Для педагогических работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для педагогических работников



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Самара, 2015 г.


        Рекомендовано к изданию решением методического совета №_______ «____» ________________ 2015 г.  
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ____________ Е.М. Садыкова «____» _____________ 2015 г.   Председатель совета Заместитель директора по учебно- методической работе ________________ О.Ю. Нисман «____» _______________ 2015 г.

 

Составители: Мезенева О.В., к.п.н., методист ГБОУ СПО «ПГК» (Разделы 1-3); Алиева Т.М., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК» (Приложение 1); Никулина Н.Н., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК» (Приложение 2).  
Рецензент: Нисман О.Ю., к.п.н., зам. директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО «ПГК».  

 

Методическое пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующим ФГОС СПО.

В пособии просто и лаконично раскрыта сущность активных и интерактивных методов и форм обучения, даны практические советы педагогическим работникам по их эффективному использованию в педагогической деятельности, приведены примеры использования активных и интерактивных форм и методов обучения в практике учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж».

Методическое пособие весьма актуально в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической деятельности с использованием новых технологий, форм и методов работы.

 

 

  МП.0841.2015     ã ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»....................................................................................... 5

1.1 Методы активного обучения (МАО)......................................................... 5

1.2 Признаки активных методов обучения..................................................... 6

1.3 Классификация методов активного обучения (МАО).............................. 7

1.4 Интерактивные методы обучения............................................................. 8

1.5 Активные и интерактивные формы обучения........................................ 10

РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 11

2.1 Метод проектов........................................................................................ 11

2.2 Эвристический (исследовательский) метод............................................. 15

2.3 Метод эвристической беседы.................................................................. 15

2.4 Метод «мозгового штурма» (мозговой атаки)....................................... 16

2.5 Кейс-метод................................................................................................ 18

2.6 Метод деловой игры................................................................................ 20

2.7 Метод дискуссии...................................................................................... 22

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В ГБОУ СПО «ПГК»....................................................................................... 24

3.1 Интерактивный урок литературы........................................................... 24

3.2 Интерактивный урок социологии........................................................... 25

3.3 Технологизация процесса разработки интерактивных учебных занятий 26

Список источников и литературы, используемых при подготовке методического пособия........................................................................................................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методическая разработка урока литературы с использованием интерактивных методов обучения.................................................................... 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Основы социологии и политологии» с использованием интерактивных методов обучения............................................................................................................ 52


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые педагогические работники!

    Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий, сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам труда и оценке его эффективности [1].

    От Вашего умения и готовности «расширить границы» своей профессии, формировать ключевые компетенции, необходимые для решения новых образовательных задач, будет зависеть Ваша конкурентоспособность на рынке труда, востребованность Вас как специалистов, эффективность Вашей педагогической деятельности, профессиональный успех.

    Многие из Вас активно занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, проявляют интерес к вопросам организации учебного процесса, использования современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм обучения. Это приводит к таким позитивным последствиям, как:

- развитие у Вас профессиональной мобильности,

- повышение Вашей самооценки;

- рост мотивации студентов изучать Ваши дисциплины и/или профессиональные модули.

    С целью помочь Вам повысить свою компетентность в вопросах организации учебного процесса в учреждении СПО (аудиторной и внеаудиторной работы) на основе использования активных и интерактивных методов и форм обучения написано данное пособие.

    В нем Вы найдете краткие теоретические сведения, практические советы по реализации активных форм и методов обучения в практике педагогической деятельности, примеры методических разработок интерактивных уроков с анализом признаков интерактивности (рефлексией).

 

Желаем Вам успехов!

Б) Для преподавателя:

Cоздать условия для:

- углубленного анализа и сравнения текстов;

- понимания авторских представлений о достойной жизни                  человека;

- формирования профессионально-значимых качеств личности.


Методические задачи урока:

- актуализировать имеющиеся знания о жизни и творчестве Чехова;

- организовать интеллектуальную деятельность студентов в группах;

- способствовать активному усвоению нового учебного материала, развивая умение анализировать и оценивать нравственные качества героев произведений;

- формировать ценностные представления о смысле человеческой жизни, соотнося чеховское понимание счастья человека с представлениями обучающихся.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения:

1. Учебная литература:

- Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учебник. Часть 2. – Москва: Просвещение, 2012. – 383 с.

