Развитие силы на занятиях дзюдо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие силы на занятиях дзюдо



Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта. С японского дословно переводится «Мягкий путь», в России также часто используется название «Гибкий путь». Дзюдо – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце 19 века Дзигоро Кано. На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. [8]

Интересно, что из единоборств базовое дзюдо является наиболее подходящим для детей в возрасте 4–7 лет. В этом возрасте учат удерживать спину в правильном положении, работают с равновесием и положением таза, обучают правильно падать. Технику, приемы начинают изучать позже, в 7 – 9 лет.

Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятие дзюдо оказывает на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.

В основе формирования спортивного мастерства лежит изучение правильной техники и тактики. Тактическое мастерство в значительной степени зависит от уровня владения техникой борьбы, от правильности и прочности усвоенных навыков технических действий. Поэтому в основе функционирования дзюдо как одной из систем физической культуры и спорта является техническая подготовка и тактика использования этой техники.

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. При этом, с одной стороноы, от других видов борьбы (греко-римской, вольной) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий; с другой – недостаточный уровень развития мышечной силы у борцов является причиной многих технических ошибок, нарушает рациональную структуру движений, отрицательно сказывается на кинематических и динамических показателях техники борьбы. Правильно спланированная тренировка способствует развитию всех групп мышц и достижению хороших результатов.

Силу можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения,[9] упражнения с которыми являются основными в тяжёлой атлетике.

В современную тяжелую атлетику входят два основных упражнения: толчок и рывок.[10] Существует также жим двумя руками — упражнение, заключающееся во взятии с помоста штанги на грудь (аналогично первому движению в упражнении «толчок») и выжимании её над головой за счёт одних лишь мышц рук. Это упражнение исключено из программы соревнований, но по-прежнему является эффективным силовым упражнением.

Тренировки с интенсивными дозированными отягощениями позволяют максимально мобилизовать способности нервно-мышечного аппарата занимающегося и его волевые качества. Поэтому применение методов тяжелоатлетического спорта в системе физического воспитания в целом и на занятиях дзюдо в частности представляется важной задачей.

Эффективное средство для повышения мышечной силы — повторяющаяся нагрузка. Она повышает возбуждение мышечных тканей, количество капилляров, энергетический потенциал, объем и разрез мышцы. Тренированные мышцы быстрее и точнее реагируют, эффективнее используют энергетический запас, работают больше времени и быстрее восстанавливаются после нагрузки.

Средствами развития силы дзюдоистов являются физические упражнения, выполнение которых требует большего напряжения мышц, чем в обычных условиях их функционирования. Примерами таких упражнений являются:

- упражнения с отягощением – весом собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, прыжки, лазание по канату, поднимания ног в висе на перекладине);

- с внешним отягощением (штанга, гири, гантели, набивные мячи)

- с отягощением – сопротивлением (амортизатор, эспандер, сопротивление партнера, сопротивление окружающей среды: вода, песок, самосопротивление, перетягивание каната, полотна);

- с комбинированным отягощением (подтягивание и прыжки с отягощением);

- упражнения на силовых тренажерах и другие.

Методами развития силы являются: методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений, методы повторного упражнения с использованием предельных и околопредельных отягощений, методы повторного упражнения с использованием статических положений тела, неспецифические методы развития силы (пассивное растягивание мышц).

В единоборствах в процессе учебно-тренировочных занятий в силу неоднородности содержания тематического плана не всегда возможно организовать ритмичные нагрузки различных функциональных структур, что обеспечивает адаптацию, гиперкомпенсацию и, в конечном итоге, повышение функциональных качеств. Зачастую происходит так, что в процессе тренировки учащийся не может выполнить определенное действие, позволяющее развить в необходимой мере какое-либо физическое качество.

С этой целью в единоборствах (так же, как и в других видах спорта) используются общеразвивающие упражнения, обеспечивающие развитие определенных групп мышц. Эта мера позволяет планировать и выполнять строго дозированные и контролируемые нагрузки, добиваться поставленных целей вне зависимости от того, получит ли борец в ходе взаимодействия с непредсказуемым противником возможность нагрузить данную группу мышц.

