Понятие функциональных стилей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие функциональных стилей.



Задания:

1) Охарактеризуйте каждый из функциональных стилей по плану:

а) сфера применения;

б) задачи речи;

в) стилевые черты;

     г) языковые средства (уровень лексики, морфологии, словообразова­ния, синтаксиса, текста);

    д)основные жанры.

 

2)Заполните пропуски в таблице.

Стиль Прагматическая цель Основная форма бытования Характер речи
Официально­ деловой Создание документов   Монолог
Научный   Письменная  
Публицистиче­ ский     Монолог Диалог Полилог
Литературно­ художественный Создание художественной реальности    
Разговорно­ бытовой     Диалог

 


 

Домашнее письменное контрольное задание:

Определите стиль данного текста. Изложите данный текст разными стилями.

Берёза, род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Обычно вы­деляют 120-140 (по др. данным 65) видов, в умеренных и холодных поясах Сев. Полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наиболее хозяйственное значение имеют берёза повислая, или бородавча­тая, и берёза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки: почки и листья как мочегонное, желчегонное средство. Пять ви­дов охраняются.

2 Разговорный стиль русского языка.

Задания:

1)Укажите «книжные» слова в приведённых предложениях, про­комментируйте уместность их употребления и исправьте предложение, ес­ли это необходимо.

· Параллельно с заделкой семян нужно завершить к двадцатому июля и окучивание картофеля.

· В.А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специали­стом, скромным беззаветным работником.

· Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожай­ность полей, как добиться полной отдачи от земли.

· Среди сподвижников Николая Артемьева его друзья - токарь Васильчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в его бригаде.

2)Установите, в чём различие понятий: «жаргонная лексика», «ар­го», «сленг». В чём специфика использования в речи жаргонизмов по сравнению с общеупотребительной лексикой?

3)Директор Института лингвистики РГГУ М.А. Кронгауз назвал сленг «полигоном для словотворчества». Выскажите свою точку зрения на роль и место сленга в языковом поведении современного человека.

4)Прочитайте примеры из повести Николая Леонова «Агония» и оп­ределите способы словообразования арготизмов.

· Папенька, уберите пушку, я этого мальчика срисовала.

· Не был я на этой малине и тебя, краля, не знаю

· Если Корней красотку решил, зачем шум поднял?

· А второй, слыхал, по мокрому прошёл, в бегах сейчас.

· Он понимал - не станет сыскной с налётчицей разгуливать по улицам

5) Попытайтесь «перевести» на русский литературный язык «Кон­спект одного крутого студента на одной забойной лекции».

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Парсу, но конкретно обло­мился Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт Парса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему уда­лось накидать лапши на уши Зимрипиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшну-ну, Урук и Иссин, которые долго пружинили хвост, но пролетели как стая рашпилей.

Оцените достоинства текста и укажите его недостатки.

6) Что понимается под канцеляризмами?

Найдите в предложениях канцеляризмы, укажите на стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Исправьте предложения.

· Со стороны заведующего фермой В. И. Шлыка было проявлено ха­латное отношение к доению и кормлению коров.

· По окончанию ознакомления с достопримечательностями туристам было разрешено их фотографирование

· В браке заключается отрицательная сторона в деятельности предприятия.

· За последние десять лет в Эфиопии достигнуты достижения в де­ле искоренения таких извечных врагов человечества, как невежество, болез­ни, нищета.

7) Что такое речевой штамп? В чём опасность речевых штампов и сложность борьбы с ними? В каких случаях использование речевых штам­пов неизбежно? Ответ поясните примерами.

Дополнительная литература:

1 Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. - М,: Айрис-пресс, 2000. - 387 с.

2 Введенская, Л. А. Русский язык: культура речи, текст, функцио­нальные стили, редактирование / Л. А. Введенская, А. М. Пономарёва. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 593 с.

3 Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. - М.: Ай- рис-пресс, 2003. - 448 с.

4 Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. - М.: РИП-холдинг, 1994. - 125 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.005 с.)