Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

Физиология сенсорных систем

Направление подготовки 020400.68 «Биология»

Профиль подготовки Физиология человека и животных

Киров

2013


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки: 020400.68 «Биология, профиль подготовки «Физиология человека и животных», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 20 10 г. № 100

 

 

Учебно-методический комплекс разработан Трухиным А.Н., канд. биол. наук, доцентом кафедры биологииВятГГУ

 

 

Рецензент – Шушканова Е.Г., канд. биол. наук, доцент кафедры биологии ВятГГУ

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры биологии «21»_февраля_ 2013, протокол №_7__

 

 

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2013

© Трухин А.Н., 2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Физиология сенсорных систем»

Целями освоения учебной дисциплины являются освоение теоретических знаний в области физиологии сенсорных систем, приобретение умений их применять на практике или в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику.

Задачи:

1. Сформировать у студентов систему знаний о строении, значении и функционировании сенсорных систем, а также о механизме формирования ощущений и восприятия как заключительном этапе их деятельности.

2. Развивать умения и навыки экспериментальной и исследовательской деятельности в процессе изучения физиологии сенсорных систем, расширить систему знаний об изменениях психофизиологического развития человека при различных видах сенсорной депривации.

3. Обучать студентов самостоятельно пользоваться физиологической литературой, справочными материалами системой интернет-ресурс.

4. Способствовать формированию умений и навыков оценки уровня функционирования различных сенсорных систем и выявлению их нарушений.

5. Вырабатывать навыки планирования и организации исследований состояния периферического отдела сенсорных систем и значения их особенностей функционирования для развития высших психических функций.

6. Мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков, развивать умения и навыки самостоятельной организации физиологических исследований.

6. Использовать полученные знания, умения и навыки для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения.

7. Сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ООП по дисциплине «Физиология сенсорных систем».

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Физиология сенсорных систем»относится к вариативной части профессионального цикла (М.3.7.) и изучается на первом курсе. Она является важным разделом физиологии человека и животных, т.к. информирует студентов о нейрофизиологических механизмах функционирования сенсорных систем мозга, а ее содержание входит в перечень вопросов к государственному экзамену. «Физиология сенсорных систем» тесно связана с дисциплиной математического и естественнонаучного цикла – «Спецглавы физических и химических наук», является основой для изучения последующих дисциплин профессионального цикла вариативной части, в том числе и курсов по выбору. Для лучшего освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем» необходимо знать основы химии, а также (из дисциплин, изученных ранее) цитологию, молекулярную биологию, физиологию человека и животных.

Учебная дисциплина «Физиология сенсорных систем»является базой для изучения таких дисциплин, как: «Психофизиология», «Физиология возбудимых тканей».

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «Физиология сенсорных систем»

Знать:

- Общие закономерности функционирования сенсорных систем мозга.

- Физиологические и нейрофизиологические механизмы деятельности различных сенсорных систем.

- Особенности формирования различных видов ощущений и восприятия у человека, взаимодействие сенсорных систем мозга.

- Анатомо-физиологические особенности нарушений в деятельности органов чувств.

- Психофизиологические отклонения в развитии человека при различных видах сенсорных деприваций.

Уметь:

- Оценивать уровень развития и функционирования различных сенсорных систем мозга.

- Спланировать и организовать исследования состояния периферического отдела сенсорных систем и значения их особенностей функционирования для оценки уровня развития высших психических функций.

- Разрабатывать рекомендации для повышения уровня функционирования сенсорных систем.

Владеть:

- Знаниями о строении, функционировании, значении сенсорных систем и механизме формирования ощущений и восприятия.

- Методами оценки функционального состояния и приемами для улучшения функционирования сенсорных систем.

- Навыками научно-исследовательской работы по дисциплине; понятийно-категориальным аппаратом; системой знаний о фундаментальных законах и закономерностях в развитии живых систем и навыками применения их на практике.

 


  1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. ОК-1, способен к творчеству (креативность) и системному мышлению

знать: теоретические основы физиологии сенсорных систем;

уметь: логически мыслить;

владеть: знаниями для осуществления творческой деятельности по физиологии сенсорных систем.

2. ОК-6,  способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

знать: современные информационные технологии;

уметь: использовать новые знания для популяризации науки;

владеть: современными методами сбора и обработки информации.

