Занятие 6. Синтаксические нормы современного русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. Синтаксические нормы современного русского языка



1 Порядок слов в предложении.

Задания:

1) Выделите дополнения, объясните занимаемое ими место в данных ниже предложениях.

Ну, я перво-наперво притаился: солдат и ушел с письмом-то. (И. Гончаров)

Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет. (В. Маяковский)

Желанья свои и надежды связал я навеки с тобой. (М. Исаковский)

Белье на веревках - знамена дворов - качается в сонном Неаполе. (Е. Евтушенко)

Панину сам Бог судья. (В. Пикуль)

2) Укажите место и стилистическую роль определений в приводимых ниже предложениях. Отметьте случаи инверсии.

Сын крестьянский из людей поморских. (В. Пикуль)

Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные. Помрача­ются очи бойкие... (М. Лермонтов)

У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, покой­ная.. (Н. Гоголь)

Колыхались звездные кочевья. Мы не засыпали у костра. Шумные тяжелые деревья Говорили с нами до утра. Мне в ту ночь поэт седой и ни­щий Небо распахнул над головой. Точно сразу кто-то выбил днище Топором из бочки вековой. (Н. Елагин)

А конь не стоял на месте, он дикий, неученый, он не умеет танце­вать. (Ю. Тынянов)

3) Определите характер ошибок, связанных с порядком слов. Ис­правьте предложения.

Большое внимание надо уделить обучению технике работ на убор­ке работающих студентов и школьников.

Успехов больших добились учащиеся нашей школы.

Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.

Студенты готовились к экзаменам хорошо, в частности Павлова и Киреев.

Ректор принимает в своем кабинете людей с их проблемами.

Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых.

1 Варианты координации главных членов предложения.

Задания:

1) Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотиви­руйте. Укажите возможные варианты.

Нас оставал...сь только трое из восемнадцати ребят.

По дороге шл... трое.

Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил... в вуз.

По неуважительным причинам отсутствовал... четверо.

Пятеро сдал... экзамен досрочно.

2) Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного и множественного числа сказуемого.

За месяц израсходован... тысяча рублей.

Сколько благородных задач сто...т перед учителем!

45 минут прошл... незаметно.

45 минут, о которых вы просили, прошл....

Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или молоком, тоже теснил...сь в толпе.

2 Варианты согласования определений и приложений с определяе­мыми словами.

Задания:

1) К данным существительным общего рода подберите определения; составьте с ними предложения так, чтобы показать, в чем особенность со­гласования в таких конструкциях:

Сирота, соня, неряха, крошка, пройдоха, пьяница, горемыка, шельма.

Расскажите о согласовании определений с существительными обще­го рода.

2) Дайте нормативно-стилистическую оценку употребления формы единственного и множественного числа существительных при двух опре­делениях:

В правой и левой руке - в правой и левой руках.

Теоретическая и практическая стилистика - теоретическая и практическая стилистики.

• Г осударственная и кооперативная собственность - государствен­ная и кооперативная собственности.

Учащиеся первой и второй смены - учащиеся первой и второй смен.

В конце ХУ - начале ХУI века - в конце ХУ - начале ХУ1 веков.

Расскажите о согласовании двух определений при одном существи­тельном: а) в форме единственного числа; б) в форме множественного числа.

3) Заключенные в скобки названия поставьте в нужной форме.

• В Летнем саду («Эрмитаж») прошли гастроли известного артиста.

• Два года мой брат жил в городе (Кировск).

• Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга).

• Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала («Новый мир»),

4 Параллельные синтаксические конструкции.

Задания:

1) Найдите примеры неправильного употребления в речи дееприча­стных оборотов. Объясните характер ошибки, дайте правильный вариант.

• Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать!

• Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правитель­ства отправлен в отставку.

• Я думаю, покончив с этим делом, нам придётся писать к нему пояс­нение.

• Дополняя соответствующий теоретический курс того же автора, данное пособие также составлено с учётом всех требований школьной про­граммы.

2) Найдите стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов. Исправьте предложения.

• Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хо­тела передать заводы под опеку казне, распалась

• Это ощущаем и мы, депутаты государственной думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы.

