Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Царевич оставался чуждым любви к Отечеству и пониманию обязанностей Богопомазанника
Не только среди духовных лиц было много недовольных, но и некоторые вельможи резко порицали образ действий Петра и этим самым содействовали развитию антагонизма, и без того существовавшего между Царем и Его сыном. Так, например, однажды князь Василий Владимирович Долгорукий сказал Алексею: “Ты умнее отца; отец твой хотя и умен, только людей не знает, а ты умных людей знать будешь лучше”[130]. Князь Голицын доставал для царевича у киевских монахов разные книги и при этом случае говорил о монахах царевичу: “Они-де очень к тебе ласковы и тебя любят”. Даже фельдмаршал Борис Петрович Шереметев однажды советовал царевичу держать при дворе отца человека, который бы узнавал обо всем, что там говорится относительно Алексея. …Семен Нарышкин однажды говорил царевичу: “Горько нам! Царь говорит: что вы дома делаете? Я не знаю, как без дела дома быть. Он наших нужд не знает”. Царевич вполне сочувствовал этим людям, стремившимся от общественной деятельности, от службы — домой, к домашним занятиям. “У него везде все готово, — возразил Алексей Нарышкину, — то-то он наших нужд не знает”. Наследник русского, петровского Престола, замечает Соловьев, становился совершенно на точку зрения частного человека, приравнивал себя к нему, говорил о «наших нуждах». Сын Царя и героя-преобразователя имел скромную природу частного человека, заботящегося прежде всего о мелочах домашнего хозяйства. [131] Между тем как Петр постоянно был занят мыслью о нуждах Государства, всецело посвящая Себя службе и неусыпно исполняя Свой долг перед народом, сын Его оставался чуждым такой любви к Отечеству и пониманию обязанностей Государя. Замечая эту разницу между Собой и Наследником Престола, Царь невольно должен был предвидеть опасность, грозившую Государству от Алексея. Поэтому вопрос о нравственном праве Алексея на престолонаследие становился жгучим, животрепещущим. Некоторые попытки Петра приучить Алексея к труду оказались тщетными. Когда однажды в 1713 году царевич опасался, что отец заставит его чертить при Себе, Алексей, не выучившись как следовало черчению, прострелил себе правую руку, чтобы избавиться от опасного экзамена[132]. Бывали случаи, что царевич принимал лекарства с целью захворать и этим освободиться от исполнения данных ему поручений. Справедливо он однажды сказал о себе Кикину: “Правда, природным умом я не дурак, только труда никакого понести не могу ”.[133] Теща царевича, принцесса вольфенбюттельская, в 1717 году в Вене говорила Толстому: “Я натуру царевичеву знаю; отец напрасно трудится и принуждает его к воинским делам: он лучше желает иметь в руках четки, нежели пистоли ”.[134]
Противоположность нравов вскоре породила ненависть между отцом и сыном. Алексей сам говорил, что «не только дела воинские и прочие отца его дела, но и самая Его особа зело ему омерзела, и для того всегда желал быть в отлучении». [Этот горе-богослов, по своей глупости и дремучести, сначала отлучил сам себя от своего отца, затем - от своего Царя-Богопомазанника, а затем уж - и от самой жизни!] Когда его звали обедать к отцу или к Меншикову, когда звали на любимый отцовский праздник - на спуск корабля, — то он говорил: “Лучше б я на каторге был или в лихорадке лежал, чем там быть”.[135] Однако при всем том царевич не исключительно думал о тишине, покое и частной жизни. Его не покидала мысль о будущем царствовании. В тесном кругу приятелей или в беседе с любовницей Евфросиньей он говорил: “Близкие к отцу люди будут сидеть на копьях, Петербург не будет долго за ними”. Когда его остерегали, что опасно так говорить, слова передадутся, и те люди будут в сомнении, перестанут к нему ездить, царевич отвечал: “Я плюю на всех; здорова бы была мне чернь”. Евфросинья показала впоследствии, что «царевич говаривал: когда он будет государем, и тогда будет жить в Москве, а Петербург оставит простым городом; также и корабли оставит и держать их не будет; а и войска-де станет держать только для обороны, а войны ни с кем иметь не хотел, а хотел довольствоваться старым владением и намерен был жить зиму в Москве, а лето в Ярославле» и пр.