Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуализация знаний обучающихся (12 мин. )

Поиск

1) Ребята, что вы знаете о жизни Чехова из школьной программы, какие произведения читали? (Рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и другие).

2) Какие впечатления остались у вас?

Предполагаемые ответы обучающихся: рассказы, на первый взгляд, смешные, но и грустные, люди не уважают себя, своё человеческое достоинство.

3) Что вы узнали о Чехове из учебника литературы? Главы: «Особенности художественного мироощущения Чехова», «Труд самовоспитания». Предполагаемые ответы обучающихся: главное качество его характера – внутренняя свобода. Чехов себя «дрессировал», постоянно воспитывал и близких ему людей.

4) Каким человеком предстает Чехов в воспоминаниях современников? Вам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского. Прочитайте его внимательно и сделайте отметки на полях: «+» напротив тех сведений, которые вы уже знали о Чехове, «٧» напротив того материала, который вы узнали только сегодня, «?» – какие вопросы хотели задать преподавателю, а затем допишите последнее предложение: «Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы, но и…»

5) Итак, что нового вы узнали о Чехове:

Предполагаемые ответы:

- Гостеприимный, общительный, энергичный, работал, как фабрика, душевно щедрый, жизнь любил во всех ее проявлениях.

- Натура жизнеутверждающая, активная, он не только описывал жизнь, но и переделывал её, много строил, сажал, сеял, созидал.

- Ценой собственного здоровья совершил поездку на Сахалин, помог улучшить условия содержания заключенных.

- Лучшие черты своей личности он воспитал в себе сам, освободил свою психику от подхалимства и угодничества.


4. Содержательная часть урока – изучение нового материала (58 мин.)

Уже в ранних юмористических рассказах А.П. Чехов рассматривал различные грани духовного подчинения и рабства человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную емкую формулу – «футляр». Зрелый Чехов 900-х годов пишет трилогию “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” и рассказ “Ионыч”, которые вы прочитали.

Кто герои этих рассказов по профессии? “Человек в футляре” – учитель Беликов, “Ионыч ”- врач, мелкий чиновник Николай Иванович в рассказе “Крыжовник”, то есть обыкновенные люди, такие же, как мы. Но что требует от человека профессия учителя, врача, юриста, чиновника? Как вы считаете?

Предполагаемые ответы:

- Знание своего дела, выполнение своих обязанностей.

- Способность поставить себя на место другого человека, понять его проблемы.

- А какими людьми предстают герои прочитанных вами рассказов?

Обучающиеся распределяются на группы, выбирают координаторов и получают задания на общее обсуждение в группе. Анализ ответов групп ведут «литературные критики» из числа преподавателей, но результаты будут обобщены только в конце занятия.

Для обсуждения в группах ключевые слова в названии рассказа «Человек в футляре» выделяются по-разному:

- Человек в футляре - ключевое слово - футляр.

- Че-ло-век! вфутляре - ключевое слово - человек!

Задания группам по 1-ой интерпретации:

Общий вопрос:

- Как вы понимаете слово футляр?

Предполагаемый ответ: Футляр - это более жесткий предмет по форме, чем чехол, в который кладется вещь. Это надежная защита от внешней среды.

Вопросы группам:

- Что сделал со своей жизнью учитель Беликов, в какие «футляры» спрятал себя?

Предполагаемые ответы обучающихся: у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала его в постоянной тревоге.

- В какие «футляры» он спрятал свои мысли?

Предполагаемые ответы: он ищет жизненные ориентиры, в которых всё четко и однозначно. Это запретительные циркуляры. А разрешение – «оно, конечно, так-то-так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло.

- Правильно ли он выбрал профессию? Как он относился к ученикам? Какая профессия лучше ему подходит?

Предполагаемые ответы: Беликов – учитель гимназии, но «многолюдная гимназия была страшна, противна». Профессия учителя требует от человека готовности воспринимать жизнь во всем многообразии, понимать тех, с кем работаешь, и тех, кого учишь. Он не может быть учителем, поскольку просто не способен вести такой образ жизни. Он мог стать бухгалтером, архивным работником.

- Почему единственным разрешением его жизненной ситуации стала смерть?

Предполагаемые ответы: это его идеал. Ему удалось достичь идеала, точно он был рад, что его, наконец, положили в футляр, из которого он никогда не выйдет.

После трёхминутного обсуждения каждая группа даёт ответ.

Задания группам по 2-ой интерпретации:                  

Общий вопрос:

- Вам жалко Беликова или нет? Почему?

Предполагаемый ответ: да, жалко. Ведь человек сам запер себя в “футляр” и закрылся от окружающих.

Вопросы группам:

- Как вы понимаете слова Буркина: «заработала машина» - о женитьбе Беликова?