• Очень хотелось бы, чтобы нынешние чиновники перенимали накоп­ленный опыт своими предшественниками, пусть и советскими.

5 Стилистика сложного предложения.

Задание:

Какие стилистические недочёты вы можете заметить в этих предло­жениях? Отметьте цифрами (1) перегруженность придаточными предло­жениями, (2) отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении, (3) контаминацию прямой и косвенной речи, (4) не­обоснованную замену союза. Сделайте стилистическую правку.

• В эти месяцы население области проявило, как оно любит свой край.

• Единственное, что волнует её при заключении сделки, - это не продешевила ли она.

• Очередная особенность Крылова, что большинство фраз из его самых известных басен стали крылатыми.

• Соня следует за ним, она понимает, что пусть Раскольников от­вергает её, она знает, что может помочь ему.

• Поэтому их противостояние - яркий пример того, когда два со­вершенно разных человека волей судьбы вынуждены сталкиваться друг с другом.

Самое неприятное, что иногда я начиная думать, что она права, что этот вопрос совершенно неразрешим.

Дополнительная литература:

1 Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М.: Русский язык, 1988. — 286 с.

2 Сенкевич, М. П. Практическая стилистика русского языка и лите­ратурное редактирование / М. П. Сенкевич. - М.: Высш, шк., 1980. - 196 с.

Занятие 7. Языковые средства оформления письменного научного текста

1 Структурные элементы научного письменного текста и их языко­вое оформление.

Задания:

1) Дайте определение понятиям: аннотация, рецензия, реферат.

    2) Напишите рецензию по типовому плану: -

· Предмет анализа.

· Актуальность темы.

· Формулировка основного тезиса.

· Краткое содержание работы.

· Общая оценка.

· Недостатки, недочеты.

· Выводы.

Или составьте аннотацию журнальной статьи по вашей специально­сти по образцу:

Фролов, И. Г. Гповальные проблемы, человек и судьбы человечества / И. Г. Фролов // Философия и политика в современном мире. - М: Наука, 1989. - С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные сторо­ны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Используйте материалы приложений Б—Ж.

2 Цитирование в письменном научном тексте. Оформление цитат.

Задания:

1) Определите общие требования к цитируемому материалу.

2) Перечислите основные правила оформления цитат.

3) В данный фрагмент включите цитату как самостоятельное пред­ложение.

Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии куль­туры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что изба­вит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных.

«...Самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство». (Н.К. Рерих)

 

4)       Используйте цитату после двоеточия. С какой буквы (строчной или прописной) нужно начать цитату? Почему?

Машинная, техногенная цивилизация подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...

«...Старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру». (Н.А. Бердяев)

5)       Включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза. С какой буквы (строчной или прописной) начинается цитата? Почему?

Известны и пессимистические («финалистские») концепции дальней-ших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков пишет...

«Испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбеж-но гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах «потребительского рая», либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф». (Л. В. Лесков)

3 Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

Задания:

1)       Расскажите, как оформляются библиографическое описание и библиографическая ссылка.

2)       Составьте библиографическое описание данных произведений, используя ГОСТ  

 «Твердыня пламенная» Н.К.Рерих, Париж, 1993год, с.28.

Н.А. Бердяев «Смысл истории» - М.,1990. - С. 166.

Лесков Л. В. Космические цивилизации: проблемы эволюции. - Москва, 1983, С.47.

Статья Межуева В.М. «Ценности современности в контексте мо-дернизации» из книги «Объект исследования - искусство (По страницам «Культурологических записок»)». - М., 2006г., Индрик, 520 стр.

Свободная мысль. Ns 9, 1998, С. 28. - Коэн С. Изучение России без России.

3)       Составьте описание:

•         книги по вашей специальности;

•         статьи по вашей специальности.

 

Дополнительная литература:

1        Вейзе, А. А. Реферирование текста / А. А. Вейзе. - Минск, 1980. - 274 с.

2        Демидова, А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст Оформление научной работы / А. К. Демидова. -М.: Просвещение, 1981.-258 с.

3        Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля / под ред. И. Г. Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.02 с.)