Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Царь жестко боролся с суевериями и с богословским невежеством
Еще более жестко, чем с атеизмом, Царь боролся с суеверием. По всем епархиям было разослано указание не потворствовать кликушам и [притворно] юродствующим, прекратить поклонение мощам, не прошедшим официальное освидетельствование Церковью, прекратить распространение слухов о выдуманных чудесах. В 1718 году, прознав, что в столице кто-то из священников сеет слухи о творящихся у иконы чудесах, Царь велел его разыскать и вместе с иконой доставить во дворец[330]. Несмотря на долгое и терпеливое ожидание, никакого чуда не случилось. Тогда «чудо» явил сам Царь: выпоротый кнутом священник лишился сана. [Понятно, что все жулики и разбойники, воры чужой власти и денег ненавидели, ненавидят и будут ненавидеть Императора Российского Петра Великого, но эта ненависть к ревности о благочестии никакого отношения не имеет!] В том же году всем губернаторам и комендантам был разослан царский указ[331], повелевающий собирать мертвых и живых только что родившихся уродов и отправлять в столицу, а народу разъяснять, что рождаются они не от дьявольского наваждения, как всегда считалось, а от неправильного развития плода в материнской утробе [очень вероятно, по грехам родителей]. … Позднее, в 1722 году, Царь повелел за распространение любых суеверий и слухов о вымышленных чудесах вырывать ноздри с последующей ссылкой на пожизненные каторжные работы. …[Способ борьбы Царя Петра с пьянством весьма напоминает издавна известное на Руси юродственное обличение порока.] Пили ежедневно, в любое время суток, напитки любой крепости, и Царь не являлся в том исключением. Зазорным это не считалось, поэтому Ывашке Хмельницкому, русскому варианту Бахуса, отдавали должное все слои населения. [Стоит, правда заметить, что зло состоит не в питии, а в неумении не напиться. На «всепьянейшем соборе» были заставляемы напиваться провинившиеся, в качестве наказания.] По-видимому, в юные годы набожного Царя все-таки безпокоило повальное пьянство среднего и низшего звеньев духовенства, призванного очищать людские души от скверны. Не исключено, что с целью показать духовным пастырям, а заодно и народу их образ жизни в этом плане как бы со стороны, Петр и придумал «Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор». [Кроме того, этим собором высмеивались папистские претензии Рима и священства.] О причинах возникновения этого уникального узкопрофильного учреждения спорят до сих пор, но сам Петр Алексеевич по этому поводу никаких пояснений не давал. …
[Стремления овладеть «… элементарными познаниями по части христианского вероучения и культа были чужды не только мирянам и низшему духовенству, но и монашеству и представителям высшей иерархии. В этом отношении очень любопытны сообщения иностранных путешественников… Иностранцы утверждают, что простые миряне не знали ни евангельской истории, ни символа веры, ни главнейших молитв. В том числе даже «Отче наш» и «Богородице дево», и наивно объясняли свое невежество тем, что «это очень высокая наука, пригодная только Царям да патриарху и вообще господам и духовным лицам, у которых нет работы». [Не правда ли, знакомое оправдание нынешних "православных" христиан своего нежелания исполнять первую заповедь и изучать догматические основы Веры Православной?] Но те же иностранцы выдают самое уничижающее свидетельство и тем, у кого был досуг. И даже специальный досуг, для приобретения таких познаний. Олеарий (ХVII в.) пишет, что в его время едва один монах из десяти знал «Отче наш», в конце ХVII в. Вармунд упоминает о монахе, просившем милостыню именем четвертого лица Св. Троицы, каковым оказался св. Николай; после этого неудивительно уже читать у Флетчера (конец ХVI в.), что вологодский епископ не сумел ему объяснить, из какой книги Священного Писания он, по просьбе Флетчера, только что читал вслух и сколько евангелистов, а у Олеария и Викгардта (ХVII в.) – что современные им патриархи в делах веры были крайне несведущи и не могли вести богословских споров с иностранцами. О богословском невежестве свидетельствуют также некоторые иконописные шаблоны, твердо укоренившиеся… Миряне, жалуется Стоглав, [а не какие-то «злыдни иностранцы»], стоят в церквях без страха, в тафьях и шапках, разговаривают и сквернословят, точно на позорище или на пиру или в корчме; и самая служба совершалась таким образом, что только способствовала подобному отношению к ней стоящих в церкви. Попы и причетники путали чины, молитвы и возгласы самым безцеремонным образом не только по безграмотству, но также и потому, что вплоть до конца ХIV в. многие церкви, и не только в селах, но даже и в таких центрах, как Псков, не имели надлежащих богослужебных книг, а выученные на память чины, конечно, быстро забывались. Стоглав прибавляет, что попы и причетникичасто приходят для совершения службы пьяные, иной раз затевают между собою ссоры, сквернословную ругань и драки, даже «до кровопролития». Другие православные «всяких чинов люди» совсем иногда не ходили в церковь и никогда не говели, хотя заявляли претензии на погребение при церкви, жалобы на такое небрежное отношение к исполнению основных требований христианского благочестия идут вплоть до указов Петра I. (Никольский. История русской Церкви. Стр. 33-35), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).
Обратим внимание на то, что и святой преподобный Сампсон Сиверс[332], и безбожный историк Никольский в один голос утверждают, что до указов Петра Первого в русском народе процветало небрежное отношение к исполнению основных требований христианского благочестия.] 11.6.3. Святотатцев по указу Императора Петра Великого бросали в темницы[333]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.005 с.) |