Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности обучаемых

Поиск

                                                                                                  Таблица 1

Типы эвристических вопросов Дидактические цели
Какова главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение … Сформулируйте теорему… Углубление и расширение знаний
Опишите… Перескажите… Объясните… Как использовать? Какая разница? Приведите примеры… Обобщите… Систематизируйте… Классифицируйте… Развитие умений
Как решить проблему другим способом? В чем причины? Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите контраргументы. В чем недостатки? Ваш прогноз… (развития событий, качества изделий) Найдите ошибки… Развитие творческих способностей, критического мышления

2.4 Метод «мозгового штурма» (мозговой атаки)

«Мозговой штурм» - метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем [5].

Основателем этого метода обучения считают американского инженера Алекса Осборна, который однажды плыл по океану на морском судне и видел, как мина близко подплыла к борту корабля. Опасаясь взрыва, капитан собрал на палубе всю команду и предложил генерировать идеи, как спасти судно от взрыва мины, а людей – от неминуемой гибели.

Несколько минут все члены команды предлагали свои средства спасения, никто никого не критиковал, ничьих идей не отвергал. Когда число сгенерированных идей стало большим, стали всей командой обсуждать их, отобрали несколько лучших идей, а затем – базовую идею (шлангом с водой отогнать мину от борта корабля на безопасное расстояние). Эта идея была реализована, так корабль и его команда остались целыми и невредимыми. Позже, сойдя на берег, Осборн описал этот метод, он стал достоянием мировой общественности.

Сегодня метод «мозгового штурма» широко распространен в практике работы многих предприятий, организаций, а также в образовательной практике. Он часто применяется при выполнении групповых проектов, в проблемном и развивающем обучении.

Практический совет педагогическим работникам: Фиксируйте все предложения студентов по поводу способов разрешения проблем на доске на этапе генерации идей и не комментируйте их. Чем больше идей будет сгенерировано за отведенное на уроке время, тем больше шансов, что среди этих идей будут весьма полезные предложения. При коллективном обсуждении идей оценивайте силу аргументов в пользу того или другого решения. Базовую идею выбирайте большинством голосов, опираясь на весомые аргументы. Поощряйте студентов за озвученные идеи! Мотивируйте их активность любыми доступными способами! Помните: иногда самые необычные и даже парадоксальные идеи оказываются наиболее полезными.

 


2.5 Кейс-метод

Метод кейсов (case study) или метод конкретных ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес - ситуаций [2].

Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.

Кейсы основываются на реальном фактическом материале или максимально приближены к реальной ситуации.

Впервые кейс-метод был применен в 1924 году в Гарварде. Преподаватели Гарвардской бизнес школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность.

Обучающимся давались описания определенных ситуаций, с которыми столкнулась реальная фирма или организация в своей деятельности, для того, чтобы они ознакомились с проблемой и нашли способ ее решения либо самостоятельно, либо в ходе коллективного обсуждения.

Кейс-метод широко используется в обучении во всем мире и продолжает завоевывать новых сторонников.

В России с конца 90-х годов 20 века используются переводные (западные кейсы). Например, российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х годов выпустила новый продукт – игровой учебный видеокейс.

В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актерами.

Обучающиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика работы с кейсом облегчает проведение занятий.

    С начала 21 века кейсы широко используются в зарубежной практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам – технологическим, туристским – наметилась и в России [2].

Классификация кейсов:

1) по форме представления – бумажные и видеокейсы;

2) по размеру:

- полные кейсы (в среднем 25 страниц), предназначены для командной работы в течение нескольких дней, подразумевают командное выступление для презентации своего решения;

- сжатые кейсы (3-5 страниц), предназначены для разбора на занятии и подразумевают общую дискуссию;

- мини-кейсы (1-2 страницы), предназначены для разбора на одном занятии и используются в качестве иллюстрации к теории, могут быть сформулированы кратко, в виде одного или двух абзацев и снабжены вопросами, на которые надо дать ответ в обсуждении;

3) по уровню сложности:

- кейсы для бакалавров;

- кейсы для магистров;

- кейсы для программ курсов повышения квалификации;

4) по дисциплинам:

- бухгалтерский учет и контроль;

- предпринимательство;

- финансы;

- менеджмент;

- управление информационными системами и др.;

5) по типам компаний:

- кейсы о крупном региональном бизнесе;

- кейсы о малом и среднем бизнесе.

Традиционно бизнес кейс пишется в партнерстве преподавателей и менеджеров компаний. Успешность бизнес кейса зависит от 3-х критериев:

1. Достаточный объем первичных и статистических данных.

2. Участие высшего руководства компаний в ходе написания кейса.

3. Наличие захватывающей бизнес ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.

В настоящее время получили наибольшее распространение кейсы, написанные по североамериканским компаниям, так как именно там зародилась культура ситуационного анализа.

