Республиканской олимпиады обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республиканской олимпиады обучающихся



ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

  Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 баллов= 30 баллов)

К 210-летию со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин

1. «Там русский дух, там Русью пахнет»,– писал А.С. Пушкин. Где «там»? (5 баллов).

2. А.С. Пушкин писал: «Правдив и свободен их вещий язык…» Чей язык? (5 баллов).

3. Какие «зимние стихи» А.С. Пушкина можно назвать? (два-три) (5 баллов).

4.  «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду А.С. Пушкин? (5 баллов).

5. О ком и почему начинающий поэт скажет: «Вы дядя мой и на Парнасе» (5 баллов).

6. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея? (5 баллов).

II -й уровень. Выполните задания (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и жанром. Вспомните и запишите считалку (2,5 б.*3=7,5+2,5 б.=10 б.).

1. 127 148 230. 14 12 20? 0… А) Маpш  
2. 30000... 103 000 000... 48... 102 000 000 000 000... 115... 106... 43... - 8000... 2003... Б) Считалка
3. 18 17! 18 16! 115 13 3006! 90 17! 90 16! 240 110! 526! В) Элегия

8. Отвечая на поставленные вопросы, напишите анализ произведения в форме связного текста. Пишите внятно, разборчиво, доказательно. Ответ на каждый вопрос пишите с красной строки (20 баллов).

Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869)

ЖИТЕЛЬ АФОНСКОЙ ГОРЫ

(Из «Сказок дедушки Иринея»)

На Афонской горе жил учёный, благочестивый муж. Смолоду он научился разным наукам, знал целебную силу трав и кореньев. Часто он ходил по хижинам бедных людей, лечил больных, утешал умирающих. И были ему от всех любовь и почёт.

Однажды ту страну посетила страшная зараза – чума моровая. Люди заболевали, и многие умирали; во всех хижинах были больные, и отовсюду посылали за добрым и учёным лекарем, чтобы пришёл он утешить и помочь страждущим.

Без устали ходил по больным добрый лекарь и раздавал лекарства. Иногда, когда мог захватить болезнь вовремя, он вылечивал; но чаще беспечные люди присылали за лекарем тогда, когда уже больной был при последнем издыхании, когда уж никакие лекарства помочь не могут, а неразумные люди упрекали и бранили доброго лекаря, как будто он был виноват в их беспечности.

Эти упрёки оскорбляли доброго лекаря; изнемог он и от усталости, и пришло ему на мысль:

– Зачем тружусь я для людей, да ещё неблагодарных? Зачем я жертвую собою для неразумных, которые не считают, кому я помог моим лекарством, а только жалуются, что я не вылечиваю полумёртвых? Зачем я подвергаю себя опасности заразиться от больных, мне вовсе чужих? Останусь я спокойно на горе; чума сюда не заходит, а там внизу пусть заболевают неразумные; мне дела нет: их вина!

С этими мыслями он пошёл на гору. Вдруг видит он, невдалеке растёт прекрасный цветок, и такой он красивый, и такой от него запах.

– Вот, – подумал лекарь, – и цветок меня тому же научает: растёт он здесь на горе, красуется, и ни до кого ему нет дела; ему здесь хорошо, ветерок повевает, солнышко греет, роса обливает, и растёт он здесь никому другому, а только себе на радость. Так буду и я жить, думать только о себе, а о других не заботиться.

Между тем он наклонился над цветком, чтобы лучше разглядеть. Смотрит: внутри цветка – мёртвая пчела. Собирая мёд и цветочную пыль, она ослабела, прилипла к цветку и замерла. Лекарь посмотрел, подумал, и краска стыда выступила у него на лице.

– Боже! – сказал он, – прости моему унынию и неразумию! По Твоей воле набрёл я на этот цветок, чтобы простое насекомое пристыдило меня. Для кого трудилась эта пчела, для кого собирала мёд? Не для себя, а для других. Так же, как и мне, ей никто не скажет спасибо; так же, как и меня, её всякий гнал, а между тем она всё трудилась и на труд свою жизнь положила. Прости, Господи, моему унынию и неразумию. Умудри и меня, как ты умудрил пчелу-медоносицу!

И снова начал лекарь собирать целебные травы, и снова до пота лица стал ходить по хижинам и помогать больным, утешать умирающих. (1840)

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о горе Афон? Почему писатель обозначил именно это место?

2. Почему люди ругали доктора, который их лечил?

3. Что заставило доктора отправиться на гору?

4. Почему цветок и пчела навели доктора на мысль вернуться к людям?

5. Что для лекаря значит вера в Бога и обращение к Нему?

6. Можно ли предположить время действия?

7. Как объяснить особенности этого произведения в цикле сказок? Сравните с другими знакомыми вам сказками.

III -й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

P.S. Всего 100 баллов


ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

  Пользу книг ничем не измерить, Книга в жизнь открывает двери. В. Маяковский

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 баллов = 30 баллов)

2 12 46

48 3 06

33 1 102

8 30 32

А) Хайку  
2. 2 4 37 42 15 230 5 6 7 29 20 10 40 5 15 1.000.000 14, 39 8 20, 25 11… 117 117 19 9 5! 117 117 48 35! Б) Частушка
3.

127 148 230.
14 12 20?
0...

В) Марш  
           

8.Проведите целостный анализ прозаического текста, опираясь на вопросы, данные после него. Ответ оформите в виде связного текста (20 баллов).

ДРУЖИЩЕ ТОБИК (О СОБАКЕ АЛЕКСАНДРА ГРИНА)

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.

Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»

Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой собаки.

На это Грин спокойно отвечал соседям:

– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.

Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер.

Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

– Давно он ослеп? – спросил я.

– Да после смерти хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.

Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.

Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.

Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.

Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.