3. ПК-1, понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач

знать: основные закономерности функционирования сенсорных систем;

уметь: использовать приобретенные знания в научной и производственной деятельности;

владеть: умениями и навыками самостоятельной организации физиологических исследований.

4. ПК-2, знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению

знать: основные термины, понятия и механизмы формирования ощущений и восприятия;

уметь: пользоваться физиологической литературой;

владеть: навыками анализа и систематизации информации.

5. ПК-6, творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации

знать: физиологические характеристики различных отделов сенсорных систем;

уметь: находить и приобретать новую информацию;

владеть: навыками использования информационных технологий для приобретения знаний и умений в новых областях знаний.

6. ПК-10, глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы

знать: основные закономерности функционирования сенсорных систем;

уметь: использовать приобретенные знания в научной и производственной деятельности;

владеть: умениями и навыками самостоятельной организации физиологических исследований.

7. ПК-18, владеет биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, способен оценивать явления и процессы с позиций общебиологических закономерностей, способен распространять представления о жизни как абсолютной ценности

знать: биологические законы и явления в живых структурах;

уметь: оценивать явления и процессы с позиций общебиологических закономерностей;

владеть: навыками распространения представлений о жизни как абсолютной ценности.

8. ПК-26, способен внедрять и распространять биологические принципы и механизмы сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни в профессиональной деятельности

знать: биологические принципы и механизмы сохранения и укрепления здоровья;

уметь: оценивать уровень здоровья и состояния сенсорных систем организма;

владеть: способами сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни в профессиональной деятельности

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологиях и материально-техническом обеспечении учебной дисциплины «Физиология сенсорных систем»

№ п/п Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины Рекомендуемые средства обучения
1 2 3 4 5 6 Информационная лекция Проблемная лекция Лекция-беседа Методы группового решения логических задач Лабораторные и семинарские занятия Мультимедийные средства, наборы слайдов и кинофильмов, лабораторное оборудование

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физиология сенсорных систем»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.

 

п/п

Виды учебной работы*

Общий объем

в академических часах

очная форма обучения заочная форма обучения/очно-заочная форма обучения заочная форма обучения с использованием ДОТ По индивидуальным учебным планам
1 Трудоемкость учебной дисциплины 144      
2 Контактная работа обучающихся с преподавателем, всего 40      
   в том числе по видам учебных занятий:        
2.1. Лекции 8      
2.2. Лабораторные работы (задачные практикумы- для ДОТ) 28      
2.3. Практические занятия (вебинары- для ДОТ)        
2.4. Семинары        
  Групповые консультации (для ДОТ)        
  Контроль самостоятельной работы 4      
3 Самостоятельная работа обучающихся, всего 104      
  в том числе:        
3.1. Самостоятельная работа по разделам (темам) 104      
3.2. Контрольная работа по дисциплине (в соответствии с РУП)        
3.3. Курсовая работа по дисциплине (в соответствии с РУП)        
3.4. Научно-исследовательская работа (в соответствии с РУП)        
3.5. Практика по дисциплине (для СПО в соответствии с РУП)        
4 Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

Экзамен

* заполняются только имеющиеся виды учебной работы

 

 


3.2. Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

Разделы / темы учебной дисциплины

Общее количество
часов*

Шифры компетенции

 
ОПК-4 ПК-2 ПК-13 ПК-14 ПК-15 Σ общее количество компетенций
Раздел I 48            
Тема 1.1 12 + + + + + 5
Тема 1.2 12   + + + + 4
Тема1. 3 12 +   + + + 4
Тема 1.4 12   + + + + 4
Раздел II 96            
Тема 2.1 11 +   + + + 4
Темы 2.2 11   + + + + 4
Тема 2.3 10 +   + + + 4
Тема 2.4 10   + + + + 4
Тема 2.5 10 +   + + + 4
Тема 2.6 10   + + + + 4
Тема 2.7 10 +   + + + 4
Тема 2.8 10   + + + + 4
Тема 2.9 14 + + + + + 5
Итого 144            

3.3. Содержание тем учебной дисциплины

«Физиология сенсорных систем»

Вид учебной работы

Часов

Формы и методы обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Аудиторные занятия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

5.1.1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов /А.С. Батуев. – СПБ: Изд-во «Питер», 2012. – 317 с.

5.1.2. Смирнова, В. Н. Нормальная физиология [Текст]: Учебник для студентов лечебного и педиатрического отделения / В. Н. Смирнова, В. И. Циркин. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 480 с.

