Анализ существующих программ внеурочных занятий по физической культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ существующих программ внеурочных занятий по физической культуре



В отечественной системе образования спортивно-оздоровительное направление реализуется через привлечение к спортивно-массовой и соревновательной деятельности, формирование интересов и устойчивой потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности являются основным документом, регламентирующим реализацию курса внеурочной деятельности. Программы разрабатываются педагогами образовательной организации на основе опубликованных программ внеурочной деятельности или могут быть авторскими, ориентированными на образовательные потребности обучающихся, условия, имеющиеся в общеобразовательной организации, традиции школы.

В качестве примеров были рассмотрены несколько программ внеурочной деятельности по физической культуре для 10–11 классов.

- Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов «Спортивные резервы». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», Темрюкский район. Программа утверждена решением педсовета, протокол № 1 от 30 августа 2017 года.

- Рабочая программа по дзюдо. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 357 с углубленным изучением физической культуры» Приморского района Санкт-Петербурга «Олимпийские надежды». Утверждена 31.08.2017 года.

- Секция по волейболу 10–11 класс. Программа внеурочной деятельности. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский», 2015 год.

- «Спортивный клуб». Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21», Нижневартовск, 2017 год.

Все документы отвечают требованиям ФГОС СОО, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Обратим внимание на некоторые аспекты, которые мы считаем особенно важными для программы по физической культуре, в частности, по внеурочным занятиям дзюдо. Данные комментарии будут иметь значение при формировании практических предложений по развитию силы.

В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

При составлении программы важно обеспечить преемственность задач, средств, методов и форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности:

- оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности;

- рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется;

- строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок;

- одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Материал программы разделяют на два периода: подготовительный и основной (тренировочный). Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продолжительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных соревнованиях.

К занятиям на подготовительном этапе допускаются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе ведётся работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств. В конце этапа проводится экспертная оценка умений и навыков в виде контрольно-переводных тестов (нормативов) по общей физической подготовленности. По их результатам делается первичный прогноз о наличии способностей у каждого ребенка к избранному виду спорта. Перспективные и способные спортсмены зачисляются (переводятся) на тренировочный этап подготовки.

К занятиям на основном, тренировочном, этапе допускаются на конкурсной основе здоровые и практически здоровые дети, прошедшие подготовку на этапе начальной подготовки, либо новички, выполнившие нормативы тестов по общей и специальной подготовленности. Перевод на этом этапе по годам подготовки осуществляется по результатам тестовых испытаний, выполнения разрядных нормативов. Главными задачами являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов, участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классификации, получение (или повышение) спортивного разряда. Реализация всех этих задач, безусловно, требует многолетней подготовки; соответственно, программы занятий также рассчитаны на достаточно продолжительный период: так, подготовительный этап длится до 3-х лет, основной – до 5-ти. При условии набора в возрасте 10 лет, подростки 16–17 лет находятся на четвертом–пятом годах обучения, являются достаточно подготовленными и физически развитыми и способными воспринимать нагрузки повышенной интенсивности: данное замечание представляется нам важным для дальнейшего исследования и практических рекомендаций для развития силы на внеурочных занятиях дзюдо для указанной возрастной категории.

Методы исследования

Выбор методов, организация условий исследований, их проведение, а также обработка полученных данных должны осуществляться в соответствии с требованиями и учетом основных принципов методологии научных исследований в области теории и методики физического воспитания. При этом дистанционный характер образовательного процесса в интересующий нас период времени не только не позволил применить базовые для данного вида работы методы в полном объеме, но и лишил исследование практической экспериментальной части, в связи с чем заявленная во введении гипотеза не может быть подтверждена наглядно путем математической обработки результатов.

Некоторые из методов были применены в полном объеме, а некоторые – частично; при этом их использование, безусловно, важно для получения аргументированных выводов.

Так, нами использовался теоретический анализ и обобщение данных научно-методических источников: для определения терминологического аппарата и логики построения работы на первоначальном этапе исследования; на этапе обоснования гипотезы и интерпретации фактического материала; а также на этапе формирования заключения и выводов.

