Виды и формы технического обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы технического обслуживания



По принятой в гражданской авиации системе технической эксплу­атации предусматриваются следую­щие виды технического обслужи­вания (TO):

оперативные;

периоди­ческие;
 особые виды, к которым относятся

сезонные;

 TO при хране­нии;

специальные.

 

3. 1. 1. Оперативное техническое обслуживание

Основным назначением оперативного технического обслуживания является устранение возникших отказов и неисправностей и подготовка летательного аппарата к очередному вылету.

При оперативном техническом обслуживании, как правило, не должно быть работ, необходимость выполнения которых определяется налетом (количеством посадок) летательного аппарата или индивидуальной наработки его агрегатов и комплектующих изделий.

Необходимость, частота и последовательность выполнения оперативных форм обусловлена характером и условиями использования летательных аппаратов по назначению.

Существуют следующие формы оперативного TO:

· работы по встрече самолета,

· по обеспечению стоянки самолета,

· по осмотру и обслужива­нию,

· по обеспечению вылета.

Работы по встрече выполняются непосредственно после каждой по­садки самолета, а также при поста­новке его на стоянку оперативного TO. К этим работам, например, относятся:

внешний осмотр самолета;

одевание чехлов и установка заглу­шек на приемники воздушных давлений;

установка защитных заглушек на воздухозаборники;

подключение аэродромных источников электро­энергии;

получение от экипажа информации о работе авиатехники в по­лете и др.

Работы по обеспечению стоянки самолета выполняются в случае пере­дачи его от экипажа в АТБ, если продолжительность стоянки до оче­редного вылета превышает 5 ч. К этим работам, например, относятся:

 проверка наличия чехлов и защитных заглушек на приемниках воздушных давлений и на воздухозаборниках;

 установка всех выключателей, реос­татов, рычагов управления в положе­ние «выключено»;

отключение аэро­дромного источника электроэнергии;

 съем и перенос бортовых аккумуля­торных батарей в теплое помещение при морозной погоде и др.

Работы по осмотру и обслужива­нию в свою очередь делятся на несколько форм.

 Для ряда типов самолетов регламентами TO установ­лены формы:

· A l (или А- транзитная),

· A 2 (или А- базовая),

· Б (или базо­вая).

 

Работы по форме A l выполня­ются:

в транзитном и конечном аэропортах после каждой посадки самолета;

после контрольно-испы­тательного полета (облета);

перед вылетом после проведения периоди­ческого TO;

при очередных заправ­ках самолета топливом во время учебно-тренировочных полетах;

пе­ред вылетом, если самолет не летал после любой формы TO более 12... 24 ч (в зависимости от типа само­лета).

В процессе выполнения формы A l устраняются обнаруженные от­казы и неисправности, а восстановленные системы, оборудование проверяются на рабо­тоспособность. Кроме того, проводят­ся осмотры AT, проверка работо­способности отдельных систем в соот­ветствии с регламентом TO конкрет­ного типа самолета.

Техническое обслуживание по форме A 2 (А- базовая) выполняется:

 в базовом аэропорту- после каждой посадки рейсового самолета;

в конце летного дня- при учебно-тренировоч­ных полетах.

Назначение формы A 2 такое же, как и A l, однако объемы работ, определяемые регла­ментом TO для этой формы, больше. После проведения формы A2 обес­печивается готовность самолета к полету в течение 12 ч.

Техническое обслуживание по форме Б выполняется в базовом аэропорту через назначенный кален­дарный промежуток времени регу­лярной эксплуатации самолета, если по налету часов не требуется вы­полнять очередное периодическое TO. Так, для самолета Ту-154 этот период равен 15 суткам, то объем работ, выполняемых по форме Б, превышает объем предыдущих форм.

Работы по обеспечению вылета самолета производятся перед его вы­летом после проведения соответст­вующей формы TO (A l, A 2 или Б), а также повторно после задержки вылета на время, превышающее 1 ч. Эти работы состоят:

 из подключения аэродромных источников электро­энергии к борту BC перед подго­товкой к полету;

 съема с самолета защитных чехлов, заглушек;

 уста­новки аккумуляторных батарей;

 ос­мотра самолета по установлен­ному маршруту;

 отключения аэро­дромных источников питания;

 зазем­ления и др.