Вопросы и задания

1. Как объяснить, что автор свел вместе людей и собак в этом рассказе? Приведите примеры произведений о собаках.

2. Как объяснить присутствие в рассказе двух персонажей-писателей; в чём их сходство и, возможно, различие?

3. Прокомментируйте антитезы (противопоставления) и параллели (сопоставления на основе близости) в этом рассказе, приведите примеры из текста.

4. Как меняется интонация рассказчика в этом произведении?

5. Убедителен ли рассказ? Согласны ли вы с автором в его обращении к читателю в последнем абзаце текста? Объясните своё отношение.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)

9. Напишите сочинение-миниатюру (от 0,75 страницы) ( 15С + 15ЯО = 30 баллов).

Ø Мой Пушкин

Ø Почему не сбылась счастливая «сказка» Германа в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

Ø Как любимые герои повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина проявляют себя «людьми чести»?

Ø Почему сегодня люди стали меньше читать? Мои предложения по искоренению этого зла

Ø Не называя имени (но дав ответ в конце), представьте словесный
портрет любимого писателя

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.

Художественное чтение.

Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

P.S. Всего 100 баллов


ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте

только перед человеком просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 баллов = 30 баллов)

К 210-летию со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин

1. Назовите юношеское увлечение А.С. Пушкина, которое он описал в романе «Евгений Онегин» как пребывание в «волшебном краю» (5 баллов).

2. Перечислите оперы и балеты, написанные на пушкинские стихи (не более пяти) (5*1б=5 баллов).

3. У кого из пушкинских героев были няни? Как их звали? (5 баллов).

4. Какое первое стихотворение опубликовал А.С. Пушкин? Под каким псевдонимом? (5 баллов).

5. «Горишь ты, лампада наша, Подруга бдений и пиров?», «Зелёная лампа нагорела – кажется, гаснет – а жаль…» О какой лампе говорит А.С. Пушкин? (5 баллов).

6. Кто сказал о Пушкине-лицеисте: «…скоро явится свету второй Державин» и «это надежда нашей словесности»? (5 баллов).

 

II-й уровень. Выполните задания (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю даётся полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и стихотворением и отрывком из произведения А.С. Пушкина (2,5б.*4=10).

1. 138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225 А) А.С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», письмо Татьяны к Онегину) Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать...
2. 17 30 29 128 35 133 149 516 2 105 5020 6 108 15 30 47 127 5 2 08 2000 0 27 Б) А.С. Пушкин (из романа в стихах «Евгений Онегин») Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!»
3. 511 16 5 20 337 712 19 2000047 3 1512 16025 11 0 3 15 100006 0 23 В) А.С. Пушкин (К ***) Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревоге шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
4. 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Д) А.С. Пушкин (из поэмы «Руслан и Людмила») У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…

8. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Проведите идейно-художественный анализ произведения. Оформите его в виде связного текста. При ответе напишите, почему поэт сравнивает лица людей с окнами и домами, а не с чем-то другим, какие лица нравятся автору. Согласны ли вы с ним? Почему? (20 баллов).

Н. Заболоцкий

О красоте человеческих лиц

 

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

1955 г.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С15 б.+ЯО15 б.=30 баллов)

9. Напишите сочинение (от 1,25 страницы)

Ø Мой Пушкин

Ø Мир пушкинской поэзии

Ø Письмо Александру Сергеевичу Пушкину

Ø «На свете счастья нет, но …» В чем искал счастья великий поэт А.С. Пушкин?

Ø Кто он таков, Евгений Онегин, и почему он «добрый приятель» автора одноимённого романа?

Ø Не называя имени (но дав ответ в конце), представьте словесный
портрет любимого писателя

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.

Художественное чтение.

Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение

 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),

драматических отрывков.

P.S. Всего 100 баллов


ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

Литература – это совесть общества, его душа.
Д. Лихачев

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 баллов = 30 баллов)

А.А. Фет

На заре ты ее не буди...

 

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842 г.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: С15 б. + ЯО15 б. = 30 баллов)

9. Напишите сочинение (от 1,5 стр.) на одну из предложенных тем.

Ø Мой Пушкин

Ø Каков же «нерукотворный памятник» создан гением А.С. Пушкина?

Ø Как играет судьба героями А.С. Пушкина?

Ø Не называя имени (но дав ответ в конце), представьте словесный
портрет любимого писателя

Ø Донецкий край в творчестве русских писателей (к 150-летию со дня основания города Донецка)

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть (10 баллов)

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

Чтение – это прежде всего сотворчество.
М. Цветаева

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 б. = 30 баллов)

В. Брюсов

Отточенный булат — луч рдяного заката!

Отточенный булат — луч рдяного заката!

Твоя игрушка, Рок, — прозрачный серп луны!

Но иногда в клинок — из серебра и злата

Судьба вливает яд: пленительные сны!

Чудесен женский взгляд — в час грез и аромата,

Когда покой глубок. Чудесен сон весны!

Но он порой жесток — и мы им пленены:

За ним таится ад — навеки, без возврата.

Прекрасен нежный зов — под ропот нежный струй,

Есть в сочетаньи слов — как будто поцелуй,

Залог предвечных числ — влечет творить поэта!

Но и певучий стих — твой раб всегдашний, Страсть,

Порой в словах своих — певец находит власть:

Скрывает тайный смысл — в полустихах сонета.

1918 г.

 

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)

9. Напишите сочинение (от 1,5 стр.) на одну из предложенных тем.

Ø Мой Пушкин

Ø На кашалотьей

Туше судьбы —

Мускул полёта,

Бега,

Борьбы.

Р. S. Всего 100 баллов

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Класс

  Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский

I-й уровень. Дайте развёрнутые ответы на вопросы (6 заданий по 5 баллов= 30 баллов)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.11 с.)