Одним из важных методов педагогического исследования является педагогическое наблюдение, характеризующееся непосредственным восприятием явлений и процессов воспитания, обучения и развития занимающихся без нарушения естественного хода педагогического процесса. К сожалению, в данной работе напрямую использовать данный метод не представлялось возможным, принимая во внимание дистанционный характер образовательного процесса. Тем не менее, для визуального ознакомления с тренировочным процессом были использованы видеозаписи, что позволило проанализировать особенности тренировок дзюдоистов.

Метод педагогического тестирования был также применен исключительно гипотетически. Этот вид педагогических исследований применяется для определения текущего состояния занимающихся, уровня развития у них отдельных физических качеств, состояния организма. В данном исследовании констатирующий эксперимент предлагается лишь в виде первоначального определения физической подготовленности занимающихся, уровня развития физических качеств.

Для этого нами предложены следующие контрольные упражнения:

Время 10 подтягиваний на перекладине из положения виса. Подтягивания засчитываются при положении, когда подбородок находится выше уровня перекладины, каждое последующее подтягивание выполняется из положения полностью выпрямленных рук;

Челночный бег 3х10 м. Выполняется с максимальной скоростью, в спортивном зале, на твердом покрытии и в спортивной обуви;

Время 10 бросков манекена «прогибом». Выполняется на ковре, с борцовским манекеном. Засчитываются броски, выполненные с оценкой не ниже 3х баллов;

Прыжок в длину с места. Проводится на нескользкой поверхности. Спортсмен встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно, и толчком двумя ногами при взмахе рук совершает прыжок. Приземление осуществляется одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах;

Время 10 запрыгиваний на скамейку высотой 0,7 м. Тестирование проводится в зале, время фиксируется от момента первого отталкивания от пола до 10-го напрыгивания на скамейку.

Упражнения теста силы:

1) из положения сидя на скамье, штанга на плечах — подъем в стойку, вес штанги максимальный (кг);

2) поднять рывком штангу с пола до уровня груди — опустить ее на пол, вес штанги максимальный (кг);

3) лазание по пятиметровому канату без помощи ног (с);

4) в течение 2 минут менять положения сидя — лежа, причем лодыжки упражняющегося держит другой спортсмен (количество);

5) лежа на скамье отталкивать штангу от груди, руки вытягивать вперед, вес штанги должен составлять 60% собственного веса дзюдоиста (количество).

Педагогический эксперимент предусматривает доказательство гипотезы (или ее опровержение) путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения в него новых факторов с результатами педагогического процесса до введения в него изменений.

Говоря о развитии силы, мы предполагаем возможность фиксации потенциальных изменений показателей, для чего исследования подобного рода подразумевают наличие как минимум двух групп: контрольной и экспериментальной, и соблюдение этапов: подготовительного, основного и заключительного (систематизация полученных данных, осмысление набранных параметров эмпирических данных, обработка их методами математической статистики, написание и оформление работы). В нашем случае эксперимент как таковой отсутствует; тем не менее, специальная программа тренировок разработана.

 

2.4 Комплексы упражнений для развития силы средствами тяжелой атлетики у 10-11 классов и практические рекомендации по применению разработанных комплексов упражнений.

Кисть, кор, шея, руки, ноги

Одно из основных условий достижения высоких результатов – единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение. Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата.

Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.

Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП на любом этапе спортивной подготовки. Понятно, что на начальных этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП. Тем не менее, считается, что общий объем ОФП на протяжении многих лет спортивных тренировок должен приближаться к 40–50%.

Общая физическая подготовка. В группах начальной подготовки используют упражнения для развития общих физических качеств.

Выводы по второй главе.

 


[1] Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Опубликовано 30.12. 2018 г.

[2] Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах/С.А. Фирсин//Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта №11 (111)-2014 г. С.159-162.

[3] https://judo.ru/

 

[4] Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: Москва, 2019. — 176 с., с.8

[5] ФГОС во внеурочной деятельности. Опубликовано 10.04.16 г.

[6] Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Опубликовано 30.12. 2018 г.

[7] Подростковый возраст. Большой психологический словарь. Онлайн-версия печатного издания. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, 2007 г.

 

[8] Дзюдо. Портал «Спортивная энциклопедия»

 

[9] Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО. Москва, 2019, 380 с. – с. 8

[10] Тяжёлая атлетика. Портал «Спортивная энциклопедия»

[11] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.017 с.)