- Мордовина И.В. Дисциплина «Литература». Учебное пособие. Часть 1. Самара: ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж», 2014. –116 с.

2. Методические пособия:

- Гладышев В.В. «Футлярность» как внутреннее состояние героев рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова. Материалы к урокам. 10-11 классы.– Москва: Московский лицей, 2003. С. 34-47.

- Соловей Т.Г. К изучению рассказа А.П. Чехова «Ионыч». «Литература в школе», 2012 г., № 6. – С. 25-26.

- Фефилова Г.Е. Литература 10 класс. Планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 226 с.

3. Средства наглядности:

- мультимедийный проектор – 1 шт.;

- экран – 1 шт.;

- презентации по теме – 2 шт.;

- ноутбук – 1 шт.;

- кластер на листе ватмана – 1 шт.;

- музыкальное сопровождение.

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуальная работа, в парах, в группах.


Подходы к обучению, реализуемые на уроке:

1. Компетентностный.

2. Личностно-ориентированный.

3. Коммуникативный.

4. Психологический.

5. Рефлексивный.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- интерактивные технологии;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Дидактические принципы, реализуемые на уроке:

1. Принцип научности.

2. Принцип системности.

3. Принцип сознательности и активности в обучении.

4. Принцип воспитания учащихся в процессе обучения.

5. Принцип самоактуализации.

6. Принцип творчества и успеха.

7. Принцип доверия и поддержки.

8. Принцип наглядности.

9. Принцип связи с практикой, с жизнью.

Методы обучения, реализуемые на уроке:

- проблемное изложение изучаемого материала;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- метод самостоятельной работы;

- метод мозгового штурма.

Приёмы педагогической техники, используемые на уроке:

1. Сотрудничество преподавателя и обучающихся как равноправных партнеров.

2. Опора на личный и читательский опыт обучающихся.

3. Использование вопросов, подводящих к правильному пониманию текста.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Постановка целей и задач урока - 2 мин.

- Сформировать у обучающихся ценностные представления об особенностях духовного мира писателя А.П. Чехова, его восприятии смысла жизни и счастья человека.

- Раскрыть основные идеи произведений писателя «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник».

- Вырабатывать у обучающихся собственную ответственную позицию в оценке нравственных качеств личности, ее профессиональной пригодности.

3. Актуализация знаний обучающихся - 12 мин.

4. Содержательная часть урока – изучение нового материала - 58 мин.

Данная часть включает следующие элементы:

- Работа в группах по осмыслению названия рассказа «Человек в футляре». 

- Презентация исследовательской работы «Вверх по лестнице, идущей вниз» по рассказу «Ионыч», с дальнейшим обсуждением в группе.

- Подготовка к составлению кластера о счастье и смысле человеческой жизни, исходя из жизненного опыта обучающихся и анализа рассказа «Крыжовник».

5. Закрепление пройденного материала, рефлексия - 10 мин.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок - 3 мин.

7. Задание на дом, инструктаж по его выполнению - 3 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие,

- проверка присутствующих на уроке по журналу,

- организация внимания и готовности к уроку.

Обобщение материала. Самостоятельное обобщение изученного материала. Составление кластера. Рефлексия. (10 мин.)

Вы записали в тетрадях ваше понимание счастья человека, а теперь составим кластер, отражая основные трактовки каждой группы.

Предполагаемые ответы:

- Счастье - семья, здоровье, близкие и друзья.

- Счастье - это когда все хорошо!

- Счастье - это состояние души, когда бабочки в душе играют.

- Счастье - это взаимная любовь.

- Счастье - это просто глаз любимых взгляд, уютный теплый дом.

- Счастье - осуществление личных желаний своих, устремлений.

Что является счастьем для героев Чехова? Отражаем это в кластере.

А был ли счастливым человеком Чехов, проживший 44 года? В чём его счастье?

Предполагаемые ответы:

- На мой взгляд, не был. Потому что мало прожил.

- Думаю, да. Он дарил счастье людям.

(Музыкальное сопровождение - песня группы «Белая гвардия» «Вы так далеко…»).