В настоящее время в регламентах TO оперативные формы технического обслуживания в соот­ветствии с ГОСТ 18675—79 делятся на следующие формы:

А- работы по встрече;

Б, В, Г - работы по обслуживанию и осмотру;

Д, E - работы по обеспечению вы­лета;

Ж - работы по обеспечению стоянки.

При этом обеспечиваются следующие принципы назначения оперативных форм технического обслуживания. Объем работ по фор­ме А выполняется непосредственно после каждой посадки самолета, а при учебно-тренировочных поле­тах — при очередных заправках топ­ливом.

Техническое обслуживание по формам выполняется:

Б — перед полетом, если не требу­ется выполнения более сложной фор­мы TO;

 перед вылетом после периоди­ческого TO;

в процессе учебно-тре­нировочных полетов при очередных заправках самолета топливом;

В — перед полетом (после посад­ки) по выполнении 1...5 обслужи­вания по форме Б, 1 раз в сутки, в зависимости от фактических усло­вий применения самолета;

 в конце летного дня при учебно-тренировоч­ных полетах;

при подготовке само­лета к использованию в случае прос­тоя его в течение 1...15 сут;

после специального TO;

Г — при учебно-тренировочных полетах после 50...100 посадок;

1 раз в период M сут регулярной эксплуа­тации самолета (при выполнении хотя бы одного полета в сутки), если по налету часов не требуется выполнение очередного периодичес­кого TO.

Период M=N+K,

где N — установленная для данного ти­па самолета периодичность выполнения формы Г (в сутках); К — допуск на изме­нение периодичности выполнения формы.

Срок M на выполнение формы Г может быть увеличен на число нелет­ных суток, но не должен превышать l,5 N суток.

Д — непосредственно перед выле­том, если стоянка самолета не пре­вышает 2 ч;

E — непосредственно перед выле­том, если длительность стоянки самолета превышает 2 ч;

Ж — при передаче самолета в авиационно-техническую базу (АТБ), если продолжительность стоянки до очередного вылета пре­вышает 2 ч, а также при переме­щении самолета на другую стоянку.

Подготовка самолета к полёту обеспечивается за счет выполнения комплекса оперативных форм TO (Рис. 10).

 

Рис. 10 Схема формирования состава опе­ративных форм TO

 

Параллельное включение форм Б, В, Г или Д, E на рис. 5 означает, что в конкретном случае выполняется только одна из этих форм. Отсутствие необходимости в выполнении работ по обеспечению стоянки показано сплошной линией, параллельной элементу Ж схемы. Например, для какого-то конкрет­ного случая оперативное TO может комплектоваться из форм А — В — Д. Объем работ, выполняемых по форме В, превышает объем работ по форме Б и включает в себя послед­ний:

Т(В) = Т(Б)+ Т(В)

где Т(В) и Т(Б) — трудоемкости (объе­мы) выполнения работ по формам В и Б соответственно; ΔТ(Β) — дополнительная тру­доемкость (объем) работ по форме В,

Аналогично:

Т(Г)=Т(В)+ ΔТ(Г);

Т(Е)=Т(Д)+ ΔТ(Е),

Если после подготовки к полету вылет самолета задержан на 1 сут, то перед полетом снова выполняется форма E. Если же самолет не летал 1...15 сут, то перед вылетом выпол­няются формы В и E.

 

3. 1. 2. Периодическое техническое обслуживание

Оно выполня­ется в базовых аэропортах через определенное время налета или опре­деленное число посадок. Для само­лета с относительно малым налетом период выполнения таких работ опре­деляется календарным временем.

Основное назначение периодичес­кого TO:

проведение углубленного контроля технического состояния;

 выявление и устранение развиваю­щихся неисправностей систем, агрегатов, узлов и деталей самолета;

проведение профилактических меро­приятий по предотвращению возможностей возникновения неисправнос­тей, отказов;

 смазку шарнирных соединений;

очистку от загрязнений и коррозии;

замену агрегатов, отработавших ресурс.

