Донецкой народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Филологический факультет

Кафедра психологии

 

 

Н.В. Устинова

 

 

Учебная практика

Учебно-методическое пособие

 для студентов III курса специальности «Психология»

 

Донецк - 2016

УДК 37.0.001.85

 

 

Н.В. Устинова

Учебная практика. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специальности «Психология». – Донецк: ДонНУ, 2016. - 101 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлены общие требования, цели и задачи учебной практики по педагогической и возрастной психологии, программа прохождения практики, критерии оценивания результатов, рекомендации к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, инструкции к диагностическим методикам, образцы психологического анализа урока, психолого-педагогической характеристики учащегося.

 

 

Рекомендовано к печати кафедрой психологии Донецкого национального университета, протокол № 2 от 29.09.2016 г.

 

 

Рецензенты   Гордеева А.В., канд. психол. наук, доцент;

                       Безродный В.И., канд. психол. наук, доцент.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                            Введение……………………………………………………... 4
1. Общие требования к учебной практике…………………. 5
2. Программа прохождения учебной практики……………. 7
3. Форма отчетности студентов по результатам практики.. 8
4. Критерии оценивания результатов учебной практики…. 12
5. Рекомендации к выполнению диагностической работы студента во время прохождения учебной практики…….....   13
5.1. Особенности диагностической работы с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы)…………   13
5.2. Особенности диагностической работы с учащимися подросткового возраста (5-9 классы)…...   27
5.3. Особенности диагностической работы с учащимися раннего юношеского возраста (10-11 классы)………………………………………………….     51
6. Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося………………..   77
7. Рекомендации к проведению психологического анализа урока…………………………………………………………..   90
8. Рекомендации к выполнению коррекционно-развивающей работы………………………………………... 9. Профориентационная работа…………………………….   94 99
Список рекомендуемой литературы……………………….. 101

 

Введение

 

 

В учебно-методическом пособии представлены общие требования, цели и задачи учебной практики по педагогической и возрастной психологии, программа прохождения практики, критерии оценивания результатов, рекомендации к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, инструкции к диагностическим методикам, образцы психологического анализа урока, психолого-педагогической характеристики учащегося.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», проходят практику в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, школах, лицеях, гимназиях, средних специальных учебных заведениях и т.п. Работают с детьми разных возрастных групп, активно взаимодействуют с воспитательно-педагогическим коллективом учреждения и родителями. За каждой группой студентов приказом по кафедре закрепляется руководитель (преподаватель кафедры психологии), который осуществляет контроль прохождения практики.

1. Общие требования к учебной практике

 

Учебная практика рассчитана на 3 недели, время работы студентов – 6 часов в день. Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняется порядок прохождения педагогической практики и её содержание и формы отчетности.

Студенты при прохождении практики выполняют обязанности помощника психолога, а также выполняют все требования, предъявляемые образовательным учреждением, в котором проходит практика. Свою деятельность на местах студенты-практиканты выстраивают в соответствии с задачами и целями практики, а также координируют с планом работы психологической службы данного учреждения. Психолог учреждения координирует работу студентов-практикантов, а также осуществляет методическое руководство.

Студенты-практиканты обязаны своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики. Регулярно производить записи в дневнике наблюдения и дневнике практики. Представить в установленные сроки отчетную документацию по практике. В процессе работы студенты должны стремиться показать свою профессиональную компетентность.

Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики и сотрудникам образовательного учреждения, пользоваться кабинетами и находящимися в них методическими пособиями и иными материалами.

Руководитель практики от кафедры (групповой руководитель) устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики, проводит учебно-методические конференции (установочную и итоговую), разрабатывает задания по практике, контролирует работу студентов во время прохождения практики, собирает и анализирует документацию, представленную студентами; проводит зачет по практике; составляет отчет по итогам практики.

Администрация и сотрудники базы практики оказывают поддержку и содействие в проведении практики студентов. Методист-наставник от базы практики (психолог учреждения образования) осуществляет контроль над содержанием практики и её итогами; оценивает результаты выполнения студентами-практикантами программы практики, составляет характеристику-отзыв на студента-практиканта.

 

Цели и задачи практики

Целями данной практики являются:

1. Формирование представления о содержании и направлениях профессиональной деятельности психолога в средних общеобразовательных учреждениях.

2. Применение на практике знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения.

3. Формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

4. Развитие мотивации профессионального становления на основе опыта практической работы, решения проблем и задач, входящих в компетенцию психолога; формирование образа себя как профессионала.

 

Задачами практики являются:

1. Формирование у студентов представления об обязанностях психологов, работающих в ООШ, гимназиях, лицеях и других общеобразовательных учреждениях.