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(к уроку литературы)

 

Кластер на тему: что такое счастье человека?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(к уроку литературы)

Текст «Воспоминания Корнея Чуковского о Чехове»

 

Он был гостеприимен, как магнат. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью – и мать, и брата, и сестру, и отца; у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом набивает гостями…

Но без этой его феноменальной общительности, без этой постоянной охоты якшаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется ранними рассказами Чехова.

С самой юности, лет десять-двенадцать подряд, Чехов работал, как фабрика. Энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов «Я готов был обнять и вместить в свою короткую жизнь все доступное человеку.». Сам Чехов уже к тридцатилетнему возрасту побывал и во Владивостоке, и на Гонконге, и на Цейлоне, и в Сингапуре, и в Индии, и в Архипелаге, и в Стамбуле и еще не успел отдохнуть после этой поездки, как уже отправился в Вену, в Венецию, в Рим, в Неаполь, в Монте-Карло, в Париж.

 «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить свои свойства и особенности своего свободного духа», - писал он в «Крыжовнике».

Когда поселился в разоренном и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишневых деревьев и засеял голые участки елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово все зазеленело. В нем самом никогда не угасала потребность сеять, сажать, созидать.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и шелковицы, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни и, по его признанию, буквально блаженствует – «так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг».

Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить ее.

То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром.

То строит невдалеке от Москвы три школы для крестьянских детей, а позже, поселившись в Крыму, строит четвертую школу.

Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.

А его работа в качестве земского врача на холере, когда он один, без помощников, должен был обслуживать двадцать пять деревень! Чехов принимал у себя в усадьбе ежегодно свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно, да еще снабжал каждого из них лекарством. В Ялте взял на себя все попечительство о приезжих больных. Многие чахоточные приезжали тогда в Ялту. «Чехов устроит. Чехов обеспечит и койкой, и столовой, и лечением!». «Денег у меня расходуется ежедневно непостижимо много, непостижимо»,- писал он в письме к жене Ольге Леонардовне Книппер

Был в России строгий и придирчивый критик, который враждебно относился к творчеству Чехова. Это был Антон Павлович Чехов. Когда он получил Пушкинскую премию в 1888 году, недовольство собой выразилось с наибольшей силой: «Сам я от своей работы… удовлетворения не чувствую».

Многие другие писатели, чуть только они добивались известности и выкарабкивались из тяжелой нужды, уезжали туристами куда-нибудь в Париж или в Рим, а Чехов вместо этого сослал себя на каторжный остров Сахалин в 1890 году.

Туда все ехали поневоле. А чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защищать их от произвола бездушно-полицейской системы.

И там, на Сахалине, он взвалил на себя столько работы, что его тоже можно назвать каторжным работником. Собирая материалы для своей будущей книги, он произвел перепись всего населения этого огромного острова, который вдвое больше Греции!

Его слишком ранняя смерть, несомненно, объясняется тем, что в тот самый период, когда он еще мог вылечиться от начавшегося у него туберкулеза, он несколько месяцев кряду провел в таких невыносимо тяжелых условиях, которые и для здорового могли оказаться губительными. 

Лучшие черты своей личности он воспитал в себе сам. Потребовались героические усилия воли, чтобы внуку крепостного, сыну лавочника, воспитанному на чинопочитании, целовании рук удалось полностью освободить свою психику от угодничества, подхалимства, самоуничижения. Он выдавил из себя последние «капли раба» к середине 80-х годов

«Дрессировать», воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены, - здесь основное содержание его жизни. Он пытался перевоспитать и других. Отец, мелкий деспот, был тверд как, кремень, но Чехов перевоспитал и его. С братьями было труднее: у них не было той дисциплины, которой он подчинил свою жизнь, и оба погибли зря, растратив свои дарования впустую. Сам он был беспримерно волевой человек, подчинивший своей несгибаемой воле все свои желания и поступки.

Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы…

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методическая разработка практического занятия по дисциплине
«Основы социологии и политологии»
с использованием интерактивных методов обучения

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 минуты):

- Приветствие.

Вступительное слово преподавателя: «Добрый день, уважаемые студенты и гости урока. Я рада приветствовать Вас на открытом уроке».

- Проверка присутствующих по журналу.