Предполагаемые ответы: учителя в данном рассказе – сами люди далеко не высоконравственные, создают трагическую ситуацию. Они решили женить Беликова. Сама мысль о возможной женитьбе является слишком сильным потрясением, вызывает ужас, так как Беликов ничего не знает о семейной жизни, сердечных отношениях. Накопления противоречий приводят его к стадии инцидента: весь город смеялся над карикатурой на «влюбленного антропоса» и Вареньку. Кульминации рассказа – падение Беликова с лестницы, произошедшее на глазах у Вареньки. Герой вызывает сочувствие, потому что учителя сыграли с ним злую шутку.

- Кто виновен в смерти Беликова?

Предполагаемые ответы:учителя гимназии и «гимназические дамы» манипулировали им и привели к уходу из жизни. В трагическом уходе из жизни виновен не только Коваленко, столкнувший его с лестницы, но и коллеги-учителя.

- Как отнеслись коллеги к его смерти?

  Предполагаемые ответы: страшно звучат слова: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Это говорит его коллега, товарищ! Эти «мыслящие люди» дождались смерти героя, как праздника, но «жизнь потекла по-прежнему. Не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне». Не стало лучше.

- Почему жизнь в городе не изменилась после смерти Беликова?

Предполагаемые ответы: неужели его «футлярные соображения» держали в руках всю гимназию целых 15 лет? Не Беликов не давал учителям реализовать себя, «громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте», а они сами не делали этого.

Общий вопрос:

- Какоймы можем сделать вывод? Что такое футлярность сознания, поведения, только ли Беликову она присуща?

Предполагаемый ответ:«А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Ответы и дополнения из других групп учитываются «литературными критиками», но не комментируются.

Запись в тетради:

Футлярность - это отрицания личной нравственной ответственности за все, что происходит с тобой, и стремление переложить вину на окружающих….

Что общего в профессиях учителя, врача, юриста, чиновника?

Во-первых, это государственные служащие. Во-вторых, каждый из них по-своему отвечает за духовное и/или физическое здоровье людей, за качество их жизни.

Какова профессия героя рассказа «Ионыч»? Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев.

Слово предоставляется студентам, подготовившим исследовательскую работу на тему «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Первый студент: Рассказ “Ионыч” состоит из пяти глав, каждая из которых изображает определенный этап жизненного пути главного героя. Этот путь чем-то напоминает движение по лестнице. И мы представляем такую лестницу (показ слайд-презентации).

Вопросы группам:

Второй студент:  

Как Вы думаете, куда может быть путь вверх с житейской точки зрения?

Предполагаемый ответ: с житейской точки зрения, это путь к материальному благополучию, к достижению определенного положения в обществе.

Как Вы думаете, куда может быть путь вверх с духовной точки зрения?

Предполагаемый ответ: с духовной точки зрения - путь к духовному совершенствованию, к Богу.

Первый студент:

Как Вы думаете, куда может быть путь вниз с житейской точки зрения?

Предполагаемый ответ: с житейской точки зрения, это путь к нищете, разорению, отторжению от общества.

Как Вы думаете, куда может быть путь вниз с духовной точки зрения?

Предполагаемый ответ: с духовной точки зрения - падение духа, деградация.

Презентующие принимают все точки зрения и дополнения, которые оценят «литературные критики».

Второй студент: Мы в тексте рассказа нашли своеобразные вехи, по которым можно определить рост материального благосостояния доктора Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

1 этап. По окончании университета Старцев вступил в должность земского врача. Он сын дьячка, но сумел выучиться на врача, что было непросто в его положении – значит, он активно стремился к этому, много работал. Закончив курс, самоотверженно трудился, любил говорить о своей больнице. Он образован, начитан, музыкален, ему интересно говорить о литературе и искусстве.

  Первый студент:

2 этап. Он год прожил в деревне, много работал, ему хочется покоя и комфорта, который он нашел в семье Туркиных. «У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», то есть его материальное состояние улучшилось. И душа у него живая. Он влюбился в Екатерину Ивановну. Ему хочется любви, хотя холодный кусочек его души рассуждает: «Что скажут товарищи, когда узнают? К чему поведет этот роман?» Но сердце берет верх над этими рассуждениями, и, получив записку, он едет на кладбище, а потом делает предложение. При этом думает: “А приданого они дадут, должно быть, немало…”. Эти прагматические мысли не дают нам поверить в его любовь. И после отказа «у Старцева перестало беспокойно биться сердце… Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал», а потом успокоился и зажил по-прежнему.

