Петр, ни в чем не изменяя догматов церкви, подверг коренной перемене отношение государства к церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петр, ни в чем не изменяя догматов церкви, подверг коренной перемене отношение государства к церкви



[Итак,] Петр, ни в чем не изменяя догматов Церкви, подверг коренной перемене духовную администрацию, отношение Государства к Церкви [показал на практике учение Церкви о симфонии властей, отстоял эти симфонические отношения между священством и царством. Основные идеи и принципы симфонии духовной и государственной власти отражены главным образом в актах императорского законодательства Византийской Империи, от которой русский народ принял правую веру христианскую. В преамбуле к 6-ой новелле святого Императора Юстиниана сформулирован самый принцип симфонии властей в православном царстве: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство) заботится о божественных делах, а второе (царство) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни [на земле]. Потому ничто не лежит так на сердце царей[155], как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу [156].»[157]

Для осуществления поставленных перед священством задач в Церкви учреждена иерархия клира (иерархия священства), возглавляет которую епископ, или по-русски надзирающий. А для устроения богоугодной жизни мирян в Церкви учреждена иерархия мирян, или царство, которую возглавляет царь (князь – глава народа). Если царство состоит из нескольких епархий, то иерархию священства как бы возглавляет первосвященник (митрополит или патриарх), но при этом первосвященник обладает только преимуществом чести перед другими архиереями. Преимущество чести наделяет первосвященника правом (по факту) принимать на окончательное решение спорные дела между епископами соседних областей.[158] В царстве народа Божьего решения спорных дел между епископами утверждаются Богопомазанником.

Государственная власть православного ц аря и власть епископа над словесным стадом Христовом являются земным воплощением (иконами) двуединства власти Иисуса Христа в Церкви небесной, уже водворившейся в Царстве Небесном. «Если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть [ в православном царстве ] будет по правде управлять вверенным ей государством, - пишет святой Император Юстиниан, - то будет полное согласие [симфония] между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем». (Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Православное Церковное Право. СПб. 1897. Стр. 681), (выделено и подчеркнуто составителем Р.С.).

Властные полномочия Царя народа Божьего – Богопомазанника существенно отличаются от властных полномочий православного царя любого другого народа, ибо Богопомазанник возглавляет на земле как народ Божий, Иакова, так и наследие Божие, Израиля (земную Церковь) (Пс. 77,71), а потому Царь-Богопомазанник строит симфонические отношения между царством народа Божьего и священством этого царства. Ибо только Князь народа Божьего (и только Он!) «по образу Христа-Помазанника по естеству подобен Ему и достоин называться Царем и Помазанником Божиим, потому что Он имеет в себе Помазующего Отца, Помазанного Сына и Имже помазася Духа Святаго». (Государственный катехизис. Стр. 28 или Старец Илларион Грузин. Стр. 160), (подчеркнуто составителем Р.С.)

По этой причине за Богопомазанника молятся все православные христиане во всем мире, ибо молитва за Него есть самая ПЕРВАЯ и самая ГЛАВНАЯ их ОБЯЗАННОСТЬ. Богопомазанник, Ц арь, будучи внешним епископом земной Церкви, надзирает и за священством (церковным устроением оберегая честь священства!), и царствует в Своем православном Царстве (мощью Государства ограждая своих подданных от расхищения и законами удерживая их от греха). Ибо пред Богом Он несет ответ и за народ Божий, и за земную Церковь (за наследие Божие).

Со времен первого новозаветного блюстителя Престола Давида – равноапостольного Императора Константина Великого - Царь-Богопомазанник (Христос Господень), являясь на земле образом (иконой) Иисуса Христа всех Царявсеми обладающего, Своей царской властью обеспечивает на земле подготовку Своих пасомых в Царство Небесное[159].

Первым русским блюстителем престола Давида является благоверный и христолюбивый Царь Иоанн IV Грозный, который существенно усовершенствовал симфонию светской и церковной сфер властей в православном Царстве народа Божьего. Вся полнота симфонии властей символически изображена на Большой государственной печати Царства Московского, которую Царь Иоанн Васильевич учредил в 1577 году. На этой печати отчетливо показано подчинение Богопомазаннику священства всех титулов и рангов, ибо обе головы двуглавого орла, символизирующие светскую и церковную сферы власти, лишены корон, «все значение которых полностью обратилось в корону Царскую»[160] над ними.

Подвиг Императора Петра Великого, который отчетливо понимал всю тяжесть Своей ответственности пред Богом и за богоносный русский народ, и за земную Церковь, и заключается в том, что Он претворил в жизнь симфонию властей, изображенную в российском государственном гербе со времен Царя Иоанна Грозного. Он Своей властью Богопомазанника четко очертил на практике богоугодные границы между областью применения духовной власти духовенства и областью царской власти в Церкви земной. Тем самым, Он оживил обе земные составляющие двуединства Власти Христовой в симфоническом их звучании. В Иисусе Христе эти власти не могут быть не согласны (не симфоничны) между собой. А потому, чтобы воистину являться властью Иисус Христовой на земле обе ветви должны быть: а) нераздельны, то есть взаимно согласны и б) неслияны – следовательно строго разделены по областям своего действования.

Тяжелейшее непонимание духовенством границ своей власти, уже не раз проявлялось прежде. Похищением себе и власти и имени царского, дело работников винограда Христова превращалось в столпотворение вавилонское: И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя (Быт. 11,4). Немудрено, что Господь прекратил это безобразие, разделением единого народа на многие. Так и здесь, Господь через Помазанника Своего разделил единое патриаршеское достоинство среди многих епископов Синода. И претворяя в жизнь симфонические отношения между священством и царством, Император Петр Великий установил богоугодные взаимоотношения правительствующего Святейшего Синода с правительствующим Синклитом ]. Уже в 1700 году, как мы видели, происходит фактическая отмена патриаршеского достоинства; к 1721 году относится учреждение Синода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.007 с.)