- Организация и мотивация обучающихся на активную работу.

Развод глазами ребёнка.

Выступление обучающегося: «Развод глазами ребёнка» (Выступление сопровождается презентацией и показом видеоролика).

Не сошлись характерами. Это звучит подобно смертному приговору, который выносится семье. После этого ячейка общества прекращает свое существование, а двум людям даруется возможность начать свою жизнь с чистого листа.

Но если развод происходит в семье, где есть дети, смогут ли они начать свою жизнь с чистого листа? Что происходит в душе ребенка, для которого семья и весь мир вдруг разрывается на две половинки, и в каждой остается самый близкий человек?

Пережить развод не просто. Психологи ставят развод на одно из первых мест как наиболее стрессогенный фактор. Взрослые, решая свои проблемы в личной жизни, зачастую забывают о том, что для ребенка развод означает крах его маленького мира, в котором самые любимые и родные люди теперь не будут вместе.Развод родителей – это не простуда, которой можно переболеть без последствий. Его последствия остаются на всю жизнь. Поэтому ждать, что ребенок «перестанет переживать», и все станет, как раньше – бессмысленно. Необходимо помнить, что развод, каким бы спокойным и мирным он ни был, это травма для ребенка. И его чувства никуда не деваются. Они живут внутри маленького человечка и проявляются в те моменты, когда он чувствует себя в опасности.

Конечно, здесь речь не идет о тех случаях, когда развод является скорее шагом, который способен избавить ребенка от необходимости наблюдать вечные ссоры родителей, а иногда даже рукоприкладства, и когда поведение одного из родителей скорее вредит ребенку. Психическое здоровье ребенка еще сильнее страдает от пребывания в постоянном стрессе от подобных сцен. Дети, не понимая истинных причин ссор родителей, неосознанно возлагают вину на себя. Им кажется, что родители ссорятся, потому что он недостаточно хорош и сделал что-то неправильно. Это, несомненно, сильно влияет на самооценку ребенка, да и отголоски во взрослой жизни предсказать сложно.

Еще хуже, если дети втягиваются в выяснение отношений между родителями и становятся объектами для манипулирования, способом заставить одного из родителей уступить в чем-то. Ребенка зачастую ставят перед выбором – с кем из родителей оставаться? Это вызывает у детей ощущение бессилия и предательства самых близких людей, а также безнадежности и растерянности. Последствиями развода могут стать различные психосоматические заболевания у детей, депрессии, замкнутость, нарушения сна и аппетита.

Реакция детей на развод во многом зависит и от возраста. Младенец может практически не заметить отсутствия одного из родителей и быстро адаптироваться к переменам, особенно при условии, что остальные родственники не изменят своего отношения к нему. Двухлетний ребенок отсутствие родителя, конечно же, заметит, и будет активно интересоваться, куда тот делся, при этом может капризничать и бурно реагировать. От двух лет и до шести ребенок ощущает потрясение и шок и всецело винит себя за происшедшее. С шестилетнего возраста и до девяти лет развод родителей вызывает депрессивное состояние, агрессивные проявления, эмоциональные перепады. У детей резко ухудшается поведение и успеваемость. Ребенок перестает доверять кому бы то ни было, может начать грубить и обманывать. В возрасте 9-11 лет девочки ищут поддержку у подруг, перестают доверять родителям, а мальчики стремятся найти взаимопонимание с отцом. В подростковом возрасте у мальчиков может проявиться агрессивность к отцу, а девочки могут обвинять мать в том, что отношения с отцом разладились. Психологи отмечают, что дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей. Расторжение брака неизбежно влияет на весь процесс взросления ребёнка.

Специалисты советуют не держать ребенка в неведении относительно того, что в семье существуют проблемы, но стараться не травмировать психику ребенка сценами ссор. Ребенку следует доступными словами объяснить, почему родители разводятся, избегая очернять образ родителя, называя его «плохим» и т.п. Для полноценного развития ребенка ему необходимо участие обоих родителей, поэтому не следует ограничивать общения с другим родителем, если это только не вредит ребенку. Ребенок не должен быть средством манипулирования или способом вернуть родителя в семью.

Родителям, подающим на развод, не следует забывать, что разведенные люди становятся друг другу чужими, но для ребенка по-прежнему остаются мамой и папой.