Второй студент:

3 этап. Прошло 4 года. «В городе у Старцева уже большая практика». «Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке». Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели раздражали его. От таких развлечений, как театры и концерты, он уклонялся, но в винт играл каждый вечер часа по три с наслаждением. Было у него еще одно развлечение- это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой… И теперь Екатерина Ивановна хочет вдохнуть любовь в их отношения. Сама приглашает его в сад для разговора. В душе Старцева затеплился огонек, но он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас.

Первый студент.

4 этап. Финал рассказа.Прошло еще несколько лет. «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит… у него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и есть уже имение, два дома в городе, он облюбовывает еще третий… У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там… принимая больных, он обыкновенно сердится… и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать только на вопросы, не разговаривать!» Он одинок, живется ему скучно, ничто его не интересует. 


Первый студент.

К какому выводу мы приходим?

Предполагаемый ответ: с житейской точки зрения Старцев поднимается, его материальное состояние растет, социальное положение укрепляется, с духовной позиции он стремительно движется вниз, деградирует. Он уже «не человек».

Вопрос преподавателя группам:

- Мы читали воспоминания Чуковского о Чехове, каким он был доктором?

Предполагаемый ответ: земским врачом, то есть лечил народ, простых людей, самоотверженно работал.

- В какое время своей жизни Старцев был таким же доктором, как Чехов?

Предполагаемый ответ: в самом начале своей карьеры. «В больнице было много очень работы… прошло больше года таким образов в трудах и одиночестве».

- Как он ведет себя с больными в финале рассказа? Почему он уже «не человек»?

Предполагаемый ответ: принимая больных, он обыкновенно сердится,… и кричит своим неприятным голосом: «- Извольте отвечать только на вопрос! Не разговаривать!» «Пополнел, ожирел… пухлый, красный… кажется, что… не человек, а языческий бог».

- Он счастлив? Что стало смыслом его жизни?

  Предполагаемый ответ:все исчезло в нем: стремление служить людям, желание любить, иметь семью. Бумажки заменили всё, что делает человека человеком. Смыслом жизни стала нажива. «Живется ему скучно, ничто его не интересует».

Преподаватель предлагает обучающимся на основе их жизненного опыта и представлений дать свое определение понятию «счастье», желательно несколько вариантов: одним словом, фразой, цитатой. Записать их, можно обсудить в парах, дополнить свои записи.

Преподаватель принимает все трактовки, не оценивая их.

Продолжение - работа с текстом рассказа «Крыжовник».

 

Общий вопрос:

Есть ли в рассказе «Крыжовник» счастливый человек? Чем он счастлив? Предполагаемый ответ: Исполнилась его мечта.

Вопросы группам:

1. Как формировалась мечта героя?

Предполагаемый ответ: «Детство мы провели в деревне на воле. Мой брат тосковал в казенной палате. Мечтал спать на солнышке, сидеть по целым часам и глядеть на поле и лес».

2. С какого момента осуществление мечты вызвало у Вас неприятное ощущение, а может быть, и отвращение?

Предполагаемые ответы: «Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал. Женился на старой,   некрасивой вдове, без всякого чувства, а все потому, что у нее водились деньжонки. Он держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Года через три она отдала богу душу. Брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти».

3. Как стал выглядеть герой, осуществивший свою мечту?

 Предполагаемый ответ: «Постарел, располнел, обрюзг… того и гляди, хрюкнет в одеяло».

4. Какое описание стало кульминацией жизни и кульминацией рассказа?

Предполагаемый ответ: это был свой собственный крыжовник. Николай Иванович глядел на крыжовник молча, со слезами - он не мог говорить от

волнения. Брал по ягодке, было жестко и кисло, но «я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась».  

5. Какие мысли появились у Ивана Ивановича? Что он понял в себе самом?

Предполагаемый ответ: «… Мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, поучая, как жить, как веровать, как управлять народом… Я уже стар и не гожусь для борьбы». Рассказчик говорит о себе: «Если б я был молод... … поэтому призывает других: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!».

6. Как отнеслись к монологу Ивана Ивановича его слушатели? «Потом все трое сидели в креслах и молчали». Почему?

Предполагаемый ответ: учитель Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович, помещик Алехин – тоже люди в футлярах, ничего не меняющие в себе и в своей жизни.

7. Почему за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком?

Предполагаемый ответ: «Надо постоянно напоминать стуком, что есть несчастные, что как бы ни был ты счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и тебя никто не увидит и не услышит, как теперь ты не видишь и не слышишь других».

8. К чему нас призывает Чехов?

Предполагаемый ответ: «Делайте добро!»

Обобщение материала. Самостоятельное обобщение изученного материала. Составление кластера. Рефлексия. (10 мин.)

Вы записали в тетрадях ваше понимание счастья человека, а теперь составим кластер, отражая основные трактовки каждой группы.

Предполагаемые ответы:

- Счастье - семья, здоровье, близкие и друзья.

