Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 6. Синтаксические нормы современного русского языка
1 Порядок слов в предложении. Задания: 1) Выделите дополнения, объясните занимаемое ими место в данных ниже предложениях. • Ну, я перво-наперво притаился: солдат и ушел с письмом-то. (И. Гончаров) • Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет. (В. Маяковский) • Желанья свои и надежды связал я навеки с тобой. (М. Исаковский) • Белье на веревках - знамена дворов - качается в сонном Неаполе. (Е. Евтушенко) • Панину сам Бог судья. (В. Пикуль) 2) Укажите место и стилистическую роль определений в приводимых ниже предложениях. Отметьте случаи инверсии. • Сын крестьянский из людей поморских. (В. Пикуль) • Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные. Помрачаются очи бойкие... (М. Лермонтов) • У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, покойная.. (Н. Гоголь) • Колыхались звездные кочевья. Мы не засыпали у костра. Шумные тяжелые деревья Говорили с нами до утра. Мне в ту ночь поэт седой и нищий Небо распахнул над головой. Точно сразу кто-то выбил днище Топором из бочки вековой. (Н. Елагин) • А конь не стоял на месте, он дикий, неученый, он не умеет танцевать. (Ю. Тынянов) 3) Определите характер ошибок, связанных с порядком слов. Исправьте предложения. • Большое внимание надо уделить обучению технике работ на уборке работающих студентов и школьников. • Успехов больших добились учащиеся нашей школы. • Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. • Студенты готовились к экзаменам хорошо, в частности Павлова и Киреев. • Ректор принимает в своем кабинете людей с их проблемами. • Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых. 1 Варианты координации главных членов предложения. Задания: 1) Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотивируйте. Укажите возможные варианты. • Нас оставал...сь только трое из восемнадцати ребят. • По дороге шл... трое. • Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил... в вуз. • По неуважительным причинам отсутствовал... четверо. • Пятеро сдал... экзамен досрочно. 2) Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного и множественного числа сказуемого. • За месяц израсходован... тысяча рублей.
• Сколько благородных задач сто...т перед учителем! • 45 минут прошл... незаметно. • 45 минут, о которых вы просили, прошл.... • Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или молоком, тоже теснил...сь в толпе. 2 Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. Задания: 1) К данным существительным общего рода подберите определения; составьте с ними предложения так, чтобы показать, в чем особенность согласования в таких конструкциях: Сирота, соня, неряха, крошка, пройдоха, пьяница, горемыка, шельма. Расскажите о согласовании определений с существительными общего рода. 2) Дайте нормативно-стилистическую оценку употребления формы единственного и множественного числа существительных при двух определениях: • В правой и левой руке - в правой и левой руках. • Теоретическая и практическая стилистика - теоретическая и практическая стилистики. • Г осударственная и кооперативная собственность - государственная и кооперативная собственности. • Учащиеся первой и второй смены - учащиеся первой и второй смен. • В конце ХУ - начале ХУI века - в конце ХУ - начале ХУ1 веков. Расскажите о согласовании двух определений при одном существительном: а) в форме единственного числа; б) в форме множественного числа. 3) Заключенные в скобки названия поставьте в нужной форме. • В Летнем саду («Эрмитаж») прошли гастроли известного артиста. • Два года мой брат жил в городе (Кировск). • Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга). • Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала («Новый мир»), 4 Параллельные синтаксические конструкции. Задания: 1) Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки, дайте правильный вариант. • Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! • Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. • Я думаю, покончив с этим делом, нам придётся писать к нему пояснение. • Дополняя соответствующий теоретический курс того же автора, данное пособие также составлено с учётом всех требований школьной программы.
2) Найдите стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов. Исправьте предложения. • Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась • Это ощущаем и мы, депутаты государственной думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы. • Очень хотелось бы, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт своими предшественниками, пусть и советскими. 5 Стилистика сложного предложения. Задание: Какие стилистические недочёты вы можете заметить в этих предложениях? Отметьте цифрами (1) перегруженность придаточными предложениями, (2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении, (3) контаминацию прямой и косвенной речи, (4) необоснованную замену союза. Сделайте стилистическую правку. • В эти месяцы население области проявило, как оно любит свой край. • Единственное, что волнует её при заключении сделки, - это не продешевила ли она. • Очередная особенность Крылова, что большинство фраз из его самых известных басен стали крылатыми. • Соня следует за ним, она понимает, что пусть Раскольников отвергает её, она знает, что может помочь ему. • Поэтому их противостояние - яркий пример того, когда два совершенно разных человека волей судьбы вынуждены сталкиваться друг с другом. Самое неприятное, что иногда я начиная думать, что она права, что этот вопрос совершенно неразрешим. Дополнительная литература: 1 Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М.: Русский язык, 1988. — 286 с. 2 Сенкевич, М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование / М. П. Сенкевич. - М.: Высш, шк., 1980. - 196 с. Занятие 7. Языковые средства оформления письменного научного текста 1 Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление. Задания: 1) Дайте определение понятиям: аннотация, рецензия, реферат. 2) Напишите рецензию по типовому плану: - · Предмет анализа. · Актуальность темы. · Формулировка основного тезиса. · Краткое содержание работы. · Общая оценка. · Недостатки, недочеты. · Выводы. Или составьте аннотацию журнальной статьи по вашей специальности по образцу: Фролов, И. Г. Гповальные проблемы, человек и судьбы человечества / И. Г. Фролов // Философия и политика в современном мире. - М: Наука, 1989. - С. 44-60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений. Используйте материалы приложений Б—Ж. 2 Цитирование в письменном научном тексте. Оформление цитат. Задания: 1) Определите общие требования к цитируемому материалу. 2) Перечислите основные правила оформления цитат. 3) В данный фрагмент включите цитату как самостоятельное предложение. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. «...Самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство». (Н.К. Рерих)
4) Используйте цитату после двоеточия. С какой буквы (строчной или прописной) нужно начать цитату? Почему? Машинная, техногенная цивилизация подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет... «...Старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру». (Н.А. Бердяев) 5) Включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза. С какой буквы (строчной или прописной) начинается цитата? Почему? Известны и пессимистические («финалистские») концепции дальней-ших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков пишет... «Испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбеж-но гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах «потребительского рая», либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф». (Л. В. Лесков) 3 Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Задания: 1) Расскажите, как оформляются библиографическое описание и библиографическая ссылка. 2) Составьте библиографическое описание данных произведений, используя ГОСТ «Твердыня пламенная» Н.К.Рерих, Париж, 1993год, с.28. Н.А. Бердяев «Смысл истории» - М.,1990. - С. 166. Лесков Л. В. Космические цивилизации: проблемы эволюции. - Москва, 1983, С.47. Статья Межуева В.М. «Ценности современности в контексте мо-дернизации» из книги «Объект исследования - искусство (По страницам «Культурологических записок»)». - М., 2006г., Индрик, 520 стр. Свободная мысль. Ns 9, 1998, С. 28. - Коэн С. Изучение России без России. 3) Составьте описание: • книги по вашей специальности; • статьи по вашей специальности.
Дополнительная литература: 1 Вейзе, А. А. Реферирование текста / А. А. Вейзе. - Минск, 1980. - 274 с. 2 Демидова, А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст Оформление научной работы / А. К. Демидова. -М.: Просвещение, 1981.-258 с. 3 Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля / под ред. И. Г. Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.02 с.) |