 

Дополнительная литература:

1. Основы физиологии человека [Текст]: учебник для вузов / Н. А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н. В. Ермакова, В. И. Торшин; под ред Н. А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 408 с.

2. Завьялова, А. В. Нормальная физиология [Текст]: Учебник для студентов стоматологического факультета / А. В. Завьялова, В. Н. Смирнова, В. И. Циркин. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 816 с. 

5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

5.2.1. Методические материалы, наглядные пособия и логические задачи.

 

5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

5.3.1. ChemOffice PRO 2010 Down Multi perpetual Eng 12.0

5.3.2.ChemOffice PRO 2010 Academic Ed 5 users Eng 12.0 ES

5.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

5.4.1. http://library.vggu.ru/

5.4.2. http://www.biblioclub.ru/

 

5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

5.5.1. Акустическая система, проектор мультимедийный 2000 Ansi Im 1024x768 Ben Q MP620

5.5.2. Телевизор СК-59, видеоплеер

5.5.3. Компьютер, МФУ.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Система оценки качества освоения учебной дисциплины включает входной контроль, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ)).

Проверку качества учебной работы студентов при освоении ими учебной дисциплины обеспечивает балльно-рейтинговая система оценки компетенций, знаний студентов. Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов.

6.1. Входной контроль знаний студентов

Примерные (типовые) задания для проверки знаний студентов

1. Рецепторы, относящиеся к контактным: а) слуховые; б) обонятельные; в) зрительные; г) вкусовые.

2. К быстро адаптирующимся рецепторам относятся: а) вестибулярные рецепторы; б) хеморецепторы; в) болевые рецепторы; г) рецепторы прикосновения.

3. В состав преломляющих сред глаза не входит: а) роговица; б) хрусталик; в) зрачок; г) водянистая влага; д) стекловидное тело.

4. Изменение остроты зрения при расширении зрачков: а) повышение; б) уменьшение; в) не произойдет изменений.

5. Морфофункциональные изменения в полукружных каналах внутреннего уха приводят к: а) потере слуха; б) ослаблению слуха; в) воспалению среднего уха; г) головокружению и нарушению равновесия; д) нарушению способности различать звуки высокой частоты.

6. Вкусовые рецепторы к кислым веществам находятся на: а) кончике языка; б) корне языка; в) боковых поверхностях языка; г) спинке языка.

7. Корковая зона обонятельного анализатора располагается: а) в постцентральной извилине теменной доли, б) предцентральной извилине лобной доли, в) в верхней височной извилине, г) в затылочной доле, д) в крючке гиппокамповой извилины височной доли.

 

Примерный перечень вопросов и практических заданий к экзамену:

Примерные теоретические вопросы

Компетенции (шифр) Теоретические вопросы
способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов, ОПК-4 1. Общая характеристика сенсорных систем мозга. 2. Характеристика периферического отдела сенсорных систем. 3. Возбуждение сенсорных рецепторов и кодирование информации в них. 4. Характеристика проводникового и коркового отделов сенсорных систем.  
способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры), ПК-2 5. Кодирование информации в проводниковом и корковом отделах сенсорных систем. 6. Механизм формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем. 7. Современные теории формирования ощущений и восприятия. 8. Зрительная сенсорная система. Периферический отдел. Механизм фоторецепции. 9. Особенности функционирования проводникового и коркового отделов зрительной сенсорной системы. 10. Психофизиология зрения.
владеет знаниями морфологии и физиологии сенсорных и регуляторных систем организма человека и животных, способен оценивать и корректировать их состояние, ПК-13 11. Слуховая сенсорная система. Периферический отдел, его строение и функционирование. 12. Проводниковый и корковый отделы. Теории восприятия звуков. Психофизиология слуха. 13. Вестибулярная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 14. Двигательная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов.
способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем животных и человека, ПК-14 15. Значение вестибулярной и двигательной сенсорных систем для организации движений.  16. Температурная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 17. Температурный комфорт. Роль температурной сенсорной системы в терморегуляции и закаливании. 18. Тактильная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 19. Ноциоцептивная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов.
способен внедрять и распространять биологические принципы и механизмы сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни в профессиональной деятельности, ПК-15 20. Теории боли. Антиноцицептивная система, ее нейронные и химичес­кие компоненты. 21. Обонятельная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 22. Вкусовая сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 23. Функциональная роль обонятельного анализатора в поведении человека и животных. 24. Висцеральная сенсорная система. Особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов. 25. Интерорецепция и гомеостаз.

