Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рецептура институционального хаоса
Для выведения государственной системы из состояния равновесия мо- гут быть использованы различного рода социальные детонаторы. Так, в преддверии Февральской революции 1917 г. положение в Петрограде, а че- рез него — и во всей России было дестабилизировано посредством локаута на Путиловском заводе. Разумения у власти обеспечить трудовую занятость путиловцев не хватило. Современные исследователи указывают на прово- кативный характер путиловского локаута. Тысячи оказавшихся на улице рабочих активно рекрутировались в ряды антигосударственных сил. Один завод — последствия всероссийские127. Что же говорить, когда речь шла о социально дестабилизирующей реформе. Механизмы использования социальных и политических дестабилиза- торов прослеживаются в большинстве революций современного типа. Они удивительным образом точно совпадают с включением других возбудите- лей активности масс. Синхронность может быть объяснена только при ис- пользовании допущения об организационной скоординированности про- исходящих процессов. Может ли быть реформаторски дестабилизирована ситуация в совре- менной России? Такого рода дестабилизатором могла явиться, в частности, реформа по монетизации льгот. Ее реализация осуществлялась синхронно с «оранжевой» волной на постсоветском пространстве. Волновой эффект в сложившейся ситуации вполне мог быть перенесен и на Россию. Не это ли и планировалось? Сегодня речь идет о целом пакете реформ, лейтмотивом которых должна стать «кадровая оптимизация». Бесспорно, количество вузов сегодня не со- ответствует возможностям их ресурсного обеспечения, поддержания надле- жащего качества образовательного процесса. Бесспорно также, что многие исследовательские институты не соответствуют номинированному статусу, лишь имитируя научную деятельность. Не вызывает сомнений и необхо- димость модернизации вооруженных сил. Решение видится в инфраструк- турном сокращении при концентрированном перераспределении ресурсов между сохраняемыми (значительно меньшим числаом) организациями. Но это будет означать увольнения, а соответственно, люмпенизацию зна- чительных социальных групп. Каких бы то ни было механизмов межотрас- левых «кадровых перетоков» реформаторские проекты в себе не содержат. Социальные последствия реформ, как всегда, не берутся в рассмотрение. Процесс сокращения «нерентабельных» бюджетных учреждений непроиз-
127 Долгачев И.Н. Февральская буржуазно-демократическая революция. М., 1995. водственного профиля уже набирает обороты. В связке с ним будет расти число лиц, недовольных режимом. Остается использовать «спусковой крю- чок» политического режима для трансформации протестных настроений в динамику революционного взрыва. К деструкции государственности может привести и дезорганизация ин- ституционального уровня власти. Когда государственнические скрепы уже разрушены, следует для окончательной реализации логики распада парали- зовать действия властной исполнительной вертикали. В истории известны примеры, когда наличие гения национального лидера и деятельной поли- тической команды, при дефиците прочих компонентов жизнеспособности государств, оказывалось фактором спасения соответствующего социума. Поэтому создание атмосферы «министерского хаоса» входит составным элементом в единую рецептуру борьбы с государственностью. Один из путей хаотизации — обеспечение сверхтекучести кадровых ро- таций. Именно таким путем в канун Февральской революции оказалась па- рализована исполнительная власть Российской империи. Процесс получил наименование «министерская чехарда». Характерно, что организован он был в период войны, когда, казалось бы, смена команды управленцев кате- горически противопоказана. Преследуемая заменой министра цель в каж- дом конкретном случае определялась установкой на оптимизацию системы, но в целом это приводило лишь к ее дисбалансу128. Институциональная революция была, по-видимому, одним из важней- ших факторов гибели СССР (рис. 3.77). С определенного времени число советских министров стало стремительно возрастать. Функционально это 80
70 60
50 40
30 20
10 0 1910
1930 1950 1970 1990 Год 2010
Рис. 3.77. Численность министерств (наркоматов) в российской истории 128 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. С. 273–274.
выглядело вполне оправданным. Чем больше министерств, тем выше их специализация. Однако в итоге к концу брежневского правления их ока- залось 70 (не считая 24 государственных комитета). При таком количестве министерств общая система управления оказалась парализованной. По аналогии с «нефтяной горкой», в управленческой сфере сложилась своеобразная «институциональная горка». Аналогии продолжились, когда в период горбачевского реформирования она стремительно рухнула. В ло- гике провозглашенной борьбы с бюрократизмом количество министерств было сокращено к 1989 г. почти вдвое. Одновременность произведенной реорганизации опять-таки указывает на возможность ее внешней инсце- нированности. Возник функциональный управленческий кризис. Он при двукратном сокращении министерств и не мог не возникнуть. Многие сфе- ры оказались де-факто не управляемы. Институциональный хаос порождал соответствующие импульсы, направляемые в общество. СССР перестал су- ществовать. Сокращение численности министерств, между тем, было про- должено и в постсоветский период российской истории.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.007 с.) |