На мой взгляд, развод - это радикальный способ. К нему нужно прибегать только в крайних случаях, когда плюсов от развода будет больше, чем минусов.

Развод - это крайняя мера, поэтому, если есть возможность передумать, принять, понять или простить, лучше родителям сделать это и не рубить с плеча! Потому что, когда родители разводятся, дети испытывают не только огромные психологические страдания, но и потерю очень важных социальных и духовных стандартов – таких, как понятия «семья, брак, любовь, преданность и верность».

И не стараться "загладить" вину материальными благами, такими, как лучшая школа, лучшие игрушки. Ведь никакие «лучшие материальные условия» не заменят теплоту и ласку родителей.

 

Преподаватель: Какие меры, по-Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы укрепить семью и уменьшить количество разводов?

Примерные ответы обучающихся:

- Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

- Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.

- Вернуться к истокам, к вере.

Выступление обучающегося: А самое главное, на мой взгляд, просвещать молодежь, родителей, повышать престиж благополучной здоровой нормальной семьи.

Современное общество и государство, каждая личность индивидуально должны пересмотреть свое отношение к семье: государство должно способствовать повышению социального статуса семьи, культивированию ее как величайшей ценности общественного бытия. Без семьи становится невозможным само существование общества, ибо только семья способна давать обществу людей, в которых оно так остро нуждается. Семья является первичным звеном в длинной цепочке этапов социализации индивида, связывая его с «большим миром». Кроме того, культура общества зависит от культуры семьи. Чем выше культура семейных отношений, тем выше культура всего общества. В конечном итоге, какова семья, таково будет и общество, в котором нам жить. Таково моё мнение! Наличие проблемы разводов и такой её статистики побуждает Россию публично вести борьбу за “сохранение традиционных ценностей” и “против уничтожения семьи”; отражением этого являются законодательные инициативы.

Вопрос обучающимся:

- Какие законодательные инициативы для поддержки семейных ценностей Вам известны?

(Сначала отвечают обучающиеся, а затем появляются слайды презентации).

На экране появляется текст: Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Затем появляется изображение «Конституции РФ». Права семьи защищает Основной закон нашего государства «Конституция РФ» и гарант её – президент страны.

На экране появляется изображение Статьи 38. Права семьи защищает так же «Декларация прав человека».

На экране появляется изображение Статьи 16.

Права ребёнка в семье защищают «Декларация прав ребёнка» и «Конвенция о правах ребенка». На экране появляются изображения этих документов.

Ответы обучающихся.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности – это основа, фундамент семьи. Каков фундамент, такова и семья. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это то, что важно для семьи, то, что объединяет, сближает членов семьи, это ориентиры в жизни семьи. Это отношение человека к человеку, насыщенное любовью и заботой. Это уважение и ответственность по отношению друг к другу. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети…Ценности духовные - это объединяющие семью идеи, убеждения. Это то, ради чего семья в принципе существует.

Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами, некоторые передаются нам из поколения в поколение, те, которые приобрели еще наши родители или бабушки и дедушки. В каждой семье есть свои духовные ценности….

Если задуматься об этом, вполне вероятно, что у большинства семей будет общий набор принципов. Например, большинство из них говорят, что они поддерживают друг друга, доверяют друг другу, заботятся друг о друге, когда в семье возникают критические моменты, и они убеждены, что целостность семьи не будет под угрозой.

 

Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной ценностью любого общества. К сожалению, времена изменились, изменилось отношение к браку. И главное, изменилось отношение к семье, изменяются семейные ценности. Сегодня семьи легко создаются, но и легко разрушаются.

Только вот, семейные ценности вечны, они никуда не должны и не могут исчезнуть.

К духовным семейным ценностям также относятся семейные традиции и устои. Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: "Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение". Из поколения в поколение могут передаваться семейные реликвии: воспоминания, письма, документы, фотографии, награды и др.

К семейным традициям можно отнести начало и окончание учебного года, дни совершеннолетия, получение паспорта, празднование 9 Мая и др.

На слайде:

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Хотим, чтоб про Вас говорилидрузья:

«Какая хорошая эта семья!»

Задание на дом. Инструктаж по его выполнению (3 минуты).