Практический совет педагогическим работникам: Помните, что использование кейс-метода ставит целью включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, обеспечивает переход от учебных ситуаций – к профессиональным. Для достижения целей профессионального обучения наиболее предназначены мини-кейсы, содержание которых Вы можете разрабатывать сами совместно с топ менеджерами предприятий и фирм, организаций.

Требования к кейсам:

1. Правдоподобность описания ситуации.

2. Полнота фактического материала, достаточная для понимания ситуации.

3. Отсутствие избыточных сведений и подсказок.

 

2.6 Метод деловой игры

Игра – один из видов деятельности. Значимость игры заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра снимает стрессовые ситуации, способствует психологической разрядке и гармоничному вовлечению играющих в мир человеческих отношений [5].

Игра как форма организации учебно-воспитательной деятельности дает возможность имитировать те или иные практические ситуации, является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию обучающихся.

С одной стороны, играющий студент осуществляет реальную деятельность, выполнение которой требует решения вполне конкретных и часто нестандартных задач. С другой стороны, ряд моментов этой реальной деятельности носит условный характер, позволяющий абстрагироваться от реальной ситуации, обремененной ответственностью и другими сопутствующими обстоятельствами.

Функция игры в учебном процессе состоит в обеспечении мажорной, мобилизующей обстановки, облегчающей усвоение учебного материала и оказывающей внушающее воздействие.

Деловая игра (ролевая) – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики.

Проведение деловой (ролевой) игры – это развертывание особой (игровой) деятельности ее участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику того или иного процесса.

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой участники берут на себя различные социальные роли (матери, отца, врача, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

Игра дидактическая – организуется педагогом для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и с правилами. В ходе такой игры имитируются те или иные практические ситуации, разрешая которые студенты развивают свое мышление, память, речь, вычислительные и профессиональные навыки, представления об окружающем мире и будущей профессиональной среде.

Практический совет педагогическим работникам: для реализации принципа гуманизации обучения (от слова «гуманный» - любящий людей) чаще используйте на аудиторных занятиях (особенно открытых) игровые методы. Это дает студентам возможность обучаться в психологически комфортных условиях, без стрессов и зубрежки, без страха получить плохую оценку.

Для студентов технических специальностей можно организовать следующие деловые игры:

- «Конструкторский отдел»;

- «Технологическое бюро»;

- «Бюро технического контроля»;

- «Я – техник (сварщик)»;

- «Мое трудоустройство на завод» и т.п.

Деловые игры для студентов юридических специальностей:

- «Осмотр места происшествия»;

- «Я - адвокат»;

- «Суд идет!» и т.п.

Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин могут провести на своих уроках деловые (ролевые) игры:

- «Выборы Президента»;

- «Заседание Организации объединенных наций»:

- «Партийный съезд» и т.п.

Эффективность деловой (ролевой) игры зависит от характера изучаемого материала, выдумки и фантазии педагога, его организационных и импровизационных способностей, профессиональной мобильности.

2.7 Метод дискуссии

    Дискуссия (от латинского «discussio» - рассмотрение, исследование) –

1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; заключается в выявлении и сопоставлении различных точек зрения, позиций, в оперативном выборе и предъявлении необходимой аргументации;

2) метод группового обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск способа решения какой-либо проблемы [5].

Необходимым условием успешного применения метода дискуссии является высокая степень владения участниками дискуссии знаниями и опытом, относящимся к обсуждаемой проблеме.

Практический совет педагогическим работникам:  Не выбирайте этот метод для обсуждения таких проблем, которые студенты на данном этапе обучения пока не в состоянии обсуждать (знаний и опыта не хватает).

 

Учебная дискуссия – форма организации (модель обучения) и способ работы с содержанием учебного материала. Представляет собой организованный педагогом обмен мнениями, в ходе которого студенты отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу.

Дискуссия выполняет учебную функцию предварительной подготовки сознания обучающихся к усвоению теории, идеи, закономерностей, обобщений, истины. Одновременно обеспечивается вовлечение всех студентов в активное взаимодействие.

Дискуссия дает возможность педагогу диагностировать состояние культурного кругозора и общего развития студентов, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, способность студентов интеллектуально и эмоционально воздействовать на своих товарищей.

В сегодняшней России дискуссия признается одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность обучающихся и развивающей их рефлексивное мышление.

 

   


РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В  ГБОУ СПО «ПГК»

3.1 Интерактивный урок литературы

В приложении 1 к данному пособию приведена методическая разработка открытого урока литературы Алиевой Т.М. на тему «А.П. Чехов. Сведения из биографии. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Смысл жизни и счастья человека».