Типовые практические задания

Компетенции (шифр) Типовые задания
способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов, ОПК-4 1. Опишите развитие исследований о природе человека в России. 2. Объясните функциональную роль обонятельного анализатора в поведении человека и животных. 3. Перечислите современные теории формирования ощущений и восприятия. 4. Тест.
способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры), ПК-2 1. Дайте характеристику вкусовой сенсорной системе (особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов). 2. Опишите механизм формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем. 3. Раскройте понятие психофизиология зрения. 4. Тест. 
владеет знаниями морфологии и физиологии сенсорных и регуляторных систем организма человека и животных, способен оценивать и корректировать их состояние, ПК-13 1. Опишите теории боли. Антиноцицептивная система, ее нейронные и химичес­кие компоненты. 2. Объясните значение вестибулярной и двигательной сенсорных систем для организации движений.  3. Дайте общую характеристику сенсорных систем мозга. 4. Тест.
способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем животных и человека, ПК-14 1. Дайте характеристику вкусовой сенсорной системе (особенности функционирования периферического, проводникового и коркового отделов). 2. Опишите теории восприятия звуков. Психофизиология слуха. 3. Раскройте роль температурной сенсорной системы в терморегуляции и закаливании. 4. Тест. 
способен внедрять и распространять биологические принципы и механизмы сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни в профессиональной деятельности, ПК-15 1. Опишите развитие исследований о природе человека в России. 2. Объясните функциональную роль обонятельного анализатора в поведении человека и животных. 3. Перечислите современные теории формирования ощущений и восприятия. 4. Тест.

 

Формирование экзаменационных билетов (заданий) осуществляется из возможности набора студентом во время промежуточной аттестации от 0 до 20 баллов.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения учебной дисциплины

Процедура оценивания результатов освоения учебной дисциплины осуществляется на основе Положения об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ВятГГУ, утвержденного приказом по университету от 24.07.2013 г. № 527;

При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущей аттестации в течение семестра. При оценивании результатов обучения по учебной дисциплине используется балльно-рейтинговая система.

Реализация балльно-рейтинговой системы по учебной дисциплине осуществляется на основании Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов очной формы обучения ВятГГУ, утвержденным приказом по университету от 13.10.2011 г. № 654

Шкала баллов оценки каждого результата изучения учебной дисциплины (компетенции)

№ п/п  Показатели освоения компетенций Уровень сформированности компетенции Норма баллов *
1 Знает Умеет, но не знает Низкий уровень 20
2 Знает и умеет Умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет) Средний уровень 23
3 Знает, умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет) Высокий уровень 33

 

* Преподаватель определяет количество баллов по каждому уровню освоения студентом компетенции при разработке УМК и доводит до сведения студентов на первом практическом занятии.

Шкала баллов оценки каждого результата практики (компетенции) является единой для оценки уровня освоения всех компетенций.

Далее преподаватель переводит сумму баллов в оценку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологий и описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

№ п/п Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины* Рекомендуемые средства обучения
1 Лекция-беседа мультимедийные средства; наборы слайдов, видео- и кинофильмов
2 Практическое занятие мультимедийные средства; наборы слайдов, видео- и кинофильмов, методик исследования
3 Семинарское занятие мультимедийные средства; наборы слайдов и презентации
4 Анализ и обсуждение ситуационных задач наборы логических и ситуационных задач
5 Информационная лекция мультимедийные средства; наборы слайдов

Тематический план учебной дисциплины «Физиология сенсорных систем»

Разделы / темы учебной дисциплины

Вид учебной работы

Часов

Формы и методы обучения

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

Физиология сенсорных систем

Направление подготовки 020400.68 «Биология»

Профиль подготовки Физиология человека и животных

Киров

2013


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки: 020400.68 «Биология, профиль подготовки «Физиология человека и животных», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля 20 10 г. № 100

 

 

Учебно-методический комплекс разработан Трухиным А.Н., канд. биол. наук, доцентом кафедры биологииВятГГУ

 

 

Рецензент – Шушканова Е.Г., канд. биол. наук, доцент кафедры биологии ВятГГУ

 

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры биологии «21»_февраля_ 2013, протокол №_7__

 

 

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2013

© Трухин А.Н., 2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Физиология сенсорных систем»

Целями освоения учебной дисциплины являются освоение теоретических знаний в области физиологии сенсорных систем, приобретение умений их применять на практике или в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику.

