Технология проблемного обучения в истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проблемного обучения в истории



Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. (Селевко; с. 86).

Методические приемы создания проблемной ситуации:

- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,

- побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин:

1) В современной исторической науке продолжаются различные дискуссии:

- по проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория);

- спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I;

- альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции;

- революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. Учащиеся вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников.

2) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Результативность:создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Я часто практикую технологию проблемного обучения на уроках истории. Так, при изучении в 9-х и 11-х классах темы “Холодная война”, проблемную ситуацию строю на том, что одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагаю выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

 

На уроке всеобщей истории в 8-х классах по теме “Становление индустриального общества” я предлагаю следующее проблемное задание: “Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?”. Учащиеся с удовольствием высказываю своё мнение, и самостоятельно приходят к правильному ответу.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.004 с.)