Методика «Корректурная проба» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Корректурная проба»



 

Цель: определение устойчивости и концентрации внимания.

Возраст испытуемых: 1-4 класс.

Процедура проведения: для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция, предъявляемая ребенку: «Ты видишь перед собой буквы алфавита. Рассмотри каждую строчку и отыщи буквы «к» и «р», зачеркивая их. Задание выполняй быстро и точно». Время работы – 10 минут (засекаем секундомером).

Обработка: психолог заполняет протокол исследования устойчивости внимания

Показатель Результат
Количество просмотренных за 10 минут букв  
Количество правильно вычеркнутых букв  
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть  
Точность выполнения задания, %  
Оценка точности, баллы  
Оценка продуктивности, балл.  
Оценка устойчивости внимания, баллы  

Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность: K=m/n*100%, где m — количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования.

Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные оценки Устойчивость внимания Переключение внимания Объем внимания
19 Более 50 Более 217 Менее 115
18 --- --- ---
17 48-49 214-217 115-125
16 46-47 211-214 125-135
15 44-45 208-211 135-145
14 39-43 205-208 145-155
13 36-38 201-205 155-165
12 34-35 195-201 165-175
11 31-33 189-195 175-195
10 28-30 182-189 195-215
9 25-27 172-182 215-235
8 23-24 158-172 235-265
7 20-22 149-158 265-295
6 16-19 142-149 295-335
5 14-15 132-142 335-375
4 12-13 122-132 375-405
3 9-11 114-122 405-455
2 --- 110-114 ---
1 --- --- ---
0 Менее 9 Менее 110 Более 455

 

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:

А = В + С, где Б и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице.

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

знаки баллы % баллы
Менее 1010 1 Менее 70 1
1010-1175 3 70-72 2
1175-1340 5 72-73 3
1340-1505 7 73-74 4
1505-1670 9 74-76 5
1670-1835 10 76-77 6
1835-2000 11 77-79 7
2000-2165 12 79-80 8
2165-2330 13 80-81 9
2330-2495 14 81-83 10
2495-2660 15 83-84 11
2660-2825 16 84-85 12
2825-2990 17 85-87 13
2990-3155 18 87-88 14
3155-3320 19 88-90 15
3320-3485 20 90-91 16
3485-3650 21 91-92 17
3650-3815 22 92-94 18
3815-3980 23 94-95 19
3980-4145 24 95-96 20
4145-4310 25 96-98 21
Более 4310 26 Более 98 22

 

Стимульный материал

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ

 

 

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене

 

Цель: исследование уровня умственного развития и особенностей мышления младших школьников.

Процедура проведения: для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Задания предъявляются испытуемому в устной форме.

Обработка: В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям. В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

Стимульный материал

Субтест 1.

Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».

Задание Баллы
1. У сапога есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы 1.9
2. В теплых краях обитает… медведь, олень, волк, верблюд, пингвин 2.8
3. В году… 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев. 2.7
4. Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 2.3
5. В нашей стране не живет… соловей, аист, синица, страус, скворец 2.6
6. Отец старше своего сына… часто, всегда, никогда, редко, иногда 2.2
7. Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник 2.8
8. Вода всегда… прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная 3.4
9. У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень 2.8
10. Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз 2.6

Субтест 2.

Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»

Задание Баллы
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2.6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2.3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2.7
4. Киев, Донецк, Одесса, Вашингтон, Львов 2.6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита 2.4
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2.5
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2.5
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля 2.3
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение 3.0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2.7

Субтест 3.

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза -..."

Задание

Баллы

1

Огурец

Роза

2.0

Овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород Сад

2.4

Морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель Врач

2.2

Ученик очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок Птица

2.6

Ваза клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка Сапог

2.4

Рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный Мокрый

2.1

Светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы Термометр

2.5

Время стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина Лодка

2.2

Мотор река, маяк, парус, волна

9

Стол Пол

2.2

Скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул Игла

2.1

Деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная          

Субтест 4.

Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать...?»

Задание Баллы
1. Метла, лопата… - (инструменты) 2.6
2. Лето, зима… - (времена года) 2.1
3. Окунь, карась… - (рыбы) 3.0
4. Огурец, помидор… - (овощи) 2.2
5. Сирень, шиповник… - (кустарники) 2.6
6. Шкаф, диван… - (мебель) 3.0
7. Июнь, июль… - (месяцы) 2.4
8. День, ночь… - (время суток) 2.8
9. Слон, муравей… - (животные) 2.2
10. Дерево, цветок… - (растения) 2.2

 

Методика «Лесенка»

 

Цель: исследование самооценки младших школьников и особенностей их отношения со значимыми взрослыми.

Процедура проведения:

Часть 1. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками. Инструкция 1, предъявляемая испытуемому: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Часть 2. У ребенка выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена такая же лесенка. Ему объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. После вводят инструкцию и просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей.

Инструкция 2, предъявляемая ребенку после выполнения первой инструкции: «Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и близких тебе людей».

Обработка:

Часть 1. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка (норма)
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка (норма)
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Часть 2. Осуществляется качественный анализ методики. Каких членов семьи ребенок расположил ближе к себе, каких – дальше. Всех ли нарисовал. Какое место занимает учитель.

Стимульный материал

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.048 с.)