[136] Ко всему этому присоединилось убеждение царевича, что Петра скоро не станет. Ему сказали, что у Царя эпилепсия и что «у кого оная болезнь в летах случится, те недолго живут»; поэтому он «думал, что и велико года на два продолжится живот его».[137] Это убеждение о предстоявшей в ближайшем будущем кончине Петра давало царевичу повод отказываться от каких-либо действий. Составление политической программы или какого-либо заговора вообще не соответствовало пассивной натуре Алексея. Страдая неловкостью своего положения, он ждал лучшего времени. О систематической оппозиции, об открытом протесте против воли отца не могло быть и речи - для этого у него недоставало ни мужества, ни ума. [Но это не значит, что его именем не могли воспользоваться те, у кого и мужество (точнее наглость!) и ум были в достаточном количестве для попытки разрушить петровские преобразования и в Церкви земной по ограничению своеволия священства, и в Государстве по превращению его в могучую державу Российскую. Царевич ждал смерти отца, а недовольные замыслом Божьим ждали, когда их мечтания по возвращение России в темноту и отсталость возможно будет претворить в жизнь. ]
Петр находился совсем в другом положении. Не имея привычки ждать, находиться под давлением внешних обстоятельств, предоставлять неизвестной будущности решение столь важных вопросов, каков был вопрос и о судьбе России после его кончины, он должен был действовать решительно, быстро. Уже в 1704 году, как мы видели выше, Он говорил сыну: “ Если ты не захочешь делать то, чего желаю, Я не признаю тебя Своим сыном ”. С тех пор сделалось ясным, что Алексей не хотел делать того, чего желал от него отец, и потому приходилось исполнить угрозу и не признать сына наследником Престола. В день погребения кронпринцессы [жены царевича Алексея] Петр отдал сыну письмо, в котором указывалось на неспособность Алексея управлять Государством, на его неохоту к учению, на отвращение к воинским делам и пр. Далее Царь говорил о важных успехах Своего царствования, о превращении России при Нем в великую Державу и о необходимости дальнейшего сохранения величия и славы России. Затем сказано: «Сие все представя, обращуся паки на первое, о тебе рассуждая: ибо Я есмь человек и смерти подлежу, то кому вышеписанное с помощию Вышнего насаждение оставлю? Тому, иже уподобился ленивому рабу евангельскому, вкопавшему талант свой в землю (сиречь все, что Бог дал, бросил)! Еще же и сие вспомяну, какова злого нрава и упрямого ты исполнен! [Именно в этом заключается преступление царевича Алексея пред Богом и своим отцом, и именно за это, совершенно заслуженно, позднее претерпел смерть! Сам Господь за такое преступление повелевал: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25,30). ] Ибо сколь много за сие тебя бранивал, и не точию бранивал, но и бивал, к тому же столько лет, почитай, не говорю с тобою; но ничто сие успело, ничто пользует, но все даром, все на сторону, и ничего делать не хочешь, только б дома жить и веселиться» и пр. В заключение сказано: «Я за благо изобрел сей последний тестамент тебе написать и еще мало пождать, аще нелицемерно обратишься. Ежели же ни, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу, яко уд гангренный [138], и не мни себе, что один ты у Меня сын и что Я сие только в устрастку пишу: воистину (Богу извольшу) исполню, ибо Я за Мое отечество и люди живота Своего не жалел и не жалею, то како могу тебя непотребного пожалеть? Лучше будь чужой добрый, нежели свой непотребный».