Число форм периодического TO и периодичность их выполнения зави­сят от:

    типа самолетов;

 уровня раз­вития AT и средств ее обслужи­вания;

условий и накопленного опыта эксплуатации;

применяемых методов и организации технического обслуживания.

    Значения периодичности выполнения форм технического обслуживания и ремонта должны быть не менее приведенных в

Так, для ряда типов самолетов установлены следующие формы периодического TO:

форма 1 —через каждые (300±30) ч налета;

Таблица 1

Периодичность обслуживания и ремонта ЛА

форма 2 — через каждые (900± 30) ч налета;

форма 3 — через каждые (1800±30) ч налета.

При этом отсчет часов ведется от базовых цифр, кратных соответствен­но 300, 900, 1800 ч, независимо от того, в какой момент поля допуска производилось предыдущее обслуживание. Например, если пре­дыдущее TO выполнялось при налете 875 ч, то очередную форму следует выполнять через (1200±30) ч налета, а не через (1175±30) ч.

Для самолетов с календарной периодичностью выполнения техни­ческого обслуживания могут уста­навливаться следующие формы пе­риодического TO:

l K — через 3 мес + 15 сут;

2 K — через 9 мес. + 30 сут;

3 К — через 19 мес. + 30 сут.

Для ряда самолетов с газо­турбинными двигателями установле­но число форм периодического TO, достигающее 19.

    На самолетах, предназначенных для учебно-трени­ровочных полетов, периодическое TO взлетно-посадочных агрегатов и систем управления самолетом выпол­няется с периодичностью 300, 600, 900 посадок.

Каждая форма периодического TO подразделяется на следующие работы:

предварительные (подготов­ка рабочих мест, открытие люков, подключение источников энергии и т. д.);

смотровые (контрольные осмотры узлов, блоков, систем, составление ведомостей дефектов);

стандартные (демонтаж агрегатов, контроль их состояния в лаборато­риях, выполнение регулировочных работ и текущего ремонта, монтаж агрегатов на борт, проверки работо­способности и регулировки бортовых систем);

заключительные (закрытие люков, отсеков, щитков, контроль на­личия инструментов и приспособ­лений, оформление документации, передача самолета в цех оперативно­го TO).

 

3. 1. 3. Сезонное техническое обслуживание

Условия эксплуата­ции самолетов в определенной степе­ни определяются временами года. В связи с этим регламентируются некоторые особенности эксплуата­ции AT для осенне-зимнего и ве­сенне-летнего сезонов. К эксплуата­ции в этих условиях должны быть подготовлены самолеты, персонал и сред­ства технического обслуживания. Для подготовки AT к соответствую­щим сезонам эксплуатации 2 раза в год проводят сезонное TO.

Перечень работ, которые должны быть выполнены при этом, определя­ются Регламентом TO конкретного самолета и перечнем дополнитель­ных работ, который определяется главным инженером АТБ. Во время сезонного TO выполняются также различные профилактические работы (восстановление защитных покры­тий; устранение коррозии, ремонт чехлов и заглушек и т. д.).Сезонное ТО как правило совмещают с очередной формой периодического обслуживания.

 

3. 1. 4. Специальноетехническое обслуживание

Оно выполняет­ся после каждого полета самолета в не стандартных условиях: турбу­лентная атмосфера, зона грозы, гра­да, пылевой бури, а также после грубой посадки, выкатывания само­лета за ВПП или приземления до ВПП, превышения допустимых перегрузок. В таких полетах могут появиться трещины в конструкции планера самолета, оплавления, пробой изо­ляции, повреждения авиадвигателей, электронного оборудования и т. п.

    Цель специального TO — контроль состояния авиационной техники и устранение появившихся неисправ­ностей, связанных с особыми усло­виями полета. Перечень работ для каждого из перечисленных условий полета определяется Регламентом TO и указаниями главного инженера.

