Использование кейс-технологии в обучении истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование кейс-технологии в обучении истории



Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (casestudies), деловых историй (casestories) и, наконец, просто метод кейсов (casemethod). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе.

Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.

Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) кейсы  и «кабинетные» (выдуманные) кейсы.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик.

Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.

Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:

1.Для кого и для чего пишется кейс;

2.Чему должны научиться учащиеся;

3.Какие уроки они из этого извлекут.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Примерный алгоритм действий:

1) Домашнее задание учащегося;

2) Определение сроков выполнения домашнего задания;

3) Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса;

4) Определение формы урока;

5) Проведение консультаций;

6) Работа в кейсе на уроке.

Действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу. (Земскова; с. 13).

Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информацией, что позволяет актуализировать свои знания и активизировать научно-исследовательскую деятельность. Хороший кейс, как правило, учит искать неординарные подходы, т.к. не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт вас к нужным результатам». (Давиденко; с. 15).

При обучении на основе кейсов можно использовать несколько форматов дискуссии:

Учитель – ученик: перекрёстный допрос.

Ученик – ученик: конфронтация или/и кооперация.

Ученик – ученик: «играть роль» (студент принимает на себя определённую роль).

Учитель – класс: «безмолвный формат» (вопрос, первоначально адресованный одному ученику, а потом и всему классу, когда нет ответа).

Любой кейс даёт возможность учителю использовать его на различных этапах образовательных процесса: на стадии обучения, проверки результатов обучения.

Использование кейсов в процессе обучения обычно основывается на двух методах: первый – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод индивидуального или группового опроса, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации.

В свободной дискуссии преподаватель обычно задаёт в начале вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы за и против и объяснения к ним, контролируя процесс дискуссии, но не её содержание, ожидая в конце дискуссии письменного анализа кейса от конкретного ученика или группы учеников. Кейсы помогают ученикам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные, не структурированные проблемы.(Маргвелашвили; с. 8).

Примеры кейсов, которые я практикую на уроках представлены в приложении. (Приложение 4).


 

Заключение

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека». Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации. Причём приоритетным считается овладение интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”. Данная работа показывает, как можно заинтересовать учащихся на уроках истории. Современные образовательные технологии, описанные в моей работе, помогут учителю правильно выбрать путь, по которому он поведёт своих учеников, чтобы достигнуть успеха в совместной с ними деятельности.

Сегодня смело можно утверждать, что новые технологии дают нам:

- сокращение временных затрат на подготовку учащихся к урокам, и как следствие снижение нагрузки на учащихся,

-способствуют формированию ключевых компетенций, обобщают знания о природе, человеке, обществе,

-способствуют формированию качественно нового образовательного продукта, как квинтэссенции всех ключевых компетенций востребованных в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.


Список литературы

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике.// Школьные технологии. - 2005. - №1.

2. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом. – 2000. – № 7.

3. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

4. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.

6. Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

7. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1983.

8. Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону: МАРТ, 2002.

9. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 1997.

10. Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом. – 2000 - № 10.

11. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. -Волгоград: Перемена, 2006.

12. СелевкоГ.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006.

13. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

14. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов - М.: Гманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

15. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4.

Интернет-источники

16. Википедия: свободная энциклопедия [Сайт]. / URL: http://ru.wikipedia.org.

 

 


17.

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.)