2. Обучение научному психологическому наблюдению.

3. Обучение процедурам сбора данных и последующей их обработки.

4. Формирование навыка оформления психологической документации.

5. Обучение составлению психологической характеристики учащегося.

6. Ознакомление студентов с видами работ, которые проводятся школьным психологом-практиком при осуществлении своей деятельности (в том числе составление психологической характеристики учащегося).

7. Определение специфики работы психолога в каждом конкретном учреждении образования, сравнение с работой в других учреждениях и организациях.

8. Формирование умений по организации своей работы.

9. Овладение умениями и навыками самостоятельного решения доступных профессиональных задач (организация своей работы, контакт с детьми, коллегами по работе, адаптация в коллективе и т.д.)

Таблица 1.

Защита практики

На основе выполненной отчетной документации студенты-практиканты обязаны представить заранее обсужденный с групповым руководителем практики отчет на заключительную конференцию и защитить результаты практики. Групповой руководитель проверяет наличие отчетной документации и выставляет предварительную оценку.

Защита практики осуществляется в форме конференции в присутствии руководителя практикой и групповых руководителей. Присутствие студентов на конференции обязательно.


 

Всего

100

 

 

5. Рекомендации к выполнению диагностической работы студента во время прохождения учебной практики

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Протокол наблюдения

 

Дата_______________              Класс________________________

Название урока_________________________ № урока_______

ФИО учителя _________________________________________

 

«+» - признак выражен слабо;  «-» - признак выражен значительно.

 

Ф.И. учащихся Двигательная активность Признаки утомления Низкая включенность в урок Признаки тревожности (переспрашивает, волнуется при ответе) Сниженный эмоциональный фон Отвлекаемость, «разговоры не по теме» Демонстративность Эмоциональная расторможенность Агрессивное поведение Примечания
                     
                     
                     

Дополнительные комментарии:_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Стимульный материал

 

Вариант 1. замок – ключ, корова – молоко, щетка – зубы, снег – зима, перо – бумага, голова – волосы, шум – вода, кукла – игра.

Вариант 2. дерево - лист, очки – глаза, солнце – лето, гвоздь – доска, машина – езда, кофе – чашка, урок – школа, стол – обед.

 

Продуктивность

Точность

знаки баллы % баллы Менее 1010 1 Менее 70 1 1010-1175 3 70-72 2 1175-1340 5 72-73 3 1340-1505 7 73-74 4 1505-1670 9 74-76 5 1670-1835 10 76-77 6 1835-2000 11 77-79 7 2000-2165 12 79-80 8 2165-2330 13 80-81 9 2330-2495 14 81-83 10 2495-2660 15 83-84 11 2660-2825 16 84-85 12 2825-2990 17 85-87 13 2990-3155 18 87-88 14 3155-3320 19 88-90 15 3320-3485 20 90-91 16 3485-3650 21 91-92 17 3650-3815 22 92-94 18 3815-3980 23 94-95 19 3980-4145 24 95-96 20 4145-4310 25 96-98 21 Более 4310 26 Более 98 22

 

Стимульный материал

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ

 

 

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене

 

Цель: исследование уровня умственного развития и особенностей мышления младших школьников.

Процедура проведения: для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Задания предъявляются испытуемому в устной форме.

Обработка: В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям. В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.

Стимульный материал

Субтест 1.

Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».

Задание Баллы
1. У сапога есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы 1.9
2. В теплых краях обитает… медведь, олень, волк, верблюд, пингвин 2.8
3. В году… 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев. 2.7
4. Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 2.3
5. В нашей стране не живет… соловей, аист, синица, страус, скворец 2.6
6. Отец старше своего сына… часто, всегда, никогда, редко, иногда 2.2
7. Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник 2.8
8. Вода всегда… прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная 3.4
9. У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень 2.8
10. Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз 2.6

Субтест 2.

Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»

Задание Баллы
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2.6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2.3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2.7
4. Киев, Донецк, Одесса, Вашингтон, Львов 2.6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита 2.4
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2.5
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2.5
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля 2.3
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение 3.0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2.7

Субтест 3.

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза -..."

Задание

Баллы

1

Огурец

Роза

2.0

Овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород Сад

2.4

Морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель Врач

2.2

Ученик очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок Птица

2.6

Ваза клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка Сапог

2.4

Рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный Мокрый

2.1

Светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы Термометр

2.5

Время стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина Лодка

2.2

Мотор река, маяк, парус, волна

9

Стол Пол

2.2

Скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул Игла

2.1

Деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная          

Субтест 4.

Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать...?»

Задание Баллы
1. Метла, лопата… - (инструменты) 2.6
2. Лето, зима… - (времена года) 2.1
3. Окунь, карась… - (рыбы) 3.0
4. Огурец, помидор… - (овощи) 2.2
5. Сирень, шиповник… - (кустарники) 2.6
6. Шкаф, диван… - (мебель) 3.0
7. Июнь, июль… - (месяцы) 2.4
8. День, ночь… - (время суток) 2.8
9. Слон, муравей… - (животные) 2.2
10. Дерево, цветок… - (растения) 2.2

 

Методика «Лесенка»

 

Цель: исследование самооценки младших школьников и особенностей их отношения со значимыми взрослыми.

Процедура проведения:

Часть 1. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками. Инструкция 1, предъявляемая испытуемому: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Часть 2. У ребенка выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена такая же лесенка. Ему объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. После вводят инструкцию и просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей.

Инструкция 2, предъявляемая ребенку после выполнения первой инструкции: «Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и близких тебе людей».

Обработка:

Часть 1. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка (норма)
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка (норма)
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Часть 2. Осуществляется качественный анализ методики. Каких членов семьи ребенок расположил ближе к себе, каких – дальше. Всех ли нарисовал. Какое место занимает учитель.

Стимульный материал

 

Основные категории

Уровень развития

1.

Познавательные процессы

память   внимание   мышление  

2.

Особенности поведения ребенка

двиг. активность   утомляемость   включаемость в работу на уроке, отвлекаемость   преобладающее настроение   демонстративность   эмоц. расторможенность   агрессивность   3.

Самооценка ребенка

 

 

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Направление работы

Методика для диагностики

1.

Исследование индивидуально-типологических особенностей личности

Акцентуации характера Методика диагностики акцентуаций характера К. Леонгарда – Г. Шмишека (форма для подросткового возраста). Самооценка Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой

2.

Исследование эмоциональных проблем

Тревожность Тест школьной тревожности Филлипса Агрессивность Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки 3. Исследование ценностно-мотивационной сферы

Мотивация учения

Диагностика отношения к учению и учебным предметам Г.Н. Казанцевой

4.

Исследование сферы межличностных отношений и общения

Межличностные отношения в учебном коллективе

Методика «Оценка отношений подростка с классом».

Социально-психологическая адаптация

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда 5.

Составление индивидуальной карты развития подростка (ИКР)

Бланк ИКР          

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Методика диагностики акцентуаций характера К. Леонгарда – Г. Шмишека (форма для подросткового возраста).

 

Цель: выявить типы акцентуаций характера.

Процедура проведения: методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов осуществляется подсчет ответов, соответствующий ключам. Заранее необходимо подготовить бланки для заполнения. Инструкция, предъявляемая испытуемым: «Перед вами бланк с номерами вопросов, которые будут заданы вам. Пожалуйста, будьте внимательны, и отвечайте «Да» (ставьте плюс) или «Нет» (минус) на каждый вопрос».

Обработка: После заполнения бланка подсчитывается число баллов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций в следующей последовательности:

1. Гипертимный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

2. Застревающий тип (ригидный)

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и ответы «нет» на вопросы № 12, 46, 59.

Б. Полученная сумма умножается на 2.

3. Эмотивный тип.

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет» на вопрос № 25.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

4. Педантичный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ «нет» на вопрос № 36.

Б. Полученная сумма умножается на 2.

5. Тревожный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и «нет» на вопрос № 5.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

6. Циклотимный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

7. Демонстративный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на вопрос № 51.

Б. Полученная сумма умножается на 2.

8. Возбудимый тип (неуправляемый)

А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

9. Дистимный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 9, 21, 43, 75, 87 и ответы «нет» на вопросы № 31, 53, 65.

Б. Полученная сумма умножается на 3.

10. Экзальтированный тип

А. Суммируются ответы «да» на вопросы № 10, 32, 54, 76.

Б. Полученная сумма умножается на 6.

 

После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.

12-17 баллов – скрытая акцентуация.

Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

 

Стимульный материал

 

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты плачешь?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?

11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-то обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?

18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?

19. Любят ли тебя все твои знакомые?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немножко грустно?

22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?

25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек?

26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить?

27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты один из лучших учеников в классе?

30. Легко ли ты сердишься?

31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты развеселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную комнату?

39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел?

47. Любишь ли ты животных?

48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?

50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте?

62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Бывают ли с тобой несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты? Как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)?

74. Мечтаешь ли ты?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлечь гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей?

80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.224 с.)