В практике спортивной борьбы в целом в основном используются упражнения,  направленные на развитие общей силы основных групп мышц. На этапе начальной подготовки и позже первым долгом необходимо обеспечить увеличение поперечника мышц, для чего используют упражнения с отягощениями на большое количество повторений с весом, не превышающим 50% от максимально возможного для индивида. Впоследствии вес отягощения увеличивается до 80% от максимального, но с увеличением скорости его выполнения и желательно после значительного утомления мышц предшествующей силовой или скоростно-силовой деятельностью.

Существует несколько эффективных способов создания максимальных напряжений.

Метод максимальных усилий обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы, что очень важно для дзюдоистов, обязанных сохранять относительное постоянство веса в пределах своей весовой категории. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений в одном подходе при преодолении предельных и сверхмаксимальных сопротивлений (когда вес равен 100 % и более от максимального для данного спортсмена) может составлять максимум 3 раза. Число подходов 2–3, паузы отдыха между повторениями 3–4 минуты, а между подходами от 2 до 5 минут. При выполнении упражнений с околопредельными сопротивлениями (вес отягощения 90–95 % от максимального) число возможных повторений в одном подходе составляет 5–6, количество подходов 2–5. Интервалы отдыха между повторениями упражнений в каждом подходе – 4–6 минут, интервалы между подходами – 2–5 минут. Метод применяется не чаще 2–3 раз в неделю. Вес больше, чем предельный, используют один раз в 7–14 дней и выполняют в уступающем режиме при помощи и страховке партнеров.

Метод повторных непредельных усилий предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа».

В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15–20 и более повторений упражнения. За одно занятие выполняется от 2 до 6 серий. В серии 2–4 подхода. Отдых между подходами, 2–8 минут, между сериями, 3–5 минут. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40–80 % от максимальной в данном упражнении. Скорость движения невысокая.

Надо учитывать, что при большом отягощении и незначительном количестве повторений будет развиваться преимущественно максимальная сила или одновременно происходит рост силы и увеличение мышечной массы. В случае значительного числа повторений при незначительных отягощениях будет возрастать силовая выносливость.

Метод динамических усилий применяется для развития скоростно-силовых способностей (взрывной силы). Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с максимальной скоростью. Количество повторений упражнения в одном подходе – 15–25 раз. Упражнения выполняются по 3–6 серий, с отдыхом между сериями по 5–8 минут.

Выводы по главе 1.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительные направление.

Знания о возрастных особенностях структуры, функции и регуляции каждого органа и организма в целом и гигиенических требований развивающему и растущему организму необходимы для правильной организации режима подростка.

В 16–17 лет подростки имеют благоприятные биологические возможности для наращивания мышечной массы и развития силы. При этом отмеченные предпосылки не могут быть основанием для безоглядных действий в силовой подготовке, так как речь идет о нагрузках на не сформировавшийся растущий организм. В юношеском возрасте важным является создание функциональной основы для силовых нагрузок, для возможности использования упражнений с отягощениями в будущем.

Не следует забывать, что все эти возрастные изменения индивидуальны и нужно находить правильный подход к каждому спортсмену, грамотно подбирать средства и методы развития физических качеств с учетом особенностей возраста и организма.

Важное место в совершенствовании физической подготовленности дзюдоистов занимает силовая подготовка. Недостаточный уровень развития мышечной силы у борцов является причиной многих технических ошибок, нарушает рациональную структуру движений, отрицательно сказывается на кинематических и динамических показателях техники борьбы (особенно в финальной части единоборства).

Вместе с тем, в системе подготовки дзюдоистов еще недостаточно научно обоснована методика применения силовых упражнений для дифференцированного воздействия на наиболее важные для дзюдоистов группы мышц (ног, коленного и голеностопного суставов), их выносливость.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.009 с.)