- Счастье - это когда все хорошо!

- Счастье - это состояние души, когда бабочки в душе играют.

- Счастье - это взаимная любовь.

- Счастье - это просто глаз любимых взгляд, уютный теплый дом.

- Счастье - осуществление личных желаний своих, устремлений.

Что является счастьем для героев Чехова? Отражаем это в кластере.

А был ли счастливым человеком Чехов, проживший 44 года? В чём его счастье?

Предполагаемые ответы:

- На мой взгляд, не был. Потому что мало прожил.

- Думаю, да. Он дарил счастье людям.

(Музыкальное сопровождение - песня группы «Белая гвардия» «Вы так далеко…»).

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(к уроку литературы)

 

Кластер на тему: что такое счастье человека?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(к уроку литературы)

Текст «Воспоминания Корнея Чуковского о Чехове»

 

Он был гостеприимен, как магнат. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью – и мать, и брата, и сестру, и отца; у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом набивает гостями…

Но без этой его феноменальной общительности, без этой постоянной охоты якшаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется ранними рассказами Чехова.

С самой юности, лет десять-двенадцать подряд, Чехов работал, как фабрика. Энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов «Я готов был обнять и вместить в свою короткую жизнь все доступное человеку.». Сам Чехов уже к тридцатилетнему возрасту побывал и во Владивостоке, и на Гонконге, и на Цейлоне, и в Сингапуре, и в Индии, и в Архипелаге, и в Стамбуле и еще не успел отдохнуть после этой поездки, как уже отправился в Вену, в Венецию, в Рим, в Неаполь, в Монте-Карло, в Париж.

 «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить свои свойства и особенности своего свободного духа», - писал он в «Крыжовнике».

Когда поселился в разоренном и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишневых деревьев и засеял голые участки елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово все зазеленело. В нем самом никогда не угасала потребность сеять, сажать, созидать.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и шелковицы, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни и, по его признанию, буквально блаженствует – «так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг».

Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить ее.

То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром.

То строит невдалеке от Москвы три школы для крестьянских детей, а позже, поселившись в Крыму, строит четвертую школу.

Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.

А его работа в качестве земского врача на холере, когда он один, без помощников, должен был обслуживать двадцать пять деревень! Чехов принимал у себя в усадьбе ежегодно свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно, да еще снабжал каждого из них лекарством. В Ялте взял на себя все попечительство о приезжих больных. Многие чахоточные приезжали тогда в Ялту. «Чехов устроит. Чехов обеспечит и койкой, и столовой, и лечением!». «Денег у меня расходуется ежедневно непостижимо много, непостижимо»,- писал он в письме к жене Ольге Леонардовне Книппер

Был в России строгий и придирчивый критик, который враждебно относился к творчеству Чехова. Это был Антон Павлович Чехов. Когда он получил Пушкинскую премию в 1888 году, недовольство собой выразилось с наибольшей силой: «Сам я от своей работы… удовлетворения не чувствую».

Многие другие писатели, чуть только они добивались известности и выкарабкивались из тяжелой нужды, уезжали туристами куда-нибудь в Париж или в Рим, а Чехов вместо этого сослал себя на каторжный остров Сахалин в 1890 году.

Туда все ехали поневоле. А чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защищать их от произвола бездушно-полицейской системы.

И там, на Сахалине, он взвалил на себя столько работы, что его тоже можно назвать каторжным работником. Собирая материалы для своей будущей книги, он произвел перепись всего населения этого огромного острова, который вдвое больше Греции!

Его слишком ранняя смерть, несомненно, объясняется тем, что в тот самый период, когда он еще мог вылечиться от начавшегося у него туберкулеза, он несколько месяцев кряду провел в таких невыносимо тяжелых условиях, которые и для здорового могли оказаться губительными. 

Лучшие черты своей личности он воспитал в себе сам. Потребовались героические усилия воли, чтобы внуку крепостного, сыну лавочника, воспитанному на чинопочитании, целовании рук удалось полностью освободить свою психику от угодничества, подхалимства, самоуничижения. Он выдавил из себя последние «капли раба» к середине 80-х годов

«Дрессировать», воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены, - здесь основное содержание его жизни. Он пытался перевоспитать и других. Отец, мелкий деспот, был тверд как, кремень, но Чехов перевоспитал и его. С братьями было труднее: у них не было той дисциплины, которой он подчинил свою жизнь, и оба погибли зря, растратив свои дарования впустую. Сам он был беспримерно волевой человек, подчинивший своей несгибаемой воле все свои желания и поступки.

Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы…

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методическая разработка практического занятия по дисциплине
«Основы социологии и политологии»
с использованием интерактивных методов обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.01 с.)