Как видно, с давних уже пор между отцом и сыном раскрылась бездна. Царь прежде бранил и бил Алексея, затем не говорил с ним ни слова в продолжение нескольких лет. … Прочитав письмо отца, Алексей советовался с друзьями. Князь Василий Владимирович Долгорукий говорил ему: «Давай писем хоть тысячу[139]; еще когда-то будет! Старая пословица: улита едет, коли-то будет» и пр. Через три дня после получения отцовского письма царевич написал ответ, в котором, указывая на свою умственную и телесную слабость, отказывался торжественно и формально от своих прав на престолонаследие. «Правление толикого народа требует не такого гнилого человека, как я», — говорил царевич в этом письме и к тому же заметил: «Хотя бы и брата у меня не было, а ныне, слава Богу, брат у меня есть, которому дай Боже здоровье». Письмо сына почему-то не понравилось Царю. [Как раз понятно почему: из письма следует, что продолжателем дела Его царевич быть не желает, а в монахи постригаться не спешит! Слова не подтверждены делами! А потому и нет им доверия.] Он о нем говорил с князем Василием Владимировичем Долгоруким, который после этой беседы, придя к Алексею, говорил ему: «Я тебя у отца с плахи снял». [Но своими советами царевичу именно к плахе постоянно и подталкивал его.] Несколько дней спустя Петр заболел опасно, однако поправился. 16 января Он написал сыну «последнее напоминание еще». Тут прямо выражено сомнение в искренности клятвы сына, отказавшегося от престолонаследия. «Тако ж,— сказано далее, — хотя б и истинно хотел хранить, то возмогут тебя склонить и принудить большие бороды, которые ради тунеядства своего ныне не в авантаже обретаются». [Вот чего опасался мудрый Царь Петр Великий: слабохарактерным («гнилым человеком») Алексеем будет руководить не Бог, а "большие бороды": попы и дерзкие бояре.] Упрекая придирчиво сына в том, что он в своем ответе будто не упомянул о своей негодности и своей неохоте к делу, хотя тот и назвал себя «гнилым человеком», Петр в раздражении, с каждой минутой все более и более усиливавшемся, писал: «Ты ненавидишь дел Моих, которые Я для людей народа Своего, не жалея здоровья Своего, делаю, и, конечно, по Мне разорителем оных будешь. Того ради так остаться, как желаешь быть, ни рыбою, ни мясом, невозможно: но или отмени свой нрав и нелицемерно удостой себя наследником, или будь монах: ибо без сего дух Мой спокоен быть не может, а особливо, что ныне мало здоров стал. На что, по получении сего, дай немедленно ответ, или на письме, или самому Мне на словах резолюцию. А буде того не учинишь, то Я с тобою, как с злодеем, поступлю». [Из этих слов совершенно отчетливо видна богоугодная позиция Помазанника Божьего по отношению Его к предполагаемому наследнику: по плодам дел Алексея Царь видит, что царевич не является очередным Помазанником Бога! А потому в его руки нельзя передавать народ Божий, Иакова, и наследие Божие, Израиля (Пс. 77,71). ]
…Отречение от права на престолонаследие не могло казаться достаточным обеспечением будущности России; Алексей в глазах весьма многих мог все-таки оставаться законным претендентом; зато заключение в монастырь могло служить средством для достижения желанной цели, иначе «дух Петра не мог быть спокоен». Намек в конце письма: «Я с тобою, как с злодеем, поступлю», — служит комментарием к вышеупомянутому замечанию князя Долгорукого: “Я тебя у отца с плахи снял”. Если оказывались недостаточно целесообразными формальное отречение от права престолонаследия или даже заключение царевича в монастырь, то оставалось для того, чтобы «дух Царя мог быть спокоен», только одно — казнить царевича. Опять друзья Алексея советовали ему уступать пока, покориться временно воле отца, надеясь на перемену обстоятельств в будущем. Кикин говорил Алексею: «Ведь клобук не прибит к голове гвоздем, можно его и снять». Вяземский советовал царевичу: «Когда иной дороги нет, то идти в монастырь; да пошли до отца духовного и скажи ему, что ты принужден идти в монастырь, чтоб он ведал». ["Друзья" царевича и слуги сатаны советовали обманывать земного Бога, а для "успокоения" (на самом деле, для обмана) совести своей - заручиться "поддержкой" «отца духовного, чтоб он ведал».] На другой же день Алексей написал отцу: «Желаю монашеского чина и прошу о сем милостивого позволения». Петр очутился в чрезвычайно неловком положении. Он видел, что на искренность и этого заявления царевича нельзя было надеяться. Таким путем невозможно было достигнуть желанной цели. Дух Царя не мог быть спокоен. К тому же пока не было ни малейшего повода поступить с царевичем, как со злодеем. Приходилось ждать. Вопрос о будущности России оставался открытым. В это время обстоятельства внешней политики требовали поездки Царя за границу. До отъезда Петр побывал у царевича и спросил о его решении. Царевич отвечал, что не может быть наследником по слабости и желает идти в монастырь. «Одумайся, не спеши, — говорил ему отец. — Лучше бы взяться за прямую дорогу [и быть продолжателем дел Моих], чем идти в чернецы [чтобы по смерти Моей стать марионеткой в руках чужих]. Подожду еще полгода». Об этой беседе не сохранилось подробных данных. Только из разговора царевича с Яковом Игнатьевым можно заключить, что при этом случае, как кажется, был затронут вопрос о возможности второго брака царевича.[140]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.011 с.) |