Алиева Т.М. использует на этом уроке следующие педагогические технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- интерактивные технологии;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Из методов обучения, реализуемых на уроке, активными являются:

- проблемное изложение изучаемого материала;

- частично-поисковый;

- метод самостоятельной работы.

Интерактивными методами обучения являются:

- метод мозгового штурма.

- исследовательский.

На данном уроке предусмотрены следующие виды активности обучающихся:

- мышление;

- речь;

- эмоционально-личностное восприятие;

- деятельность (участие в мозговом штурме, публичные выступления, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, исследование первоисточников).

Активность обучающихся на уроке развивается и поддерживается системой мотивации.

Мотивы активной учебной работы:

- творческий характер деятельности;

- эмоции.

 

3.2 Интерактивный урок социологии

В приложении 2 к данному пособию приведена методическая разработка открытого урока социологии Никулиной Н.Н. на тему « Семья: современный взгляд».

Педагогические технологии, используемые Никулиной Н.Н. на данном уроке:

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- интерактивные технологии;

- игровые технологии.

Активные методы обучения, используемые на уроке:

- частично-поисковый;

- метод самостоятельной работы (работа с документами);

- групповой метод работы;

- метод учебно-творческого выражения: самостоятельный поиск информации; метод художественного исполнительства;

- метод кластерного анализа.

Интерактивные методы, используемые на уроке:

- исследовательский (социологическое исследование);

- игровые методы (игра «Угадай, чья мама», викторина);

- метод учебной дискуссии;

- метод мозгового штурма.

Виды активности обучающихся на уроке:

- мышление;

- речь;

- разнообразная деятельность (подготовка газет с фотографиями на тему «Моя семья», презентаций на темы «Мои семейные ценности», «Моя родословная», написание эссе на тему «Зачем современному человеку нужна семья?», заполнение кластера «Семья», самостоятельная работа с документами, участие в викторине и мозговом штурме, в дискуссии);

- эмоционально-личностное восприятие.

Мотивы активной учебной работы:

- живой интерес (тема семьи весьма актуальна для каждого человека);

- творческий характер деятельности;

- состязательность, игровой характер проведения занятий;

- эмоции.

 

3.3 Технологизация процесса разработки интерактивных
учебных занятий

Многие считают процесс проектирования учебных занятий творческим и потому не признают возможность его технологизации.

Технологическим (механическим) можно считать такой процесс, который дает гарантированно высокий результат при условии выполнения определенных действий (операций) по заданному алгоритму.

Предлагаем Вам алгоритм действий по проектированию учебного занятия с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения. Следуя ему, Вы обязательно добьетесь положительного результата на этапе проектирования учебного занятия (методической разработки урока).

 

Алгоритм действий по проектированию учебного занятия
с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

 

1. Определите тему интерактивного занятия (урока).

2. Составьте перечень образовательных результатов интерактивного занятия (урока), опираясь на ФГОС СПО.

3. Сформулируйте цели и задачи интерактивного урока.

4. Выберите подходы к обучению, которые, на Ваш взгляд, наиболее эффективно «работают» на достижение образовательных результатов и повышают степень активности обучаемых, учитывая особенности контингента группы.

5. Определите, какие из известных Вам интерактивных педагогических технологий обучения целесообразно использовать на занятии (уроке).

6. Продумывая план урока, из всего многообразия методов обучения нужно выбрать активные и интерактивные методы, сочетающиеся с отобранными Вами интерактивными педагогическими технологиями.

7. Отберите средства обучения.

8. Подберите приемы педагогической техники, не противоречащие выбранным Вами педагогическим технологиям, активным и интерактивным формам и методам обучения.

9. Напишите черновик методической разработки интерактивного занятия (урока).

10. Проведите рефлексию (ответьте на вопросы):

- Какие интерактивные педагогические технологии предполагается использовать на занятии (уроке)?

- Какие активные и интерактивные методы обучения Вы отобрали для занятия (урока)?

- Какие виды активности обучающихся на занятии (уроке) Вы предусмотрели?

- Что, по Вашему мнению, будет стимулировать активность студентов на проектируемом занятии (уроке)?

11. Если в ходе рефлексии Вы убедитесь в том, что спроектированное Вами занятие (урок) действительно является интерактивным, и налицо все признаки интерактивности, можно подготовить чистовой вариант его методической разработки. А если признаков интерактивности мало и/или  они размыты, нужно снова выполнить пункты 4, 5, 6 данного алгоритма.

 

 


Список источников и литературы,
используемых при подготовке методического пособия

1. М.М. Безруких, Н.В. Жадько. О ключевых компетенциях педагога и    «границах» педагогического образования. // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования. - № 5, 2014. – С. 3-7.

2. Г.К. Селевко Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

4. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общей ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

5. http://ru.Wilipedia.org.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическая разработка урока литературы
с использованием интерактивных методов обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.008 с.)