора Петра Первого: обучение у иноверцев всяческим техническим премудростям и, при этом, сохранение в чистоте своей веры православной.]

14.5. Русские национальные кадры должны решать все важнейшие вопросы Государства Российского!

14.5.1. Петр Первый Своей деятельностью удерживал русский народ от духовного принижения пред чужим

…[Выше] речь шла об опасных сторонах положения, в какое необходимо становился русский народ в эпоху преобразования вследствие связи своей с живыми и сильными народностями, от которых должен был заимствовать плоды цивилизации, у которых должен был учиться, влиянию которых, следовательно, должен был подвергнуться, как ученик подвергается влиянию учителей. Здесь первое, главное средство для уменьшения опасности положения состояло в том, чтоб не позволить народу-ученику продолжительного страдательного [ подчиненного, зависимого, приниженного ] отношения к народам-учителям. …

Представим себе такого учителя, который постоянно сообщает своему ученику множество знаний, делает пред ним множество опытов, решает множество задач, но при этом не обращает никакого внимания на ученика: усвоил ли тот преподавание и в какой степени усвоил – ему до этого дела нет. Такое преподавание возможно и правильно как высшее преподавание, когда наставник имеет дело с человеком вполне приготовленным [ когда внутренние установки ученика на обучение уже побуждают его, не отвлекаясь ни на что, усваивать весь объем преподанного учителем ]. Но такое преподавание никуда не годится как начальное, имеющее целью приготовить человека [ побудить его учиться и научить его самого себя побуждать к учению ], сделать его способным к принятию высшего преподавания. Здесь преподавание тем полезнее, чем более имеет в виду ученика, чем более наставник старается развивать самостоятельную его деятельность: пусть ученик с самого же начала испытывает свои силы, сам сейчас же повторяет преподанное правило, сейчас же прилагает узнанное к делу. Только посредством такого учения человек может развивать свои способности, приобрести привычку к самостоятельной деятельности, окрепнуть духовно.

Легко понять, что именно такое учение нужно было и русскому народу в этой начальной школе преобразования, когда при опасном столкновении с народами-учителями нужно было прежде всего озаботиться развитием самостоятельной его деятельности, избежанием по возможности страдательного положения, избежанием духовного принижения пред чужим, сохранением свободных отношений к чужому, духовной независимости, сознания своего достоинства.

Что же делает народный вождь [ Царь Петр ]? Он проходит Сам эту практическую, деятельную школу и заставляет других проходить ее [ властью, данной Ему Богом ]. Он носит в Себе ясное сознание, что Его время есть время школы, школьного учения для народа, Но при этом Он [ являясь Богопомазанником от зачатия в чреве матери ] сознает лучшее средство пройти школу как можно безопаснее и как можно полезнее, имея в виду развитие самостоятельной деятельности народа.

Отсюда вполне уясняется нам значение этой неутомимой работы Петра. Услышал что-нибудь – непременно хочет посмотреть – так ли? Увидел какую-нибудь вещь – сейчас же хочет дознаться, для чего она употребляется, и сейчас же произвести опыт, посмотреть, как она употребляется; увидал какое-нибудь производство – сейчас же Сам принимает в нем участие. Только этою неутомимою работаю Он может избежать Самкрайне опасного страдательного [ приниженного, зависимого ] положения в отношении к иностранцам и избавить от него народ Свой.

Мы уже говорили, что, когда понадобится новое, чего русские люди не знали, не умели делать, всего легче было бы призвать знающих, умеющих иностранцев и поручить им введение всего нового, но тогда именно народ нашелся бы в страдательном положении, полной зависимости, духовном принижении.

[Еще большая зависимость и еще большая духовное принижение имеет место тогда, когда все необходимое для жизни народа изготовляется иностранцами и привозится из их стран, вместо того, чтобы изучить и освоить производство всего необходимого в своей стране собственными руками. Нынешняя ситуация, когда в России целенаправленно разрушается мощная промышленность, армия, сельское хозяйство, наука, духовное и культурное наследие великого богоносного русского народа, нужна только врагам русского народа, Бога и Помазанника Его, который духовно и физически возрастает в неизвестности среди Своего народа (так же как Царевич Петр духовно и физически возрастал во времена смут и мятежей). А так как ” Царь грядетуже скоро, то есть скоро приступит к Своим Царским обязанностям служить Богу и народу Его, защищая народ Свой и истребляя врагов Его, то верным Богу необходимо набраться терпения, а вольным или невольным пособникам врагам Бога и народа Его необходимо стяжать страх пред грядущем возмездием за это пособничество разрушению России и помещение богоносного русского народа и успеть покаяться. Но не забывайте, что вера без дел мертва, и что покаяние также должно быть подтверждено делом!