7.1 Составить синквейн со словом «Семья». Инструкция прилагается каждому студенту.

- В первой строчке - тема одним словом (обычно существительное).

- Вторая строчка – два или несколько прилагательных.

- Третья – что делает.

- Четвёртая - из четырёх слов об объекте.

- Пятая - как я к ней отношусь.

7.2 Написать эссе на тему: «Когда я стану родителем, я буду строить свою семью на следующих основах...».

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мезенева Ольга Васильевна,

Методист

Алиева Татьяна Михайловна,

Никулина Нина Николаевна,

преподаватель гуманитарных дисциплин

ГБОУ СПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Самара, 2015 г.


        Рекомендовано к изданию решением методического совета №_______ «____» ________________ 2015 г.  
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ____________ Е.М. Садыкова «____» _____________ 2015 г.   Председатель совета Заместитель директора по учебно- методической работе ________________ О.Ю. Нисман «____» _______________ 2015 г.

 

Составители: Мезенева О.В., к.п.н., методист ГБОУ СПО «ПГК» (Разделы 1-3); Алиева Т.М., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК» (Приложение 1); Никулина Н.Н., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК» (Приложение 2).  
Рецензент: Нисман О.Ю., к.п.н., зам. директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО «ПГК».  

 

Методическое пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующим ФГОС СПО.

В пособии просто и лаконично раскрыта сущность активных и интерактивных методов и форм обучения, даны практические советы педагогическим работникам по их эффективному использованию в педагогической деятельности, приведены примеры использования активных и интерактивных форм и методов обучения в практике учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж».

Методическое пособие весьма актуально в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической деятельности с использованием новых технологий, форм и методов работы.

 

 

  МП.0841.2015     ã ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»....................................................................................... 5

1.1 Методы активного обучения (МАО)......................................................... 5

1.2 Признаки активных методов обучения..................................................... 6

1.3 Классификация методов активного обучения (МАО).............................. 7

1.4 Интерактивные методы обучения............................................................. 8

1.5 Активные и интерактивные формы обучения........................................ 10

РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 11

2.1 Метод проектов........................................................................................ 11

2.2 Эвристический (исследовательский) метод............................................. 15

2.3 Метод эвристической беседы.................................................................. 15

2.4 Метод «мозгового штурма» (мозговой атаки)....................................... 16

2.5 Кейс-метод................................................................................................ 18

2.6 Метод деловой игры................................................................................ 20

2.7 Метод дискуссии...................................................................................... 22

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В ГБОУ СПО «ПГК»....................................................................................... 24

3.1 Интерактивный урок литературы........................................................... 24

3.2 Интерактивный урок социологии........................................................... 25

3.3 Технологизация процесса разработки интерактивных учебных занятий 26

Список источников и литературы, используемых при подготовке методического пособия........................................................................................................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методическая разработка урока литературы с использованием интерактивных методов обучения.................................................................... 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Основы социологии и политологии» с использованием интерактивных методов обучения............................................................................................................ 52


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые педагогические работники!

    Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий, сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам труда и оценке его эффективности [1].

    От Вашего умения и готовности «расширить границы» своей профессии, формировать ключевые компетенции, необходимые для решения новых образовательных задач, будет зависеть Ваша конкурентоспособность на рынке труда, востребованность Вас как специалистов, эффективность Вашей педагогической деятельности, профессиональный успех.

    Многие из Вас активно занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, проявляют интерес к вопросам организации учебного процесса, использования современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм обучения. Это приводит к таким позитивным последствиям, как:

- развитие у Вас профессиональной мобильности,

- повышение Вашей самооценки;

- рост мотивации студентов изучать Ваши дисциплины и/или профессиональные модули.

    С целью помочь Вам повысить свою компетентность в вопросах организации учебного процесса в учреждении СПО (аудиторной и внеаудиторной работы) на основе использования активных и интерактивных методов и форм обучения написано данное пособие.

    В нем Вы найдете краткие теоретические сведения, практические советы по реализации активных форм и методов обучения в практике педагогической деятельности, примеры методических разработок интерактивных уроков с анализом признаков интерактивности (рефлексией).

 

Желаем Вам успехов!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.165 с.)