К 210-летию со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К 210-летию со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин



1. «Там русский дух, там Русью пахнет»,– писал А.С. Пушкин. Где «там»? (5 баллов).

2. А.С. Пушкин писал: «Правдив и свободен их вещий язык…» Чей язык? (5 баллов).

3. Какие «зимние стихи» А.С. Пушкина можно назвать? (два-три) (5 баллов).

4.  «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду А.С. Пушкин? (5 баллов).

5. О ком и почему начинающий поэт скажет: «Вы дядя мой и на Парнасе» (5 баллов).

6. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея? (5 баллов).

II -й уровень. Выполните задания (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

В цифровой поэзии используют только числительные. Для экономии места так числами и записывают, однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

В цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

Установите соответствие между цифровым стихотворением и жанром. Вспомните и запишите считалку (2,5 б.*3=7,5+2,5 б.=10 б.).

1. 127 148 230. 14 12 20? 0… А) Маpш  
2. 30000... 103 000 000... 48... 102 000 000 000 000... 115... 106... 43... - 8000... 2003... Б) Считалка
3. 18 17! 18 16! 115 13 3006! 90 17! 90 16! 240 110! 526! В) Элегия

8. Отвечая на поставленные вопросы, напишите анализ произведения в форме связного текста. Пишите внятно, разборчиво, доказательно. Ответ на каждый вопрос пишите с красной строки (20 баллов).

Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869)

ЖИТЕЛЬ АФОНСКОЙ ГОРЫ

(Из «Сказок дедушки Иринея»)

На Афонской горе жил учёный, благочестивый муж. Смолоду он научился разным наукам, знал целебную силу трав и кореньев. Часто он ходил по хижинам бедных людей, лечил больных, утешал умирающих. И были ему от всех любовь и почёт.

Однажды ту страну посетила страшная зараза – чума моровая. Люди заболевали, и многие умирали; во всех хижинах были больные, и отовсюду посылали за добрым и учёным лекарем, чтобы пришёл он утешить и помочь страждущим.

Без устали ходил по больным добрый лекарь и раздавал лекарства. Иногда, когда мог захватить болезнь вовремя, он вылечивал; но чаще беспечные люди присылали за лекарем тогда, когда уже больной был при последнем издыхании, когда уж никакие лекарства помочь не могут, а неразумные люди упрекали и бранили доброго лекаря, как будто он был виноват в их беспечности.

Эти упрёки оскорбляли доброго лекаря; изнемог он и от усталости, и пришло ему на мысль:

– Зачем тружусь я для людей, да ещё неблагодарных? Зачем я жертвую собою для неразумных, которые не считают, кому я помог моим лекарством, а только жалуются, что я не вылечиваю полумёртвых? Зачем я подвергаю себя опасности заразиться от больных, мне вовсе чужих? Останусь я спокойно на горе; чума сюда не заходит, а там внизу пусть заболевают неразумные; мне дела нет: их вина!

С этими мыслями он пошёл на гору. Вдруг видит он, невдалеке растёт прекрасный цветок, и такой он красивый, и такой от него запах.

– Вот, – подумал лекарь, – и цветок меня тому же научает: растёт он здесь на горе, красуется, и ни до кого ему нет дела; ему здесь хорошо, ветерок повевает, солнышко греет, роса обливает, и растёт он здесь никому другому, а только себе на радость. Так буду и я жить, думать только о себе, а о других не заботиться.

Между тем он наклонился над цветком, чтобы лучше разглядеть. Смотрит: внутри цветка – мёртвая пчела. Собирая мёд и цветочную пыль, она ослабела, прилипла к цветку и замерла. Лекарь посмотрел, подумал, и краска стыда выступила у него на лице.

– Боже! – сказал он, – прости моему унынию и неразумию! По Твоей воле набрёл я на этот цветок, чтобы простое насекомое пристыдило меня. Для кого трудилась эта пчела, для кого собирала мёд? Не для себя, а для других. Так же, как и мне, ей никто не скажет спасибо; так же, как и меня, её всякий гнал, а между тем она всё трудилась и на труд свою жизнь положила. Прости, Господи, моему унынию и неразумию. Умудри и меня, как ты умудрил пчелу-медоносицу!

И снова начал лекарь собирать целебные травы, и снова до пота лица стал ходить по хижинам и помогать больным, утешать умирающих. (1840)

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о горе Афон? Почему писатель обозначил именно это место?

2. Почему люди ругали доктора, который их лечил?

3. Что заставило доктора отправиться на гору?

4. Почему цветок и пчела навели доктора на мысль вернуться к людям?

5. Что для лекаря значит вера в Бога и обращение к Нему?

6. Можно ли предположить время действия?

7. Как объяснить особенности этого произведения в цикле сказок? Сравните с другими знакомыми вам сказками.

III -й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)