Итак, в конце XVII века] без иностранцев обойтись было нельзя, но чтоб сохранить к ним свободное, независимое, мало того, властелинское, хозяйское отношение, надобно было приобрести способность надзора, проверки, а такую способность Петр и по Его примеру и побуждению Его сотрудники могли приобрести только этою [выше указанною] неутомимою работою, этим немедленным практическим приложением всего узнанного. Чтоб сохранить свободное и хозяйственное отношение к иностранцам, нельзя было допустить их к себе и дать им делать что хотят и как хотят. [Сравните с нынешним положение вещей в России, ныне самым безправным народом в своей стране является русский народ. Это безобразие властьпридержащие пытаются сохранить борьбой с "фашистко-националистическими" настроениями, выдуманными врагами русского богоносного народа. Ничего, скоро уже скоро все изменится, ибо Царь-Богопомазанник грядет. И это грозное событие врагам Бога, Царя и Отечества нечем предотвратить! Таков замысел и воля Бога!

Итак, в XVII веке для сохранения свободного и хозяйственного отношения к иностранцам] нужно было побывать у них самих, в их землях, посмотреть, как там делается, до какой степени совершенства может достигать то или другое дело, и с этим соразмерять свои требования. Но главная забота состояла в том, чтоб дать пройти русскому народу хорошую школу, т.е. деятельную, практическую, приложительную с самого начала, чтоб не дать ему привыкнуть к страдательному положению относительно иностранных учителей, не дать потерять сознания своего народного достоинства.

 

14.5.2. Пусть сначала ошибаются, но зато выучатся!

Школа, как уже сказано, была в самых широких размерах; все отправления государственной и народной жизни входили в нее, всюду русский человек должен был учиться и одновременно прилагать изученное, узнанное к делу.

Легко ли это? Сам Вождь возвышался над уровнем человеческих способностей, был человек гениальный, но как человек и Он должен был ошибаться, особенно в таком трудном деле. Что же другие? Петр заранее признает необходимость и пользу ошибок, неудач при учении; дурно, если все удается, особенно сначала: ошибка, неудача учит осторожности, гонит гордость, самомнение. [По этой причине, люди, поврежденные грехом гордости и самомнения не выносят Императора Петра Великого!]

Два отдела великой народной школы, которую проходили русские люди при Петре, были особенно важны по отношению к иностранцам, иностранным учителям: это война в собственном смысле и борьба мирная между народами, борьба дипломатическими средствами. Здесь Петр подвергался страшному искушению; иностранцы старались внушить Ему: нельзя вести войну с непригодными, невыученными офицерами и генералами, особенно главными, фельдмаршалами; здесь ошибки, неискусство, неопытность вождей могут иметь неисчислимые гибельные следствия. Надобно поэтому для успеха войны пригласить иностранных фельдмаршалов, генералов, офицеров, и русские пусть приготовляются, учатся. Но Петр знал, что война есть лучшая школа для способностей, что нельзя выучиться делу, только смотря, как другие делают, и назначал Своих русских генералами и фельдмаршалами: пусть сначала ошибаются, но зато выучатся.

То же самое не поприще дипломатическом. Россия вошла в сношение со всеми значительнейшими европейскими дворами: одни из них она должна была привлекать в союз с собою, другие, по крайней мере, удерживать от вражды, вводить в свои интересы, при всех дворах нужно было иметь ей постоянных представителей, которые бы неусыпно блюли за русскими интересами в этом многосложном движении международной европейской жизни. И опять страшное искушение, опять внушают: русские совершенно не приготовлены к дипломатическому поприщу, они не знают ни прошедшего, ни настоящего тех держав, где будут уполномочены, вообще имеют смутное понятие об отношениях европейских народов друг к другу, об истории этих отношений. Неминуемое следствие такого незнания – неловкость положения, ошибки, которые будут иметь гибельные следствия для русских интересов; необходимо поэтому назначать на главнейшие дипломатические посты знающих, искусных иностранцев. Но Петр преодолел и это искушение: русские должны выучиться на своей практике; пусть сначала будут ошибаться, ошибки пойдут в пользу понятливым и усердным ученикам, и на всех важнейших дипломатических постах являются русские люди.

То же самое по всем частям управления; у Петра было правило – во главе известного управления ставить русского человека, второе по нем место мог занимать иностранец, вследствие чего при кончине Петра судьбы России оставались в одних русских руках. Соблюдением этого правила Петр в опасный период ученичества отстранял духовное принижение Своего народа перед чужими народностями, сохраняя за ним властелинское, хозяйское положение: искусному иностранцу были рады, ему давались большие льготы и почет, он не мог только хозяйничать в стране.

Но для того, чтоб преодолеть все приведенные искушения и дойти до такого правила, неужели достаточно было одних холодных расчетов ума? Нет, Петр был Сам чистый русский человек, сохранивший крепкую связь со Своим народом; Его любовь к России не была любовью к какой-то отвлеченной России; Он жил со Своим народом одною жизнью и вне этой жизни существовать не мог;[379] без этого Он не мог так глубоко и горячо верить в свой народ, в его величие; только по этой вере Он мог поручать русским людям то, в чем они по холодным соображениям ума не могли иметь успеха по своей неопытности и неприготовленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.013 с.)