Задачи:

1. Сформировать у студентов систему знаний о строении, значении и функционировании сенсорных систем, а также о механизме формирования ощущений и восприятия как заключительном этапе их деятельности.

2. Развивать умения и навыки экспериментальной и исследовательской деятельности в процессе изучения физиологии сенсорных систем, расширить систему знаний об изменениях психофизиологического развития человека при различных видах сенсорной депривации.

3. Обучать студентов самостоятельно пользоваться физиологической литературой, справочными материалами системой интернет-ресурс.

4. Способствовать формированию умений и навыков оценки уровня функционирования различных сенсорных систем и выявлению их нарушений.

5. Вырабатывать навыки планирования и организации исследований состояния периферического отдела сенсорных систем и значения их особенностей функционирования для развития высших психических функций.

6. Мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков, развивать умения и навыки самостоятельной организации физиологических исследований.

6. Использовать полученные знания, умения и навыки для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения.

7. Сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ООП по дисциплине «Физиология сенсорных систем».

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Физиология сенсорных систем»относится к вариативной части профессионального цикла (М.3.7.) и изучается на первом курсе. Она является важным разделом физиологии человека и животных, т.к. информирует студентов о нейрофизиологических механизмах функционирования сенсорных систем мозга, а ее содержание входит в перечень вопросов к государственному экзамену. «Физиология сенсорных систем» тесно связана с дисциплиной математического и естественнонаучного цикла – «Спецглавы физических и химических наук», является основой для изучения последующих дисциплин профессионального цикла вариативной части, в том числе и курсов по выбору. Для лучшего освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем» необходимо знать основы химии, а также (из дисциплин, изученных ранее) цитологию, молекулярную биологию, физиологию человека и животных.

Учебная дисциплина «Физиология сенсорных систем»является базой для изучения таких дисциплин, как: «Психофизиология», «Физиология возбудимых тканей».

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «Физиология сенсорных систем»

Знать:

- Общие закономерности функционирования сенсорных систем мозга.

- Физиологические и нейрофизиологические механизмы деятельности различных сенсорных систем.

- Особенности формирования различных видов ощущений и восприятия у человека, взаимодействие сенсорных систем мозга.

- Анатомо-физиологические особенности нарушений в деятельности органов чувств.

- Психофизиологические отклонения в развитии человека при различных видах сенсорных деприваций.

Уметь:

- Оценивать уровень развития и функционирования различных сенсорных систем мозга.

- Спланировать и организовать исследования состояния периферического отдела сенсорных систем и значения их особенностей функционирования для оценки уровня развития высших психических функций.

- Разрабатывать рекомендации для повышения уровня функционирования сенсорных систем.

Владеть:

- Знаниями о строении, функционировании, значении сенсорных систем и механизме формирования ощущений и восприятия.

- Методами оценки функционального состояния и приемами для улучшения функционирования сенсорных систем.

- Навыками научно-исследовательской работы по дисциплине; понятийно-категориальным аппаратом; системой знаний о фундаментальных законах и закономерностях в развитии живых систем и навыками применения их на практике.

 


  1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. ОК-1, способен к творчеству (креативность) и системному мышлению

знать: теоретические основы физиологии сенсорных систем;

уметь: логически мыслить;

владеть: знаниями для осуществления творческой деятельности по физиологии сенсорных систем.

2. ОК-6,  способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

знать: современные информационные технологии;

уметь: использовать новые знания для популяризации науки;

владеть: современными методами сбора и обработки информации.

3. ПК-1, понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач

знать: основные закономерности функционирования сенсорных систем;

уметь: использовать приобретенные знания в научной и производственной деятельности;

владеть: умениями и навыками самостоятельной организации физиологических исследований.

4. ПК-2, знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению

знать: основные термины, понятия и механизмы формирования ощущений и восприятия;

уметь: пользоваться физиологической литературой;

владеть: навыками анализа и систематизации информации.

5. ПК-6, творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации

знать: физиологические характеристики различных отделов сенсорных систем;

уметь: находить и приобретать новую информацию;

владеть: навыками использования информационных технологий для приобретения знаний и умений в новых областях знаний.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.84 (0.14 с.)