 

3. 1. 5. Техническое обслуживание изде­лий AT при хранении

    При необхо­димости самолет может быть постав­лен на определенный срок хранения. С целью сохранения его в исправ­ном состоянии периодически про­водится TO, которое состоит из:

    ра­бот по подготовке к хранению;

    работ, выполняемых через каждые 10, 30 и 90 дней хранения;

работ по подготовке самолета к полету после хранения.

Перечень работ определя­ется Регламентом TO.

В эксплуатационном предприятии (на техническом складе, в обменном фонде) постоянно хранится большое число агрегатов AT. Эти изделия должны систематически проходить техничес­кое обслуживание в соответствии со специальными инструкциями по хра­нению.

 

Ремонт авиационной техники

 Ремонт JIA, как и периодическое техническое обслуживание, вы­полняется по истечении определенных интервалов, измеряемых чис­лом часов налета, числом посадок или календарным временем.

Под ремонтом АТ понимается комплекс организационных, технологических и экономических мероприятий по восстановлению ресурса, исправности и работоспособности изделий.

Ремонт выполняется на изделии (самолете, двигателе), снятом с эксплуатации вследствие отработки заданных ресурсов (или сроков службы) или в результате повреждения.

Различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт - это минимальный по объему ремонт, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация изделия до очередного планового ремонта.

Во время текущего ремонта неисправности устраняются заменой или восстановлением отдельных составных частей (быстроизнашивающихся деталей), а также выполняются регулировочные работы. Текущий ремонт производится силами эксплуатационных предприятий и является составной частью регламентного обслуживания авиатехники.

Средний ремонт также осуществляется за счет восстановления эксплуатационных характеристик изделия или замены изношенных или поврежденных составных частей.

Кроме этого при среднем ремонте проверяется состояние других изделий АТ с устранением обнаруженных неисправностей. При среднем ремонте может производиться капитальный ремонт отдельных компонентов ВС.

Капитальный ремонт выполняется после отработки самолетом межремонтного ресурса. Этот вид ремонта заключается в полной разборке ВС и дефектации изделий АТ с последующей их заменой или восстановлением исправного состояния (Рис.8).

После ремонта осуществляется процесс сборки: узловая, агрегатная, общая. На каждом этапе сборки выполняется контроль работоспособности изделий и агрегатов. После общей сборки ВС проходит ряд испытаний (наземные и летные).

Капитальный и средний ремонты выполняются на ремонтных заводах. Все ресурсы до ремонтов устанавливаются применительно к капитальным ремонтам.

 

Ремонтные операции на JIA (за исключением текущего ремонта, который входит структурно в техническое обслуживание), могут вы­полняться или в виде капитального ремонта, или в виде так называе­мых ремонтных форм, похожих по принципу построения на формы пе­риодического технического обслуживания. Однако капитальный ре­монт в ряде случаев, согласно требованиям стандартов, может быть вы­несен за рамки системы технической эксплуатации и рассматриваться как самостоятельный этап эксплуатации ЛА.     Ремонт же, выполняе­мый в виде определенной совокупности ремонтных форм, совмещенных, как правило, с формами периодического технического обслуживания, естественно входит составной частью в систему технической эксплуа­тации.

Ремонтные формы по сравнению с формами периодического технического обслуживания, отличаются значительно большими интервалами вре­мени и трудоемкостью работ. Их основное назначение и отличитель­ная особенность состоят в том, чтобы оценить техническое состояние элементов и узлов конструкции в труднодоступных зонах, выявить и устранить отказы и повреждения на ранних стадиях их развития, вос­становить поврежденные участки конструкции планера, лакокрасоч­ное покрытие, бытовое оборудование ВС, выполнить требуемые дора­ботки конструкции по бюллетеням промышленности. В течение назна­ченного ресурса на ЛА последовательно выполняют несколько ре­монтных форм: P-I, Р-2, Р-3, Р-4 и другие, усложняющиеся по мере увеличения общего налета ЛА и числа посадок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.057 с.)